Эмоциональное восприятие цвета

Всё, что нас окружает, природа одарила своим цветом. В разные древние культуры цвет использовался для опознания определенных социальных слоев, а также как символический знак, выражавший мифологические или религиозные понятия.

В Китае жёлтый цвет предназначался для императора, сына Неба. Никто другой не смел носить жёлтую одежду. Жёлтый цвет был символом высшей мудрости и просвещённости. Если же китайцы по случаю траура надевали белые одежды, то это означало сопровождение ушедшего в Царство чистоты и неба.

В изобразительном искусстве Мексики, часто встречается фигура, одетая в красную одежду. В данном случае речь идет о боге Земли Ксипе-тотек, а стало быть, и о восточном небе, ассоциирующемся с восходом солнца, рождением, юностью и весной.

Красному цвету на Руси отводилось особое значение, он считался признаком красоты, и всё что связывалось с понятием “красивый” называли красным: красная площадь, красная девица, весна красна, красный угол, красно солнышко.

Помимо цветовых символов, принадлежащих определенным культурам, существуют общечеловеческие символы, которые понятны всем.

Белый цвет это благо, свет, неземная чистота, приумножение святости, вода, молоко или семя, в свою очередь олицетворяющие жизнетворное начало. Белый символизирует невинность, свет, чистоту, поэтому невесту одевают в белый свадебный наряд.

Красный это кровь, огонь, тепло, солнце. Красный в сочетании с белым жизнь, жизнеутверждающие силы.

Черный цвет в представлении людей означает мрак, темноту ночи, распад и смерть, а следовательно, зло.

Серый цвет являлся в средние века цветом нищенского рубища, цветом отверженности от христианского мира. Он считался даже не цветом, а просто отсутствием его.

Коричневый тоже не любили.

Божественными цветами считали золото и жёлтый как материальное воплощение “застывшего солнечного света”. В Священном писании свет и цвет называются венцом всяческой красоты, отдается дань восхищения всему сияющему и светоносному. Вплоть до XII века символический смысл жёлтого цвета носил только положительный характер, но в эпоху готики он получил второй, негативный, смысл. Его стали считать цветом измены, лжи, продажности, бесстыдства, цветом дурных намерений.

Синий цвет королевской власти и благородного происхождения, означает постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир. Фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость.

В христианской символике зеленый цвет напоминает о земной жизни Христа, о его гуманной миссии. В народных сказаниях и легендах многих стран зелёный цвет является символом надежды, т.к. он ассоциируется с молодостью, ростом.

Оранжевый любимый цвет людей обладающих интуицией, страстных мечтателей.

Символика цвета рождалась и умирала, но и в наши дни сохранилась в поговорках и крылатых фразах: “тоска зелёная”, “скука серая”, “дела чёрные”, “радость светлая”.)

Цвет может вызывать самые разные ощущения:

температурные (тёплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие),

акустические (тихое, громкое, кричащее, глухое),

пространственные (выступают вперёд, отдаляются, создают чувство глубины).

Фактурные свойства цвета создают более точное представление о предмете.

котёнок пушистый, кувшин гладкий, луковица шёлковая, ткань бархатная. Художник по-разному наносит краску густо, заливкой, по-сырому, использует мазки разной длины и направления.

Цвет вызывает ощущения лёгкости, тяжести, воздушности, давящее ощущение). На доске прикреплены изображения 4 мешков: который из них лёгкий, который воздушный, тяжёлый и давящий?

Цвет может вызывать разные эмоциональные состояния (весёлое, грустное, бодрое, радостное, печальное, спокойное, безразличное); рождать эстетические чувства (красивое, безобразное, отвратительное).

В изобразительном искусстве принято считать, что

красный цвет– возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, воинственный.

жёлтый -тёплый, бодрящий, весёлый, привлекательный. Оранжевый – весёлый, радостный, пламенный, добрый.

Зелёный создаёт спокойное, приятное и мирное настроение.

Синий – серьёзный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный. Путём смешивания каких цветов получается фиолетовый.

Соединяет эмоциональное воздействие синего и красного. Он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывает тоску и грусть.

Художники, создавая полотна, используют знания о воздействии цвета на человека, чтобы “донести” до зрителя свою идею, наиболее выразительнее передать художественный образ произведения.

Цветовые палитры, передающие разное настроение:

Определите к какой из этих цветовых палитр подходят названия: утренняя свежесть, нежность, весёлый летний день, осенняя грусть, тревога, неутешимое горе, печаль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: