Всё, что нас окружает, природа одарила своим цветом. В разные древние культуры цвет использовался для опознания определенных социальных слоев, а также как символический знак, выражавший мифологические или религиозные понятия.
В Китае жёлтый цвет предназначался для императора, сына Неба. Никто другой не смел носить жёлтую одежду. Жёлтый цвет был символом высшей мудрости и просвещённости. Если же китайцы по случаю траура надевали белые одежды, то это означало сопровождение ушедшего в Царство чистоты и неба.
В изобразительном искусстве Мексики, часто встречается фигура, одетая в красную одежду. В данном случае речь идет о боге Земли Ксипе-тотек, а стало быть, и о восточном небе, ассоциирующемся с восходом солнца, рождением, юностью и весной.
Красному цвету на Руси отводилось особое значение, он считался признаком красоты, и всё что связывалось с понятием “красивый” называли красным: красная площадь, красная девица, весна красна, красный угол, красно солнышко.
Помимо цветовых символов, принадлежащих определенным культурам, существуют общечеловеческие символы, которые понятны всем.
Белый цвет – это благо, свет, неземная чистота, приумножение святости, вода, молоко или семя, в свою очередь олицетворяющие жизнетворное начало. Белый символизирует невинность, свет, чистоту, поэтому невесту одевают в белый свадебный наряд.
Красный – это кровь, огонь, тепло, солнце. Красный в сочетании с белым – жизнь, жизнеутверждающие силы.
Черный цвет в представлении людей означает мрак, темноту ночи, распад и смерть, а следовательно, зло.
Серый цвет являлся в средние века цветом нищенского рубища, цветом отверженности от христианского мира. Он считался даже не цветом, а просто отсутствием его.
Коричневый тоже не любили.
Божественными цветами считали золото и жёлтый – как материальное воплощение “застывшего солнечного света”. В Священном писании свет и цвет называются венцом всяческой красоты, отдается дань восхищения всему сияющему и светоносному. Вплоть до XII века символический смысл жёлтого цвета носил только положительный характер, но в эпоху готики он получил второй, негативный, смысл. Его стали считать цветом измены, лжи, продажности, бесстыдства, цветом дурных намерений.
Синий – цвет королевской власти и благородного происхождения, означает постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир. Фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость.
В христианской символике зеленый цвет напоминает о земной жизни Христа, о его гуманной миссии. В народных сказаниях и легендах многих стран зелёный цвет является символом надежды, т.к. он ассоциируется с молодостью, ростом.
Оранжевый – любимый цвет людей обладающих интуицией, страстных мечтателей.
Символика цвета рождалась и умирала, но и в наши дни сохранилась в поговорках и крылатых фразах: “тоска зелёная”, “скука серая”, “дела чёрные”, “радость светлая”.)
Цвет может вызывать самые разные ощущения:
температурные (тёплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие),
акустические (тихое, громкое, кричащее, глухое),
пространственные (выступают вперёд, отдаляются, создают чувство глубины).
Фактурные свойства цвета создают более точное представление о предмете.
– котёнок пушистый, кувшин гладкий, луковица шёлковая, ткань бархатная. Художник по-разному наносит краску – густо, заливкой, по-сырому, использует мазки разной длины и направления.
Цвет вызывает ощущения лёгкости, тяжести, воздушности, давящее ощущение). На доске прикреплены изображения 4 мешков: который из них лёгкий, который воздушный, тяжёлый и давящий?
Цвет может вызывать разные эмоциональные состояния (весёлое, грустное, бодрое, радостное, печальное, спокойное, безразличное); рождать эстетические чувства (красивое, безобразное, отвратительное).
В изобразительном искусстве принято считать, что
красный цвет– возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, воинственный.
жёлтый -тёплый, бодрящий, весёлый, привлекательный. Оранжевый – весёлый, радостный, пламенный, добрый.
Зелёный создаёт спокойное, приятное и мирное настроение.
Синий – серьёзный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный. Путём смешивания каких цветов получается фиолетовый.
Соединяет эмоциональное воздействие синего и красного. Он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывает тоску и грусть.
Художники, создавая полотна, используют знания о воздействии цвета на человека, чтобы “донести” до зрителя свою идею, наиболее выразительнее передать художественный образ произведения.
Цветовые палитры, передающие разное настроение:
Определите к какой из этих цветовых палитр подходят названия: утренняя свежесть, нежность, весёлый летний день, осенняя грусть, тревога, неутешимое горе, печаль.