Расчет зубчатых колес редуктора. Выбираем материалы для зубчатых колес

Выбираем материалы для зубчатых колес. Для шестерни сталь 45, термообработка – улучшение, твердость НВ 230: для колеса сталь 45, термообработка – улучшение, твердость НВ 200

Допускаемое контактное напряжение для косозубых колес из указанных материалов [σн] = 410 МПа

Примем такой же, как и ранее, коэффициент ширины венца ψba = 0,4

Коэффициент К , учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, примем по табл. 3.1[1]. Не смотря на симметричное расположение колес относительно опор, примем значение этого коэффициента, как в случае несимметричного расположения колес, так как со стороны клиноременной передачи действует сила давления на ведущий вал, вызывающая его деформацию и ухудшающая контакт зубьев: K = 1,25

Мощность на валу барабана (он же ведомый вал редуктора)

P б = P 2 = 2,1кВт

Найдем вращающий момент на этом валу

Т 2 = (28)

T 2 = = 242Н⋅м

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев

а ω = К а (u + 1) ⋅ (29)

a ω = 43 (5 + 1) ⋅ = 145,6 мм

где К а = 43 – для косозубых колес; u = 5 – принято ранее для рассматриваемого редуктора.

Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185 – 66,

а ω =160 мм

Номинальный модуль

m n = (0,01 ÷ 0,02) а ω (30)

m n = (0,01 ÷ 0,02) · 160 = 1,6 ÷ 3,2 мм

Принимаем по ГОСТ 9563 – 60 m n = 2,25

Примем предварительно угол наклона зубьев β = 100

Число зубьев шестерни

Z1 = (31)

Z1 =

принимаем z 1 = 23

Тогда

z 2 = z 1 + u (32)

z 2 =23 ·5 =115мм

Уточняем значение угла наклона зубьев

cos β = (33)

cosβ = = 0,970

угол β= 140

Основные размеры шестерни и колеса

Диаметры делительные

d 1 = · z1 (34)

d 1 23 = 53,3мм

d 2 = · z 2 (35)

d 2 = ·115 = 266,7мм

Проверка

a ω = (36)

a ω = = 160 мм

Диаметр вершин зубьев

d a1 = d 1 + 2 m n (37)

d a1 = 53,3 + 2 · 2,25= 57,8мм

d a2 = d 2 + 2 m n (38)

d a2 = 266,7+ 2 · 2,25 = 271,2 мм

Ширина колеса

b 2 = ψba · a ω (39)

b 2 = 0,4 · 160 = 64 мм

Ширина шестерни

b 1 = b 2 + 5 (40)

b 1 = 64 + 5 = 69 мм

Коэффициент ширины шестерни по диаметру

ψbd = (41)

ψbd = = 1,29 мм

Окружная скорость колёс

υ = (42)

υ = =1,15м/с

Степень точности передачи: для косозубых колёс при скорости до 10м/с следуетпринять 8-ю степень точности.

Коэффициент нагрузки

K н = K K Ha K (43)

По таблице 3.5[1] при ψbd = 1,29, твердость HB<350 и симметричном расположении колес (учет натяжения клиноременной передачи) коэффициент K ≈ 1,18

По таблице 3.4 [1] при υ = 1,15 м/с и 8–й степени точности коэффициент

K Ha ≈ 1,09

По таблице 3.6 [1] для косозубых колес при скорости менее 5 м/с коэффициент K = 1,0

Таким образом,

K н = 1,18 · 1,09 · 1,0 = 1,286

Проверяем контактные напряжения

σH = (44)

σH = = 221 Мпа

что менее [σH] = 410 МПа. Условие прочности выполнено.

Силы, действующие в зацеплении:

Окружающая

F t = (45)

F t = = 1815Н

Радиальная

F r = F t · (46)

F r = 1815· = 679 Н

Осевая

F a = F t =1815 140=453 H

Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба

σf = ≤ [σf] (47)

 
 


Коэффициент нагрузки

K f = K · K (48)

При ψbd = 1,29, твердость HB<350 и несимметричномрасположении зубчатых колес относительно опор коэффициент K ≈ 1,18

По таблице 3.8[1] для косозубых колес 8-й степени точности и скорости до 3 м/с коэффициент K = 1,1

Таким образом

K f = 1,18 · 1,1 = 1,298

Коэффициент, учитывающий форму зуба Y f зависит от эквивалентного числа зубьев z υ

У шестерни

z υ1 = (49)

z υ1 = ≈ 25

У колеса

z υ2 = (50)

z υ2 = ≈ 126

Коэффициенты

Y F1 = 3,69 и Y F2 = 3,60

Определяем коэффициенты

Y β и K Fa

Y β = 1- (51)

Y β = = 0,99

K Fa = (52)

K Fa = = 0,92

где среднее значение коэффициента торцового перекрытияεа = 1,5, степень точности n = 8

Допускаемое напряжение при проверке на изгиб

f] = (53)

По таблице 3.9 для стали 45 улучшенной предел выносливости приот нулевом цикле изгиба = 1,8 НВ

Для шестерни

= = 415МПа

Для колеса

= = 360МПа

Коэффициент безопасности

[SF] = [SF]´[SF]´´ (54)

По табл. (3.9)[1] [SF]´ = 1,75 для стали 45 улучшенной; Коэффициент [SF]´´=1,0 для поковок и штамповок. Следовательно [SF] = 1,75

Допускаемые напряжения

Для шестерни

F1] = = 237 МПа

Для колеса

F2] = = 206 МПа

Проверку на изгиб следует проводить для того зубчатого колеса, для которого отношение меньше. Найдем эти отношения:

Для шестерни

= 64,2 МПа

Для колеса

= 57,5 МПа

Проверку на изгиб проводим для колеса по формуле (3.25)[1]

σf2 = (55)

σf2 = = 54 Мпа <206 Мпа

 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: