Возникновение, становление и развитие ассоциативной эмпирической интроспективной психологии сознания в XVIII – XIX вв

Название этапа Хронологические рамки этапа Представители Содержание этапа Влияние на последующее развитие психологии
1. Зарождение ассоцианизма XVIIIвв. · Джон Локк · Джорж Беркли · Давид Юм · Давид Гартли Дж. Локк: Появление термина «ассоцианизм». Д. Беркли: «Быть значит быть в восприятии», т.е. то, что люди принимают как независимые от сознания вещи, есть не что иное, как комплекс их внутренних ощущений, которые никак не отражают состояние внешнего мира. Психологии восприятия Беркли посвятил трактат «Новая теория зрения». Д. Юм:Работы «Трактат о человеческой природе» и «Исследования о человеческом разумении». Писал о том, что «ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, поэтому единственным источником познания и являются наши восприятия, на основании которых мы создаем свои суждения о внешнем мире и о себе. Источником знаний являются переживания человека, которые подразделяются им на впечатления и представления (или идеи). Ввел классификацию ассоциаций. Д. Гартли: Учение об ассоциации изложено им в его книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях», базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. По сути он создал свою, вторую после Декарта в психологии, теорию рефлекса, которая объясняла с помощью законов механики активность человека. 1) С возникновения ассоцианизма, т. е. теории Гартли, можно уже говорить о существовании самостоятельной психологии, что доказывается и появлением работ, посвященных чисто психологической проблематике, и анализом ее места в системе наук. 2) Начало чтения курса психологии в учебных заведениях.
2. Становление и расцвет ассоционизма (Этап формирования классического ассоцианизма) Первая половина XIX вв. · Томас Браун · Джеймс Милль · Иоганн Фридрих Гербарт Т. Браун: постановка вопроса о собственно психологических закономерностях приобретения индивидом опыта, несводимых к физическим или физиологическим причинным объяснениям. В сочинении «Лекции о философии человеческого ума» он доказывал, что ассоциации изначально присущи сознанию, элементы которого, независимо от опыта и обучения, связываются между собой. Дж. Милль: работа «Анализ явлений человеческого духа». Он разрабатывал законы психики, назвав свою теорию ментальной физикой. При этом единицей психики, ментальным атомом становилось ощущение, лежащее в основе всех понятий. Милль сформулировал закон, в котором отражен подход классического ассоцианизма к содержанию сознания: «Порядок и связь идей таковы, каковы порядок и связь ощущений». И.Ф. Гербарт: В его теории соединились основные принципы ассоцианизма и традиционные подходы немецкой психологии - идеи апперцепции, активности души, роли бессознательного. Труды Гербарта «Психология по-новому, основанная на метафизике, опыте и математике» и «Учебник психологии». Представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического. Для Гербарта пытался сохранить психологию как науку о душе, так как душа в его понимании есть центр, в котором хранятся и перерабатываются знания, который служит источником активности человеческой личности, а не просто соединяет в себе различные психические процессы. Выделял в душе три слоя - апперцепцию, перцепцию и бессознательное (апперцепция - область ясного и отчетливого сознания, перцепция - область смутного сознания). 1) Ассоцианизм становится самостоятельной теорией: формируется классический ассоцианизм. 2) Ассоцианизм становится основной объяснительной теорией при рассмотрении проблемы содержания и возникновения сознания Ч.
3. Начало кризиса 60 - 70е гг. XIX вв. · Джон Стюарт Милль · Александр Бэн · Герберт Спенсер Д.С. Милль: предложил заменить «ментальную физику» «ментальной химией». Это означало, что, благодаря соединению первичных психических элементов в новый продукт, последний способен приобрести качества, которые отсутствовали у его исходных элементов. Считал, что «химические» преобразования происходят и в области психики, многие явления которой невозможно объяснить теми первичными элементами, из которых они произошли. Милль также пересмотрел законы ассоциаций, выделив из них три главных: 1) сходства (сходным идеям присуще возбуждать друг друга); 2) смежности (если два впечатления часто переживаются одновременно или в условиях непосредственной смены одного другим, сукцессивно, то в тех случаях, когда одно из них возвращается в сознание, оно создает тенденцию к появлению и другого впечатления); 3) интенсивности (сила впечатления делает более вероятной частоту его слияния с другими). Учение о методах исследовательской деятельности было изложено в работе «Логика». Рассматривая ассоциации в качестве производных от законов логики, ученый доказывал, что логические операции (суждение, умозаключение и т.д.) подчиняют себе связи впечатлений внутри индивидуального ума. Поэтому логика и является критерием правильности человеческих рассуждений. Также он считал, что логика может стать и тем объективным и надындивидуальным методом, который поможет психологии изучить содержание сознания, особенности протекания познавательных процессов. А. Бэн: в работах «Ощущения и интеллект», «Эмоции и воля» доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании индивида, но и те, которые лежат в основе его поведения. Истолковывая движущие силы поведения, Бэн вступил в противоречие с механизмом поведения. Бэн противопоставил рефлексу спонтанное действие, для возникновения которых прямых физических причин недостаточно. Принципом спонтанных движений Бэн объяснял возникновение навыка. Исходным для него служат беспорядочно повторяющиеся случайные движения, из которых отбираются и закрепляются путем повторения те, что привели к успеху. Человек отбирает путем проб и ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакции на определенные события и предметы окружающего мира, которые и закрепляются в виде навыка или волевого, разумного действия. Так в психологии появилась модель проб и ошибок. Г. Спенсер: был одним из основателей позитивизма, в русле которого он и стремился трансформировать методологию ассоциативной психологии. Основой позитивной психологии Спенсер делает теорию эволюции. В его теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма. Он пересмотрел предмет психологии, определив его как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними (расширил область психического, включив в нее не только ассоциации между внутренними факторами, но и связь сознания с внешним миром). Писал о том, что существует объективная психология, изучающая строение мозга, и субъективная психология, занимающаяся состоянием души. Исследуя роль психики в эволюции человека, в своей книге по психологии «Основы психологии» Спенсер писал о том, что психика является механизмом адаптации к среде. Так в науке появился новый подход к детерминации психики - биологический, пришедший на смену механистическому объяснению (психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно). Спенсер изучал генезис психики, исходя из того, что психика человека есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, а закрепляются в мозге человека и передаются по наследству, таким образом, «сознание не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций». 1) Усиление связи психологии с естествознанием. 2) Появление в ассоциативной психологии новой категории – поведение. 3) Появление новых эмпирических методов изучения (генетический, сравнительный и др.). 4) Создание предпосылок для развития разных психологических школ (гештальтпсихология, поведенческая психология, глубинная психология). 5) Появление нового объяснительного принципа – биологического. 6) Психологическая наука о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах.
4. Кризис ассоцианизма 80 – 90е гг. XIX вв. - Первое 10е XX вв. · Иоганн Петер Мюллер · Герман Гемгольц · Густав Теодор Фехнер · Вильгельм Вундт · Герман Эббингауз · Иван Михайлович Сеченов И.П. Мюллер: идея о рецепторном характере восприятия. Выдвинул положение о «специфической энергии органов чувств», которое приобрело широкую популярность и стало на долгое время одной из важнейших закономерностей психофизиологии. Провел разграничение между раздражителями, гомогенными по своей природе раздражаемому органу и не соответствующими этой природе. Автор «Учебника физиологии», который частично посвящен объяснению, с опорой на физиологические данные, многих психологических проблем, в частности учения об ассоциациях, выработке навыков, сновидениях. Г. Гемгольц: частично им была исследована идея о влиянии мышления на работу органов чувств. Ему принадлежит ряд выдающихся открытий и теорий, которые фактически положили начало новой отрасли психологии - психофизиологии. Был одним из авторов трансформации закона сохранения и превращения энергии в психологии. Он впервые измерил скорость протекания физиологического процесса в нервном волокне с помощью изобретенного им прибора – кинографа. Исследовал зависимость чувственных ощущений от внешних раздражителей, изучал формирование пространственного образа вещей. Г.Т. Фехнер: основатель психофизики. Исследовал ощущения. Открыл представление о пороге ощущения, т. е. о величине раздражителя, вызывающей либо изменяющей ощущение. В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, стали говорить о разностном пороге. Была установлена закономерность: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула (закон Вебера-Фехнера). В. Вундт: в 1879г. Открыл первую экспериментальную лабораторию в Лейпциге. Считал, что сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям присущи такие качества, как модальность и интенсивность. К основным элементам сознания относил ощущения, а также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения. Для объяснения связи между элементами в сознании ввел апперцептивную связь. Создатель направления в ассоциативной психологии - волюнтаризм. Г. Эббингауз: пришел к выводу о возможности экспериментального исследования не только элементарных, но и более сложных психических процессов, отважился подвергнуть эксперименту память. Доказал существующие собственно-психические законы памяти. «Кривая забывания» приобрела значение образца для построения в дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем в школе бихевиоризма. Создал теорию цветового зрения. Показал возможность обработки статистических данных. И.М. Сеченов:определял деятельность головного мозга как рефлекторную, т.е. деятельность закономерная, детерминированная. Исходной естественнонаучной предпосылкой рефлекторная теория Сеченова имеет положение о единстве организма и среды, об активном взаимодействии организма с внешним миром. Рефлекс головного мозга — это рефлекс не врожденный, а приобретаемый в ходе индивидуального развития и зависящий от условий, в которых он формируется. Психическая деятельность — не только отражение действительности, но и определитель значения отражаемых явлений для индивида, их отношения к его потребностям; поэтому она и регулирует поведение. Рефлекторное понимание психической деятельности можно выразить в двух положениях: 1. Психическая деятельность не может быть отделена от единой рефлекторной деятельности мозга; она — «интегральная часть» последней. 2. Общая схема психического процесса та же, что и любого рефлекторного акта: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается в центральной нервной системе и заканчивается ответной деятельностью индивида (движением, поступком, речью). Психические явления возникают в результате «встречи» индивида с внешним миром. 1) В Лейпциге открывается первая психологическая лаборатория В.Вундтом. 2) Ассоциация – больше не является универсальным объяснительным принципом. 3) Поиск новой методологии.

Марцинковская Т.Д. «История психологии», 2004г., стр. 154 – 161, 168 – 193.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: