педагогический университет

ФОРМИРОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Лисицына Т.Н.

Мурманский государственный

педагогический университет

Важнейшими направлениями развития современной системы образования и высшей школы, в частности, являются интеллектуализация содержания учебно-воспитательного процесса, внедрение новых форм обучения, создание условий для творческого развития студентов. В итоге, это должно способствовать подготовке конкурентно-способных специалистов,

готовых к личностной самореализации, способных к творчески-результативной профессиональной деятельности в вариативной образовательно-культурной среде. Готовность личности к данным процессам может быть обеспечена за счет разнообразной, пролонгированной, многопрофильной образовательной подготовки [Комарова, 2008:5], частью которой является самостоятельная деятельность студентов, направленная на самостоятельное приобретение и усвоение знаний, навыков и умений с использованием информационных и коммуникационных технологий. Достижению данной цели в последнее время уделяется достаточно большое внимание, как со стороны законодательных органов власти, так и со стороны ученых, а также преподавателей-практиков во всех типах учебных заведений.

В Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 – 2010гг.)» отмечается, что «создание условий для развития демократии…за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей» является одной из основных задач современного общества и государства [4].

Современное общество и, соответственно, современное высшее образование наряду с широким использованием ИКТ, требует развития самостоятельности студентов, которая формируется, прежде всего, в их самостоятельной работе. Участие России в Болонском процессе, который, в свою очередь, представляет собой составляющую глобализации, и вступление нашей страны в единое образовательное и профессиональное пространство придает учебно-воспитательному процессу в вузе качественно новые характеристики, и требует увеличение доли самостоятельной работы в системе вузовского образования. В тоже время многими исследователями отмечается недостаточная теоретическая обеспеченность этой стороны образовательного процесса, а также ее низкая эффективность. Именно это вызвало появление специального приказа Министерства образования РФ от 27.11.2002г. «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» [Иванова, 2005:3].

Формирование новой личности, подготовка конкурентно-способного специалиста в современном образовательном учреждении невозможна без увеличения доли самостоятельной учебной деятельности, так же как качественное обеспечение учебно-воспитательного процесса в современном постиндустриальном информационном обществе невозможно без информационных и коммуникационных технологий, широкое и системное использование которых формирует информационное образовательное пространство вуза, что является особенно актуальным в условиях современной парадигмы образования в России. Использование в учебно-воспитательном процессе электронных учебно-методических комплексов, одной из составляющих электронных образовательных ресурсов, способствует:

· реализации личностно-ориентированного подхода;

· оптимизации процесса обучения;

· актуализации личности обучающегося;

· созданию устойчивой внутренней мотивации не только студентов, но и преподавателей.

Использование многообразия средств и методов ИКТ является одним из направлений, имеющих возможность осуществить серьезные изменения в технологии обучения за счет расширения представления учебной информации, набора применяемых учебных задач, качественного изменения контроля за деятельностью студентов, возможности более активного вовлечения студентов в учебно-воспитательный процесс, что в целом способствует более полному и качественному формированию необходимых компетенций будущих специалистов.
Информатизация образования предъявляет новые требования к
уровню информационной подготовки педагога, который должен знать, как
организовать свою работу с помощью возможностей ИКТ, и уметь применять
их в своей профессиональной деятельности. В настоящее время инновационные и развивающие технологии обучения приобретают все большую популярность. При этом ключевой задачей любого образовательного учреждения является обеспечение качественного и доступного образования. В учебно-воспитательном процессе в последнее время все чаще используются новые формы работы с
применением ИКТ, инновационные педагогические технологии, изменяются подходы к оцениванию качества образования, появляются новые формы образования. Причин этому много, назовем некоторые их них:

· тенденции к электронному представлению практически всех видов информации;

· бурное развитие информационных технологий и коммуникационных систем;

· ускорение процесса обмена данными;

· существенное изменение объемов информации.

Однако, несмотря на неоспоримые преимущества целенаправленного и систематического использования ИКТ и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) или информационно-педагогических ресурсов в учебно-воспитательном процессе, а также достаточный уровень обеспечения образовательного учреждения необходимым оборудованием остаются нерешенными следующие проблемы:

· низкий уровень информационной культуры и информационной компетентности преподавателя, что особенно актуально, в силу объективных причин, для старшего поколения педагогов;

· проблемы учебно-методического обеспечения;

· несогласованность процедур формирования электронных образовательных или информационно-педагогических ресурсов;

· незнание преподавателем необходимой нормативной базы для регистрации вновь созданных ЭОР и сохранения авторского права.

Все вышеуказанное неизбежно приводит к внедрению в учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении моделей дополнительного профессионального образования, ориентированного на использование ИКТ и реализацию курсов повышения квалификации и дистанционного обучения преподавателей. Так, в Мурманском государственном педагогическом университете в последние годы сложилась добрая традиция - организовывать вышеуказанные курсы для преподавателей на «месте», в стенах МГПУ, используя при этом не только уже давно ставший традиционным опыт приглашения ведущих специалистов из центральных вузов страны, что, безусловно, имеет неоспоримые достоинства, но, тем не менее, в условиях финансово-экономического кризиса является «финансовой роскошью», но также и использование возможностей ИКТ: организацию Интернет - семинаров, видеоконференций, работу в форуме. Например, в период с 2008 г. по настоящее время преподавателям МГПУ были предложены следующие курсы повышения квалификации, направленные не только на развитие общепрофессиональных навыков и умений, но и на формирование и развитие базовой ИКТ – компетентности преподавателей: «Методика применения электронных образовательных ресурсов нового поколения в обучении», «Методика создания электронных учебно-методических комплексов по дисциплине», «Программа организации уровневого образовательного процесса в высшей школе», «Организация и обеспечение качества самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов», «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза», «Дистанционные образовательные технологии в деятельности преподавателя вуза». Участие профессорско-преподавательского состава в подобных программах должно обеспечить, на наш взгляд, достижение целого ряда положительных эффектов:

· увеличение доли преподавателей, прошедших повышение квалификации;

· увеличение доли преподавателей, использующих новые образовательные технологии;

· повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса;

· улучшение качества и стандартизация образовательных программ;

· создание нового поколения электронных образовательных ресурсов, адаптированных к традиционным и дистанционным системам обучения;

· повышение доступности преподавателей и студентов к образовательным информационным ресурсам;

· создание системы стимулирования труда профессорско-преподавательского состава, активно внедряющих информационные технологии в учебный процесс.

Рассматривая современное состояние вузовского профессионального образовательного процесса можно заметить, что два основополагающих фактора – сами ИКТ и теории обучения не всегда взаимодействуют между собой на должном уровне. Сами по себе информационно-коммуникационные технологии не являются самодостаточными при подготовке современных специалистов. Наиболее правильно рассматривать их как средство, позволяющее на более современном уровне реализовывать личностно-ориентированные методики обучения. Конечной целью использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе должно стать не столько овладение техническими навыками работы, сколько выработка навыков и умений использования всех возможных источников информации, необходимых в профессиональной деятельности.

Кроме того, при вступлении России в Болонский процесс значительно возрастает роль самостоятельной работы студентов в связи с уменьшением доли аудиторных часов, отводимых учебным планом на освоение той или иной учебной дисциплины. За последние годы российское образование претерпело ряд существенных изменений, которые отражены в Законе Российской Федерации об Образовании и в Федеральном законе О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Митрохина,2009:3]. Современная социально-экономическая ситуация в стране предъявляет новые требования к качеству образования, что заставляет и преподавателя и студента, как основных участников учебно-воспитательного процесса, направить все силы на достижение такой результативности, которая должна соответствовать потребностям общества в формировании и развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций специалистов.

Основные направления развития образования представлены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой одним из условий повышения качества образования выступает формирование опыта самостоятельной деятельности обучаемых [Митрохина,2009:3].

Осуществляя самостоятельную учебную деятельность с использованием ИКТ, студент приобретает навыки поисковой, аналитической и коммуникативной деятельности, что необходимо, в свою очередь, для будущего специалиста, также происходит рост профессионально-личностного осознания себя, а, следовательно, формирование и усиление мотивационных установок на дальнейшее саморазвитие, что является необходимой характеристикой современного образовательного процесса в условиях модернизации образования и глобализации общества. Студент учится свободно ориентироваться в современной информационной среде. Важно в студенческом возрасте развивать способность воспринимать современную информационно-богатую среду. Формируя будущего специалиста, необходимо привить студентам навыки понимания и умения структурировать и анализировать окружающее нас информационное пространство.
Исходя из опыта практической работы, а также критического анализа научно-методической литературы, считаем целесообразным предложить студентам следующие формы самостоятельной работы, направленные на формирование их самообразовательной деятельности (как указывалось выше, ИКТ стали уже необходимой составляющей научно-образовательного пространства, поэтому некоторые формы работы мы предлагаем с использованием информационных технологий):

· работа с понятийным аппаратом;

· поисковая работа с различными источниками;

· анализ нормативных документов;

· составление аннотированного списка литературы по проблеме;

· аннотирование учебной литературы для УМК;

· рецензирование необходимой литературы;

· составление хронологических таблиц, опорно-логических схем, опорных конспектов;

· составление (подбор) диагностических методик;

· проектирование фрагментов учебных программ, лекционных и семинарских занятий;

· выполнение проектных заданий;

· выполнение исследовательских заданий;

· проведение микроисследований;

· обработка и анализ полученных данных;

· написание отчетов о проведенных исследованиях (практиках);

· подготовка рефератов, докладов по теме;

· подготовка тезисов (статьи) для публикации;

· написание методического эссе;

· составление аналитических методических записок;

· рецензия на сайт по теме;

· анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание;

· написание своего фрагмента варианта плана лекции;

· написание фрагмента лекции;

· размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте;

· публикация библиографий по теме;

· создание тематических web-страниц (индивидуально и в мини- группах);

· публикация методических разработок обучающихся;

· создание банка данных о методических находках обучающихся, банка игр, упражнений и тд.

Итак, в данной статье была предпринята попытка еще раз акцентировать внимание на существующих проблемах информатизации образования, которые связаны с уровнем информационной подготовки преподавателя, а также с увеличением значимости самостоятельной учебной деятельности студентов в условиях модернизации образования.

ЛИТЕРАТУРА

1). Зачарченко Н.Н. Инновационные информационно-коммуникационные технологии как средство обучения будущих экономистов-управленцев // Новые технологии в образовании: научно-технический журнал, № 6-2009. С. 93-97.

2). Иванова М.А. Формирование учебных умений студентов во внеаудиторной самостоятельной работе (на примере иностранного языка на неязыковом факультете).Автореферат дис. …канд.пед.наук.- Рязань, 2005.-18с.

3). Комарова Ю.А. Основы формирования научно-исследовательской компетентности специалистов средствами иностранного языка: Монография-СПб, Изд-во «Стратегия будущего», 2008.

4). Митрохина С.В. Развитие самостоятельной деятельности обучающихся при изучении математики в системе «общеобразовательная школа-вуз». Автореферат дис….доктора пед.наук. Орел 2009. С.3-5.

5). Скрипцова Н.П., Банчужная Н.Н., Муравьева М.И., Свириденко Н.А., Ремезова Ю.А., Хохлова Т.Б., Яценко Н.А., Полосухина С.А. Формирование базовой ИКТ – компетентности педагогов // Новые технологии в образовании: научно-технический журнал, № 6-2009. С. 25-27.

6). Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 г.г.)», доступ WWW, URL: http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/e-rus/htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: