Я считаю, что явление демократии, известное нам ещё из учебников по истории Древней Греции, Древнего мира, действительно можно назвать социальным феноменом, потому что именно демократия, зародившаяся в Древнем мире и доведённая до совершенства в наши дни, представляет собой тот аппарат управления, который призван учитывать интересы всех слоёв общества, независимо от их социального статуса.
В противоположность прежним представлениям о том, что индивид обладает политическими, экономическими и иными правами лишь постольку, поскольку он является полноправным гражданином, как считалось в эпоху античности или в силу того, что принадлежит к определенному сословию, как утверждали в средние века, мыслители Просвещения провозгласили идею естественных, неотчуждаемых нрав человека. Эти права даны каждому человеку от природы и включают права на жизнь, свободу и собственность или, как читаем в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1791 г., права на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
|
|
Все люди, полагали просветители, сотворены равными.
Т. Гоббс писал: «Природа создала людей равными в ощущении физических и умственных способностей, ибо хотя мы наблюдаем иногда, что один человек физически сильнее или умнее другого, однако если рассмотреть всех вместе, то окажется, что разница между ними не настолько велика, чтобы один человек, основываясь на ней, мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, а другой не мог бы претендовать на него с таким же правом».
Мыслители Просвещения разрушали господствовавшее в феодальном обществе убеждение в том, что одни люди от рождения предназначены господствовать, а другие повиноваться и что права третьего сословия никогда не могут быть равны правам «благородных» сословий.
Так же решительно сторонники теории естественного права порывали и со взглядами о несовершенстве и ненадежности человеческого разума, о праве и обязанности церкви, государства опекать индивида, ограничивать, стеснять его свободу.
М. Лютер был уверен, что каждый христианин в состоянии понять. Священное Писание не хуже папы римского. Просветители XVIII в. выражали ту же мысль иначе: каждый человек обладает способностью «быть господином самому себе». Природа наделила человека разумом, и никто лучше него самого не может определить, что отвечает его интересам, в чем состоит его благо, как ему следует поступать, что принесет ему наибольшую пользу и удовлетворение.
Естественные права, по мысли просветителей, принадлежали людям изначально, они обладали ими и тогда, когда государства еще не было.
|
|
Процесс возникновения государства Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье представляли себе следующим образом: в далекие времена люди жили в естественном, природном состоянии. Законов и правосудия еще не существовало, каждый человек мог заявить о своем праве на все, что он видел вокруг себя, и защищать свои интересы любыми доступными ему способами— границы его притязаний определялись только его возможностями. Но поскольку другие люди гоже располагали такими же правами, постольку между индивидами начиналось противоборство («война всех против всех», по выражению Т. Гоббса). В обществе царили произвол и насилие, никто не мог быть спокоен за жизнь свою и своих близких, за сохранность имущества. И тогда, устав от непрерывных междоусобиц, от постоянного чувства страха, люди собрались вместе и заключили между собой соглашение, общественный договор.
Вступившие в договор индивиды согласились соблюдать общие для всех законы, данные им мудрым законодателем. Для того чтобы следить за исполнением законов и карать нарушивших их, они создали правительства. Так возникло государство. При заключении общественного договора индивиды передали государству часть ранее принадлежавших им прав с тем, чтобы оно надежно защищало их естественные права на свободу, безопасность и собственность.
Таким образом, возникшее в результате соглашения государство предстает в теории общественного договора как государство правовое, ограниченное системой обязательных норм, смысл которых заключается в обеспечении прав и свобод граждан, признании моральной автономии личности. Согласно теории общественного договора, государство располагает лишь теми правами, которые переданы, делегированы ему обществом, признаны за ним его гражданами. Сувереном же, носителем высшей власти, остается народ, сообщество граждан, посылающее своих представителей в выборные органы власти.
В сущности, проблема условий стабильности политического строя при сохранении возможности развития политического организма стояла перед общественно-политической мыслью со времени ее зарождения. Аристотель, находя политический идеал в подлинной аристократии, полагал, что среди доступных наблюдению городов-государств наиболее устойчивы политические формы, предоставляющие каждой группе граждан долю участия в управлении,— такой тип политического устройства получил название смешанного, поскольку сочетал царское, аристократическое и демократическое начала. Концепция смешанного правления была усвоена стоиками, развита греческим историком Полибием, с ней были хорошо знакомы авторы средневековых политических трактатов.
Если для Аристотеля и Полибия смешанное правление представлялось устойчивой формой свободного самоопределения сообщества граждан, то мыслители Просвещения искали в разделении властей путь построения такой государственности, которая признавала бы свободу индивида как высшее нравственное и политическое требование.
В небольшом античном полисе граждане участвовали в управлении государством непосредственно (через народное собрание) — это была прямая демократия. В государствах с многомиллионным населением и обширной территорией, личное участие каждого в работе высших законодательных органов власти, административном управлении физически невозможно. Демократия нового времени — представительная демократия, при которой граждане избирают депутатов, имеющих схожие с ними взгляды, цели, ориентации, и доверяют им представительство своих интересов.
Современная демократия — это представительство интересов, а не сословий. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. С точки зрения договорной теории происхождения государства равенство политических и гражданских прав объясняется тем, что каждый из вступивших в договор индивидов считал других его участников равными себе, и только на таких условиях мог быть заключен договор, признаваемый всеми.
|
|
Равенство это двоякого рода — равенство перед законом и равенство политических прав. Не случайно богиню правосудия Фемиду изображают в виде женщины с весами в руках и повязкой на глазах — символами беспристрастности богини, объективности правосудия. Независимо от имущественного положения и занимаемого поста перед законом все равны. Моральная же ответственность тем выше, чем более видное положение в обществе человек занимает, ибо демонстрируемое им пренебрежение к закону подрывает веру в законность и правопорядок у многих граждан. Равенство политических прав предполагает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным, причем значимость, «вес» голосов избирателей должны быть одинаковы; на всех в равной мере распространяются свобода слова, печати, собраний, митингов, манифестаций и другие права, закрепляемые законом.
Современное демократическое государство понимается как государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и защищены права и свободы граждан. Основные принципы государственного устройства, важнейшие нрава и свободы закреплены в конституции — основное законе государства. Термин «конституция» происходит от латинского слова constitutio — установление, но свое современное содержание он приобрел сравнительно недавно.
Первые конституции были созданы не ранее конца XVIII в. В 1777 и 1787 гг. Пыл и приняты Конституции США, в 1791 г.— Французская конституция. Американская конституция с момента принятия ни разу не пересматривалась, изменения производились в ней путем внесения поправок, дополняющих основной текст, и в настоящее время конституция США является старшей среди ныне действующих. Конституции были призваны четко определить пределы власти государства, открепить основные права граждан, установить порядок осуществления властных полномочий.
|
|
Принципы демократии, основные права и свободы человека, фиксируемые конституцией, рассматриваются как имеющие особый источник в естественном праве, в самой природе человека, поэтому они не подлежат отмене в обычном порядке, как иные правовые нормы. Для внесения поправок и изменений в конституцию предусмотрены специальные процедуры, значительно более сложные, чем при прохождении обычного законопроекта. В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем правовым нормам.
Занимающая важнейшее место в договорной теории происхождения государства идея народного суверенитета в современной либеральной демократии нашла воплощение в таких принципах, как парламентаризм и выборность, сменяемость органов власти, их ответственность перед обществом, перед избирателями.
Понятие «парламентаризм» применяется к системе государственного устройства, при которой парламент занимает центральное место в политическом управлении и только он имеет право принимать законы. Правительство наделено правом разрабатывать законопроект и вносить его на утверждение парламента. Кроме того, парламент обладает правом контролировать деятельность правительства. В XX в. на протяжении многих десятилетий преобладала тенденция усиления исполнительной власти и некоторое ослабление позиций законодательной, что, однако, не дает оснований говорить о кризисе парламентаризма, поскольку на практике скорее стало осуществляться более тесное взаимодействие этих ветвей власти при изменении веса каждой из них в соответствии с требованиями политической жизни.
На парламентских выборах, на выборах в центральные и местные органы власти избиратели голосуют за кандидатов выдвигаемых политическими партиями. В парламентских республиках и монархиях партия, располагающая большинством мест в парламенте, получает право сформировать правительство. Внутри парламента создаются партийные группы — фракции депутатов, избранных от одной партии. Представители, фракций совместно вырабатывают повестку дня работы законодательного собрания, согласовывают состав правительства, назначения на пост председателя парламента и председателей создаваемых парламентом постоянных комиссий. Через свои фракции в законодательном органе, через представителей в правительстве партии непосредственно участвуют в принятии и 'реализации политических решений.
В современном обществе партии стали неотъемлемой частью демократической политической системы. Между тем возникновение партий не отвечало представлениям большинства сторонников теории естественного права и общественного договора о политическом строе демократии. Они полагали, что цель разумно устроенного общества состоит в достижении наибольшего блага для наибольшего числа граждан и потому противоречия между интересами общества и отдельного человека или социальной группы не существует, а значит, и нет основы для возникновения нескольких партий. Исторический опыт показал, что в демократическом обществе различие социальных интересов сохраняется, потому-то политическая практика демократических стран и создала механизм выявления, защиты и согласования интересов основных социальных групп, центральным звеном которого стали политические партии. Партии, как отмечалось, возникают в связи с необходимостью нести избирательную борьбу в условиях быстрого увеличения числа граждан, получающих право голоса, и установлением практики регулярного проведения выборов. Политические партии одновременно принадлежат и гражданскому обществу, и Государству. Они возникают в недрах гражданского общества, получают от него поддержку и стимул к действию, но вместе с тем через систему парламентского представительства участвуют в осуществлении государственной политики, доводят до политического руководства требования тех слоев населения, интересы которых защищают.
Борьба партий отражает реальный процесс столкновения и взаимодействия социальных сил в обществе. Партии являются теми организациями, через которые социальные группы выражают свои наиболее общие, долговременные интересы, оказывая воздействие на формирование органов власти и процесс принятия политических решений. Согласно законам и политической традиции в демократическом обществе, партии должны бороться за власть и за политическое влияние легальными парламентскими методами. Предполагается (и так обычно бывает), что между ними установилось согласие относительно того, какие средства борьбы могут быть использованы, а какие недопустимы. В случае потери поддержки избирателей на очередных выборах правящая партия мирным путем передает власть партии, набравшей большинство голосов, и переходит в оппозицию. В свою очередь оппозиция, за исключением численно небольших и не пользующихся влиянием партий экстремистского толка, не создает нелегальных структур, не прибегает к террору или иным насильственным методам борьбы за власть. В открытых дискуссиях с правящей партией она стремится привлечь на свою сторону избирателей и готова подчиниться волеизъявлению большинства, какими бы ни оказались итоги голосования.
Не менее важное условие сохранения демократии — достижение согласия внутри политической элиты общества. Речь может идти, конечно, не о полном преодолении конфликтов входящих в нее групп, а об умении с использованием правовых процедур и неформальных каналов находить компромисс, не вытесняя полностью ни одну фракцию из процесса согласования интересов. Coучастие ведущих группировок политической элиты в политике — вторая важная составляющая демократической системы разделения властей.
Таким образом, мы видим, что в основе практики современной демократии лежат открытость политической системы к соучастию основных социальных сил и, как следствие, общественное согласие, ставшие нормой политической культуры традиции законности, терпимости к инакомыслию, неприятия насилия, отхода от конфронтационного типа политического мышления.
В политической сфере демократического общества граждане представлены как автономные индивиды, каждый из которых самостоятельно делает свой политический выбор и обладает равными с другими политическими правами. Закон закрепляет равенство ответственности и равенство прав граждан, не предопределяя в то же время, как эти права будут реализованы.
Развитие демократии на протяжении XIX—XX вв. состояло, во-первых, в расширении понятия «права человека» за счет включения в него социально-экономических прав и, во-вторых, в борьбе за обеспечение реального равенства основных социальных групп на их влиянии на сферу политики на социально-экономический курс государства.
Вот почему я согласна с мнением о том, что современная демократия – это феномен социально-политической жизни, занимающий важное место в жизни каждого человека.