Художественная культура является подсистемой культуры

Исходной формой бытия является природа; на определенной ступени развития природы рождается новая форма бытия - человеческое общество, которое отличается от природной, естественной формы существования животных принципиально иным типом жизни, деятельности и развития.

Это принципиальное отличие состоит в том, что законы поведения людей в обществе не передаются по наследству чисто биологически, как это происходит у животных, а вырабатываются каждым новым поколением прижизненно. Однако при этом человек остается биологическим существом и повинуется тем же законам природы, что и животные или неодушевленные предметы. Таким образом, человек вынужден синтезировать в себе, в своем существовании и поведении, природные и общественные закономерности. Поэтому человек оказывается некоей третьей формой бытия наряду с природой и обществом. Но это не механическое соединение природного и общественного, а их органическая, неделимая связь. Вследствие этого у человека появляются новые качества - их называют "системными", - что делает его центральным звеном в цепи основных форм бытия (рис. 1).

Каким же образом возможно органическое соединение в человеке природного и социального?

Эта возможность обусловлена принципиальным отличием деятельности человека от поведения животных.

Жизненная активность последних обращена только на удовлетворение их витальных (от лат. vita - жизнь - примеч. ВВС), биологических потребностей, а для этого достаточно наследственного генетического кода, определяющего поведение животного.

Слайд 5

У человека программы деятельности не "закодированы" в генах и передаются от поколения к поколению и от вида к индивиду новым механизмом - "социальным наследованием", - который вырабатывается культурой.

Работа этого "механизма" состоит в том, что накапливаемый человечеством опыт отделяется от самих людей, обретая самостоятельное предметное существование, т. е. опредмечивается в вещах, произведениях науки, искусства, философии, религии.

В этих произведениях аккумулируются, и таким образом передаются из поколения в поколение, наследуются каждым человеком вырабатываемые людьми знания, ценности и умения.

Так возникает еще одна (уже четвертая после природы, человека и общества) форма бытия - культура (рис. 2). А сам человек становится уже не двух-, а трехсторонним существом - био-социо-культурным.

Слайд

Таким образом, культура предстает перед нами как процесс человеческой деятельности, включающий в себя следующие звенья:
во-первых, это сам человек как субъект деятельности, обладающий не врожденными, а благоприобретаемыми качествами, т. е. такими, которые, опираясь на природные задатки, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого отдельного человека (по закону "онтогенез повторяет филогенез", т. е. биография человека кратко повторяет "биографию" человечества);
во-вторых, это способы деятельности человека, которые им изобретаются, совершенствуются и передаются из поколения в поколение благодаря обучению, образованию и воспитанию.
в-третьих, это сами предметы, создаваемые человеком, - материальные, духовные и художественные, т. е. "вторая природа", творимая из материала "первой", подлинной природы.


в-четвертых, это снова способы деятельности человека, но уже вторичные, т. е. имеющие целью "распредмечивание" тех человеческих качеств, которые опредмечены в вещах, произведениях науки и искусства и тем самым усваиваются и присваиваются каждым входящим в жизнь человеком.

в- пятых, вновь человек, вторая роль которого в культуре выражается в том, что, благодаря распредмечиванию, он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым творением культуры.

Поскольку же одним из формируемых его качеств является потребность в творчестве, созидании, совершенствовании деятельности (чего не может быть у животных, поскольку их генетически запрограммированное поведение стереотипно), постольку человек, творимый культурой, становится ее творцом.

Таким образом, принципиальное отличие культуры от природы состоит в том, что только культуре неотъемлемо присуще (имманентно) творчество, постоянно обновляющее ее;
наконец, в-шестых, это общение - особая форма человеческой деятельности, обеспечивающая практическое и духовное единение людей во имя осуществления общих целей.

Итак, мы получаем своего рода цепь культуры (рис. 3) - ее движение от человека к человеку, опосредованное созидаемой им предметностью.
На самом деле это не замкнутый круг, а бесконечная спираль, развертывающаяся в истории. Каждое новое поколение людей находится на более высокой ступени деятельности, чем предыдущее, поскольку оно осваивает переданное ему культурное наследие и умножает традиционное тем, что само созидает.
Слайд
Отсюда следует, что культура имеет три модальности (модальность - вид и способ бытия и события - примеч. ВВС):
- человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечества, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;

- процессуально-деятельностную, в которой культура выступает в качестве способов человеческой деятельности, - опредмечивания, распредмечивания и общения людей, участвующих в обоих процессах;
- предметную, т. е. многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих "вторую природу" - создаваемые человеком "миры" искусственных объектов: "мир вещей", "мир идей" и "мир образов".

В этой трехмерности культура реально живет, функционирует и развивается как целостная система.

Историческая динамика культуры определяется взаимодействием внешних для нее и внутренних сил.

Внешними являются изменения природы, общества и самого человека. Значительные изменения в природе эпизодичны, хотя и катастрофичны (оледенение, извержения вулканов и т. п.), в целом же изменения в природе происходят так медленно, что на динамике культуры не сказываются.

Другое дело - изменения в обществе, которые происходят в его истории все быстрее и быстрее, влияя на преобразование культурных форм; что касается изменений физического и психического облика человека, то в истории человечества они происходят крайне медленно, а в жизни каждого отдельного человека - крайне быстро, обусловливая изменения культуры от детства к юности, от юности к зрелости, от зрелости к старости.

Вместе с тем, непосредственной движущей силой истории культуры являются ее собственные внутренние силы. Культура, как всякая саморазвивающаяся система, обладает способностью и потребностью самосовершенствования, обогащения своих средств, усложнения своей структуры: так развиваются под влиянием собственных потребностей наука и техника, искусство и философия, формы общения людей; в результате наша отечественная культура в XX веке во многом существенно отличается от той, какой она была в пушкинское время и, тем более, в эпоху Петра Великого и в средние века.

Слайд

Для истории культуры особенно важны функции художественной деятельности, поскольку искусство является самосознанием культуры, т. е. воссоздает содержание и строение каждого ее исторического типа и каждого регионального, национального, социального и т. д. состояния.

Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как важный источник изучения истории культуры, которая отражается в истории искусства.

Художественная культура как подсистема культуры.

Слайд

Художественная культура является подсистемой культуры.

Это совокупныйспособ, продукт и принцип организации художественной деятельности, которая включает в себя все процессы, протекающие вокруг искусства – создание, хранение, восприятие и т. д. – и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование – воспитание художников, публики, критики и т. д.

Слайд

Сущность художественной культуры заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме.

Художественная культура охватывает все население. Так, многие люди в молодости пишут стихи и музыку, рисуют, некоторые продолжают делать это на протяжении всей жизни.

Слайд

Но только то, что создано выдающимися мастерами своего дела в сфере художественной деятельности, хранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества и составляет искусство.

Слайд

Искусство – часть художественной культуры, ее вершина. В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуют нечто третье, они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а взаимно отождествляются

Так, стол как утилитарный, материальный предмет может быть выполнен из дерева, металла, пластика. Однако невозможно представить «Рабочего и колхозницу» В. Мухиной выполненной из дерева или собор святого Михаила Архангела в Нижегородском кремле созданным из бетона.

Эту духовно-материальную целостность, нерасчлененность и называют художественностью. Это мышление в материале, посредством цвета, слова, звука, движения. Содержание, заключенное в произведении искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому («пересказать»). Известно высказывание Л. Н. Толстого, который в ответ на просьбу кратко передать суть романа «Анна Каренина» ответил, что для этого необходимо повторить роман слово в слово. Единство формы и содержания – закон художественного мышления.
Схема 1
Схема 1 условно иллюстрирует место художественной культуры и искусства в эпицентре культуры. На определенном этапе развития природы рождается новая форма бытия – человек, который перестает быть существом только биологическим, природным, но становится и существом общественным. Человек синтезирует в себе природное и социальное начала. Соединение биологического и общественного в человеке является не механическим, но органическим, неделимым. Этот синтез становится возможным благодаря принципиальным отличиям деятельности человека от деятельности животных. Основные законы деятельности людей не передаются генетически, как это происходит у животных, а транслируются с помощью механизма социального наследования. Его работа состоит в том, что накапливаемый человечеством опыт отделяется от самих людей, обретая самостоятельное предметное существование, то есть опредмечивается в вещах, произведениях философии, науки, искусства, религии. Именно благодаря им каждым последующим поколением наследуются вырабатываемые людьми ценности, знания, умения. Так возникает культура, и человек становится единством биологического, социального и культурного.

Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что

Слайд

искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры (скажем, первобытной, средневековой и т. д.), в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет.

Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур. Показательной является точка зрения В. Г. Белинского о том, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина является «энциклопедией русской жизни». Точно также энциклопедиями своей эпохи стали произведения художников итальянского Возрождения, тем более что если брать совокупность всех творений определенной эпохи, а не произведения только одного крупного автора, картина мира определенного времени становится более выразительной. Для своей культуры искусство – это портрет, самосознание. Для других типов культуры искусство играет роль языка, позволяющего одной культуре проникать в глубинную суть других и тем самым обеспечивать взаимопонимание, диалог культур. По выражению Ф. Ницше, «подлинным выражением жизни является не история, а искусство».

Слово искусство многозначно. В качестве художественного творчества оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.) мыслителями XVIII-XIX вв. Так, Гегель отмечал принципиальное различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства»i. Мы назовем искусством художественную деятельность и то, что является ее результатом (произведение). «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их»ii

Искусство имеет творческий характер. Творчество – это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей, главное же – во имя их обогащения. Творческое начало присутствует едва ли не во всех формах деятельности людей – вплоть до повседневного общения. Но наиболее полно реализуются творческие импульсы и способности людей в сферах общественно значимой деятельности: научной, производственной, государственно-политической, философской и, конечно же, художественной. Не случайно искусство принято называть художественным творчеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: