Словарь основных понятий и терминов

Авторитет – общепризнанное влияние, значение одного лица или группы в силу определенных качеств, заслуг, проявление престижа человека.

Авторская школа – образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы.

Акмеология – наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Аксиологизация – систематический учет возможных ценностных ориентаций и систем в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Актуализация знаний – выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала для его использования.

Анализ – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов.

Анализ продуктов деятельности – метод изучения человека через анализ, интерпретацию материальных и духовных ценностей, продуктов его деятельности.

Андрогогика – раздел дидактики, раскрывающий специфические закономерности усвоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности.

Беседа – разговор, обмен мнениями; эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

Вариативность – многообразие технологий обучения и их практической реализации.

Взаимодействие – состояние, представляющее связь педагогических явлений, их обоюдное влияние, приводящее к изменениям их свойств и качеств; нормальный, естественный параметр любого социального феномена в его отношении к другим; всеобщая универсальная черта педагогического явления, вне которой они не могут быть познаны и поняты как педагогические феномены, а их действие – как совместность; преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности;целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; руководство (управление) процессом формирования и развития личности; передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду; подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру; специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы; целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению их в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека. Воспитание – явление социальное, т. е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития.

Воспитанность – обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека; выражается в степени соответствия слов и действий отдельного лица принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития; степень соответствия личностного развития поставленной педагогами цели.

Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки.

Воспитательная система – комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.

Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Гармоничное развитие человека – соответствие и согласованность в формировании и развитии различных человеческих качеств, обеспечивающих органическое единство разума, воли и чувств; соразмерное развитие физических и духовных сил человека, стройное сочетание различных сторон и функций его сознания, поведения и деятельности.

Гуманизм – совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения; совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Гуманизация – усиление гуманизма как реального основания жизнедеятельности людей, связанного с признанием самоценности каждого человека, приоритета общечеловеческих ценностей перед ценностями сословными и этническими, права личности на свободное развитие своих способностей.

Гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений; путь к очеловечиванию всей системы общественных отношений, совершенствованию культурного и духовного облика личности; формирование социальных способностей человека быть общественно значимым – жить в обществе по нравственным нормам, приумножать свои способности к творческой деятельности, совершенствованию своей личности; ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение здоровья, чувства собственного достоинства, развитие личностного потенциала; индивидуально-личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного познания.

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса.

Гуманитаризация образования – ориентация на освоение содержания образования (независимо от его уровня и типа), позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.

Демократизация – процесс, который обеспечивает доступность, многообразие форм предоставления человеку в любом возрасте условий для получения и углубления знаний; гибкости системы, которая заключается в способности к быстрой перестройке направленности, уровня, содержания, формы образования в соответствии с изменениями потребностей общества и производства.

Демократизация образовательного учреждения – процесс развития и укрепления демократических основ содержания образования и организации его деятельности.

Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого он выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

!Дидактика – научная область педагогики, исследующая принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса обучения. ИЛИ – Дидактика - это теория обучения!

Дидактическая теория – система научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и спрогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений.

Дифференциация образования – ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися (студентами) соответствующего уровня сформированности знаний, умений и навыков на основе учета их развития, склонностей, способностей и интересов.

Дифференцированный подход в воспитании – осуществление воспитательной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания с учетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности.

Знание – результат познания, совокупность научных сведений из соответствующей области; отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Индивидуализация образования – учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида.

Индивидуальный подход – принцип педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе достигается взаимодействие с каждым учащимся.

Инновационное обучение – обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива.

Инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационные процессы – процессы создания и освоения педагогических новшеств, введение нового содержания образования. новых методов и пед. технологий.

Интеграция – ориентация на восприятие системно-структурированного знания из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей.

Качество образования – категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Классно-урочная система обучения – организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок. Была создана Я.А.Коменским в ХVI в.

Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации.

!Коллектив – группа людей, объединенных совместной деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества (т.е. коллектив только там, где есть общественно значимая цель).

Концепция – система взглядов на те или иные явления; руководящая идея, определяющая характер познавательной и практической деятельности, основная мысль или ведущий замысел; трактовка какого-либо явления; основная точка зрения.

Концепция дидактического прагматизма (утилитаризм) – концепция, которая трактует обучение как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающегося.

Конференция – одна из организационных форм учебного занятия или воспитательного мероприятия.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Лабораторно-бригадный метод – способ организации учебного процесса в школе, основанный на самостоятельном выполнении бригадами учащихся учебно-лабораторных заданий; разновидность американского дальтон-плана.

Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.

Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия.

Менталитет, ментальность – квинтэссенция культуры, в которой воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, группы или социума; образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

Метод – способ достижения цели, решение какой-либо задачи; совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.

Методология – учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности человека.

!Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение образовательных целей.

Мировоззрение – система взглядов, убеждений, идеалов, воззрений, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природе и обществу.

Многовариантность образования – условие выбора, дающее каждому участнику образовательного процесса шанс в достижении успеха.

Модель – мера, образец, норма; представитель, заменитель оригинала в познании или на практике.

Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, в частности, модернизация образования, задающая стратегию развития образовательной сферы как с позиции качества образования, так и условий его предоставления.

Мониторинг – постоянное отслеживание какого-либо процесса для установления его соответствия первоначальным предположениям или желаемому результату, например, наблюдение за успешностью того или иного воспитательного процесса.

Мотив – побудительная причина деятельности, складывающаяся под влиянием условий жизни субъекта и определяющая направленность активности личности.

Мотивация – система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.

Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

Наказание – способ воспитания личности или группы.

Намерение – стойкая мысль о возможности или необходимости выполнять определенное действие или деятельность.

Направленность – совокупность устойчивых и относительно независимых мотивов, ориентирующих действия и поступки личности.

Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.

Научение – результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемой личности.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов (Закон РФ «Об образовании»); процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе обучения; уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый; социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов; результат обучения, т.е. формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека; система накопленных человеком в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Образование рассматривается как процесс, результат и система: как процесс – освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат – характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Образовательная траектория – возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь в удовлетворении потребностей в образовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей.

Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.

Образовательные цели – сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремятся достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.

Обучаемость – способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.

Обучение – целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся (студентов и преподавателей), результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей обучаемых в соответствии с поставленными целями.

Обученность – объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению; результат учения, проявляющийся, в частности, как профессиональная подготовленность.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Общее образование – образование, которое дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности, позволяет понять основные закономерности процессов в окружающем человека мире, приобрести необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Общение (коммуникация) – процесс взаимодействия личностей и групп, посредством которого происходит становление и развитие личности и общества.

Объяснение – функция научного познания, раскрытие сущности изучаемого объекта посредством постижения причин его возникновения, законов функционирования и развития, установления связей данного объекта с другими.

Оптимальность – достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников.

Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека; особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека; это наука и, одновременно, отрасль человековедения, т.е. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы; одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т.е. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность – существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему закономерностям, т.е. в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

Педагогическая проблема – объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.

Педагогическая ситуация – комплекс условий, при которых решается педагогическая задача.

Педагогическая теория – система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие педагогических процессов и явлений.

Педагогическая технология – последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, методов, состояний педагогического процесса и определенных действий его участников – педагогов и обучающихся; последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемая в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач (структурирование и конкретизация целей педагогического процесса, преобразование содержания образования в учебный материал; выбор методов, организационных форм и средств осуществления педагогического процесса и т. д.).

Педагогический процесс –это специально организованное взаимодействие педагогов в учащихся,направлен­ное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намечен­ному преобразованию качеств личности вос­питанников.

Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Перевоспитание – вид воспитания, цель которого – устранение отрицательных и развитие положительных свойств личности с тем, чтобы, опираясь на них, гармонично формировать личность в целом и главное – мотивы ее деятельности.

Персонификация – представление определенной идеи и нравственного явления в виде образа конкретного человека.

Планирование – процесс составления плана работы, предположение, составление перечня того, что необходимо выполнить (например, планирование мероприятия, родительского собрания и т. д.).

Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Понимание – умственное, символическое овладение, возможность ясно видеть объект в его взаимосвязях с другими, «держать его в руках», поворачивать, рассматривать отдельные его аспекты; способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь.

Понятие – знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними.

Практика – важнейший компонент работы в вузе, одна из составляющих профессиональной подготовки специалиста, суть которой заключается в том, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по определенной программе непосредственно участвует в том виде профессиональной деятельности, к которому готовится.

Преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы; общее руководящее положение, требующее последовательности действий не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах.

Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Рефлексия – самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями.

Реформа – коренное преобразование, изменение, переустройство, например, реформа системы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания в процессе естественного физиологического, психического и социального развития.

Самостоятельность – волевое свойство личности как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.

Семинар – особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу.

Синергетика – научное направление, исследующее связи между подсистемами, которые образуются в открытых системах благодаря потоковому обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях; такая система характеризуется согласованным поведением подсистем, ее образующих, что ведет к росту ее упорядоченности, т.е. уменьшению энтропии (степени хаотичности, неупорядоченности, беспорядка); изучает неравновесные системы.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некую целостность, единство; упорядоченная целостность, имеющая определенную структуру.

Системный подход – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

Системообразующий фактор – доминирующий компонент, являющийся фактором, определяющим объединение остальных компонентов в систему.

Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена данного общества. Социализация - это процесс интеграции личности в существующую социальную систему, процесс усвоения индивидом общественного опыта, процесс превращения человека из существа природного в существо социальное.

Специализация – конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках специальности.

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека; субстанция, которая в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума) обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами.

Средство – прием, способ действия для достижения определенного результата.

Средства обучения и воспитания – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Стиль – метод, совокупность приемов педагогической деятельности, поведения (например, стиль обучения, стиль воспитания).

Стимул – побудительная причина, заинтересованность в выполнении учащимися или студентами творческих дел.

Тест – стандартное задание для выявления знаний, умений, опыта испытуемого.

Технология обучения – процесс преподавания и учения, представляющий собой совокупность методов, средств и приемов, направленных на ГАРАНТИРОВАННОЕ достижение заранее заданных целей.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, идеям и поведению.

Традиционная (классическая) модель образования – система академического образования как процесса передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, знаний и достижений наук, высоких образцов человеческой деятельности.

Требование – выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение; правило, условие, обязательное для выполнения.

Умение – промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на знании какого-либо правила и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка; готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Условие – требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон; обстоятельство, от которого что-либо зависит.

Уровень – степень развития, достижений в предметной области знаний; степень обученности и воспитанности человека.

Урок является основной формой организации педагогического процесса в учебных заведениях системы общего образования и СПО.

Учебник – основной вид учебной литературы.

Учебное пособие – вид учебной литературы, который обычно дополняет существующие учебники по данной дисциплине; в нем, как правило, рассматривается только часть учебного курса, или оно ориентировано на практическую сторону усвоения материала.

Учение – действие того, кто осуществляет обучение; удовлетворение учащимися своих познавательных потребностей в процессе обучения; целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание.

Фактор – явление, ставшее движущей силой другого явления.

Форма – способ существования содержания, внешнее очертание, наружный вид предмета.

!Форма обучения – ограниченная временными рамками конструкция отдельного звена процесса обучения; форма обучения и одновременно форма организации обучения. Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом обучающихся. В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к жизнедеятельности.

Фундаментальность образования – основательность, глубина и прочность знаний; усиление взаимосвязи теоретической и прикладной подготовки молодого поколения к жизнедеятельности; направленность на обобщенные и универсальные знания, формирование общей культуры и развитие научного мышления.

Цель – предмет стремления; то, что необходимо, желательно осуществить.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Школа –образовательное учреждение, предназначенное для организованного обучения, воспитания и развития подрастающих поколений.

Эволюция – процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения; вообще развитие.

Экзамен – форма оценки качества усвоения обучающимися теоретических знаний учебного предмета или изучаемой дисциплины, их прочности и глубины усвоения, умения обобщать полученные знания и применять их при решении задач прикладного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: