Основные понятия и термины

Выводы

Подготовительный этап первой научной революции приходится на XV – XVI вв. Именно в этот период переплетения культурных веяний, известных как гуманизм Возрождения и Реформация, зарождаются основы современного мышления.

Образ науки, представленный Галилеем и укрепленный Ньютоном – результат научной революции, в ходе которой новая форма знания постепенно отделялась от сопутствующих мистических наслоений. Тем не менее, следует признать, что идеи неоплатонизма и магико-герметическая мысль оказали существенное влияние на выдающихся представителей науки эпохи Возрождения. В интеллектуальном контексте даже позднего Ренессанса (XVI в.) не прослеживалась грань между комплексом научных дисциплин и умозрительными магико-астрологическими рассуждениями. Магия и медицина, алхимия и естественные науки, астрология и астрономия взаимодействовали в тесном симбиозе. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие ученые той эпохи свободно переходили от исследований, которые мы определяем как научные, к совершенно иному типу деятельности, по современным критериям – ненаучному (Ч. Вазоли).

Историки науки рассматривают эти пришедшие из прошлого идеи как неотъемлемую принадлежность периода научной революции, когда любая отрасль знания или совокупность теорий имела своего двойника в среде оккультных наук. В целом же мистико-магический комплекс способствовал рождению веры в то, что посредством науки и техники человек сможет овладеть силами природы, стать подлинным ее властелином.

Среди великих открытий эпохи Возрождения исключительное значение имеет открытие, сделанное Николаем Коперником. Невзирая на кажущуюся для того времени абсурдность, гелиоцентрическая модель Вселенной гораздо проще птолемеевской системы объясняла кажущиеся ежедневные перемещения небес и ежегодное передвижение Солнца. Она объясняла их вращением Земли вокруг своей оси и ежегодным ее обращением вокруг Солнца. Тем не менее, из современников Коперника мало кто осознавал, что в западном мировоззрении произошел кардинальный переворот, так как для признания его главной идеи требовались специальные технические и математические познания, доступные тогда лишь небольшому числу астрономов.

В течение последующих десятилетий вошли в научный обиход астрономические таблицы, основанные на недавних наблюдениях и составленные по методам Коперника. Они значительно превосходили прежние, соответственно повысилась и оценка коперниканской гипотезы. Однако астрономия Коперника сохранила множество традиционных представлений, в частности аксиому равномерного кругового движения планет, и не могла выдвинуть сколько-нибудь значимых аргументов в пользу движения Земли, невероятного с точки зрения современной ему физики.

Собрав воедино имевшиеся в распоряжении астрономов наблюдения за небесами, Иоганн Кеплер вывел несколько сжатых принципов, убедительно доказывающих, что устройство Вселенной находится в гармонии[1] с изящными математическими законами. Математическое разрешение загадки планет напрямую вело к естественному объяснению планетарных обращений, правдоподобных с точки зрения физики, так как эллипсы Кеплера представляли собой непрерывное и прямое движение, обладающее некой единой формой. С того времени математика утвердилась не только как средство астрономических предсказаний, но и как составляющая астрономической действительности.

Имя Галилео Галилея неразрывно связана с научной революцией, выражением и продуктом которой стала физическая наука Нового времени. Усилия Галилея были отчасти направлены на то, чтобы развести сферы компетенции науки и религии. Он и его последователи считали, что Библия – руководство к спасению души, а не свод положений об устройстве и законах физического мира. Поэтому отдельным местам библейских текстов относительно природы не следует придавать научный смысл. Истины науки и истины веры существуют по принципу взаимного дополнения. Однако церковные институты не были готовы к такому подходу, о чем свидетельствовали последующие гонения.

Важную роль сыграла и борьба Галилея против аристотелевской научно-философской традиции, которую поддерживала церковь и в соответствии с которой шло обучение в университетах. В его работах можно найти множество призывов к наблюдению и эксперименту. Созданием телескопа и использованием его для наблюдения небес, он нанес решительный удар традиционной для его времени астрономии и космологии. По существу, с Галилея экспериментирование становится непреложной составной частью наук о природе. И именно он ввел в науку гипотетико-дедуктивный метод.

Первую научную революцию характеризуют нередко как своего рода духовное восстание – полное преобразование всей фундаментальной установки человеческого разума. Суть переворота можно свести к двум интеллектуальным установкам. Во-первых, математизация природы, а не только небесного пространства, следовательно, математизация науки в целом. Во-вторых, крушение идеи иерархически упорядоченного, наделенного конечной структурой мира предгалилеевской физики. Традиционная концепция качественно дифференцированного с онтологической точки зрения мира, противопоставлявшая небесное и земное, заменена идеей однородной, открытой, бесконечной Вселенной, управляемой одними и теми же принципами. В этом новом мире законы классической физики обнаружат в последствии свою значимость и применимость.

В целом же, задача, стоявшая перед основоположниками новой науки, состояла не в том, чтобы критиковать и громить определенные ошибочные теории с целью их замены лучшими. Им предстояло разрушить один мир и заменить его другим. «Необходимо было реформировать структуры самого нашего разума, заново сформулировать и пересмотреть его понятия, представить бытие новым способом, выработать новое понятие познания, новое понятие науки – и даже заменить представляющуюся столь естественной точку зрения здравого смысла другой, в корне от него отличной»[2].

В самой форме философского и научного сознания отразился переходный характер эпохи Возрождения. Старое уже поколеблено, но еще не сломлено, новое еще не устоялось, только становится.

Основные понятия и термины

Анализ (от греч. analysis – разложение) – 1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы. 2) Синоним научного исследования вообще. 3) В формальной логике – уточнение логической формы (структуры) рассуждения.

Антропоцентризм -принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Архетип – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитической психологии» Юнга изначальные психические структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в «коллективном бессознательном». По отношению к сознанию отдельных индивидов выступает как априорное знание, формирующее активность воображения (например, установка на созерцательно-эстетическое восприятие действительности у древних греков или деятельностная установка, активно формировавшаяся с конца эпохи Возрождения в западноевропейском сознании).

«Индекс запрещенных книг» - издававшийся Ватиканом в 1559 – 1966 гг. официальный перечень сочинений, чтение которых католическая церковь запрещала верующим под угрозой отлучения.

Мысленный эксперимент – совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретическими конструкциями в условиях, аналогичных экспериментальным.

Наблюдение – целенаправленный сбор эмпирической информации о предмете познания.

Научное наблюдение – получение фактуальной информации с использованием органов чувств человека в соответствии с познавательной задачей. Научное наблюдение отличается четко поставленной целью, систематичностью, использованием различного рода приборов и операциональных средств для фиксации и количественной оценки поступившей информации. При этом решающая роль принадлежит применяемому методу наблюдения, обеспечивающему объективность и воспроизводимость результатов наблюдения, а также требуемую точность и однозначность.

Объективировать – воплощать в чем-нибудь объективном, доступном восприятию.

Синтез (от греч. synthesis – соединение) – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).

Секуляризация (от позднелат. saecularis – мирской, светский) – 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую (секуляризация широко проводилась во время Реформации). 2) В Западной Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви. 3) Процесс освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

Силлогизм – рассуждение, в котором две посылки, связывающие субъекты (подлежащие) и предикаты (сказуемые), объединены общим (средним) термином, обеспечивающим «замыкание» понятий (терминов) в заключении силлогизма. Например: «все металлы – электропроводны, медь – металл, значит, медь электропроводна».

Силлогистика (от греч. syllogistikόs – выводящий умозаключение) – созданное Аристотелем исторически первое учение о логической дедукции, в котором рассматриваются рассуждения в форме силлогизмов.

Эпицикл – вспомогательная окружность, по которой движется планета в геоцентрической космологии. Сложные движения планет Птолемей объяснял на основе теории эпициклов. Каждая из планет, согласно этой теории, обращается вокруг некоторой точки, которая, в свою очередь, движется по окружности вокруг Земли.

Этос – термин античной философии, обозначающий характер какого-либо лица или явления.

Ятрохимия (иатрохимия, от греч. iatros - врач) – направление в медицине XVI – XVIII вв., представители которого рассматривали процессы, происходящие в организме, как химические явления, рассматривая болезни как результат нарушения химического равновесия, они ставили задачу поиска химических средств их лечения. Сыграла положительную роль в борьбе со схоластикой.

Вопросы для обсуждения

  1. Коперниканский переворот в науке и его роль в становлении новоевропейского сознания.
  2. Почему математическая физика появилась только в ходе развития научной революции, в то время как математическая астрономия существовала уже с античных времен?
  3. Вклад Галилео Галилея в становление новоевропейской науки.
  4. Роль Фрэнсиса Бэкона в переориентации научного знания с созерцательной деятельности на практико-преобразующую.

Литература

1. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. / Ред. коллегия: В.В. Соколов (ред.-составитель второго тома и автор вступительной статьи) и др. – М.: «Мысль», 1970. – 776 с.

2. Бэкон, Фрэнсис. Сочинение в двух томах / Ф. Бэкон. – 2-е изд., испр. и доп.– М.: «Мысль», 1977. – Т. 1. – 568 с.

3. Бэкон, Фрэнсис. Сочинение в двух томах / Ф. Бэкон. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Мысль», 1978. – Т. 2. – 576 с.

4. Галилей, Галилео. Избранные труды: В 2 т / Галилео Галилей. – М.: «Наука», 1964. – Т. 1. – 640 с.

5. Галилей, Галилео. Избранные труды: В 2 т / Галилео Галилей. – М.: «Наука», 1964. – Т. 2. – 571 с.

6. Галилей, Галилео. Пробирных дел мастер / Галилео Галилей. – М.: «Наука», 1987. – 272 с.

7. Кимелев, Ю.А. Наука и религия: историко-культурный очерк / Ю.А Кимелев, Н.Л. Полякова. – М.: «Наука», 1988. – 176 с.

8. Койре, А. Галилей и Платон // А. Койре. Очерки по истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий: Пер. с фр. / Общ. ред. и предисл. А.П. Юшкевича. Изд. 3-е стереотипное. – М.: Едиториал УРСС. 2004. – С. 128–154.

9. Коперник, Н. О вращениях небесных сфер / Н. Коперник. – М.: «Наука», 1964. – 553 с.

10. Котенко, В.П. История и философия классической науки: Учебное пособие / В.П. Котенко. – М.: Академический Проект, 2005. – 480 с.

11. Кузнецов, В.Н. Европейская философия XVIII века: Учебное пособие / В.Н. Кузнецов. – М.: Академический Проект, 2006. – 544 с.

12. Николай Кузанский. Сочинения в двух томах / Николай Кузанский. – М.: «Мысль», 1979. – Т. 1. – 488 с.

13. Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. / Николай Кузанский. – М.: «Мысль», 1980. – Т. 2. – 471 с.

14. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери.– СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – Том 3: Новое время. – 736 с.

15. Соколов, В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы / В.В. Соколов. - М.: Академический Проект, 2004. – 912 с.

16. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

17. Тарнас, Р. История западного мышления / Р. Тарнас. - Пер. с английского Т.А. Азарковича. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 448 с.

18. Шаповалов, В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: Учебное пособие / В.Ф. Шапавалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 320 с.


Гипотетико-дедуктивный метод – способ научного познания наблюдаемых явлений, состоящий в выдвижении (конструировании) таких объясняющих гипотез, из которых описывающие эти явления высказывания следовали бы чисто логически (дедуктивно) в качестве их следствий. Другое название гипотетико-дедуктивного метода – индукция как обратная дедукция.

Индукция (от лат. induction– наведение) – умозаключение от единичных фактов (частного) к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле – метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально поставленных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном или количественном уровне.


[1] Название произведения Кеплера, где был сформулирован третий закон, так и называется «Гармонии мира».

[2] Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – С. 131.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: