Вопрос 73. Экономические основы глобальных проблем современности

Ответ

Интернационализация хозяйственных и научно-технических связей привела к возрастанию значения глобальных проблем человеческой цивилизации. К ним относятся: проблемы угрозы терроризма, малоразвитость значительной части мира, продовольственная, энергетическая, экологическая и др.

Названные проблемы для человечества не новы, но новым для современного этапа развития является их глобальный характер, так как они затрагивают интересы всех государств и народов, выступают мощнейшим фактором взаимозависимости и целостности мира, придают ему новые интегративные черты.

Для характеристики глобальных проблем можно использовать классификацию, принятую международными организациями. В ней выделяются:

1. проблемы, связанные с основными социально – экономическими и политическими задачами человечества:

- предотвращение мировой войны, угрозы терроризма;

- немилитаризация космоса;

- сокращение производства вооружений и разоружение, конверсия;

- преодоление отставания в развитии слаборазвитых стран;

2. комплекс проблем, касающихся взаимоотношений человека, общества и НТР:

- эффективность использования достижений НТР;

- проведение демографической политики;

-совершенствование системы образования;

- ликвидация негативного влияния техники на человека;

3. проблемы, связанные с социально- экономическими процессами и окружающей средой:

- решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем;

-мирное освоение космоса и богатств мирового океана;

- устранение дефицита демократии и борьба с репрессиями.

Определяющей тенденцией в мире стал переход к рыночной экономике, но сам по себе рыночный механизм не может справиться с глобальными проблемами. Они требуют стратегического подхода с оценкой долгосрочных перспектив, осуществления оптимальной системы распределения, элементов государственного регулирования. Более того, рыночный механизм может иметь побочные явления (международные финансовые спекуляции, наркобизнес, торговля оружием), что не способствует ликвидации негативных явлений мирового масштаба.

В мировой науке и практике сложились следующие подходы к анализу глобальных проблем, впитавшие в себя достижения философской и экономической мысли:

- технологический, опирающийся на универсальность науки как силы, изменяющей общество прямо и непосредственно, вне зависимости от социальных факторов;

- социально – этический, рассматривающий современный этап существования и хозяйственной деятельности человека как угрозу для гармонии и равновесия.

Оба подхода оказывают влияние на проводимые разработки и хозяйственную практику, формируют общественное мнение по этим вопросам.

В рамках глобального мышления сформировался качественно новый способ развития, который предполагает создание условий для глобального равновесия.

Литература

Нормативные материалы и основная литература

1. Закон Республики Беларусь от 31.12. 2005г. «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год»

2. Программа социально – экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы

3. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

4. Инвестиционный кодекс

5. Налоговый кодекс Республики Беларусь. 2004

6. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 – 2010 годы

7. Бобкова И.Н. Основы экономической теории. – Мн.: Высшая школа, 2001.

8. Бузгалин А.В. Переходная экономика. – М.,1994.

9. Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах. М. 2000

10. Государственное регулирование экономики и повышение деятельности субъектов хозяйствования. Сборник научных статей 2-й Международной научно – практической конференции. Минск, 20-21 апреля 2006 г. Часть 1 и 2.

11. Зайцев В.И., Кулевский Л.К. Экономический словарь студента. – С-П., 1995.

12. История экономических учений. Г. Шмарловский, А. Тур и др. – Мн. 2001

13. Курс экономической теории Учеб. /Под ред. М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов, - Мн.: «Интерсервис», 2003.

14. Князев Ю. К. Социальная рыночная экономика: теория и практика. Власть – 2004, №6

15. Макроэкономика: социально – ориентированный подход: учебное пособие /Под ред. Э. А. Лутохиной. – Мн. Тесей, 2003

16. Макроэкономика. Учеб. Пособие / Под общей ред. Лутохиной Э. А. – Мн. 2004

17. Микроэкономика. Экономическая теория. Учеб. Пособие /Под общей ред. Лутохиной Э. А. – Мн. 2004

18. Мировая экономика (Социально–экономический подход) Курс лекций. Козловский В.В., Лутохина Э.А. Мн. 2004

19. Новикова И. В. Глобализация и рынок. Поиски стратегии экономического развития в ХХ! веке. Мн., 2001.

20. Основы экономической теории Учеб. для вузов /Под ред. Д.В. Волового – М.,2000.

21. Основы экологии и экономики природопользования. Учебник /Шимова О.С., Соколовский Н.К. – Мн., 2002

22. Основы экономической теории / Под ред. Кажуро Н.Я. – Мн., 2003.

23. Словарь современных экономических и правовых терминов. /Под ред. Шимова В.Н., Каменкова В.С. – Мн. 2002

24. Статистический ежегодник Республики Беларусь за 2005. - Мн. Минстат Республики Беларусь, 2005

25. Экономика устойчивого развития. М. 2004.

26. Экономическая теория: учебное пособие / Под ред. А.И. Авраменко. – Мн.: 2004.

27. Шимов В.Н. Белорусская социально ориентированная экономическая модель как синтез глобализации, рынка, корпоративной и социальной ответственности. Вестник БГЭУ – 2004, №1

28. Экономическая теория / Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Мн. 2004

29. Экономическая теория. Учеб. Пособие /Под общей ред. Давыденко Л.Н. – Мн. 2004

30. «Национальная экономическая газета».

31. «Белорусский экономический журнал».

32. «Вопросы экономики».

33. «Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование».

34. «Экономист».

Web-страница Министерства статистики и анализа http://www.president.gov.by/Minstat

Приложение 1.

Распределение стран по численности населения и ВВП

в 2001 г.

.

Группа стран Количество входящих в группу стран (единиц) Численность населения (млрд. чел.) ВВП (млрд. USD) ВВП на душу населения USD/чел.
Весь мир   6,16 31075,8 5044,7
ОЭСР*, в т.ч.   1,14 27885,7 24547,3
«большая семерка»   0,7 21104,9 30106,8
Остальной мир   5,02 3190,1 635,4

Примечание *ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития

Приложение 2.

Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь

за 1996, 2000 и 2004 годы.

Показатели 1996г. 2000г. 2004г.
ВВП, млн.долл.      
ВВП на душу населения, долл.(по вал. курсу)      
ВВП на душу населения, долл. (по ППС)      
Динамика ВВП (в % к пред. году) 2,8 5,8  
Промышленность 3,5 7,8 15,6
Сельское хозяйство 2,4 9,3 12,9
Потребительские цены 52,7 168,6 18,1
Реальная заработная плата 5,1   16,8
Уровень безработицы, %   2,1 1,9
Уровень бедности 38,6 41,9 17,8
Коэффициент Джини 25,4   25,4
Бюджетный дефицит, % ВВП -1,6 -0,1  
Торговый баланс, % ВВП -8 -6,8 -9
Сальдо платежного баланса, % ВВП -3,6 -2,6 -4,6
Прирост иностранных инвестиций, млн. долл. 104,5 118,6 168,1
Валютные резервы (отношение к объему месячного импорта) 0,7 0,5 0,6
Население, млн. человек 10,14 9,99 9,8
       

Приложение 3.

Структура промышленности Республики Беларусь и удельный вес секторов в

объеме выпуска, 1990-2003 гг.

         
Промышленность в целом        
Из нее:        
Добывающая 2,1 5,5 4,8 6,3
Обрабатывающая 97,9 94,5 95,2 93,7
Доля отраслей в совокупном объеме промышленного выпуска        
Электроэнергетика 2,6 13,8 7,1 7,3
Топливная 4,6 4,3 16,2 16,7
Металлургия 0,9 2,4 2,9 3,5
Химическая и нефтехимическая   14,3 12,5 12,1
Машиностроение и металлообработка 34,2 23,3 20,5 21,8
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 4,4 5,3   5,4
Стройматериалы 3,7 5,1 3,4 4,1
Легкая промышленность 17,2   8,4 6,3
Пищевая промышленность 14,9   17,3 17,2
Рыболовство 0,2 0,2 0,4 0,6
Прочие 8,3 6,3 6,3  

Приложение 4. Структура минимальных потребительских бюджетов,

фактически сложившихся в Республике Беларусь в сентябре 2005 г.

(Проценты)

    Одежда Предметы Предметы Оплата Тран-
Социально-демографические группы населения Питание Белье Культ-быт. Санитарии жилья спорт
    обувь .назначения. гигиены   связь
Семья из четырех человек 48,3 19,0 6,6 1,8 12,1 7,6
Мужчина трудоспособного возраста 39,8 14,1 8,5 1,8 20,6 10,3
Женщина трудоспособного возраста 34,8 17,6 9,0 1,8 20,6 11,2
Молодая семья с двумя детьми 45,3 21,4 7,5 1,9 12,8 6,1
Молодая семья с одним ребенком 43,7 20,7 6,2 1,8 11,5 9,2
Семья пенсионеров 42,3 16,6 7,0 2,0 17,4 13,0
Мужчина пенсионер 39,1 12,2 10,0 2,3 25,2 10,1
Женщина пенсионерка 34,1 16,5 10,4 2,2 25,2 10,1
Студент 49,1 23,2 3,1 2,6 5,9 12,7
Студентка 43,9 27,9 3,1 2,5 5,9 13,3
Девочка в возрасте до трех лет 40,3 20,4 8,4 2,2 15.3 9,6
Мальчик в возрасте до трех лет 40,5 20,1 8,4 2,3 15.4 9,6
Девочка в возрасте до трех лет до шести лет 41,6 18.9 6,9 1,9 12,7 7.9
Мальчик в возрасте до трех лет до шести лет 41.0 19.9 6,9 1,8 12,6 7,8
Девочка в возрасте от шести до четырнадцати лет 48,8 20,5 6,5 1,8 12,0 7,5
Мальчик в возрасте от шести до четырнадц. лет 51,0 17,8 6,6 1,8 12,2 7,6
Девушка до восемнадцати лет 48,6 24,1 5,8 1,6 10,6 6,6
Юноша до восемнадцати лет 52,7 20,8 5,6 1,5 10,3 6,5
             

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: