Домашняя учебная работа как форма организации обучения

Формы организации

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации. Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание.

Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществлении

Совокупность форм образует систему организации обучения(книга)

Классно-урочная система обучения – коллективная форма организации учебной работы, суть которой состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом.

Особенности классно-урочной системы обучения:

– постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

– каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

– учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных следующих одна за другой частей (уроков);

– каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

– постоянное чередование уроков (расписание);

– руководящая роль учителя (педагогическое управление);

– применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

В средней школе Республики Беларусь преобладает

классно-урочная система обучения.

Урок – это специальная форма организации обучения с учащимися одного возраста и постоянного состава, с ограниченными временными рамками, по заранее составленному расписанию, с единой для всех программой обучения.

Урок – логически законченный целостный элемент учебно-воспитательного процесса, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития.

т р е б о в а н и я к современному уроку:

1) урок предусматривает реализацию в комплексе образовательной, развивающей и воспитательной функций;

2) урок должен иметь строгую структуру, в которую входят: организационное начало, постановка целей и задач урока, объяснение, закрепление или повторение, домашнее задание и подведение итогов урока;

3) урок должен соответствовать принципам обучения: быть воспитывающим, научным, доступным, способствовать систематическому, прочному и осознанному усвоению учебного материала;

4) содержание урока и его тема должны соответствовать учебной программе;

5) при подготовке и проведении урока учитываются современные психолого-педагогические и методические подходы к обучению и воспитанию;

В теории и практике обучения сложилась определенная
структура урока. Под с т р у к т у р о й урока понимается соотношение и последовательность осуществления частей, моментов, этапов урока, направленных на реализацию задач урока. Выделяют следующие структурные элементы урока: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, постановка целей и задач урока, объяснение нового учебного материала, закрепление или повторение изученного, подведение итогов урока, учебное домашнее задание.

О р г а н и з а ц и я н а ч а л а у р о к а занимает обычно от одной до нескольких минут. Учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, готовность оборудования, классного помещения, выявляет отсутствующих, сообщает план урока. Здесь важно все: как учитель входит в класс, его уверенность в себе, тон и стиль общения, умелое предъявление требований, уважение к ученикам. Тот, кто правильно предъявляет требования к действиям учащихся в начале урока, обеспечивает успех всего урока.

П р о в е р к а у с в о е н и я и з у ч е н н о г о м а т е р и а л а – традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит в проверке, контроле, подготовке учащихся к изучению нового учебного материала. Учитель сосредотачивает внимание на основных идеях и правилах, выясняет причины затруднений, типичные ошибки. Познавательная активность и интерес к уроку существенно зависит именно от этой части урока.

П о с т а н о в к а ц е л е й и з а д а ч у р о к а. Уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, системность и последовательность действий учителя и учащихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным целям. Хорошо способствует активизации мышления и внимания, интереса прием сочетания общей цели с конкретными задачами. Постановка целей и задач урока занимает обычно мало времени, но задает четкую направленность всей учебной деятельности и имеет большое воспитательное значение.

О б ъ я с н е н и е н о в о г о у ч е б н о г о м а т е р и а л а. Строгое научное изложение содержания учебного материала – важнейшая часть урока. Доступная логика научных доказательств, убедительная форма изложения, ясность мысли учителя, сосредоточенность его внимания на детях обеспечивают успешность усвоения школьниками нового материала. Объяснение может быть частью урока, а может занимать весь урок.

З а к р е п л е н и е и з у ч е н н о г о. Закрепление осуществляется через систему упражнений, различного рода примеров и задач, самостоятельных работ, заданий практического характера после объяснения учителем нового учебного материала. В процессе закрепления внимание сосредотачивается на главных, ключевых моментах изученного материала, на установлении связи теории с практикой, на формировании определенных учебных умений и навыков. Здесь идет установление обратных связей, учитель получает информацию о том, насколько хорошо учащиеся усвоили материал, а значит, насколько результативна деятельность самого учителя.

П о в т о р е н и е, с и с т е м а т и з а ц и я, о б о б щ е н и е учебного материала. Сложность заключается в выделении основных идей и подборе соответствующих упражнений и заданий. Хороший результат дает использование творческих заданий, проблемных ситуаций. При повторении следует избегать повторных упражнений, а концентрироваться на главном в системе учебного материала.

П о д в е д е н и е и т о г о в у р о к а. Это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в обзорном напоминании главных идей в содержании изучаемого материала. Здесь важен лаконичный анализ деятельности учащихся на уроке с выделением сильных сторон и недостатков данного урока. Также желательно привлекать детей к анализу урока.

Д о м а ш н е е у ч е б н о е з а д а н и е. Учитель сообщает задание на дом, акцентирует внимание на основных идеях, на трудных моментах. Он должен проконтролировать, чтобы каждый ученик записал домашнее задание в дневник. Инструкция о выполнении домашнего задания должна даваться четко, кратко, последовательно. Полезно спросить нескольких учеников, как они поняли задание, или дать образец выполнения. Действия учителя на данном этапе урока должны помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд. Качество выполнения домашнего задания напрямую зависит от объяснения его выполнения на уроке. Нельзя задавать на дом после звонка с урока, т. к. дети невнимательны и слабо воспринимают слова учителя.

В зависимости от дидактических задач выделяются следующие типы уроков:

· комбинированный (смешанный), на котором сочетаются различные виды работ: проверка изученного, объяснение нового, закрепление, подведение итогов

· урок изучения нового учебного материала, где основное внимание уделяется изучению нового материала

· урок закрепления изученного материала, на котором через системы упражнений, практические самостоятельные задания формируются умения и навыки учащихся

· уроки повторения (обобщения¸систематизации), в процессе которых осуществляется повторение, систематизация изученного учебного материала по определенной теме, разделу. Обычно такие уроки имеют место накануне проверочных, контрольных работ.

· контрольный урок – урок выполнения проверочных и контрольных (устных, письменных)

Существуют другие формы организаций процесса обучения: индивидуальные, групповые, массовые(+книга)

При проведении э к с к у р с и й важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и проведение ее итогов.

Большое значение прежде всего имеет подготовительная работа к экскурсии. При подготовке к экскурсии учитель четко определяет ее цель.

При подготовке экскурсии существенное значение имеет выбор объекта изучения.

Третий элемент подготовки экскурсии состоит в четкой постановке перед учащимися конкретных вопросов, на изучение которых им следует акцентировать свое внимание.

Второй этап составляет содержательную часть экскурсии, т.е. организацию учебной работы по восприятию и усвоению (или закреплению) изучаемого материала. Делается это обычно с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации (показывания) важнейших частей или деталей изучаемого объекта.

В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материала. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений изучаемого материала, а также чертежи, зарисовки и т.д.

Работа заканчивается подведением итогов экскурсии, обобщением того, что учащиеся узнали в процессе ее проведения.

Ф а к у л ь т а т и в н ы е з а н я т и я как форма обучения введены в конце 60-х – начале 70-х годов. Свое название они получили от латинского слова facultatis, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор. Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах, по выбору самих учащихся и параллельно с обязательным изучением учебных предметов.

С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы учащихся в более глубоком изучении отдельных учебных предметов, б) развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся.

В этом состоит их важное педагогическое предназначение и что оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по предмету, а также содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю-предметнику составляются программы и создаются учебные пособия. Факультативные занятия могут проводиться как обычный урок, экскурсия, семинар, дискуссия и т.д.

Ф о р м ы в н е к л а с с н о й у ч е б н о й р а б о т ы. Классные занятия обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

П р е д м е т н ы е к р у ж к и.

Если хорошо поставлена учебная работа в школе, по каждому предмету появляются учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, к техническому творчеству, к проведению опытной работы по биологии и т.д. Это обусловило необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ школьников. Кружки создаются на добровольных началах из учащихся параллельных классов или же, если параллельных классов нет, из учащихся Y-YI, YII-YIII и т.д. классов. Руководство работой кружков осуществляют учителя-предметники.

Содержание кружковой работы включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей культуры, с новейшими достижениями науки и техники, подготовку вечеров, посвященных отдельным ученым, организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, проведение встреч с учеными и т. д.

О л и м п и а д ы, к о н к у р с ы, в ы с т а в к и ученического творчества.

Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, языка и литературы, а также техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы и выставки. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, выявляются лучшие школьники для участия в них, что дает большой импульс для выявления и развития более способных и одаренных учащихся по различным предметам. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Домашняя учебная работа как форма организации обучения.

На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести знания в долговременную память, учащимся необходимо осуществлять их последующее повторение, т.е. рассредоточенное усвоение, что также требует организации их домашней учебной работы. Не меньшее значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной организации внешкольного времени.

Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и является одной из форм его организации.

Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Как следует из приведенного определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками: 1) наличие учебного задания, даваемого учителем; 2) самостоятельная работа учащихся по выполнению этого задания.

Содержательно домашние задания включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику;

б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости данных чисел по математике, заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.);

в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим предметам;

г) выполнение творческих работ по литературе;

д) подготовку докладов по изученному материалу в старших классах;

е) проведение наблюдений по биологии и географии;

ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии;

з) изготовление таблиц, диаграмм и схем по изучаемому материалу и т.д.

Наряду с общими для всех учащихся, в практике обучения имеют место дифференцированные индивидуальные домашние задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: