Для оценки внутриличностной конфликтности используете^ множество методов. Наиболее распространенным является ин-
дивидуальная беседа, в процессе которой исследователь может применять различные психологические техники и приемы. При проведении комплексных исследований обычно используется блок психологических методик, целью которых является выявление наличия внутриличностных конфликтов у обследуемого. Наиболее популярными психологическими методиками, исследующими внутриличностные конфликты, являются методика Т. Лири (ДМО), ценностные ориентации Рокича, шкала депрессии в комплексных методиках, методика Г. Келлера, методика определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса, методика по определению уровня внутриличностной конфликтности Шипилова и другие психологические тесты, опросники и проективные методы.
Методика Г. Келлера выявляет различные внутриличностные конфликты в семейной сфере, партнерском общении и производственной деятельности.
Адаптированная Е. Ивановой и А. Светличным методика определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса выделяет пять типов реагирования человека и дает объяснения. Определение стилей реагирования и их толкование осуществляются следующим образом.
Так как методика основана на принципе выбора, через минимальное количество баллов определяется отвергаемый способ реагирования. По мнению авторов, отвергаемый тип поведения тесно связан с отвергаемой на бессознательном уровне потребностью. Внутриличностный конфликт выявляется через сравнение предпочитаемого и отвергаемого стилей поведения.
Для анализа поведения применяется схема трансактного анализа Э. Берна. На ее основе позиция Родителя проявляется через сопротивление, позиция Взрослого — через сотрудничество, а позиция Ребенка — через избегание и приспособление. Через компромисс реализуется позиция Ребенка и Родителя, т. е. в данном случае разнонаправленные позиции соединяются, и такой стиль реагирования в конфликте имеет большую эмоциональную нагрузку, что, в свою очередь, провоцирует и усиливает существующий внутриличностный конфликт.
Предпочитаемые и отвергаемые стили реагирования анализируются также через соотношение своих интересов и интересов противника. Это помогает выявить конфликт внутриличностных интересов.
Методика определения уровня внутриличностной конфликтности Шипилова выделяет шесть видов внутриличностного конфликта: мотивационный (между «хочу» и «хочу»), нравственный (между «хочу» и «надо»), ролевой (между «надо» и «надо»), адаптационный (между «надо» и «могу»), конфликт нереализованно-
го желания (между <?хочу» и «могу») и неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»).1 Целями данной методики являются:
— определение степени, уровня внутриличностной конфлик
тности;
— выявление наиболее значимых и глубоко переживаемых
внутриличностных конфликтов;
— определение основной, ведущей сферы актуальной внут
риличностной конфликтности: мотивационной, долженствова
ния или самооценки.
На основании двух методик — методики по определению уровня внутриличностной конфликтности Шипилова и методики «Личностный дифференциал» — исследовалась связь (корреляция) некоторых личностных качеств и уровня внутриличностной конфликтности. Эта связь выглядит следующим образом:
— при повышении степени напряженности повышается и уро
вень внутриличностной конфликтности;
— при высоком уровне развития таких качеств, как решитель
ность, эмоциональная устойчивость, смелость, независимость,
уверенность, снижается острота переживания возникающих внут
риличностных конфликтов;
— невозмутимость и одержимость свойственны людям с вы
соким уровнем внутриличностной конфликтности;
— самостоятельность и нормативность поведения не связаны
с уровнем внутриличностной конфликтности и не оказываеют на
него значимого влияния;
— нейротизм тесно связан с уровнем внутриличностной конф
ликтности, т. е. между ними имеется положительная корреляция;
— экстраверсия не связана с уровнем внутриличностной кон
фликтности, т. е. между ними существует отрицательная корре
ляция;
— уровень интеллекта влияет на остроту переживания внут-
риличностного конфликта: люди с развитым интеллектом под
вержены более острым переживаниям2.