Организация является весьма сложным объектом. В ее состав входят люди, оборудование, здания, информационная среда и т.д. В процессе своего существования она меняется во времени: имеет свое прошлое, существует в настоящем и планирует будущее. Основной целью организации должно быть эффективное и быстрое развитие. Эта задача может решаться за счет освоения и расширения рынка, внедрения новых технологий работы или выпуска новой продукции, решения наиболее актуальных социальных задач и т.п. Последнее утверждение наиболее важно для некоммерческих деловых организаций, работа которых полностью ориентирована на решение важнейших социальных проблем, стоящих перед обществом.
Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.
|
|
Развитие организаций обусловлено следующими факторами:
- изменение внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.)
- изменение внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.)
- потребности и интересы человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.)
- старение и износ материальных элементов (оборудования, человека, технологии)
- изменение экологии
- технический прогресс
- глобальное состояние мировой цивилизации
Закон развития гласит, что каждая материал система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Для организаций так же, как и для многих других явлений, применимо понятие жизненного цикла. На рис. 4.2. схематично отображены основные этапы жизнедеятельности организации: создание, рост, стабильность, спад и ликвидация организации.
Рисунок 11 - Жизненный цикл организации
На графике отражены последовательные этапы жизненного пути, которые проходит организация в процессе своего развития: создание (Т0 - Т1), рост (Т1 - Т2), стабильность (Т2- T3), сворачивание деятельности (Т3 - Т4) и ликвидация организации (Т4). Заметим, ч то в начальный момент времени Т0 ресурс организации не может быть нулевым.
Большую роль при этом играет выбор стратегии, которая определяет последовательность действия организационной системы на всех этапах ее развития, начиная от создания и кончая ликвидацией. Для социальных организаций стратегия - это составная часть искусства управления организацией, которая охватывает вопросы теории и практики развития организации. Принято выделять три основных типа базовых стратегий развития:
|
|
- стратегия ограниченного роста. Эту стратегию применяет большинство деловых организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. В рамках этой стратегии цели организации устанавливаются в зависимости от достигнутых результатов с учетом изменения внешних и внутренних условий существования организации. Если результаты работы организации устраивают ее руководителей, то подобная стратегия сохраняется продолжительное время как наименее рискованный путь;
- стратегия роста. Данная стратегия наиболее часто используется в динамически развивающихся областях с быстро меняющейся технологией или неосвоенным сектором рынка. Для нее характерен значительный прирост показателей развития предприятия;
- стратегия сокращения. Эта стратегия выбирается руководителями, когда наблюдается устойчивая тенденция к снижению показателей работы организации. Для нее характерно установление целей ниже уровня результатов, достигнутых в прошлом.
В современных условиях организациями, специализирующимися на различных видах деятельности, часто выбирается комбинированная стратегия, которая допускает использование различных стратегий в случае реализации нескольких целей. Так, организация может сворачивать один из видов деятельности и в тоже время развивать другой, т.е. одновременно с использованием стратегии сокращения применительно к малоперспективному направлению она начинает использовать стратегию роста или ограниченного роста для более перспективных направлений. За счет такой комбинированной стратегии удается поддерживать общие позитивные тенденции развития организации.
В таких условиях приходится учитывать большее количество базовых стратегий развития организаций. В их числе стратегии минимизации издержек, сокращения рисков, накопления ресурсов, расширения рынка, структурирования среды обитания, выбора ассортимента, координации действий партнеров (рис. 12).
Рисунок 12 - Стратегии развития организаций
Кроме перечисленных выше стратегий предприятиями могут осуществляться и другие стратегические замыслы. Дополнительные стратегические концепции, как правило, представляют собой производные от описанных ранее стратегий или являются их комбинацией. К дополнительным стратегиям относится, например, коммутативная (приспособительная) стратегия, стратегия повышения качества предоставляемых услуг и информационного обеспечения с использованием современных коммуникационных технологии (реклама, печатная продукция, имидж и т.п.), которые достаточно сильно связаны между собой.
Организации, работающие в сети, должны придерживаться стратегий, направленных на капитализацию информационного ресурса покупателя в системе электронной торговли. Организации, работающие с большими объемами информации, должны использовать стратегию экономии материально-технического и интеллектуального ресурсов системы управления.
Все стратегии перечислить трудно, и нет необходимости. Многие фирмы стараются разработать свою, ранее неизвестную стратегию, которая может обеспечить опережающее поступательное развитие предприятия.
Закон развития опирается на следующие основополагающие принципы:
- принцип инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;
|
|
- принцип эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например, для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;
- принцип непрерывности - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;
- принцип стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.
Успешное развитие и рост организации могут привести к синдрому большого бизнеса, который характеризуют следующие признаки:
- крайне централизованный и разбухший аппарат управления;
- всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия повседневных решений;
- рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;
- передача решений и ответственности из одного отдела в другой.
Снять синдром большого бизнеса позволяют методы регрессивного развития путем движения назад к более простым структурам