Нравственные аспекты взаимоотношений человека, общества и природы

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе. а это невозможно без пересмотра нравственности.

Нрав – это характер, душевный уклад. Соответственно, нравственность – это совокупность норм, определяющих поведение человека. Говоря о нравственности, часто употребляют понятия мораль и этика. Мораль - это нравственное учение, свод правил нравственности. Этика – это наука о нравственности, о правилах поведения человека. В широком и строгом смысле слова «этика» - это философская и научная дисциплина, изучающая явления морали и нравственности: морали как совокупности норм - запретов, требований, предписаний, идеалов - принятых в данном обществе и закрепленных в его культуре; нравственности как поведения людей с точки зрения его соответствия этим нормам. В нестрогом, но допустимом смысле в обыденном употреблении термин «этика» совпадает с термином «мораль», является его синонимом. В отличие от обычая или традиции моральные нормы имеют идейное обоснование в виде идеалов добра и справедливости, должного и т. п. Таким образом, мораль, нравственность - это форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Соответственно, сегодня речь пойдет об экологической этике, в основании которой лежат мировоззренческого уровня подходы к сущности взаимодействия человека и природы. Экологическая этика – это междисциплинарная область исследований, возникшая следствие воздействия научно-технического прогресса на окружающую среду и имеющая предметом ценностные, этические проблемы взаимодействия человека и природы (В. И. Малофеев) По оценке А. Швейцера, "этика есть безграничная ответственность за все, что живет". По мнению автора, этика заключается в том, что она должна нести добро. Добро служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.

Экологическая этика заставляет людей почувствовать безгранично великую ответственность в наших отношениях с природой. Все богатства Земли — это собственность всего человечества планеты. Она расценивается как имущество общества, находящееся в суверенном управлении каждого индивида, и это накладывает чувство особой ответственности человека за природу.

Предметом экологической этики как одной из субдисциплин общей этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений человек-общество-природа. Именно поэтому она выделяется своей значимостью среди других субдисциплин общей этики при всей их безусловной важности, даже среди таких, как, скажем, медицинская этика или биоэтика. Моральные нравы – это нормы поведения человека на природе, взаимоотношений с природой.

Основатель учения о биосфере В.И.Вернадский писал: «Самыми главными вопросами являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни» Наверное, позволительно дополнить это авторитетное высказывание предположением, что первично ущербным становится сознание человека и только затем ущербной становится окружающая его природная среда, что экология человека - это прежде всего, оздоровление духовного мира общества, освоение высокой культуры и гуманистической морали.

К сожалению, в этике, которой уже более двух с половиной тысяч лет, до сих пор нет какой-то общепризнанной теории, прежде всего, нет единого мнения относительно того, на что опираются все моральные нормы, т.е. не решен вопрос об истоках морали. На него даются различные ответы. Натуралистические теории этики усматривают истоки морали в естественном законе: «морально то, что естественно, что находится в согласии с природой». Другие теории утверждают, что все нормы морали содержат в себе здравый смысл. Именно он является наилучшим руководством при решении моральных коллизий. Многие этические теории говорят о религиозном происхождении морали, основные императивы которой явлены в божественном откровении.

Изучая историю, мы знаем, что в различные исторические эпохи понятие нравственность значительно изменялось. Этические нормы пересматривались в некоторых странах достаточно часто, соответственно пересматривались и нормы взаимоотношения человека с природой.

Большинство ученых говоря о этических нормах взаимоотношения человека и природы называют такие нормы, как добро, ненасилие, совесть, чувство меры, справедливость. Большую роль отводят свободе морального выбора и ответственности за данный выбор. Вообще говоря, выбор может определяться двояко - либо рациональными соображениями, здравыми рассуждениями о последствиях принятия решения или того или иного курса действий, либо эмоционально, страстями, так часто далекими от интересов дела. При выборе в экологической области особенно существенно, чтобы при этом главенствовало рациональное, разумное начало, и только такой выбор в полной мере будет ответственным. В данном контексте нам необходимо также сказать не только о высокой личной и социально-экологической ответственности поскольку без преувеличения можно утверждать, что она имеет решающее значение для исторического развития в целом.

Мораль всегда производна от типа, характера жизнедеятельности, который, в свою очередь, зависит от множества объективных условий, в том числе природных. В зависимости от особенностей экологической нравственности выделяют несколько ее типов.

К примеру, А. А. Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия.

Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т. д.).

Второй тип - отношение утилитарное, самое распространение в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.

Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому не дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.

Четвертый тип - отношение эстетическое., то есть простое созерцание природы.

Однако А. А. Скворцов считает первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый – недостаточным. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе, по его мнению. - утверждение человеческого начала космосе и космического в человеке.

В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости.

Ценностное осмысление природы должно выражать нерасторжимое единство человека и общества с природой. Человек и общество должны выступать как элементы единой системы «природа-общество», вне которого их существование невозможно; однако при этом интересы природы должны выдвигаться на первый план, получить приоритет над интересами общества, включиться в сферу морали.

В настоящее время принято считать, что человеческие ценности должны основываться на объективно определенных экологических отношениях с природой. Поэтому поставленные человеком цели должны быть согласуемые с возможностями экосистем природы. Человек должен следовать экологическим законам природы, а это значит, он должен исходить не только из своих нужд и соображений, но достаточно глубоко чувствовать нужды природы, ее внутренние измерения с учетом ее внешних ограничений. Единство человека с окружающей его природной средой является основой для человеческих ценностей.

При таком подходе природа в новой системе моральных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа.

Встает также вопрос о нравственном отношении человека к природе, об особенностях этого отношения, о расширении сферы действия традиционных, привычных форм моральной регуляции норм, принципов, ценностей, идеалов.

Рассматривая связь моральных принципов с нормами и императивом общей этики, следует, видимо, исходить из признания, что невозможно предложить такой набор правил и принципов, который бы всех удовлетворил. Императив – это безусловное требование, повеление. Это всеобщий, обязательный нравственный закон, которому все люди должны подчиняться. Вероятнее всего можно назвать следующие принципы и правила:

Нравственная позиция в отношениях человека к природе должна быть прежде всего гуманистической, т.е. имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы. Связь между ними институализирует «экологический императив», выдвинутый академиком Н.Н.Моисеевым и предписывающий, придерживаясь теории коэволюционного развития общества и природы, не вступать в противоречие с естественными закономерностями, дабы не вызвать необратимых процессов в биосфере.

Рядом с этим императивом может быть поставлен «принцип партнерства» во взаимосвязи человека и природы.

Данный принцип, в свою очередь, может быть дополнен принципом: относись к природе с уважением и любовью, к живой природе в особенности.

Исходя из вышесказанного, нравственной может быть названа деятельность, направленная на искоренение эгоистической идеологии с ее потребительством и пренебрежением к будущим поколениям, на перестройку в связи с этим всей системы просвещения, образования и воспитания, всей культуры. Соответственно этому нравственны знания и практические навыки, оптимизирующие человеческое воздействие на природу. Особо необходимо выделить принцип ненасилия как обладающего большим и интеграционным потенциалом по отношению к другим принцип экологической этики и как в наиболее острой форме соотносящегося с ее гуманистической составляющей.

Особую актуальность приобретает этика благоговения перед жизнью лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера, который подвигом своей жизни продемонстрировал действенность внутренней духовной связи человека с окружающим его миром.

Суть этики благоговения перед жизнью состоит в том, что человек, причиняя вред любой другой жизни, осознает это и постоянно соизмеряет, насколько оправдан наносимый чужой жизни вред. Она предусматривает также постоянный внутренний конфликт, в основе которого лежит благоговение перед своей и любой другой жизнью и, как результат, возникает неизбежность выбора между этическим и необходимым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: