Механизмы борьбы с коррупцией (ДОБАВЛЕНО)

Источниками формирования антикоррупционного правового порядка являются нормативно- правовые документы как институционального (конвенции, договоры, соглашения и др.), так и неинституционального уровня регуляции, к которым относятся этические доктрины антикоррупционного поведения. В «Глобальной программе ООН против коррупции» (ссылка1. Конвенция ООН против коррупции.Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеей ООН от 31 октября 2003г.// Собрание законодательства Российской Федерации 2006. №26.Ст.2780.) указывается на то, что приоритетной деятельностью как на национальном, так и на международном уровне становится снижение коррупции. Генеральная ассамблея ООН в 1999-2000 гг. приняла ряд документов, посвященных сотрудничеству мирового сообщества в борьбе с коррупцией.(ссылка2. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Принята резолюцией 55/25 Генеральной ассамблеей от 15 октября 2000г.// Собрание законодательства Российской Федерации.2004.№40.Ст.3882.). Конвенция ООН против коррупции (ссылка3. Конвенция ООН против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеей ООН от 31 октября 2003г. // Собрание законодательства Российской Федерации.2006.№26.Ст.2780.) была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 г.

Важную роль в противодействии коррупции стали играть региональные организации. Министры юстиции стран-участниц Совета Европы в 2004 г. заявили, что коррупция является серьезной угрозой демократии, господству права и правам человеческим, что требует со стороны Совета Европы действий по защите этих фундаментальных ценностей. Комитет министров Совета Европы принял в 2006 г. Программу действий против коррупции, получившую продолжение в последующих документах.

В период 1990-2000-х гг. в международном сообществе формируется система взаимосвязанных элементов, составляющих глобальный антикоррупционный правопорядок современности, к которым относят следующие компоненты:

1) Комплекс неинституциональных регулятивных компонентов (антикоррупционную идеологию как совокупность ценностей, идей и принципов антикоррупционной политики);

2) Комплекс институциональных и неинституциональных регулятивных компонентов (понятие коррупции, правовые начала противодействия коррупции);

3) Комплекс институциональных регулятивных компонентов (правовые нормы и институты антикоррупционного законодательства, раскрывающие субъектно-объектное содержание коррупционного поведения и антикоррупционной политики, правовые механизмы противодействия коррупции и т.д.) (ссылка1. Шишкарев С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики. Монография. М.,2010.С.44.)

Международные организации разработали для международного сотрудничества по противодействию коррупции и национальных государств систему механизмов противодействия и борьбы с коррупцией, которые с различным успехом применяются в различных социально-экономических, политических и социокультурных условиях во многих странах мира. Каждая страна самостоятельна в выборе приоритетов антикоррупционной деятельности. В то же время страны мира могут обмениваться информацией о лучшем опыте противодействия коррупции, осуществлять консультирование, представление специалистов и денежных средств. Предусмотрены такие направления помощи как организация обучения чиновников, представителей бизнеса и общественных организаций, приемам и методам борьбы с коррупцией, совершенствование законодательства, осуществление реформ систем управления и общественных институтов.

Участники Глобальной программы ООН полагают необходимость осуществления таких действий как создание группы высокопрофессиональных экспертов, которые будут оценивать нужды регионов и стран мира по оказанию помощи, производить исследование коррупции как мировой проблемы, давать рекомендации по применению тех или иных инструментов борьбы с коррупцией, приемлемых для конкретных стран. Предлагается также инициировать проведение международных форумов по обмену опытом стран в борьбе с коррупцией. (ссылка1. См.: Global Programme against Corruption. URL: www.unieri.it/Prodoc%20corruption/htm (дата обращения 25.01.2013).)

Основной рекомендацией ООН является принятие государствами-участниками антикоррупционных программ, выработанных совместно с представителями гражданского общества, а также национальных планов принятия мер против коррупции. Особо подчеркивается необходимость антикоррупционных действий на всех уровнях власти, включая местное самоуправление, ибо именно к местным условиям должны быть приспособлены применяемые на государственном уровне меры.

Обобщая глобальную практику противодействия коррупции можно выделить ряд механизмов, характеризующих международную систему противодействия коррупции:

1) Унификация национальных антикоррупционных правопорядков странами-участниками законодательства с помощью имплементации соответствующих международных соглашений;

2) Международное сотрудничество государств в области расследования коррупционных преступлений (деятельность Группы государств против коррупции); ссылка. (Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. URL: hast.garant.ru/2560781/Дата обращения 25.01.2013)

3) Международный антикоррупционный мониторинг и представление результатов научных исследований по «коррупционной картине мира» (деятельность таких организаций как Всемирный Банк и т.д.);

4) Формирование антикоррупционных этических доктрин, обуславливающих ценностно-нормативную основу антикоррупционного поведения представителей органов власти, бизнесса, политических и некоммерческих орагнизаций (кодексы поведения и т.д.).

На сегодняшний день исследователи(ссылка. См.: Сулавшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России.Монография в 2-х т. Т.1. М.,2008.) выделяют следующие эффективные стратегии противодействия коррупции, реализующиеся в современных государствах:

1) Стратегия «общественного осознания опасности коррупции и ее последствий» (осознание), которая основывается на таких направлениях деятельности как: анализ проблемной ситуации, связанной с уровнем и характером распространения коррупции в обществе и формирование стратегии антикоррупционной политики; профилактика коррупционных практик с помощью антикоррупционного гражданского образования и просвещение; создание антикоррупционных публичных площадок/ресурсов/платформы на основе взаимодействия всех субъектов антикоррупционной деятельности; свободные институты информирования и доступа к информации.

2) Стратегия «предупреждения и предотвращения коррупции» (хорошее управление/противодействие), связанная с прозрачной властью и прозрачными процедурами в системе публичного управления, реформированием системы государственной и муниципальной службы, системы правоохранительных органов; общественным участием в процессах предотвращения коррупции; уменьшением вмешательства государства в дела общества; этическими кодексами для всех субъектов антикоррупционной деятельности (представителей власти, бизнеса и институтов гражданского общества) с целью минимизации причин возникновения коррупционных практик; снижением административных барьеров для бизнеса и внедрение конкурсности в сфере государственных и муниципальных финансов.

3) Стратегия «верховенства закона и защита прав граждан» (пресечение/предупреждение), которая реализуется посредством обеспечения: сильной и независимой судебной властью; исполнением законов; антикоррупционным законодательством и общественной экспертизой; правовой помощью и защитой, внедрением института омбудсмена и других. (ссылка. Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность. М.2009 С. 51-59.)

Необходимо отметить, что для эффективного противодействия коррупции необходимы системные усилия всех субъектов антикоррупционной политики - органов государственной власти, бизнес структур и институтов гражданского общества. Основными механизмами реализации антикоррупционной политики для органов власти являются:

1) законодательство;

2) организационно-управленческие и политические меры;

3) механизмы взаимодействия власти и гражданского общества;

4) международное сотрудничество.

Анализ международного опыта борьбы с коррупцией, как комплексного социально-экономического и политико-государственного явления, показывает, что в современной мировой практике сформировалось два подхода к решению данной проблемы. (ссылка. Россия и коррупция: кто кого? Совет по внешней и оборонной политике. Программа «Россия и мир», М.,998.С.31-64.) Первый предполагает реформирование определенной сферы государства посредством осуществления антикоррупционных программ (универсальных/ведомственных и национальных/региональных), носящих кратко- или среднесрочный характер. Второй подход реализуется через антикоррупционную политику, которая понимается в первую очередь как функция государства: это разработка и реализация разносторонних и последовательных мер органов публичного управления в общества в рамках принятого конституционного строя государства с целью устранения (минимизации) причин и условий, обуславливающих появление и распространение коррупции в разных сферах жизни.

Эффективная антикоррупционная деятельность в современных государствах осуществляется через антикоррупционные программы. Антикорруцпионная программа представляет собой комплексный правовой документ, обеспечивающий согласованное применение правовых, экономических, организационно-управленческих, образовательных, воспитательных и иных мер, направленных на противодействие коррупции на различных уровнях власти. (ссылка. Бикмухаметов А.Э. и др. Коррупция и антикоррупционная политика. Словарь-справочник. М.,2008.) Обобщение опыта зарубежных стран позволяет выделить экзогенные и эндогенные факторы, способствующие и препятствующие реализации антикоррупционных программ.

Таблица 1. Факторы реализации антикоррупционных программ

  Способствующие успеху Препятствующие реализации
Экзогенные Эндогенные 1) Распространение типа политической культуры как «гражданское участие» 2) Демократический политический режим 3) Формулирование проблемы коррупции в политической повестке дня 4) Активная позиция государства 1) Имплементация антикоррупционных норм международного права в национальное законодательство 2) Антикоррупционный институционализм 3) Системность стратегии, заложенной в программе 4) Институирование в антикоррупционной программе в качестве субъектов ее реализации наряду с органами власти институтов гражданского общества 1) Социокультурные нормы, поощряющие коррупцию как форму социального обмена 2) Политические ситуации «кризиса легитимности» 3) Конституционные ограничение 1) Доминирование методов борьбы против конкретных коррупционеров, а не мероприятий, направленных на исправление недостатков системы 2) Форсирование реализации программы в краткосрочный период

Антикоррупционный институционализм (ссыылка. Роулз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы/ пер. с англ. О.А. Алякринского.М.,2003.) – эндогенный фактор, создающий условия не только для декларирования на законодательном уровне антикорруцпионной деятельности, но ее реализации как функции государства посредством создания специализированных антикоррупционных ведомств. В мировой практике существует два вида специализированных антикоррупционных ведомств: а) обладающие исключительной компетенцией расследования коррупционных проявлений (Гонгонг, Сингапур, Филиппины); б) делящие свои функции с иными ведомствами (Индия).

Антикоррупционные программы, универсальные и ведомственные, как правило, ориентированы на разработку и реализацию механизмов противодействия коррупции в системе органов государственной власти и управления, в которых основой коррупционных практик является злоупотребление ресурсом государственной власти. Основываясь на результатах исследования институциональных механизмов противодействия коррупции Ю.А. Нисиевича (ссылка. Нисиевич Ю.А. Коррупция как фактор современной политики. Власть и политика: институциональные вызовы ХХ1 века. Политическая наука: Ежегодно; 2012.М.: РОССПЭН. 2012. С.247-327.) можно выделить следующие типы административных ресурсов (за основу взята классификация разработанная специалистами Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешип»):

1) Силовой ресурс, включающий в себя правоохранительные органы и иные наделенными полномочиями принуждения органы от таможенной службы до внешней разведки;

2) Регуляторный ресурс – это государственно- властные полномочия по принятию управленческих решений. Регулирующих в режиме текущего времени экономические, социальные, политические и иные общественные порядки и отношения;

3) Законодательный ресурс, представляющий собой права и полномочия по формированию национального регионального законодательства, гле в приоритет в его использовании принадлежит политическим партиям и неформальным группам, которые обладают контролем над национальным и региональными легислатурами;

4) Институциональный ресурс – это материальные и кадровые ресурсы, доступ к которым связан с исполнением государственной должности;

5) Финансовый ресурс – это средства бюджетов центральной, региональной и местной власти и публичных внебюджетных фондов;

6) Медийный ресурс включает в себя средства массового распространения информации и массовых коммуникаций, находящихся в собственности или под контролем государства;

7) Статусный ресурс – это статус должностного положения в системе государственной власти и управления.

1.2 Российский опыт

Российский опыт противодействия коррупции

Распространение коррупции в современном российском обществе на протяжении последнего десятилетия с неизменным постоянством констатируется как негативный факт, препятствующий развитию эффективной системе государственного и муниципального управления, обеспечению устойчивого экономического роста и в итоге бьющий по благосостоянию граждан, негативным образом, по социально незащищенным слоям населения.

Антикоррупционная ситуация в России является в этом смысле типичной. Во-первых, позиции в международных рейтингах(См: Уровень восприятия коррупции в 180 странах мира –исследование Transperency Intenrational. URL: www.rb.ru/inform95437/html (дата обращения 3.04.2015)) и отечественные социологические исследования (Коррупция в органах власти. База данных Фонда «Общественное мнение». URL: bd.fom.ru/report/map/d092310 (дата обращения 3.04.2015)) демонстрируют, что коррупция относится к одной из самых острых проблем российского общества. Во-вторых, в истории становления антикоррупционной деятельности можно выделить три этапа («оперативно-тактический», «научно-законодательный», этап «становления национальной модели антикоррупционной политики») весьма противоречивых по содержанию и результатам.

На первом этапе оперативно-тактическом (в период 1992-2005 гг.) кодифицируются антикоррупционные нормы и принимаются различные нормативно-правовые акты в сфере гражданского, уголовного и административного права для решения тактических вопросов по противодействию коррупционной преступности. Впервые вопрос об антикоррупционной деятельности был поставлен в Указе Президента РФ от 4 апреля 1992 г. №361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Этот указ имеет ограниченный характер, который направлен на предотвращение преступных и других действий служащих государственного аппарата, запрещает заниматься предпринимательской деятельностью; ограничивает государственных служащих оказывать содействие в отношении физических и юридических лиц, которое не предусмотрено законом, используя для этого свое служебное положение в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научно, преподавательской и творческой деятельности), а также осуществлять предпринимательскую деятельность через посредников, а значит и быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе; самостоятельно или через представителя участвовать в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами. ([1] Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361 О борьбе с коррупцией в системе государственной службы (Указом Президента РФ от 28 июня 2005 г. N 736 признан утратившим силу) // Российская газета от 7 апреля 1992 г., N 80.)

Некоторые идеи законодатель пытался воплотить в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», но дальнейшего развития кампания не получила. Проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией» в 1999 г. прошел три чтения в Государственной Думе, но не был подписан Президентом РФ.

Следующим нормативно-правовым актом, который имел своей главной целью создание действующих мер по предотвращения коррупции и злоупотреблений в стране, является Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе"[1], в котором также делается акцент на контроле за доходами лиц, назначаемых на государственные должности. При этом п.7 данного Указа четко ограничивает его применение, не распространяясь на военнослужащих (кроме военнослужащих - федеральных министров) и судей федеральных судов.

Отсутствие каких-либо продвижений в 1999 году (закон о коррупции так и не был принят) в регулировании коррупционных проявлений Президент объяснял в связи с плохой работой законодательных органов, но никаких мер по преодолению этого не предложил[2].

Следующим шагом послужило создание Временной комиссии Совета Федерации по изучению проблемы борьбы с коррупцией[3] и утверждения положения о ней[4]. В августе 1999 г. было утверждено положение о Совете Безопасности РФ, согласно которому была создана Межведомственная комиссия по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией[5]. И вновь никаких существенных результатов достигнуто не было.

Коррупция безусловно была признана негативным явлением и после избрания второго Президента РФ Владимира Владимировича Путина, но направление усилий было предложено сосредоточить на «создании сильной и независимой России»[6]. Это выражалось в таких мерах, как развитие семейных отношений, отмена многих правоограничений в предпринимательстве, где «свобода» чиновников является причиной коррупции.

В 2001г. Президент указал на то, неудовлетворительная работа государственного аппарата способствует коррупции. «Коррупция - это не результат отсутствия репрессий, - а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер - тем больше взяток и чиновников, их берущих»[7]. И в целях формирования норм морали и идеологического воздействия, которые регулировали поведение работников органов государственной власти и управления на пути злоупотреблений, коррупции и произвола была утверждена Федеральная программа по реформированию государственной службы[8]. А позднее ее реализация отражена в ФЗ «О системе государственной службы»[9], в котором были заложены основы регулирования и функционирования государственной службы в РФ.

В 2003г. был образован Совет при Президенте по борьбе с коррупцией[10]. В 2004 г. образована Комиссия Государственной Думы по противодействию коррупции. Задача данных подразделений была направлена в первую очередь на анализ законодательства и выдвижение предложений по оптимизации работы государственного аппарата, но работа не принесла действенных результатов.

На втором этапе институционализации антикоррупционной политики – «научно-законодательном» (в период 2006-2007 гг.) - происходит имплементация международных норм по противодействию коррупции в российское законодательство и формирование ведомственных и региональных антикоррупционных программ. В этот период встает вопрос о ратификации Российской Федерацией важнейших международных правовых актов. Толчком к этому послужили подписанные Обязательства «Группы восьми» «Борьбы с коррупцией на высоком уровне» во время саммита в г. Санкт-Петербурге в июле 2006 г. (Борьба с коррупцией на высоком уровне. Принято 16 июля 2006 года в Санкт-Петербурге лидерами стран «Группы восьми».URL:www.kremlin.ru/incon.locs/206/07/16/1827_type72067_108826.shtud (дата обращения 4.04.2015)) В последствии Президент РФ издал Указ от 3 февраля 2007 г. №129 «Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 3 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.».

Наряду с ратификацией международных норм в 2006-2007 гг. начинают разрабатываться и реализовываться ведомственные и региональные антикоррупционные программы. «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.» впервые предусматривала антикоррупционные механизмы, направленные на деятельность государственных органов с повышенным риском коррупции. Создатели Концепции отнесли к ним (Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789.р (Ред. От 09.02.08) «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.) такие механизмы как экспертиза нормативных правовых актов; разработка пакета антикоррупционных нормативных правовых актов; разработка ведомственных и региональных антикоррупционных программ; создание методической основы оценки коррупциогенности государственных функций;

Рособоронзаказ, Росрегистрация и Федеральная антимонопольная служба стали первыми ведомствами, где были разработаны пилотные ведомственные программы.(В РФ появилась программа по борьбе с коррупцией. URL:www.newsru.com/russie/28feb2007/corruption html (дата обращения 3.04.2015)) На их основе в Минэкономразвитии были подготовлены типовые программы противодействия коррупции, воплотившие разнообразные по форме и степени эффективности стратегии борьбы с коррупцией.

В целом «научно-законодательный» этап является важным периодом в институционализации российской антикоррупционной политики. За весьма короткие сроки на федеральном уровне намечается национальная антикоррупционная стратегия, в субъектах федерации - формируется законодательная база по противодействию коррупции и определяется порядок и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативно- правовых актов.

С мая 2008 года начался новый этап, который характеризуется складыванием «национальной модели антикоррупционной политики». И тут же 19 мая 2008 года был подписал указ «О мерах по противодействию коррупции»[11]. По этому Указу предусматривается создание совета при президенте по противодействию коррупции, председателем которого является глава государства. Цель данного Совета - реализация мер по созданию нормативной основы антикоррупционной политики и выработка методических рекомендаций Президенту для проведения реформирования

Далее в этом же году, Президент Дмитрий Анатольевич Медведев 30 декабря подписал ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»[12]. Данный закон обязывает председателя Правительства, вице-премьеров и федеральных министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах и доходах членов своей семьи: супругов и несовершеннолетних детей.

5 марта 2009 года было подписано правительственное постановление «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»[13]. В данном постановлении был введен термин «коррупциогенность» и прописаны виды экспертиз на различных уровнях власти.

В Постановлении Правительства № 196[14] были прописаны методики проведения экспертиз, основные коррупциогенные факторы, которыми являются положения проектов документов. Эти положения способствуют проявлениям коррупции при применении документов и могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их. Данные факторы существуют в трех формах:

1) факторы, которые связаны с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;

2) факторы, которые связаны с наличием правовых пробелов;

3) факторы системного характера.

Президентом РФ Д. Медведевым в «Национальном плане противодействия коррупции» и Указе Президента РФ от 13 апреля 2010 г. №460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.» были предложены институциональные основы, определяющие характер, субъекты и механизмы российской антикоррупционной политики.

Национальный план противодействия коррупции включает в себя четыре раздела: 1) Законодательное обеспечение, 2)Совершенствование государственного управления в целях предупреждения коррупции, 3 и 4) повышение профессиональной подготовки юридических кадров и меры по правовому просвещению.(Национальный план противодействия коррупции.URL: www.kremlin.ru/text/docx/2008/07/204857.shtml (дата обращения 5.04.2015)) Меры по законодательному обеспечению включают в себя федеральный закон «О противодействии коррупции»(О противодействии коррупции: Федеральный Закон от 25.12.2008 №273-ФЗ// Правовая система «Консультант плюс», URL: http//base.consultant.ru/cons/ogi/onlinecgi?req-doc:base-LAW:n-138620 (дата обращения 4.04.2015)), а также внесение изменений и поправок в 25 федеральных законов.

В законе «О противодействии коррупции» содержатся такие правовые новеллы как расширение мер по предупреждению и профилактике коррупционных правонарушений и ужесточение юридической ответственности за коррупционные преступления. В качестве базовой задачи Закон «О противодействии коррупции» выдвигает совершенствование структуры государственного управления, совершенствование функций и полномочий органов государственной власти, видя избыточное и нерегламентированное государственное регулирование основной предпосылкой развития коррупционных практик. Был создан федеральный антикоррупционный орган- Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. В развитие «Национального плана противодействия коррупции» в апреле 2010 года была принята «национальная стратегия», которая призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции. Стратегия предусматривает внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативно правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.

Важной мерой является совершенствование условий процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме.

Глава 2.

2.1 Зарубежный опыт борьбы с коррупцией

Компаративный анализ практик современных государств позволил выявить две типичные модели антикоррупционной политики, основанной на цивилизационной специфике стран Запада и Востока практического решения проблемы «коррупция – антикоррупция».

Для западных стран (США, Канада, страны Скандинавии и Западной Европы) коррупция, являясь социально- негативной девиацией поведения отдельных граждан, ограничивается сферой публичного управления, что отражается в содержании антикоррупционных программ, направленных на повышение прозрачности и отчетности органов власти и регламентацию этического поведения государственных служащих. Например, Великобритания внедряет антикоррупционные реформы в систему публичного управления начиная с 1889 г., когда был принят «Закон о взяточничестве в публичных организациях» и закон «О предупреждениях коррупции» 1906 и 1916 годов. Вместе они составляют правовую базу борьбы государства и общества с коррупцией.

«Закон о взяточничестве в публичных организациях» называет преступлением «требование взятки или получение, или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо». (ССЫЛКА. Цит. по: Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции// И.В. Бочарников// Человек и закон. -2009 – N 1.- С.92-104.) Такое преступление предусматривает довольно серьезное наказание: виновное лицо должно компенсировать стоимость подарка или ссуды или отбыть тюремное заключение. Главное санкцией является лишение виновного права занимать любую публичную должность, избираться на государственные посты на срок до семи лет. Уличение в повторном преступлении грозит виновному пожизненным лишением права занимать публичные должности, а также лишает его права на государственные субсидии, пенсию или иные льготы, на которые он мог претендовать как должностное лицо.

Законодательство Великобритании выделяет особую форму коррупционного преступления: взятка должностному лицу с целью получения наград, званий, льгот и привилегий. По данному виду преступления суровое наказание предусматривается для обеих сторон: для совершающего подкуп – тюремное заключение на срок до двух лет или штраф. Должностное лицо, согласившееся на сделку, наказывается лишением свободы до 3 месяцев или штрафом.

Закон «О продаже должностей 1809 года» в редакции «Закона об уголовном праве» 1967 года также вводит особый вид коррупционного преступления: подкуп должностного лица с целью получения какой-либо должности или продвижения по службе. Обе виновные стороны могут быть приговорены к тюремному заключению на срок до двух лет и пожизненному лишению права занимать должность государственной службы.

На сегодняшний день в британской антикоррупционной политике реализуется программа утверждения принципов честности и неподкупности во всех сферах жизни общества, в том числе на государственной службе. Так, в октябре 1994 г. был создан Независимый консультативный Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни. В задачи Комитета входит мониторинг поведения чиновников- руководителе, включая министров, членов Национального и Европейского парламентов, представителей местных властей. Членами Комитета являются 10 общественных деятелей, в том числе два члена парламента. Комитет создавался для решения следующих задач: «изучение и оценка норм поведения всех руководителей общественных учреждений, включая все действия, относящиеся к их финансовой и коммерческой деятельности; выработка рекомендаций по улучшению моральных критериев участников «публичной жизни». Участниками публичной жизни считаются все министры, государственные служащие, члены национального и Европейского парламентов, высшие чиновники всех неправительственных общественных учреждений, представители местных властей. Основное внимание этого антикоррупционного органа сосредоточено на выработке рекомендаций по повышению моральных критериев, участников «публичной жизни». В результате уже в 1995 г. Комитет разработал «Кодекс чести», состоящий из семи принципов государственной работы чиновников:

1) «нестяжательство» - служение только общественным интересам, отказ от каких- либо действий для достижения материальных и финансовых выгод для себя, своей семьи и друзей;

2) Неподкупность – недопущение какой–либо финансовой или иной зависимости от внешних лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение официального долга;

3) Объективность – непредвзятое решение всех вопросов;

4) Подотчетность – ответственность за принятые действия перед обществом и предоставление ценной информации в случае публичной проверки;

5) Открытость – максимальное информирование общества обо всех решениях и действиях, из обоснованности;

6) Честность – обязательное сообщение о своих частных интересах, связанных с общественными обязанностями, принятие всех мер для разрешения возможных конфликтов в пользу общественных интересов;

Лидерство- соблюдение принципов лидерства и личного примера в исполнении стандартов общественной жизни».(ссылка. Цит. по: Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции// И.В. Бочарников// Человек и закон. -2009 – N 1.- С.92-104.)

Важной деталью является следующее: нарушение данных принципов само по себе не является преступлением и не предусматривает санкций, которые бы накладывались судом. Однако принятие «Кодекса чести» стало одним из значительных шагов на пути борьбы с коррупцией.

Во Франции государственная стратегия борьбы с коррупцией зиждется на выявлении должностных преступлений государственных чиновников, ответственных за принятие политико-административных решений, а также незаконных форм деятельности политических партий и общественных организаций, выявление деструктивных избирательных технологий, применяемых политиками и партиями во время избирательных кампаний.

Во Франции традиционно приоритетным является административное наказание. Главной целью такого подхода является предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов в исполнения должностных функций государственного служащего». (ссылка. Цит. по: Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции// И.В. Бочарников// Человек и закон. -2009 – N 1.- С.92-104.) Частым проявлением такого подхода является относительная мягкость наказания, применяемого к коррупционеру. От чиновников не требуется соблюдения принципов открытости и публичности, они не обязаны подавать декларации о доходах. Более того, соблюдение требований к профессиональной деятельности после отставки с государственной службы контролируется не особенно строго. Должность государственной службы может совмещаться с осуществлением выборной должности на местном уровне.

Среди актов, составляющих нормативно-правовую базу борьбы с коррупцией, особое место занимает решение правительства страны от 10 марта 1988 года «О публикации актов политических партий и данных о расходах на проведение избирательных кампаний, об обязательном декларировании доходов министров и парламентариев».

Законом о финансировании политических партий, принятым в 1990 году, вводятся ограничения на предоставление средств, в том числе на проведение избирательных кампаний, политическим партиям от физических лиц или предприятий. Контролирует реализацию этого закона созданная в 1993 году Национальная комиссия по счетам избирательных кампаний и финансированию политических партий.

Злоупотребления в сфере госзаказов пресекаются за счет контрольной деятельности Межведомственной комиссии по контролю за рынками государственных заказов и общественных работ. Кроме того, в 90-е годы законодательство Франции пополнилось таким содержанием понятия «коррупции», как покровительство. Под ним понимаются «действия чиновников, ведающих распределением заказов, которые предоставляют частному предприятию незаконные льготы». (ссылка. Цит. по: Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции// И.В. Бочарников// Человек и закон. -2009 – N 1.- С.92-104.) В 1995 году во Франции был принят Закон, в соответствии с которым процесс назначения на государственную службу отслеживается Счетной палатой. Еще один контролирующий орган – Комиссия по финансовой гласности политической жизни, которая контролирует доходы и расходы членов Парламента. Каждый член Парламента Франции после своего избрания обязан предоставить документы. Удостоверяющие суммы средств, израсходованных на проведение предвыборной кампании, а также «декларацию чести», а также задекларировать все свое имущество.

Особенностью французского антикоррупционного законодательства является нацеленность на борьбу с недобросовестностью при принятии политико-административных решений, применением незаконных методов финансирования и проведения избирательных кампаний. Во Франции функционирует развитая структура специальных подразделений криминальной полиции, МВД, прокуратуры, таможенной службы и налоговой инспекции, антикоррупционная деятельность которых координируется межведомственной службой при Минюсте по предотвращению коррупции.

Законодательство США системно и жестоко к коррупционеру. Отличительной чертой законодательства США является то, что законы не предусматривают «иммунитетов» для должностных лиц. Ни рядовой чиновник, ни конгрессмен и даже президент не сможет избежать уголовной ответственности, хотя привлечение к ней осуществляется в особом порядке, после отстранения от должности.

Определение коррупции и санкции за нарушение норм права кодифицированы в главе 11 «Подкуп, незаконные доходы и конфликт интересов» титула 18 Свода законов США. За различные коррупционные преступления предусмотрены не только штрафы, в три раза превышающие размер взятки, но и лишение свободы на срок до 20 лет.

Законодательство США считает коррупционным преступлением получение вознаграждения за исполнение функций и полномочий, входящих в круг должностных обязанностей. Премии и подарки, в соответствии с законом, чиновник может получить только законным порядком – от правительства. За преступление этой нормы предусмотрена уголовная ответственность в виде тюремного заключения.

Однако в США действует не только система наказаний, но и профилактические меры в системе государственной службу. Они базируются на внедрении системы этических норм, в совокупности образующих так называемую «административную мораль».

В США более полувека действует Кодекс этики правительственной службы, в которой были закреплены следующие нормы поведения госслужащего, который неоднократно претерпевал реформирования. Так, в октябре 1990 года вышел приказ президента США №12731 «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата», в соответствии с которым госслужащие любого ранга:

1) «не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использовании такого рода информации в личных целях;

2) не могут в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие;

3) принимать подарки от лиц, интересы которых зависят от выполнения или невыполнения этими служащими своих должностных обязанностей;

4) обязаны докладывать в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях разрушения собственности, обмана, злоупотребления и коррупции». (ссылка. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. – М.: НОРМА,1999.-356с.)
Реализация этих норм контролируется специально назначаемым в любом государственном управлении или департаменте лица или группы лиц, комиссией. При нарушении установленных правил, к служащему применяется одна из следующих мер наказания:

1) «частичная или полная дисквалификация;

2) перемещение на низшую должность;

3) предложение прекратить «конфликтные» финансовые связи». (ссылка. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. – М.: НОРМА,1999.-356с)

Государственные служащие не могут иметь дополнительный заработок, превышающий 15% оклада по должности. Это ограничение не распространяется только на сенаторов. Вместе с тем, чиновники, обладающие первичным мандатом (назначенные президентом США), вообще не имеют права на какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей.

Получение должностным лицом любой ветви власти подарков от частных лиц и организаций в США также считается коррупционным преступлением. Действие запрета не распространяется только в случае:

А) преподнесение и получение подарков предусмотрено законом;

Б) подарки имеют отношение не к служебной деятельности, а связаны с родственными или личными отношениями;

В) подарок малозначителен.

Так членам Сената США запрещено принимать подарки от лиц, которые могут быть связаны с лоббированием конкретных законов, рассматриваемых Сенатом, если стоимость подарков превышает 100 долларов. За год Сенатор может получить подарки на сумму не более 300 долларов, за исключением подарков от родственников.

Ограничения для членов Конгресса США еще более значительны. Стоимость подарков, полученных Конгрессменом или членом его аппарата, не может превышать 250 долларов, при этом, каждый подарок дороже ста долларов (за исключением подарков от родственников), должен декларироваться.

Ограничения и запреты на получение подарков распространяются на все категории государственных служащих. Совокупная стоимость подарков для госслужащего не должна превышать 100 долларов. Если он получил подарок, стоимостью выше 100 долларов, служащий обязан его задекларировать и сдать.

В незападных странах (Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки), с преобладающей системной коррупцией в обществе и толерантным отношением к ней населения, антикоррупционная политика характеризуется монополизацией функций антикоррупционной деятельности и авторитарными методами управления механизмами противодействия коррупции в интересах задач экономической или политической модернизации государства. Сложность противодействия коррупции в восточных странах заключается в том, что, являясь одной из характеристик азиатского образа жизни, она представляет собой общественно-приемлемый социокультурный и экономический феномен, связанный с функционированием государства. Ряд государств (КНР, Корея, Сингапур, Индия и т.д.) реализуют антикоррупционную политику сочетая стратегии борьбы, которая опирается преимущественно на силовые методы и стратегию предотвращения, связанной с формированием нетерпимости к коррупции среди населения при активной позиции СМИ и общественных организаций.

Антикоррупционная стратегия Китая значительно отличается от всех рассмотренных. Она традиционно базируется на приоритете репрессивных мер воздействия на чиновников. С 2003 года Антикоррупционный комитет Китая расследует коррупционные преступления, за которые предусмотрена смертная казнь и осуществляет исполнительные функции. Главное профилактической антикоррупционной мерой является запрет для членов ЦК Компартии Китая заниматься бизнесом. Такая мера призвана ограничить коррупцию в высших эшелонах власти. Помимо этого в Китае действует «горячая» телефонная линия, по которой любой житель может анонимно сообщить о фактах взяточничества или злоупотребления служебным положением тех или иных чиновников.

С 2002 г. в КНР реализуется новый этап антикоррупционной политики, в рамках которого были сформулированы следующие принципы «борьбы с коррупцией»:

1) развитие демократии и институциональной инновации;

2) усиление воспитания, ужесточение контроля и предотвращение и устранение разложения в самих его истоках;

3) совершенствование системы руководства и рабочего механизма борьбы против разложения;

4) формирование «равнодействующих сил» предупреждения разложения и наказания за него» (ссылка. Международный опыт борьбы с коррупцией: Азия. URL: http//gnggenp.spb.ru/Use Files/File/BUKLET2YYpdf (дата обращения 1.04.2015)

Как отмечает И.В. Бочарников, внедрение «культуры прозрачности» является системообразующей основой антикоррупционной политики Республика Корея, которая практически нашла свое отражение в программе «OPEN» - онлайновой системе контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации. Обеспечение принципа «электронного правительства» и антикрррупционной стратегии привело к тому, что свободный доступ к информации о состоянии дел позволил исключить необходимость личных контактов с чиновниками или коррупционных взаимодействий за ускоренное или положительное принятие решений. За короткие сроки реализации данной программы, коррупция среди чиновников уменьшилась в 6 раз, что произвело настоящую сенсацию в международном сообществе. Кроме того, принятие Закона Республики Корея «О борьбе с коррупцией» (2002 г.) обеспечивает право любому совершеннолетнему гражданину страны инициировать расследование о коррупционных правонарушениях посредством личного заявления в главный антикоррупционный орган государства – Комитет по аудиту и инспекции. (ссылка. Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции// Актуальные проблемы противодействия коррупции. 2008.)

В Сингапуре, высшее руководство страны выдвинуло инициативу принятия реализации в стране всесторонней антикоррупционной стратегии. Инициатива была реализована принятием Акта о предотвращении коррупции (РОСА). В стране постоянно и эффективно функционирует специализированный орган по борьбе с коррупцией – Бюро по расследованию случаев коррупции. Фактором его эффективности является самостоятельность функциональная и организационная. Этот орган расследует коррупционные преступления и способствует их предотвращению. Он действует как на государственном, так и в частном секторе экономики и финансов.

Бюро контролирует решения государственных служащих и должностных лиц и выявляет факты злоупотреблений, информирует о выявленных правонарушениях правоохранительные органы. В бюро ведется теоретическая и методологическая работа: изучение всех возможных типов коррупционных преступлений, методы осуществления коррупционных правонарушений в государственных органах.

Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». (ссылка. Элькин Э.В. Как победить коррупцию // Следователь 2009. - №6. – С.47-48.) Это достигается за счет реализации следующих принципов:

1) труд государственных чиновников оплачивается в соответствии с формулой, главным отправным коэффициентом которой является средняя заработная плата граждан, успешно работающих в частном секторе;

2) ежегодно государственные должностные лица декларируют имущество, активы и даже долги по кредитам, декларации подвергаются тщательной прокурорской проверке, с особенной тщательностью проверяются любые счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции;

3) коррупционные правонарушения предусматриваются и применяются суровые наказания, особенно строго наказываются высокопоставленные должностные лица для поддержания морального авторитета государственной власти и честных политиков;

4) излишние административные барьеры развития частных секторов экономики ликвидируются.

В Японском законодательстве нет единого кодифицированного антикоррупционного закона, но антикоррупционные нормы содержатся в различных нормативных актах, что не препятствует эффективной борьбе с коррупцией. Особую роль играют меры, которые препятствуют японскому чиновнику вмешиваться в вопросы частного бизнеса.

В Японии одним из важных направлений борьбы с коррупцией является кадровая политика. Государственное администрирование построено здесь на принципе меритократии (ссылка. Меритократия-принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального или экономического положения, происхождения) и ориентировано на служение государству и обществу. Большое внимание законодательство Японии уделяет формированию кодекса чести японских чиновников: с апреля 2000 года в стране действует закон «Об государственных служащих». Поведение публичных должностных лиц и служащих ориентировано на соблюдение этических норм, утвержденных правительством. За их нарушение предусмотрены административные наказания.

В Японии действует законодательная норма, в соответствии с которой информация обо всех лицах, заподозренных в коррупции или обвинениях в совершении коррупционного преступления, заносится в особый реестр. Факт попадания информации о гражданине в этот реестр широко освещается через средства массовой информации. Поэтому все граждане могут принять участие в осуществлении контроля за поведением конкретного лица.

Японское законодательство нацелено на предотвращение коррупции в политике. Финансирование избирательных кампаний партий, общественных организаций и отдельных политиков строго законодательно регламентировано. Учету и контролю подлежит порядок и размер пожертвований в пользу кандидата на выборах, политических фондов. В случае нарушения установленного Законом порядка, виновной считается как сторона, получающая пожертвования, так и лицо или организация предоставляющая пожертвование, а также посредники.

Изучение зарубежного опыта показывает, что в мире нет уникального набора механизмов борьбы с коррупцией, которые могли бы быть оптимальны для всех стран. Поэтому в настоящее время в целях выстраивания действенной системы совместного противодействия коррупции, носящей транснациональный характер, страны активно используют возможность сотрудничества в рамках международных организаций таких как: ООН, ЕС и др. В целом, проведенный анализ международного опыта противодействия коррупции позволил выделить следующие наиболее эффективные механизмы с точки зрения снижения коррупции:

1) функционирование самостоятельного государственного органа по борьбе с коррупцией;

2) формирование принципов работы государственной власти на основе публичности и открытости. Возможность доступа граждан, общественности и средств массовой информации к документам органов государственной власти;

3) государственное финансирование политических партий, исключающее возможность их финансирования из иных, в том числе, коммерческих источников;

4) отсутствие в системе государственного аппарата политических должностей. Малая численность бюрократического аппарата при четкой его структурированности;

5) закрепление четких должностных полномочий в соответствующих административных регламентах;

6) разработка специального кодекса поведения должностных лиц, закрепляющего четкие рамки контакта государственного служащего с гражданами;

7) государственный и общественный контроль доходов и расходов должностных лиц, контроль личных банковских счетов должностных лиц и членов их семей.

Глава 2.2. Региональный опыт противодействия коррупции: деятельность Уполномоченного по противодействию коррупции

Ульяновская область стала первым российским регионом, на практике реализовавшим нормы статьи 6 Конвенции ООН против коррупции, согласно которой «каждое Государство-участник (Конвенции) обеспечивает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, наличие органа или, в надлежащих случаях, органов, осуществляющих предупреждение коррупции...». (ссылка) В 2009 году в нашем регионе учреждена должность Уполномоченного по противодействию коррупции, исполняющего функции, определённые Законом Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области». (ссылка)

Собственно к созданию правовых основ для профилактики коррупции Ульяновская область приступила еще до принятия соответствующих актов на федеральном уровне. В начале 2007 года был создан региональный координационный совет по реализации антикоррупционной политики. В июне того же года, за полтора года до принятия соответствующего федерального закона, был принят Закон Ульяновской области «О противодействии коррупции в Ульяновской области», а в 2008 году утверждена областная целевая программа. Практика применения названных правовых актов вызвала острую потребность в едином центре, координирующем антикоррупционные меры, и в 2009 году Законодательное Собрание Ульяновской области, поддержав предложение Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова, учредило специализированную государственную должность – Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области. За прошедшие годы данный институт прошел стадию организационного становления и ряд правовых изменений. В 2012 году в Закон Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» были внесены изменения, в том числе определены сроки пребывания в должности Уполномоченного (до шести лет). Уполномоченный по противодействию коррупции назначается и освобождается постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области, голосование - тайное. С 01.01.2014 года в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 26 декабря 2013 г. «О назначении на должность уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области» Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области является Яшин Александр Евгеньевич.

Особенностью является то, что Ульяновская область, опираясь на закрепленное в Конституции право субъекта Российской Федерации осуществлять правовое регулирование в сферах, не урегулированных федеральным законодательством и не противоречащих ему, стала первым и пока единственным российским регионом, централизовавшим и аккумулировавшим функции предупреждения коррупции на региональном уровне в полномочиях специального органа. Вплоть до сегодняшнего дня Ульяновская область остаётся единственным субъектом Российской Федерации, где существует такая специализированная должность.

Институционализация профилактики коррупции в Ульяновской области наглядно показала преимущества такой модели организации антикоррупционных мер перед распространённым в России подходом распределения антикоррупционных функций между различными органами и организациями1 (ссылка). В силу единства организационного, финансового, управленческого ресурса и установленного законом специального перечня полномочий деятельность Уполномоченного по противодействию коррупции лежит в плоскости подготовки инициатив, аккумулирования, трансляции положительных антикорруционных практик в управленческой деятельности и контроля за эффективностью их реализации. В этом Ульяновская область имеет большое преимущество перед другими субъектами Российской Федерации, в которых не созданы постоянно действующие специализированные органы по профессиональной разработке и координации внедрения стратегических мер эффективного предупреждения коррупции в среде государственных и муниципальных органов и их должностных лиц и служащих.

Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области является лицом, замещающим государственную должность субъекта Российской Федерации. Он самостоятельно определяет свой план и стратегию действий по реализации своих полномочий.

Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области является не только организатором антикоррупционной политики в нашем регионе, но и непосредственным исполнителем ряда мер по предупреждению коррупции. Функции Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области первоначально были установлены в Законе Ульяновской области от 05.06.2007 № 77-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области». (ссылка) В настоящее время этот закон утратил силу в связи с принятием нового закона с одноимённым названием от 20.07.2012 № 89-ЗО, который значительно расширил перечень функций и права Уполномоченного по противодействию коррупции. (ссылка)

Для независимого и эффективного обеспечения своих функций Уполномоченный имеет право:

1) беспрепятственно по предъявлении удостоверения посещать государственные органы Ульяновской области и подведомственные им государственные учреждения Ульяновской области, присутствовать на заседаниях коллегиальных органов государственных органов Ульяновской области;

2) запрашивать и получать от государственных органов Ульяновской области, подведомственных им государственных учреждений Ульяновской области и их должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы

3) запрашивать и получать объяснения должностных лиц государственных органов Ульяновской области и подведомственных им государственных учреждений Ульяновской области;

4) направлять руководителям государственных органов Ульяновской области предостережения в порядке и случаях, установленных Законом Ульяновской области «О противодействии коррупции в Ульяновской области». Предостережением является особая форма реагирования Уполномоченного на ненадлежащее принятие мер по профилактике коррупции соответствующими должностными лицами.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» функциями Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области являются:

1) разработка мероприятий областной программы противодействия коррупции и контроль её реализации;

2) организация и проведение антикоррупционного мониторинга; Антикоррупционный мониторинг проводится по двум направлениям:

А) это мониторинг полезного антикоррупционного опыта, который обязаны осуществлять все государственные органы Ульяновской области;

Б) это мониторинг эффективности реализации исполнительными органами государственной власти и муниципальными образованиями Ульяновской области, с которыми налажено взаимодействие на основе соглашений, норм федерального, регионального и муниципального законодательства о противодействии коррупции (эта работа проводится на основе разработанной Уполномоченным таблицы рейтинговой оценки. Таблица предполагает оценку деятельности каждого государственного и муниципального органа по более чем трёмстам различным критериям, сгруппированным по элементам организационной структуры профилактики коррупции);

3) проведение антикоррупционного анализа нормативных правовых актов и их проектов, которые разрабатываются исполнительными органами государственной власти региона; антикоррупционный анализ, проводимый Уполномоченным, является обязательной составляющей подготовки проекта нормативного правового акта. Без проведения антикоррупционного анализа и наличия положительного заключения Уполномоченного на проект нормативного акта на рассмотрение Губернатора и Законодательного Собрания Ульяновской области не может быть вынесен ни один проект нормативного правового акта. Отрицательное заключение Уполномоченного является основанием для переработки проекта акта. В результате, на утверждение Губернатора Ульяновской области, Правительства Ульяновской области и Законодательного Собрания Ульяновской области вносятся проекты нормативных правовых актов, прошедших тройной контроль: на уровне разработчиков этого акта, на уровне контрольно-надзорных органов и на уровне Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области;

4) формирование базы данных о зонах коррупционного риска; выявленные зоны коррупционного риска освобождаются от несущественных деталей и заносятся в специальную базу, на основании которой подготавливаются соответствующие меры противодействия. В этом виде зона коррупционного риска представляет собой модель потенциального коррупционного поведения чиновника или же потенциально коррупционную схему;

5) осуществление учета нормативных правовых актов Ульяновской области, предусматривающих введение антикоррупционных стандартов; данные стандарты будут регламентировать поведение государственных служащих в ситуациях, когда велика вероятность возникновения условий для проявления коррупции, или в зонах коррупционного риска (деятельность инспекторов органов государственного жилищного, строительного, экологического надзора и др.);

6) организация привлечения негосударственных организаций, за исключением редакций средств массовой информации, к осуществлению антикоррупционной пропаганды;

7) анализ деятельности государственных органов Ульяновской области по рассмотрению сообщений граждан и организаций о ставших им известными признаках коррупционных правонарушений в деятельности должностных лиц государственных органов Ульяновской области и должностных лиц подведомственных им государственных учреждений Ульяновской области; эта функция реализуется при проведении мониторинга эффективности антикоррупционной работы в государственных органах Ульяновской области;

8) подготовка и представление сводного отчета о результатах участия государственных органов Ульяновской области в проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции Губернатору Ульяновской области, в Законодательное Собрание Ульяновской области и в Общественную палату Ульяновской области, а также размещение его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

9) информационно-методическое содействие работе координационного совета по проведению единой государственной политики в области противодействия коррупции в Ульяновской области;

10) взаимодействие с государственными и иными органами и организациями по вопросам проведения единой государственной политики в области противодействия коррупции;

11) подготовка и выпуск информационно-методических материалов по вопросам противодействия коррупции;

12) изучение успешной практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;

Одной из наиболее эффективных мер в профилактике коррупции является просвещение граждан, воздействие на тех, кто провоцирует взяточничество. В Ульяновской области сегодня реализуется комплексный план мероприятий по профилактике «бытовой коррупции», план по антикоррупционному просвещению, проводятся социологические исследования, выстроена система по профилактике коррупции в органах управления, определены участники проведения единой государственной политики в области противодействия коррупции: Губернатор Ульяновской области;

Законодательное Собрание Ульяновской области;

Правительство Ульяновской области;

Счётная Палата Ульяновской области;

Исполнительные органы государственной власти Ульяновской области;

Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области.

Важнейшим субъектом антикоррупционной политики в системе противодействия коррупции на региональном уровне являются исполнительные органы государственной власти Ульяновской области. Они вместе с органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области участвуют в принятии мер по предупреждению коррупции. Перечень таких мер установлен Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», рядом других федеральных законов, Указами Президента России и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Результаты участия государственных органов Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в принятии мер по предупреждению коррупции оцениваются по двум направлениям:

1) анализ эффективности исполнения антикоррупционных мер, установленных федеральным и региональным законодательством, через мониторинг эффективности работы проводимой два раза в год в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, дается оценка степени и качества исполнения запланированных антикоррупционных мер.

2) изучение с использованием социологических методик определения отношения самих жителей и их оценки эффективности антикоррупционных мер, проводимых органами власти


[1] Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе (с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: