Книги по христианской педагогике

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

Я подсчитал. Семья и семейные отношения заняли у нас 18 бесед, в них мы затронули достаточно широкий спектр вопросов семейной жизни. Конечно, в кратких беседах можно было только наметить контуры проблем и путей их решения, а иногда и вообще только вскользь упомянуть то или иное явление, особенно в вопросах педагогики и психологии.

И потому понятны просьбы людей рассказать о книгах, в которых можно было бы самому подробнее прочитать о разных сторонах семейной жизни и во всем разобраться. Сегодня мы об этом и поговорим.

Книг таких много. Только за последнее десятилетие их издано несколько десятков. Цели у них разные. В одних книгах авторы обращаются к наследию христианской педагогики, популяризуя ее бессмертные шедевры, в других делается попытка осмыслить современное состояние семьи и школы и дать рекомендации, как противостоять соблазнам так называемой постхристианской культуры и сохранить нравственный облик.

Первая книга, с которой надо начинать и читать ее всегда, — естественно, Священное Писание. Тут – неисчерпаемый источник Премудрости, настоящая пища для души, где каждый найдет ответы на все важные для него вопросы. Там — много полезных советов и о семейной жизни, особенно, в Притчах Соломона и Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Евангелиях и посланиях святого апостола Павла.

Недавно в 2000 году Православное издательств «Лестница» в Москве издало трехтомник сочинений Константина Дмитриевича Ушинского «Родное слово» и «Детский мир и хрестоматия». Имя Ушинского никогда не было забыто и часто фигурировало в советской педагогике. Дважды в 1948-1952 гг. и 1988-1989 гг. даже издавались его сочинения, но фрагментарно, поскольку он свою дидактику строил на христианских принципах и считал, что в основе всякого образования должно лежать воспитание добрых нравов, ибо образование есть ничто иное, как раскрытие в ребенке образа Божия.

С его «Родным словом» выросли Иван Бунин, Александр Блок, Алексей Толстой, Александр Куприн, Сергей Рахманинов, Александр Грин, Павел Флоренский, Виталий Бианки, Сергей Есенин, Леонид Леонов и многие другие. Эти имена — лучшая характеристика книг великого педагога.

Из других изданий можно рекомендовать книгу Гермогена Ивановича Шиманского «Православная семья. Христианская добродетель целомудрия и чистоты». М., 1977 г.

Здесь представлен большой материал из христианской дидактики по самым разным аспектам семейной жизни. Здесь целые главы посвящены разъяснению таких тем, как целомудрие, красота истинная и ложная, христианский брак, взаимные обязанности супругов, воспитание детей в разные периоды развития ребенка. Книга, правда, обращена к православным родителям, но там найдут для себя много полезной информации и родители, которым небезразлично нравственное состояние их детей.

Небезынтересным является и переиздание популярной когда-то книги «О семье и воспитании». Она издана в 1998 году Московским издательством «Православный паломник». Автор – известный проповедник и церковный писатель дореволюционной России Виссарион, епископ Костромской и Галический. Он был редактором популярного тогда журнала «Душеполезное чтение» и опубликовал в нем много статей, из которых затем и составилась эта монография. В ней две книги.

Первая – Православная семья, с такими подразделами как: Святость брачного союза; О незаконных сожительствах; О необходимости терпения и смирения в браке; Об интимных отношениях в браке; О супружеской верности; О страсти к нарядам и другие.

Вторая книга посвящена роли матери в семье. Назовем только несколько глав.

- Важнейшие обязанности матери; Воспитание с пелен; О значении впечатлений раннего детства в деле воспитания детей; О наказании детей; Слезы и плач матери; Истинное образование; Разлука с детьми.

Чтение этой книги принесет несомненную пользу и даст хорошие ориентиры в воспитании детей нравственными личностями.

Из других книг можно порекомендовать сборник Александра Николаевича Стрижева «Школа Православного воспитания». Издательство «Паломник». М., 1999 г.

Он собрал педагогические сочинения выдающихся русских умов. Здесь Михаил Васильевич Ломоносов и Александр Сергеевич Пушкин, Владимир Даль и Сергей Александрович Рачинский, святой Иоанн Кронштадский и Иван Шмелев, и еще несколько видных имен.

Почитать их мысли и прислушаться к их советам – было бы очень и очень полезно всем, а особенно молодым родителям, ищущим правильных приемов и критериев воспитания своих детей.

В краткой беседе нам удалось заглянуть только в несколько сочинений по христианской педагогике. Но и их оказалось достаточно, чтобы почувствовать, что родители совсем не беспомощны, и не предоставлены сами себе. Есть достаточно обширная литература, где подробно рассказывается, как воспитать детей благоразумными и благочестивыми. Все рядом, надо только проявить интерес.

Примечания:

На самом деле, литература по христианской педагогике огромна. Приведем лишь наиболее доступные и авторитетные издания последних лет.

(автор благодарен Латушко Ирине Петровне, начальнику методического управления БГУ, за любезно предоставленные материалы)

Ничипоров Борис, священник. Введение в христианскую психологию. Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994.

Книга священника Бориса Ничипорова – психолога, общественного деятеля — посвящена задачам духовного просвещения и воспитания человека. Книга основана на пасторском и педагогическом опыте автора, будет полезна всем, кто занимается духовным строительством и возрождением личности человека.

Шестун Евгений, священник. Православная педагогика: Исторические психолого-педагогические очерки. Самара: Самарский информационный концерн, 1998. 575 с.

Исторические психолого-педагогические очерки «Православная педагогика» кандидата педагогических наук священника Евгения Шестуна являются оригинальным психолого-педагогическим исследованием основ православной педагогики – исторического фундамента традиционной отечественной школы. В книге показано, что обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования наиболее перспективно для восстановления духовности и нравственности, уклада жизни и форм национального опыта. Автор рассматривает историко-педагогические и историко-церковные основы православной педагогики, ее общие и теоретические проблемы. Особое внимание уделяется процессу духовного становления человека в разные годы его жизни, воспитанию детей в православной семье.

Шестун Г., игумен. Православная школа. М.: Воскресная школа, 2004.

В разделе «Советы священника» автор отвечает на типичные вопросы детей, родителей и учителей. В разделе «Размышления над прочитанным» раскрываются вопросы о воспитании голоса совести, о создании основ для будущей жизни и приготовлении к жизни вечной. В разделе «Проблемы современной педагогики» раскрываются понятия духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций, педагогики русской цивилизации, проблемы содержания образования, целей образования и многое другое. В книге приводятся сведения об обучении и воспитании великих святых в детстве, о педагогической деятельности святого праведного Иоанна Кронштадского. Завершается книга кратким молитвословом для родителей, детей и педагогов.

Зеньковский В. В. Педагогика. М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 1996.

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962), протоиерей, профессор Киевского университета, а с 1927 г. профессор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. В своем труде автор рассматривает вопросы общего учения о педагогическом процессе, системы дошкольного воспитания, школьного воспитания и образования. В труде дается общий исторический обзор основных педагогических течений, рассмотрено общее учение о педагогическом процессе, дается система дошкольного и школьного воспитания. В книге отразилась всеобъемлющая культура, философская и педагогическая эрудиция одного из самых ярких ученых ХХ века.

Ириней, епископ. Поучение о религиозном воспитании детей. Киев: Общество любителей православной литературы, 2003.

Преосвященный Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, рассматривает в своих поучениях вопросы необходимости воспитания детей с самого раннего возраста, о воспитании набожности и благочестия, послушания, правдивости, невинности и чистоты сердца, об искоренении детских пороков, об искоренении в детях гордости, о предостережении детей от жадности, о зависти в детях, о том. что родители ничем не могут оправдать своей виновности в небрежном воспитании своих детей.

Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. СПб.: Знаки, 2001.

Книга для родителей о свободе и дисциплине в семье в соответствии с православными семейными традициями. Автор ставит следующие проблемы: Свобода быть собой; Дисциплина любви; Свобода и дисциплина на разных возрастных этапах и другие.

Сурова Л. В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. Издательство Владимирской епархии, 1996. 495 с.

Книга посвящена концепции и методике современной православной школы. В ней подробно и полно изложены принципы православного христианского воспитания.

Сурова Л. В. Методика православной педагогики: Педагогика. Школа. Человек. Клин: Христианская жизнь, 2000.

В книге представлены три водные лекции курса «Методика православной педагогики», прочитанного автором на курсах подготовки православных педагогов при отделе Религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Книга раскрывает следующие темы: Православная педагогика как общественное и духовное явление; Христианская наука о человеке; Духовное основание развития личности; Древнехристианские школы и их значение для развития современной православной педагогики.

Сурова Л. В. Мироведение. Комплекс методических разработок. Клин.: «Христианская жизнь», 2004. 384 с.

Книга Л. В. Суровой «Мироведение» представляет собой комплекс авторских методических разработок по духовному воспитанию и образованию детей и юношества. В состав книги входят программы: «Мироведение», «Введение в Предание», «Путь к храму».

Программа «Введение в Предание»? это методическая разработка занятий первого этапа православного образования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель курса «Введение в Предание» сводится к ознакомлению детей с жизнью в свете христианского Предания, а также формированию христианского православного мировоззрения и подготовке их к таинственной жизни в Церкви.

Задачами данного курса являются: знакомить детей с окружающим миром; раскрыть многообразие жизни; дать знание о Боге и человеке; пробудить чувство свободы выбора человека и его ответственности за свои поступки; объяснить основные догматические положения Православной Церкви.

В основу методической разработки Л. В. Суровой «Введение в Предание» положен материал: из окружающего нас мира живой и неживой природы, личный жизненный опыт и знания детей, вероучение Православной Церкви, географические данные, иконография и фреска из событий Нового и Ветхого Заветов, Библия, храмовая архитектура (видео материалы, слайды, экскурсии), «Закон Божий», литургика (устройство храма, иконостас и их значение).

При работе с детьми по данной программе Л. В. Сурова предлагает использовать наглядные пособия (демонстрация слайдов, рисунков, икон, репродукций), словесные методы обучения (беседа, рассказ, работа с книгой), практические занятия (рисунок, экскурсии, вырезание из бумаги).

Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М.: Мартис, 1993. 157 с.

Книга профессора Свято-Владимирской Духовной Семинарии в Нью-Йорке С.С.Куломзиной посвящена вопросам православного воспитания и образования детей. Автор считает, что работа Церкви в области религиозного воспитания имеет три измерения: созидание полноценной литургической жизни в приходе, тесное общение с родителями и домом, а также религиозное обучение детей. Ни одно из этих измерений не может существовать и развиваться в одиночку. В своей книге автор рассматривает следующие вопросы: цель христианского воспитания, учет возрастных особенностей, христианское воспитание в семье, требования к учителю. В приложении к книге даны статьи В.Я.Василевской «Н.И.Пирогов и основное вопросы воспитания» и «Учение К.Д.Ушинского о воспитании».

Опыты православной педагогики. Составители Стрижев А., Фомин С. Книги 5-я и 6-я. М.: «Литературная учеба», 1993. 240 с.

Книга «Опыты православной педагогики» представляет собой собрание избранных статей, бесед и заметок А. Стрижева, М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, А. Коринфского, К. Победоносцева, В. Даля, С. А. Рачинского, П. Соловьева, И. Ильина, иеромонаха Серафима (Роуза) и др.

В сборник помещена статья С. А. Рачинского (1833-1902 гг.) «Христианское воспитание детей».

В ней раскрываются правила воспитания на основе жизни первых христиан, а также указываются цель, средства и приемы, позволяющие воспитывать христианских детей в традициях Православной Церкви с учетом духа времени.

В статье обозначена роль детства и семьи в процессе воспитания, уделяется особое и подробное внимание воспитанию души, отмечается необходимость заботы о теле, все же, С.А. Рачинский, не дает четкого разграничение детства на возрастные периоды с указанием их особенностей, знание которых позволило бы внести большую определенность по вопросам духовно-нравственного воспитания.

Каледа Глеб, протоиерей. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. М.: Издательство Зачатьевского монастыря, 2001.

В книге рассмотрены проблемы бытия православной семьи в современном обществе. В книге изложены духовные основы брака: Семья как школа любви; Семья освящается благодатью Святого Духа; брак и Евхаристия; О молитве супругов; О домашнем богослужении. Автор рассматривает вопросы религиозного воспитания, воспитания любви и милосердия, трудового воспитания детей. В книге рассмотрены темы христианского быта семьи; ритм дома; роль отца и матери; молитва в семье; праздники; пост и телевизор в семье. Большое внимание уделяется вопросам нравственности в семейной жизни: Брак честен; ложе нескверно; блуд и прелюбодеяние; брак и современное общество и другие.

В Доме Отца Моего. Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2001. 304 с.

В сборник «В доме Отца моего» вошли статьи известных православных богословов и педагогов XX века А. И. Ильина «О семье», В. В. Зеньковского «О религиозном воспитании в семье», а также его выдержки из книг и статей по современным проблемам семейного воспитания, протоиерея Сергия Четверикова «О христианской семье», фрагменты из дневника отца Александра Ельчанинова.

В этих работах раскрываются вопросы связанные с сохранением семьи, указывается ее роль в религиозном воспитании, а также даются практические советы по развитию религиозного чувства детей дошкольного возраста.

Пестов Н. Е. Путь к совершенной радости: Воспитание детей. Клин: Христианская жизнь, 2002.

Автор раскрывает следующие проблемы: связь детей и родителей, условия успеха в деле воспитания, семь факторов духовного возрастания, соблюдение детей от соблазнов мира, основы жизни христианина, повиновение и наказание, правила и обстановка воспитания.

Шиманский Г. И. Православная семья: Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М.: Даниловский благовестник, 1997.

Большое внимание автор уделяет значению христианского брака и воспитанию детей в духе православной веры и благочестия, даются практические советы по пресечению в ребенке пороков и развитию таких добродетелей как целомудрие, честность, доброта, любовь к ближним. В книге вопросы христианского брака и воспитания детей на православных ценностях рассматриваются на основании Священного Писания, творение святых отцов и учителей Церкви, обобщения исторического опыта христианского воспитания и на примерах из жизни святых. В разделе «Христианская семья – училище благочестия» рассматриваются вопросы обязанностей родителей воспитания детей в раннем и отроческом возрастах, о нравственном воспитании детей, об искоренении пороков в детях, о воспитании послушания, о наказаниях как воспитательном средстве, о воспитании правдивости, самоограничения, трудолюбия, воздержания и умеренности, о детских играх, об обязанностях детей по отношению к родителям и другие. Завершается книга разделом «Чистота сердца – шестая заповедь блаженства».

О семье и воспитании. В 2 т. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998.

В середине ХIХ века появился журнал «Душеполезное чтение, на страницах которого печатались протоиерей Виктор Гурьев, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, профессора Московской Духовной Академии А. В. Горский, П. С. Казанский и другие. Книга является сборником сочинений, посвященных вопросам брака, семьи и воспитания, которые были опубликованы в журнале «Душеполезное чтение» в период с 1860 по 1890 гг. Первый том «Православная семья» рассматривает все стороны семейной жизни с позиции традиционных православных ценностей. Здесь изложены вопросы святости брачного союза, о супружеской жизни, о деторождении, о воспитании детей, о почитании родителей, о взаимоотношения братьев и сестер, об убогих членах семьи, о сиротстве, о старости, о семейных могилах и другие вопросы жизни семьи. Второй том «Жена и дети» всесторонне рассматривает вопросы миссии женщины в семье. Излагаются вопросы о духовном учительстве женщины, о внешних и внутренних нарядах, о материнском воспитании детей, о наказании детей, о родительском примере, о неразумной любви, о слезах и молитве матери, о семье и школе, о значении веры в деле воспитания и образования и другие вопросы.

Иванова С. Ф. Введение во храм слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: «Отчий дом», 2006. 336 с.

Книга С. Ф. Ивановой «Введение во храм слова» задумана как пособие по введению в риторику и предназначена для обучения детей от 5-ти до 10 лет в условиях приближенных к классической гимназии или гуманитарному лицею.

Основными задачами, которые ставятся перед педагогами в данном учебном пособии, являются:

— научить детей отличать на основе семантико-стилистического анализа учебный, информативный и иной прозаический текст от художественного;

— научить детей находить главное и второстепенное в тексте, делить текст на значимые части, определять основную мысль автора и озаглавливать текст;

— научить детей читать в нужном темпе и тоне духовную литературу, произносить молитвы на церковнославянском языке и читать небольшие тексты, пользуясь современной кириллической азбукой;

— научить детей различать речевые жанры: описание, послание, поучение, представленные в форме притчи, пословицы, прямых «уроков жизни», а также тексты-инструкции;

— научить детей создавать, опираясь на образцы, собственные тексты в устной и письменной форме в названных жанрах;

— научить детей читать выразительно произносить четко, в необходимом диапазоне громкости и нужном темпе, опираясь на «ключевые» слова, самостоятельно интерпретированный авторский текст, а также и собственные сочинения;

— научить детей понимать и объяснять иллюстрации к тексту, сравнивая их образный «ряд» с содержанием и особенностями текстов;

— научить детей пользоваться отсылками, сносками, обращаться за объяснением непонятных слов к доступным словарям.

Но, несмотря на то, что книга предполагает знание хотя бы основ по педагогике, ее можно использовать (предварительно изучив содержание и особенности книги) и в домашних условиях, в кругу семьи для чтения с детьми старшего дошкольного возраста с целью духовно-нравственного воспитания, знакомства с православными традициями, классическими литературными произведениями, с красотой русского языка, с догматическими истинами и моральными нормами Церкви.

В качестве дидактического и воспитательного материала в книге С. Ф. Ивановой «Введение во храм слова» использовались выдержки из Библии, житий святых, молитвы, стихи и фрагменты произведений отечественных поэтов и писателей, а также творческие работы самих школьников, иллюстрации. В дополнение к этому в приложении книги помещен блок стихотворений русских поэтов XIX-XX веков.

Среди методов для работы с детьми предлагается использовать:

— наглядные пособия в форме иллюстраций, таблицу современной и церковнославянской азбуки для заучивания молитв на русском и церковнославянском языках, плакаты со словами, которые дети должны будут усвоить в процессе работы над текстом;

— словесные методы: рассказ, беседу, работу с книгой;

— практические методы: сочинение стихотворений и сказок; заучивание наизусть; рисование; лепку из глины, пластилина, теста; оценку ребенком труда души другого человека по содержанию рассказа или молитвы, сотворенных им; изготовление праздничных открыток; придумывание игр.

Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры. Учебное пособие для 1-го класса православных гимназий, воскресных и общеобразовательных школ. М.: «ПРО-ПРЕСС», 2006. 88 с.

bДорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие для учителя к учебнику 1-го класса. М.: «ПРО-ПРЕСС», 2006. 102 с.

«Учебное пособие» и «учебно-методическое пособие для учителя» являются основными частями учебно-методического комплекта по «Основам православной культуры», в который помимо них входит рабочая тетрадь для учащихся.

Основной целью курса «Основы православной культуры» является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православной Церкви.

Задачами данного курса, помогающими достигнуть поставленной цели, являются:

— изложение православной точки зрения на основные вопросы бытия, знакомство с системой нравственных норм Православной Церкви;

— ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие смысла православного искусства;

— раскрытие духовных и физических дарований детей;

— формирование гражданского самосознания;

— воспитание любви к своему земному Отечеству и своему народу.

Содержанием учебно-методического комплекта является: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов; художественная литература (стихи, рассказы); иллюстрированные изображения икон, картин природы, фрагментов из истории Русской Православной Церкви, таинства Евхаристии и других; сценарии православных праздников.

Среди методов используемых в учебно-воспитательном процессе можно назвать: рассказ, беседу, аудиозапись (группа словесных методов); демонстрацию иллюстраций, слайдов, икон, выписанных на доске важных слов (группа наглядных методов); рисование, лепку, экскурсии, самоанализ своих поступков, помощь ближним, размышление над изученным материалом (группа практических методов); инсценизацию (группа дидактических игр).

Владимиров Артемий, протоиерей. Учебник жизни. Книга для чтения в семье и школе. М.: «Дрофа», 2001. 240 с.

В книге Артемия Владимирова высокие догматические истины, церковные таинства, цель жизни изложены простым и понятным для детей языком. Но, несмотря на доступное изложение материала, книга все-таки предназначена для детей в возрасте от 6-7-ми до 12-13-ти лет.

По способу изложения материала «Учебник жизни» представляет непринужденный разговор отца со своими детьми.

Цель написания своей книги протоиерей Артемий Владимиров усматривает в указании детям истинного смысла жизни через религиозное образование и нравственное воспитание.

Содержание книги состоит из авторских бесед в которых органично помещены (в доступном для детей изложении) события из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, народных православных обычаев, жизни святых, мысли святых Отцов о воспитании, вероучительные и нравоучительные истины, воспоминания из жизни отца Артемия и других людей.

Зинченко З. Детям о православной вере. Книга для школы и семьи. «Благовестник», «Паломник». 112 с.

Книга «Детям о православной вере» состоит из трех частей.

В первой части дети знакомятся с православным взглядом на сотворение мира, с православным учением о Боге, Ангелах, святых людях, иконах, храме, Кресте Господнем и крестном знамении, о грехе, о священническом благословении и его значении.

Вторая часть посвящена молитве.

В третьей части раскрывается значение постов и совершается знакомство с православными праздниками: Пасха, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Пятидесятница, Покров Пресвятой Богородицы.

Кроме того в книге «Детям о православной вере» дан примерный план распределения учебного материала рассчитанный на двух годичный курс обучения.

Целью данного пособия является возрождение забытых православных традиций, приобщение детей к истокам православной культуры.

Материалом на основании которого составлена книга «Детям о православной вере» является Библия, Закон Божий (в различных изданиях), молитвослов, жития святых и их мысли о молитве Символ Веры, детская художественная литература.

Среди методов обучения, используемых в книге, следует отметить:

— наглядный метод (рассматривание иллюстраций, детские воспоминания);

— словесные методы (рассказ, беседа);

— практические методы (заучивание наизусть, экскурсии, разучивание праздничных песен).

Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста. М.: «Госпел Лайт», 1999. 110 с.

Учебное пособие по катехизации «Наша жизнь с Богом» для детей младшего школьного возраста имеет целью познакомить детей с домостроительством человеческого спасения Богом, а также с христианскими праздниками, храмом, святыми людьми, моральными христианскими ценностями.

Достижению этого способствует вся структура распределения материала в книге.

Содержание книги предполагает проведение 18-ти тематических уроков, которые постепенно и последовательно раскрывают взаимоотношения человека с Богом, то, что и как сделал Бог для спасения людей.

Начинается курс темой о Боге-Творце и заканчивается? темой Богоявления.

Одновременно, в дополнение к урокам, прилагается материал и задания расширяющие кругозор детей в вопросах веры и традиций, в вопросах норм и правил поведения с окружающими людьми.

Книга составлена на основании Библейских рассказов, житий святых, Закона Божия, практических заданий в игровой форме.

В качестве наглядных методов обучения используются иллюстрации.

Из словесных методов используются рассказ и беседа в вопросно-ответной форме, работа с книгой.

Из практических методов обучения широко используются: задания в виде кроссвордов, ребусов; работа с картинками; разукрашивание; задания в игровой форме; работа с Библией; рисование; вырезание частей фигуры на которых написаны нравственные правила поведения и последующее их составление в единое целое.

Осень Золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам, песнопения, поэзия, рукоделие. М.: Педагогический кабинет Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2000. 237 с.

Учебно-методическое пособие «Осень Золотая» для детей в возрасте от 6-ти до 10-11-ти лет состоит из слова на начало учебного года (произнесено российским новомучеником, миссионером, протоиереем Иоанном Восторговым), духовно-нравственной беседы протоиерея Артемия Владимирова, материалов для организации осенних праздников и детского досуга дома.

Цель учебно-методического пособия, которая состоит в религиозном образовании и воспитании духовно развитой, любящей свою родину и Православную Церковь, личности, предполагается достигнуть путем решения частных задач, вытекаемых из подобранного в «Осени Золотой» материала.

Эти задачи сводятся к следующему:

— На примерах знакомства с житиями святых (преподобный князь Даниил Московский, преподобный Сергий Радонежский, Собор преподобных оптинских старцев) воспитывать чувство любви к Истине и своему отечеству;

— раскрыть значение церковных праздников (Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы, празднование Казанской иконе Божией Матери, Собор Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных, Введение во Храм Пресвятой Богородицы);

— помочь раскрытию душевных сил ребенка;

— дать элементарное представление о древнем жанре песнопения? кантах.

Для решения поставленных задач в учебно-методическом пособии «Осень Золотая» использован широкий спектр материала на котором основан оброзовательно-воспитательный процесс личности ребенка. Сюда входит житийная литература, художественная литература, история Православной Церкви, сюжеты Библейской истории, церковные богослужебные и духовные песнопения, драматургия.

Обучение и воспитание детей по данной методике основано на применении наглядных методов обучения (демонстрация икон, рисунков, произведений рукоделия, тематического видео и фото материала), словесных (рассказ, беседа, работа с книгой), практических (лепка, рисунок, вышивка, моделирование, аппликация), дидактических игр (инсценизация).

Тетрадь-конспект по Закону Божию. Учебное пособие. Составитель: Православное сестричество в честь святого апостола Иоанна Богослова в Новогрудке. Издатель Свято-Елисаветинский монастырь, 2006. 40 с.

Тетрадь-конспект представляет собой учебное пособие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в котором рассматриваются вопросы по следующим разделам:

— Вероучение Церкви. В этом разделе дети знакомятся со следующими вероучительными истинами: Пресвятая Троица, Бог-Творец, сотворение мира видимого, сотворение человека, грехопадение, десять заповедей Закона Божия;

— Священное Писание Ветхого и Нового Заветов;

— Крест. Крестное Знамение;

— Литургика. В разделе литургика рассматривается храм и его устройство, богослужение, Божественная Литургия (проскомидия, литургия оглашенных, литургия верных, а также предлагается памятка для детей и родителей о причащении, говении, молитвенном правиле), церковная иерархия и преподаваемое священнослужителем благословение;

— Оэртология (церковные праздники). Детям предлагается ознакомление с двунадесятыми праздниками и Пасхой по раскрывающим их смысл тропарям.

Целью материала изложенного в методическом пособии «тетрадь- конспект», является заложение основ религиозного образования и духовно-нравственного воспитания личности ребенка.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач, выдвигаемых в учебном пособии:

— ознакомить детей с основными вероучительными истинами Православной Церкви;

— сформировать элементарное представление о Библии, Крестном Знамении, храме, Священной иерархии;

— объяснить Таинство Евхаристии;

— ознакомить с основными церковными праздниками;

— положить начало формированию моральных норм и правил поведения на основании десяти заповедей Моисеевых, заповедей блаженства, символа веры, молитвы «Отче наш».

Методическое пособие построено на основании материала из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, учебника по Закону Божию, церковных песнопений – тропарей.

Работа с тетрадью-конспектом предполагает использование следующих методов обучения:

— наглядность (демонстрация иллюстраций);

— словесные (рассказ, беседа, работа с тетрадью-конспектом);

— практические (письменные ответы на вопросы).

Здравствуй, Мир! Рабочая тетрадь-раскраска по предмету «Основы православной культуры». Приложение к учебнику «Основы православной культуры для детей дошкольного возраста». // Сост. О. К. Харитонова под ред. протоиерея Виктора Дорофеева. М.: Издательский дом «Покров», 2002. 56 с.

Целью данного учебного пособия является религиозно-нравственное образование ребенка.

Задачи, которые стоят перед родителями и педагогами при работе с тетрадью, сводятся следующим положениям:

— познакомить детей с традициями и учением Православной Церкви;

— формировать у детей уважительное отношение к окружающей природе и людям;

— учить детей критериям различения добра и зла;

— знакомить детей с праздниками и традициями Православной Церкви (Благовещение Пресвятой Богородице, Масленица, Вербное воскресение или Вход Господень в Иерусалим, Пасха).

Предлагаемый для разукрашивания материал представляет собой иллюстрацию событий из Священной Истории Ветхого и Нового Заветов, изображения Таинств Церкви, Священных предметов, народных традиций, основных христианских праздников, изображения животного и природного мира, изображения храма, фрагментов богослужения, а также изображение богатыря Ильи Муромца, как символа мужества и патриотизма.

Основные методы обучения, предлагаемые для работы с детьми? наглядность (демонстрация иллюстраций) и практическая работа с тетрадью (рисунок, моделирование? изготовление открыток и других поделок в зависимости от тематики). Вся практическая деятельность ребенка по тетради раскраске должна сопровождаться рассказом? словесный метод взаимодействия взрослого и ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: