Лексические явления

К лексическим явлениям относятся тропы, универсальные лексические категории и лексика активного и пассивного запаса.

  1. Тропы - это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония, антономасия, художественный символ.
Примеры Тропы С какой целью используются
"Чахлая рябина мокнет под дождём" эпитет Ø помогает зримо представить предмет; Ø повышает точность поэтической речи ее эмоциональную выразительность
"Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела" сравнение Ø делает зримым отвлечённое понятие, Ø сопоставляются два предмета или явления с целью пояснить один из них при помощи другого
"Лишь по небу тихо Сползла погодя На бархат заката Слезинка дождя..." метафора Ø образное выражение превращается в реальную картину; Ø повышает точность поэтической речи, ее эмоциональную выразительность
"Котелок на костре бормочет и сердится" олицетворение Ø усиливает выразительность речи
"Съел три тарелки" метонимия Ø употребляет название предмета на основании внешней или внутренней связи
"И слышно было до рассвета, как ликовал француз" синекдоха (обобщение) Ø придает речи краткость и выразительность, Ø усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл
"Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед" Пишущий эти строки (вместо «я»), Царь зверей (вместо «лев») перифраза Ø помогает избегать повтор слова, Ø подчеркиваются существенные стороны, характерные признаки предмета или явления
донжуан, ловелас и др. антономасия (вид метонимии) Ø троп часто используется в публицистике, в его основе – переосмысление имен исторических деятелей, писателей, литературных героев; Ø в художественной литературе используется как средство образной речи
"В сто сорок солнц закат пылал" гипербола Ø используется, чтобы преувеличить значение, обратить внимание; Ø на гиперболах строится образность сатирических произведений, гиперболизация может являться источником юмора, насмешки; Ø усиливает впечатление
"Мальчик с пальчик" литота Ø используется для эмоциональной оценки
"За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был. Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я ещё благодарил" ирония Ø даёт отрицательную оценку предмета или явления, Ø создает комический эффект
В баснях и сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – Зайца, хитрость – Лисы. аллегория Ø с помощью аллегории выражаются идеи глубокого философского содержания; Ø наиболее наглядно показываются существенные черты изображаемого предмета; Ø широко используется в эзоповом языке; Ø используется для того, чтобы обойти цензуру
Дождь – символ печали, кукушка – символ одинокой тоскующей женщины, береза – символ России. художественный символ Ø придает слову новый, глубинный смысл
  1. Универсальные лексические категории
Примеры Лексические категории С какой целью используются
Где я это взяла? Однозначные слова Ø называют отдельное явление действительности
  Многозначные слова Ø первое значение многозначного слова всегда прямое, остальные могут быть переносными, в том числе об­разными, Ø знание широкого спектра значений многозначных слов помогает понимать услышанное и прочитанное
Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный... Как он любил храбрых, стойких людей! (Тих.). Да разве у уездного лекаря не было адского камня?.. Как же это, боже мой! Врач - и не имеет такой необходимой вещи! (Т.). Синонимы (всинонимиче­ском ряду) Ø уточняют основное значение, Ø передают авторское отношение, степень интенсивности признака и дей­ствия, Ø придают стилистическую окраску, вырази­тельность, Ø свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств, Ø помогают избегать повторов
И ненавидим мы и любим мы случайно… (М.Ю.Лермонтов) Антонимы Ø делают речь яркой, эмоциональной, Ø служат для создания контраста
И прежде служивший мне стих, Струною оборванный, стих. (Д.Д.Минаев) Весна хоть кого с ума сведет. Лед – и тот тронулся. (Э.Кроткий) Омонимы Ø обостряют внимание к слову, Ø придают языку живость, выразительность, Ø могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура:
"Служить бы рад, прислуживаться тошно". (Грибоедов, "Горе от ума"). Паронимы (смешение паронимов – грубейшая ошибка, за исключением ПАРОНОМАЗИИ) Ø обостряют внимание к лексическому значению кор­ня, показывают авторское владение языком
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них обычно говорят: водой … Фразеологизмы Ø обозначают нечто единое по смыслу, помогают сде­лать речь эмоциональной, образной
  Лексика, имеющая ограни­ченную сферу употребления(архаизмы, историзмы,не­ологизмы, диалектизмы,про­сторечныеслова) Позволяет дать речевую характеристику героя (пер­сонажа), создает экспрессивность фразы и текста, создает образ, передает колорит обстановки (эпо­хи), вносит стилистическое разнообразие в текст
  1. Лексика активного и пассивного запаса. См. в «Методических рекомендациях по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (задание С2 в формате ГИА – 2012)

Стилистическая фигура - синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания: анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос, умолчание парцелляция.

"Всё моё", - сказало злато; "Всё моё", - сказал булат; "Всё куплю", - сказало злато; "Всё возьму", - сказал булат" анафора, эпифора для усиления предшествующего слова
"Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь" антитеза, риторическое восклицание, риторическое обращение для создания контраста
"Да, это была непогода! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас" градация производит впечатления нарастания или убывания
"Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле" инверсия расположение слов в особом порядке для усиления выразительности
"Молодая старость. Не каждому отпущено такое счастье!" оксюморон придаёт оригинальность
"О России петь - что стремиться в храм. О России петь - что весну встречать" синтаксический параллелизм одинаковое построение предложений
"Зверю - берлога, Страннику - дорога" эллипсис придаёт речи живость
"Нет, я хотел:, быть может, вы:" умолчание сознательная недосказанность, чтобы читатель дорисовал картину
"Этим летом я видел море. Первый раз". парцелляция часть предложения отделяется от основной, чтобы сосредоточить внимание
"Швед, русский колет, рубит, режет" бессоюзие показывает динамику
"И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы" многосоюзие подчёркивает однородность, придаёт выразительность

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: