С малых лет да на войну

Сталинград. Мирное население помогает победить врага.

Своими пылкими сердцами сталинградские мальчишки восприняли горе и страдания, пришедшие на родную землю. Они тоже стали на ее защиту.

В захваченном гитлеровцами хуторе Вербовка Калачевского района действовал "босоногий гарнизон". Бойцами его были хуторские ребята десяти-четырнадцати лет: братья Аксён и Тимофей Тимонины, Василий и Николай Егоровы, Максим Церковников, Федор Силкин, Емельян Сафонов и другие - всего 20 человек. Они не взрывали поездов, не пускали на воздух склады с боеприпасами. По-своему, как могли боролись с захватчиками.

Когда немцы распространили слух о том, что Сталинград пал, что наши войска разгромлены, на здании комендатуры появилась листовка:

"Товарищи! Немцы брешут, что Советская власть разбита. Брешут, сволочи, что Сталинград сдался. Сталинград наш, и наши скоро придут. Не верьте гадам. Партизаны".

В один из дней был совершен дерзкий налет на почту и похищены мешки с ценными документами и письмами. Стало известно в хуторе и об исчезновении продуктов из хорошо охраняемого немецкими часовыми амбара. Пропадало оружие. Все это вселяло страх и сеяло панику среди фашистов. Они были уверены, что действуют партизаны. Мальчишки укрыли и выхаживали советского офицера, бежавшего из Калачёвского лагеря для военнопленных. Готовились уйти в лес к партизанам, но перед этим собирались вывесить на здании комендатуры к годовщине Октябрьской революции красный флаг. Староста хутора и гитлеровцы все-таки догадались, кто являлся "партизанами".

4 ноября 1942 г. мальчишек схватили. Трое суток жестоко пытали … 7 ноября десять человек из "босоного гарнизона" на глазах хуторян были расстреляны. Правду о достоверности этих событий подтверждает документ - акт комиссии по расследованию и удостоверению факта изуверства, совершенного фашистами в хуторе Вербовка.

Подвиг ребят не забыт и по ныне. Сейчас на территории Калачёвского района действует Детский оздоровительный комплекс "Босоногий гарнизон".

Таких примеров героизма среди детей и подростков Сталинградской области можно привести множество.

В Калаче-на-Дону действовал отряд Вани Цыганкова. В него входили Миша Шестеренко, Егор Покровский, Павел Кошелев. Они вели разведку в тылу фашистов, добывая важные сведения о расположении воинских частей врага, об огневых точках, о складах горючего. Помогли освободить группу советских военнопленных. Устанавливали на дорогах самодельные мины. Калачевские юные партизаны также были схвачены фашистами.

В музее детского движения Волгоградского дворца пионеров имеются фотодокументы, воспоминания другие свидетельства о подвигах детей, подростков. Назову имена сынов полков: Сережа Алешков (ему было 7 лет, когда он спас командира полка, награжден медалью "За боевые заслуги"); Леня Кузубов - разведчик под Сталинградом, дошел до Берлина, штыком расписался на колонне рейхстага. Награжден орденами Славы III степени и Отечественной войны, 14 медалями. Ныне поэт, автор 8 сборников. Виктор Перфильев - рабочий тракторного завода. Витя учился в 78-й, потом в 34-й школе. После бомбежек Сталинграда жил с тетей в подвале. Тетя погибла, сам был ранен и контужен. Был подобран минометчиками. Его усыновила воинская часть. Здесь мальчик дежурил у полевого телефона, ходил с фляжками за водой на Волгу для пулеметов и солдат. Сумел метким выстрелом убить гитлеровца, забрал его оружие, документы и передал офицеру минометной роты. Потом мальчика сделали заряжающим; из окон своей школы корректировал огонь по вражеским позициям. Прошел боевой путь от Волги до Праги. Награжден медалями "За оборону Сталинграда", "За боевые заслуги" и др.

Громов Виктор Иванович 12 лет, учился в ремесленном училище № 1. Во время Сталинградской битвы стал разведчиком. Три раза переходил линию фронта, разведывал огневые точки, места скопления противника. Виктор взорвал склад боеприпасов противника. Участвовал непосредственно в боях, в атаках. Награжден медалью "За оборону Сталинграда".

Однако ребята проявляли выдержку, старание и рвение помочь своей стране не только на поле боя но и на трудовых фронтах.

В годы войны и в послевоенный восстановительный период подростковый труд играл огромное значение. Борис Полевой, побывавший в дни Сталинградской битвы на Тракторном заводе, писал: "В одном из цехов идет горячая работа. Ремонтируются подбитые танки. Рядом с военными ремонтниками - рабочие и среди них подростки. Они работают молча, сосредоточенно, сурово сдвинув брови, стараясь всю силу своей воли, всю быстроту своих умных и уже опытных рук вложить в эту работу....Когда в дальний угол цеха ударил снаряд и осколки стекла, брызнув, упали им под руки, они даже не оглянулись, продолжая возиться в моторе танка. Лица черны от ржавого масла, сверкают белки воспаленных от бессонницы глаз".

Подростки подавали тогда заявления на завод с просьбой принять их на работу. Прибавляли себе года. Среди них Миша Моторин из школы № 14, Алеша Редкозубов - шк. № 17. На мельницу № 4 поступил учеником пионер Саша Килин. Когда мастер Подольский ушел на фронт, Саша сталь работать на его рабочем месте, успешно выполняя дневные нормы. В одной из рыболовецких бригад трудился пионер Ваня Митрофанов. Ежедневно для бойцов Красной Армии на рыбозаводе "Молодогвардеец" мальчик заготавливал по 15 кг сушеной рыбы.

Братья Михаил и Максим Серегины (колхоз "Батрак" Чернышковского района) взяли к себе в бригаду пионера-пятиклассника Петю. Работая на комбайне, мальчик убрал зерновых на 400 гектарах и с экономил 300 кг горючего.

Были у пионеров и свои передовики. Бригада Вити Пономарева из Нижнечирского района ежедневно выгружала на элеваторе или на току 60-70 центнеров зерна, а всего в районе трудилось 8 таких бригад с общим числом в них до 200 ребят. Пионеры и комсомольцы Перелазовского района с вожатой Машей Росличенко собрали и намолотили со своего фронтового гектара 9 ц ячменя. По всему району с пионерских фронтовых гектаров намолочено 59 ц.

С начала войны и до ее окончания лозунг "Поможем сельским хозяйствам в уборке урожая", провозглашенный на митинге учащимися школы № 8 Сталинграда им. КИМ, определял основное содержание общественного труда школьников области. Школы брали под свою ответственность

1-2 гектара пашни или плантации, проводили на них весь цикл сельхозработ. Урожай шел в фонд Обороны страны. Эти гектары называли фронтовыми. В Киквидзенской школе выращено 2 га проса, 1 га ячменя. В Семеновской и Аланцевской школах района - 0,3 га и 0,45 га картофеля.

Подростки осваивали трактор и комбайн. Всего было подготовлено 35 тысяч механизаторов широкого профиля. Дети заменяли отцов, братьев и сестер, ушедших на фронт или в партизаны. Учителя стремились опережать своих воспитанников в умении водить трактор или автомобиль. Ольга Санкина из Калачевского района одна из первых среди учителей овладела комбайном. В Березовском районе 17 учителей стали к штурвалам комбайнов. В Ленинском районе 40 учителей работали механизаторами в грозное лето 1942 г..

В колхозах и совхозах области трудилось более 100 тыс. учащихся. Пионерские звенья и бригады с утра до вечера собирали колоски, очищали на токах зерно, сгребали сено, копнили его, ухаживали за животными, доили коров. Юные сталинградцы не уступали сельским ребятам в труде. Для удобрения пионеры 11-й школы Сатлинграда собрали каждый по 20-30 ведер золы. Особо отличились Тося Антипова, Юра Михайлов, Рая Алексинская.

Серьезная опасность нависла над элеватором Клетского района. Зерно могло достаться врагу, который уже подходил к границам области. И тогда все - от 5-летних до пожилых стариков вышли на строительство 12 переправ через Дон. На помощь Сталинградский комитет обороны прислал военных саперов, грузовики. В течение одной ночи навели переправы и началась эвакуация зерна. Словно муравьи, цепочки детей, подростков и взрослых передавали из рук в руки ведра, корзины с драгоценным грузом. Последний в цепочке высыпал на баржу или в машину, на подводы зерно. Пустая емкость таким же путем передавалась назад. В людском конвейере часто попадались пятилетние малыши. Они несли зерно в молочных бидончиках, но ни за что не хотели бросить работу. Так было спасено 770 тыс. центнеров хлеба.

В машинно-тракторных станциях и мастерских совхозов самоотверженно трудились подростки. На расточке гильз и валов юный токарь Тужик из совхоза "Троргунский" Палласовского района не уходил от станка до тех пор, пока не выполнит плановое задание 13-летний Володя Гатченко за короткое время лета 1942 г. перевез 400 ц. сена. Ваня Пенский 4 года проработал чабаном вместе с отцом. С 16 апреля по 3 мая 43-его года он сохранил 130 ягнят при норме 120 от 100 овцематок. От колхоза "Красное знамя" Эльтонского района мальчику была вручена премия в сумме 300 руб.

Уходчики на овцетоварной ферме в Гончарах Кайсацкого района Петя Ягупов (14 лет) и Миша Шалаев (15 лет) в трудную морозную зимовку 1943 г. подвозили корма на ферму.

Рая Лемякина за сохранность телят получила в счет дополнительной оплаты ягненка. После войны 60 пионеров и комсомольцев Палласовского района были награждены медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг."

В Урюпинском районе дети помогали выращивать кроликов. Быковские школьники выкормили гусениц шелкопряда и сдали 16,5 кг коконов для изготовления шелка для парашютов.

Архивы сохранили факты о трудовом подвиге пионеров и школьников области. С первых дней войны дети включились в сбор средств на танки и самолеты. Учащиеся школы № 54 в "Сталинградской правде" опубликовали 25 марта 1942 г. обращение с призывом собрать средства на выпуск танка "Сталинградский пионер". Призыв был услышан. Ученики школы № 3 Тракторозаводского района собрали 5 тысяч, ребята из 93 школы тогда Ворошиловского района - 1700 руб., из 78-й школы - 1100 руб., а инициаторы из 54-й - 1000 руб.

Дети и подростки Красного Октября собрали 2800 руб. на строительство авиаэскадрильи. Учащиеся Котельниковского района - 22334 руб. Пионеры Кировского района сдали 26 тыс. на выпуск танков.

Невозможно перечислить патриотические бескорыстные поступки детей, молодежи, учителей в те суровые годы. Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами СССР Иосиф Сталин прислал коллективу Николаевской СШ № 1 телеграмму: "Прошу передать учителям, учащимся школы, собравшим 21305 руб. на строительство авиаэскадрильи "Героический Сталинград" мой горячий привет и благодарность Красной Армии". Разгром врага - единственное горячее желание объединяло всех сталинградцев от мала до велика.

Сталинградский август

Август 1942 г. - начало Сталинградской битвы. Свой вклад в оборону Сталинграда внесли и жители прифронтовых районов области. Фронт от города Фролово находился в 30 км, городу угрожала опасность. Подростки, женщины, старики создавали оборонительные рубежи. В материалах музея локомотивного депо ст. Арчеда сохранились следующее описание событий тех дней: "Ст. Арчеда противник бомбил непрерывно. Все здания на станции фашисты уничтожили, не осталось ни одного помещения. И все же составы шли к фронту. Днем фашисты разбомбят пути, а в сумерки путейцы их восстановят". С 1942 г. работники депо находились на казарменном положении. Десятки фронтовых рейсов совершили машинисты депо ст. Арчеда: Н.А. и П.А. Евстигнеевы, И.Г. Литвинов. О трудовом подвиге железнодорожников в те годы рассказывает мемориальная доска, установленная на знании вокзала. 5 августа машинист А.С. Васильев вел поезд, в котором были боеприпасы, из Качалино в Арчеду. Над станцией Лог появились вражеские самолеты и стали бросать бомбы. Одна попала в прибывший поезд и он загорелся. Необходимо было отцепить уцелевшие вагоны и вывезти их со станции. Проявив мужество и находчивость машинист вывел эти вагоны со станции на перегон. Катастрофа сильного взрыва боеприпасов и цистерн с бензином была предотвращена.

Осколком от авиабомбы вблизи ст. Раковка был ранен машинист М.Н. Котельников. Кровь струилась из раны. Но машинист не покинул свой пост, знал, что его некем заменить, а груз ждут защитники Сталинграда. Быстро перевязав рану, Котельников повел состав дольше, благополучно оставив его к месту назначения. Это была битва на рельсах, Которую наши железнодорожники ценой собственных жизней выиграли.

В августе шла уборка хлеба. Нелегко приходилось колхозникам. Газета "Сталинградская правда" опубликовала тогда передовую "Хлеб - это тоже оружие". Враг бомбил хутора Ветютнево, Терновку, Рубежки, Арчедино-Чернушенский, поля совхоза "Зеленовский". Знатный комбайнер этого совхоза П.И. Белянский рассказывал, как вражеские самолеты пикировали на его уборочный агрегат, прошили пулями комбайн, дважды бросили бомбы, причем она разорвалась рядом с трактором. Тракторист Секачев был сильно контужен, но ехать в хутор отказался, под бомбежкой сгорело два комбайна, погибли комбайнеры М.П. Михин, А.Т. Поляков, С. Т' Рогачев. В совхозе "Зеленовском" во время уборки урожая было убито врагом одиннадцать человек, но весь урожай с площади свыше десяти тысяч гектаров был своевременно убран. В августе все колхозы привезли на элеватор новый урожай. Было отгружено 12403 тонны зерна. План хлебозаготовок был перевыполнен.

Это одним из чудовищнейших дней августа для мирных жителей Сталинграда стало 23 число сего месяца. С этого дня начались массированные воздушные бомбардировки города. Всего за два часа во второй половине дня вражеская авиация произвела около 2 000 самолетовылетов. Были разрушены многие предприятия, уничтожены культурные ценности. Из разбомбленных баков нефтехранилища, находившегося на берегу Волги, текла пылающая нефть и разливалась по реке. Горели пристани, пароходы. Казалось, что горит сама Волга. Огромный костер горящего города был виден на десятки километров вокруг. "Многое пришлось пережить и перевидать на военных дорогах, но то, что я увидел 23 августа в Сталинграде, поразило меня. Город горел, он был чудовищно разрушен...", - писал в своих воспоминаниях командующий Юго-Восточным фронтом (с 28 сентября - Сталинградским) маршал Советского Союза Андрей Иванович Еременко.

Только после полуночи атаки фашистской авиации прекратились. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Необходимо было организовать эвакуацию городского имущества, заводского оборудования, людей. Во всем этом армии помогали выжившие жители города. В условиях, когда правый берег Волги фактически становился фронтом, а левый - тылом, волжские переправы стали жизненно важным фактором. Они осуществляли доставку боеприпасов, медикаментов, продовольствия, резервов с левого берега, а с правого - переправляли раненых в госпитали, оборудованные в неглубоком тылу.

олжские речники в битве за Сталинград

В истории нашей страны Волга не однократно была свидетельницей славных подвигов нашего народа. В целом все оснащение бойцов и их спасении после ранений было возложено на реку. В 1942-1943 гг. волжские переправы внесли неоценимый вклад в победу под Сталинградом. В исследовании о Нижне-Волжской флотилии были использованы материалы музея речников.

Летом 1942 г. враг подошел к Сталинграду и перерезал линию железной дороги Сталинград-Поворино, прервав связь города с центром страны. Остался единственный путь снабжения защитников города Сталинграда боеприпасами, людьми, питанием, один путь эвакуации раненых и населения - Волга. Она стала в буквальном смысле слова дорогой жизни. Самой сложной задачей, выпавшей на долю речников стало обслуживание переправ у города. В военную навигацию 1942 г. рейдовый сталинградский флот работал вместе с Волжской военной флотилией с большим напряжением. До 23 августа 1942 г. в центре города действовала лишь Центральная переправа местного флота. Она состояла из: паромного причала; пассажирского транзитного вокзала - Красная Слобода и двух военных переправ.

В июле 1942 г. противник начал атаку с воздуха. Огромную помощь речникам в борьбе против бомбардировок оказывала бригада бакенщиков Емельянова К.С. Зажигая ложные бакены они сумели свести на нет многие воздушные атаки противника. По предложению Емельянова К.С. на основном глубоководном рукаве Волги были установлены макеты из бревен, оснащенные ложными судовыми огнями, которые подвергались бомбардировке, в то время как настоящие суда шли по другому мелководному речному рукаву.

24 августа в результате непрерывных бомбежек Сталинградский порт фактически перестал существовать, но эвакуация населения продолжалась. С 23 августа по октябрь 1942 г. суда волжских переправ перевезли на левый берег свыше 250 тысяч человек. Трое суток без сна и отдыха пожарный пароход "Гаситель" вел борьбу с морем огня участвуя в то же время в перевозке на левый берег эвакуированного населения города и ценных грузов. Вахтенный журнал парохода, который хранится в музее-панораме "Сталинградская битва", свидетельствует о том, что насосы "Гасителя" 23 августа 1942 г. ни на минуту не прекращали работу. 25 августа вражеские самолеты налетели на "Гаситель", когда он с группой эвакуированного населения шел к левому берегу Волги. Бомбы разорвались в кормовой части парохода. Корпус получил до 80 подводных и надводных пробоин. Много осколков попало в машинное отделение. Был выведен из строя правый штурвал, нарушена звуковая сигнализация. Пораженный в сердце упал механик Ерохин, был убит кочегар Соколов, пять человек из команды ранены. На место погибшего механика встал его помощник Агапов и работал один, за убитого механика и раненых членов машинной команды. Все пробоины в корпусе были заделаны на ходу, не заходя в затон.

Не меньшее мужество и упорство проявила в последние дни августа команда баркаса "Лена". Имея на судне 5 человек, вместо 16 человек по штату, экипаж "Лены" бессменно нес вахту в течении пяти суток, совершив за это время 60 рейсов, под непрекращающейся бомбежкой доставил фронту тысячи тонн необходимых грузов.

Героической страницей в славную летопись речного флота вошли имена пассажирских судов - "Михаил Калинин", "Иосиф Сталин", "Парижская коммуна". Загруженные ранеными и эвакуированными гражданами, прорывались они вдоль берега, занятого противником. Пароходы были обстреляны, получили пробоины. На пароходе "Парижская коммуна" было ликвидировано 90 очагов пожара. Наиболее серьезные повреждения получил "Иосиф Сталин". Под руководством капитана Рачкова команда флагманского судна Волги боролась за спасение парохода до конца. Большинство членов команды было ранено. Пожар, несмотря на все усилия быстро распространялся по всему пароходу и он начал тонуть. На помощь пришел баркас-"наблюдатель" капитана И.И. Исакова. Было спасено 82 человека пассажиров и команда.

С 14 сентября 1942 г. работа судов речного флота по переброске войск в Сталинград в районе центральных переправ по сути дела превратилась в десантные операции. Работа переправ в дневное время стала невозможной, и они стали действовать в основном ночью. Но бронекатера Волжской флотилии продолжали ходить через Волгу и днем.

В последних числах сентября уровень воды в Волге стал резко падать, перекаты на Волге обмелели, становясь непроходимыми для паромов и судов с большой осадкой. Речники решили углубить перекат взрывами и. построили свайные причалы на левом берегу Волги.

27 сентября 1942 г. Центральная переправа полностью прекратила свою работу. Ее судовой состав был переведен для работы на другие переправы и, в частности, на "Переправу-62", которая сыграла решающую роль в судьбе 62-й армии. В материалах музея речников сохранились документы, отражающие подвиг пароходов "Кузнец", "Совхозница", "Узбек", "Надежный", баркасов "Абхазец", "Пожарский", "Ерик", дощаника "Связист", которые переправляли боеприпасы и продовольствие войскам в район наиболее обстреливаемой противником переправы у завода "Красный Октябрь", осажденной дивизии генерала И.И. Людникова.

В октябре 1942 г. в результате наступления гитлеровцы вышли к берегу Волги в районе Тракторного завода. В связи с этим резко увеличились потери судов и переправочных средств на переправах 62-й армии. Причалы были перенесены южнее завода "Красный Октябрь". Раненых в ожесточенном бою за тракторный завод бойцов и командиров вывозили бронекатера и тральщики Волжской военной флотилии, отдельные речные суда, плавсредства понтонно-мостовых батальонов. Для усиления переправ 62-й армии и уничтожения артиллерийских и минометных батарей врага, командующий ВВФ контр-адмирал Д.Д. Рогачев своим приказом № 33/ОП от 27 октября 1942 г. сформировал Сталинградскую оперативную группу кораблей в составе двух канонерских лодок "Чапаев" и "Усыскин", 15 бронекатеров и 4 тральщиков.

В ноябре 1942 г. начался ледоход. "Переправа-62" была усилена мощными судами "Емельян Пугачев", "Генерал Панфилов", "Кочегар Гетман", "Спартаковец". Здесь же продолжали работать баркас "Ерик", 13 бронекатеров ВВФ и переправочные средства инженерных войск армии. На другие переправы были выделены мощные буксиры "Сократ", "Варяг", "Самара", "Краснофлотец", "Механик Власов". Командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник А.И. Еременко 16 ноября 1942 г. утвердил план переправ через Волгу в ледовых условиях. Основными переправами в это время были "Красный Октябрь", Красноармейск, Светлый Яр, Каменный Яр, Никольское. Только в ночь на 16 ноября суда "Емельян Пугачев", "Генерал Панфилов", "Спартаковец" переправили 700 бойцов, 156 тонн воинских грузов, эвакуировали 300 раненых. "Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колесные и винтовые, которые, не взирая ни на что, застревая среди Волги; до самого конца ледохода продолжали упорно работать. Колесный пароход "Механик Власов", которому еще до войны плавание было запрещено, перевез тысячи раненых, продовольствие и одежду, с пробитым носом, с обломанными колесами, работал до самого ледостава, пока не вмерз в лед посреди Волги", - вспоминал К.К Абрамов, генерал-майор, член военного совета 64-й армии. Суда, изуродованные осколками снарядов и льдом, работали буквально на износ. Последним судном, ушедшим на зимовку, был пожарно-спасательный пароход "Самара". Он работал у светлого Яра до 27 декабря 1942 г.

В дни Сталинградской битвы речные суда, совершив более 35 тысяч рейсов через Волгу, перевезли для Сталинградского фронта: 543 тысячи военнослужащих и раненых, в том числе 280 тысяч жителей Сталинграда, 29,4 тысячи автомашин, 550 тягачей, 149 тысяч тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов; для Донского фронта: 542 тысячи военнослужащих и раненых, 66,5 тысячи автомашин, 2450 тягачей, танков и тракторов, 61,5 тысячи тонн грузов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: