Концепция «нового журнализма»; Джозеф Пулитцер и его газета «Уорлд»; «крестовые походы»


Концепция «нового журнализма» в первую очередь связана с деятельностью Джозефа Пулитцера, Уильяма Херста и Адольфа Окса. В своей издательской и редакторской практике они разработали и предложили американской прессе стандарты нового журнализма, который имел как положительные, так и отрицательные аспекты.

Понятие новый журнализм в первую очередь обязано журналистским и редакторским инновациям Джозефа Пулитцера, иммигранта из Австро-Венгрии, прибывшего в Америку в 1864 г. и ставшего одним из самых известных магнатов эпохи нового журнализма.

Журналистская работа в Сент-Луисе дала Пулитцеру необходимый опыт и средства, чтобы в 1878 он смог издавать собственную вечернюю газету The St.Louis Post-Dispatch, которая стала ведущим изданием Сент-Луиса. Одно из серьезных нововведений Пулитцера - проведение постоянных газетных кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Эти кампании приковывали внимание читателей, поднимали тираж газеты и приносили солидный доход издателю.

В 1883 Пулитцер приобрел газету «Нью-Йорк Уорлд» (The New York World) и перенес стандарты нового журнализма в Нью-Йорк, В это время пресса Нью-Йорка испытывала финансовые затруднения, в определенной степени связанные с дефицитом новых идей. The New York World переживала тяжелые времена, а ее тираж составлял всего 15000 экз.

С приходом Пулитцера газета меняется в корне и сразу привлекает к себе широкое общественное внимание. Информация (ньюс) публиковавшаяся там отличалась от материала других газет тем, что сообщала о более оригинальных, драматических фактах. На полосу попадало все, что отличалось необычностью, сенсационностью. Например, уже в первом выпуске рассказывалось о шторме в штате Нью-Джерси, причинившим убыток в миллион долларов; опубликовано интервью с осужденным убийцей накануне его казни, материал о волнении на острове Гаити...

В редакционной статье Джозеф Пулитцер подчеркивал, что усилия его газеты будут направлены на интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков. Акцент был сделан на привлечение массового среднего читателя. Стиль пулитцеровской газеты отличался сенсационностью и агрессивностью даже на фоне изданий penny press. Дело было не в самой сенсационности, а в форме ее подачи. Такие заголовки, как Дыхание смерти или Крещенный кровью, сразу приковывали внимание читателей. На газетных иллюстрациях место события (нахождения трупа, повреждения судна и т.д.) помечалось крестиком. Пулитцер придавал особое значение иллюстративному ряду. Он пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов. С их приходом в газету впервые в американской прессе появились серии политических карикатур в качестве своеобразных рисованных передовиц. Некоторые специалисты полагают, что с карикатурных серий The New York World началась современная эра газетной иллюстрации.

Однако наиболее выдающейся идеей Пулитцера стала мысль о крестовых походах - так сам делец называл предпринимаемые им в газете различные общественные компания. Уорлд выступал с призывом обложить налогом предметы роскоши, добиваться принятия закона о наказании за покупку голосов. Пулитцер считал, что день был потрачен впустую, если в его газете не появлялся какой-нибудь очередной крестовый поход или какая-нибудь громкая сенсация.

В 1885 г. Пулитцер опередил конкурентов, проведя классическую пропагандистскую кампанию по сбору средств на постройку пьедестала для статуи Свободы. Эта шумная и блестяще организованная газетная кампания привлекла внимание всей страны к пулитцеровскому изданию, в результате которой была собрана сумма в 100 000 долларов, а тираж газеты достиг 100 000 экз.

Еще к одному из нововведений Пулитцера стоит отнести особый вид сенсационного, или, как он говорил, динамического репортажа, появление которого в газете требовало от репортера какого-либо выдающегося поступка. В 1889 Пулитцер демонстрирует журналистскому миру образец эффектного журнализма. Он отправил известную журналистку Нелли Блай (Элизабет Кохран) повторить путешествие вокруг земного шара быстрее, чем это сделал герой известного романа Жюля Верна. Н.Блай удалось обогнуть земной шар за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд. Причем она потеряла один день, чтобы заехать в Амьен и взять интервью у самого Жюля Верна.

В этом заключалась еще одна принципиальная особенность нового журнализма, исповедуемого Джозефом Пулитцером. Центр внимания перемещался с факта на сюжет: репортер должен найти не столько свежий факт, сколько новый сюжет. Сочетание информационности и развлекательности - важный аспект нового журнализма.

Социологические данные рубежа веков говорят о том, что каждый второй житель Нью-Йорка покупал воскресное издание. Учитывая этот фактор, Пулитцер превратил воскресные издания в особый тип газетной периодики, в котором находилось место информации, развлекательному и литературному материалу, карикатурам и иллюстрациям. В 1893 г. Пулитцер выпустил цветное приложение к воскресному выпуску, что привело к значительному росту тиража.

Расчет Пулитцера на коммерческий эффект сенсации и дешевой демагогии оправдался. Уже за первые три месяца тираж его детища удвоился, а в 1887 году достиг 250 тысяч экземпляров. Объем газеты резко возрос. Стало выходить ее вечернее приложение. Штат газеты в период наибольшего преуспевания составлял 1300 человек. Она приносила миллион долларов ежегодного дохода!

Газета Уорлд ввела также в практику своеобразный вид саморекламы (промоушн) в виде отрезных купонов выигрышных лотерей. Нельзя не отметить и значения введенной Пулитцером постоянной «редакционной полосы», ставшей затем важным средством печатной пропаганды.

Широкий размах деловых операций, связанных с изданием газеты, породил новую профессию - руководителя-менеджера. В его обязанности не входило чисто редакционное руководство, а лишь издательская сторона дела. А оно уже в решающей степени стало зависеть от рекламодателей.

В 1895 г. художник Ричард Аутколт создает Желтого паренька - серию рисунков, объединенных одним персонажем. Это приложение к воскресной газете положило начало существованию американского комикса как особого жанра массовой культуры.

Традиции нового журнализма были быстро усвоены американской прессой. Успех издания Пулитцера и высокие тиражи (в 1898 тираж The New York World достиг одного миллиона) привлекали внимание многих. Приемы нового журнализма были использованы газетными издателями в Детройте, Чикаго и других городах США.

Применив модель нового журнализма, Эдвард Скриппс создал в 1880-е гг. первую в США цепочку газет сходной направленности, с едиными принципами и стилем работы в Кливленде, Цинциннати и Сент-Луисе. Таким образом, был сделан шаг к индустриализации в газетно-журнальном бизнесе, которая становится одной из магистральных тенденций развития американской прессы XX столетия. К 1914 Скриппс увеличил свою цепочку до 33 газет.

В Британии традиция нового журнализма была предложена Альфредом Хармсвортом (ставшего впоследствии лордом Нортклиффом), основавшим в 1896 г, газету The Daily Mail и ставшим одним из первых газетных магнатов страны.

Движение макрейкеров — прогрессивных журналистов — в своих истоках восходит к концу XIX в., когда в печати появились произведе­ния Марка Твена («Позолоченный век», 1873), Г. Джорджа («Прогресс и бедность», 1879), Э. Беллами («Взгляд назад», 1888), Г. Д. Ллойда («Богатство против общества», 1894), а на страницах журнала «Арена», издававшегося Б. Флауером, статьи, поднимавшие вопрос о возрастаю­щей власти бизнеса, его тайных связях с органами управления, о расту­щей политической коррупции. В 1901 г. Флауер выступил со статьей, в которой говорил о необходимости прогрессивных реформ, возврата к принципам Декларации независимости, ограничения трестов, государст­венной собственности на землю и даже прямых выборов 11.

Журнал «Арена» поднимал острые проблемы современности. Его из­датель действительно был первым, кто начал открыто говорить о поро­ках американской общественной жизни12. Правда, эта критика выража­лась в общей форме, без упоминания имен мэров или конгрессменов, названий корпораций. Но выступления «Арены» подтолкнули журнали­стов заняться конкретными расследованиями злоупотреблений в органах городского управления и деятельности монополий.

В октябрьской книжке «Макклюрз мэгэзин» за 1902 г. появилась ста­тья Л. Стеффенса в соавторстве с К. Уэтмором «Времена Твида в Сент-Лyиce» о взяточничестве и мошенничестве членов муниципалитета. Этой статьей обычно датируют начало движения за «разгребание грязи». Ус-

пех статьи Стеффенса был огром­ным. Номер журнала раскупили в один день, газеты кричали о сенса­ции и требовали дальнейших разо­блачений. С. Макклюр, а вслед за ним и другие издатели, понимавшие, что сенсация приносит деньги, пре­доставили журналистам возможность заняться расследованиями и публи­кацией разоблачительных материа­лов. Так началось движение мак-реикеров.

Издатели не ошиблись в своих расчетах. Тиражи макрейкерских журналов колоссально возросли. Это позволило издателям снизить цену номера до 10—15 ц., что сделало журналы доступными для массового читателя.

Кроме «Макклюрз мэгэзин», на путь макрейкерства вступили «Эв-рибодиз

мэгэзин», «Кольерз мэгэ­зин», «Космополитэн», «Хэмптоне мэгэзин», либеральный журнал «Ин-депендент», позднее появился «Аме-

рикен мэгэзин». Макрейкерские статьи печатались и в других журна­лах, например в «Мэнсиз мэгэзин», хотя этот журнал лишь отчасти при­мыкал к направлению «разгребателей грязи». Не следует думать, что из­датели отличались радикальными взглядами. Они гнались за сенсацией и преследовали цель повысить доходность журналов. Не исключено, что риск и чувство азарта также играли здесь роль.

По-другому относились к своему делу журналисты. Большинство мак-рейкеров были талантливыми, искренними и сравнительно молодыми людьми. Они отдавались своей работе с подлинным энтузиазмом, не останавливаясь перед опасностью подвергнуться не только преследова­ниям в печати, но и оказаться жертвой физической расправы. Макрей-керы действовали стихийно, самостоятельно выбирая объекты расследо­вания. Не было никаких попыток создать какое-либо общество, скажем, по борьбе с коррупцией или преступностью. Журналисты, работающие «на Макклюра», «на Хэмптона» или в другом журнале, составляли «штаб» редакции и делили между собой сюжеты репортажей. Издатели щедро финансировали своих сотрудников в расчете на будущие прибы­ли. Шумный успех первых выступлений Стеффенса и Айды Тарбелл из «Макклюрз мэгэзин» подстегивал издателей, конкурирующих между собой в борьбе за читательский спрос.

Какими проблемами занимались макрейкеры? Диапазон расследова­тельской деятельности журналистов был очень широк. Они обнажали 13 Термин «макрейкер» (буквально «разгребающий грязь лопатой») появился позд­нее, в 1906 г., после того как президент Т. Рузвельт публично назвал так энтузиа­стов-журналистов, раздраженный их разоблачительными выступлениями в печати. Но бранное слово превратилось в почетное звание борца за правду.

перед публикой, по образному выражению американского историка Б. Л. Паррингтона, «сточные ямы», загрязняющие политическую жизнь страны, обнаружили их под каждой мэрией, каждым зданием, где располагались власти штата14. О продажности, взяточничестве, мошенни­ческих махинациях облеченных властью выборных лиц (мэров, членов муниципалитетов и правительств в штатах) писал Л. Стеффенс («Позор Миннеаполиса», «Огайо: повесть о двух городах»).

Большой резонанс вызвали статьи, раскрывающие методы обогаще­ния крупных монополий, промышленных и банковских фирм. Одной из первых работ на эти сюжеты были статьи А. Тарбелл в 1902—1904 гг. Они предали гласности скандальную историю образования и обогащения фирмы Дж. Рокфеллера «Стандард ойл».

Расследованием деятельности и злоупотребления монополий занима­лась не одна Тарбелл. Антимонополистическая направленность движения макрейкеров ясна из произведений плеяды журналистов и писателей, раскрывших перед страной не только беззастенчивую погоню за нажи­вой, но и, что еще важнее, тайные связи бизнеса с правительством во всех звеньях государственного аппарата — от мэрии до правительства шта­та. Стеффенс, разоблачивший коррупцию в Миннеаполисе, предпринял расследование махинаций в масштабе штатов. Серия его статей под об­щим названием «Враги республики» о положении в Миссури и Илли­нойсе, Нью-Джерси и Огайо наглядно показывала, что коррупция в по­литике тесно переплетается с коррупцией в бизнесе, что это единый процесс, ведущий к разложению американского общества. На примере штата Нью-Джерси Стеффенс доказал, как корпорации подрывают кон­ституционные основы США. Законодательное собрание этого штата выра­ботало, а губернатор утвердил известный закон, разрешавший организа­ции любых корпораций, платящих налог Нью-Джерси, но имеющих пра­во действовать в масштабе всей страны. Стеффенс назвал Нью-Джерси «штатом-предателем», поскольку этот закон позволял монополиям обхо­дить принятые в других штатах антитрестовские законы и одновременно приносил огромные доходы штату 15.

Произвол и борьба «медных королей» в штате Монтана живыми кра­сками были описаны в статьях Ч. Р. Конноли, опубликованных в 1906— 1907 гг. в «Макклюрз мэгэзин». Конноли показал, как полрттическое и деловое соперничество монополистов из-за контроля над богатейшими медными рудниками Монтаны привело к неслыханному разложению пра­вительственных учреждений штата, массовому подкупу законодательного собрания, попытке подкупить Верховный суд штата. Борьба закончилась компромиссом в 1906 г. между известным «медным королем» Ф. А. Хейн-зе и «Амальгамейтед коппер компани». Современники отмечали огром­ный интерес публики к статьям Конноли... за пределами штата Монтана. Жители Монтаны не интересовались этой битвой. «Для них это было старой историей» 16.

Расследования злоупотреблений и коррупции в штатах неизбежно должны были привести и привели макрейкеров в Вашингтон, где под сводами Капитолия вершили дела всего государства представители шта­тов — сенаторы и конгрессмены. Писатель Д. Г. Филлипс пошел в этом направлении дальше Стеффенса, Конноли и Тарбелл. Он замахнулся на высший законодательный орган США — сенат. Он расследовал деятель­ность сенаторов и в 1906 г. опубликовал острую и политически злобо­дневную серию статей под названием «Предательство сената», в которой наглядно показал связь сенаторов с бизнесом. Эффект статей был особо сильным потому, что в них были названы имена «столпов» правящей рес­публиканской партии: лидера республиканцев в сенате Н. Олдрича (тестя Рокфеллера), Ч. Дипью и др. Именно после этих статей прези­дент Рузвельт постарался дезавуировать выступление Филлипса и на­звал журналистов «разгребателями грязи». Для Филлипса закрылись две­ри многих редакций.

Большой успех имели серии статей Т. Лоусона «Бешеные финансы», считающихся образцом разоблачения махинаций финансовых воротил Уолл-стрит. Лоусон великолепно разбирался в этих махинациях, ибо был финансистом, а не профессиональным журналистом.

Макрейкеры фактически затрагивали все или почти все стороны жиз­ни США. Они писали о политической коррупции, разъедающей органы власти, и связи последних с бизнесом. Они раскрывали бесчестные мето­ды финансистов и промышленников; разоблачили преступные действия владельцев заводов мясных консервов и медицинских препаратов, отрав­ляющих население недоброкачественной продукцией. Они обрисовали зло­стную эксплуатацию иммигрантов и бесчеловечное отношение к цветному населению США; разоблачили обогащение предпринимателей на жесто­кой эксплуатации труда детей, на проституции и торговле девушками. Они обнажили фальш «святых отцов», расследовав источники дохода из­вестной церкви св. Троицы в Нью-Йорке, владевшей доходными домами в трущобах города. Они рассказали о зависимости прессы от монополий, показав, что многие издательства, в том числе и макрейкерские, сущест­вовали главным образом за счет рекламных объявлений, предоставляемых ими различным фирмам.

Конечно, произведения разных жанров, разоблачающие пороки обще­ства, появлялись задолго до макрейкеров. Но можно присоединиться к оценке движения А. и Л. Вейнбергами, издавшими отдельной книгой наи­более известные статьи макрейкеров. Эти авторы писали: «...впервые группа писателей и созвездие журналов обрушились громогласно на по­роки, обнаруженные ими в обществе. Именно это сделало движение мак­рейкеров единственным в своем роде. Ни до, ни после этого в периоди­ческой литературе не возникало ничего, что можно было бы сравнить с неустанной кампанией за разоблачение» 17.

Макрейкеры много сделали, подготовив почву для движения за ре­форму. И главное, как писал Г. Грин, они заставили американцев «увидеть себя без прикрас» 18. Однако дальше этого макрейкеры не пошли. Они были индивидуалистами, и философия буржуазного индиви-

дyализма пронизываал все их действия. В массе свой макрейкеры oтpицали социализм, на что указывает, в частности, исследователь движе-ния Л. Филлер. «Они хотели делать свою работу,— писал он,— а де-лать ее они могли, лишь не будучи связанными с партийной полити-кой»19. Некоторые из них позже перешли к апологетике государствен­ных деятелей и «капитанов индустрии» (Р. С. Бэйкер, А. Тарбелл). Были среди них и социалисты (Ч. Рассел, Дж. Спарго, У. Дж. Гент, Э. Синклер). Правда, Спарго, Рассел примыкали к правому крылу и в дальнейшем были известны оппортунизмом и поддержкой правительства Вильсона. Но Синклер, несмотря на многие ошибки, остался верен свое­му «социализму чувств». Сложный путь прошел Стеффенс, который в мучительных поисках путей к очищению общества, через ошибки и за­блуждения на склоне лет отказался от своей позиции «над схваткой» и пришел к коммунизму.

Движение макрейкеров было движением одиночек, не ставивших целью переустройство общества. В своих произведениях они показывали американскую действительность без прикрас и говорили только о необ­ходимости искоренения пороков этой действительности. Выступления сме­лых и честных журналистов вошли в историю как движение, отразившее в основных чертах недовольство либеральной интеллигенции и развитие антимонополистических настроений в широких кругах американского об­щества начала XX в.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: