Рука, качающая колыбель, правит миром

Вдохновенная беседа, проведенная учителем Субрамунией на день своего 53-летия, 5 января 1980 года, в храме Кадавул, обращенная к современным индускам с целью вдохновить их не оставлять свою дхарму, а защищать дом и воспитывать семью, воспринимая ее как дар любви будущим поколениям.

Сегодня мы поговорим об обширной теме, которая важна для каждой индуистской семьи: стри дхарама, дхарма индуистской жены и матери. На санскрите " стри " означает "женщина". Дхарма - это многозначное слово: путь к Господу Кришне, благочестие, верность, обязанность, обязательство, долг и другое. " Стри дхарма " – это естественный путь женщины, а " пуруша дхарма " – это мужской путь, так сказать. В наши дни в обществе много противоречий в восприятии роли женщины. Здесь, на Западе сильное женское освободительное движение существует уже много лет, и в противовес ему появилось не менее мощная оппозиция, защищающая традиционные ценности. Так называемая борьба за свободу женщин очень повлияла на них всех, даже в Индии, Иране, Европе, Японии и в других местах. В северной Америке я основал Совет свободных индуистских женщин. Это не то, о чем вы могли бы подумать. Цель его - освободить наших индуистских женщин от этих освободителей, от глобализации и дать им возможность жить согласно их естественной дхарме в качестве матери и жены. Для религиозной женщины освобождение начинается с ухода с работы, с возвращением домой. Как только она возвращается домой, она свободна, свободна и еще раз свободна. Работа в миру держит ее в сфере внешнего сознания, в то время как нахождение дома позволяет ей жить в глубине своего существа. Я наблюдал это много раз. В мире так много пагубных влияний и отвлекающих факторов, которые уводят женщину от роли жены и матери. На западе женщина сначала жена, а потом мать. Но на востоке ее материнские обязанности на первом месте. С раннего детства ее обучает мама домашним делам, которую обучала точно так же ее мама и так от начала времен. Это древняя схема.

Индусская женщина рассматривается как величайшая ценность. Две тысячи лет назад святой Тируваллувар сделал такое наблюдение: "Разве может чего-то не хватать мужчине, если у него хорошая жена? Разве есть у мужчины хоть что-то, если она не хороша?" К женщине и ее роли в обществе относятся с большим уважением на востоке. Здесь же, на Западе, женщину так не ценят. Ее вклад сброшен со счетов и недооценен. На самом деле, это одна из причин, по которой женщины ищут удовлетворения и признания в других сферах, ведь западное общество забыло о ее уникальной, жизненно-важной роли. Обиженная пренебрежением и игнорированием, она ищет средства, через которые можно получить признание, оценку, любовь.

Не стоит забывать о том, что на востоке семейные связи очень тесны. Женщины в семье очень близки. Они живут коммуной, окруженные старшими и младшими женщинами, иногда в одном доме. Им нравится жизнь во взаимопомощи – где старшие и более опытные женщины помогают младшим. Несколько поколений трудятся вместе и делятся радостями и трудностями быта. На западе все иначе. Здесь женщины обычно не могут

извлечь выгоды из близкого общения с другими членами семьи. Естественно, они чувствуют себя немного одиноко, особенно если они не состоят в религиозном сообществе и не дружат ни с кем. Из-за чувства одиночества им хочется выйти в мир, чтобы немного порадоваться жизни. Это еще одна причина почему женщины уходят из дома. Это большая неудача.

На востоке женская и мужская силы лучше сбалансированы. На западе мужская сила слишком велика, слишком доминирует. Женским энергиям нужно больше возможностей для проявления. Однако это не значит, что женщины должны начать делать то, что делают мужчины. Нет. Это только еще больше перепутает эти силы.

Гармонию можно обрести, а начать можно с гармонии в вашем собственном доме. Совершенствуя микрокосм, мы влияем на макрокосм. На востоке женщина защищена. Она как драгоценный камень, который не оставляют без присмотра, который охраняют, который берегут, потому что не хотят потерять. Индусок берегут. Они священны. Их не выставляют на всеобщее обозрение, их не вынуждают поступаться своей скромностью делая бизнес. Индуска имеет возможность быть полностью женщиной, проявляя свойственные ей качества – нежность, проницательность, любовь, кротость. Дом и семья – это точка фокусирования в жизни индийской женщины.

Многие из вас очень молоды, чтобы знать, что так было и на западе лет 60 назад. До первой Мировой войны женщины были очень строги в своем поведении и на западе. Одна война, а потом и другая разрушили древние роли мужчины и женщины. Мужчин забрали с производства в армию, а женщин вынудили уйти из дома на заводы и в бизнес, чтобы производство не стояло на месте. Раньше они были защищены, их редко видели в

обществе в одиночестве. На протяжении всей истории женщины заботились о доме и защищали добродетель. Их чистота и целомудрие высоко ценились, они выходили замуж невинными. Многие сейчас не знают, что старые традиции были в ходу вплоть до 1915 года. Потом же две мировые войны разрушили семью как таковую и потревожили равновесие между мужчинами и женщинами. Впервые женщину можно было увидеть одну на людях. Они впервые ушли из дому и стали соревноваться с мужчинами за рабочее место.

Я часто отмечаю, что человечество меняется из-за перехода от сельского хозяйства к технологическому прогрессу. Эти перемены повлияли на женскую и мужскую дхарму интересным образом. В течение десятков тысячелетий эры сельского хозяйства семьи в основном жили и работали в полях или в мастерских. Вся семья трудилась на земле. Мужчины работали в поле, женщины и дети – дома. Дети были настоящей ценностью. Больше детей означало больше помощников, больше хозяйства. Маленький мальчик или девочка могли много чего делать. Когда урожай продавали, прибыль была результатом общего труда – мужчин, женщин и даже детей. В действительности, каждый зарабатывал деньги, каждый был экономически важен.

В век технологий только мужчина зарабатывает, а все остальные тратят. Муж работает на фабрике или в фирме, а жена и дети сидят дома. Они не сильно могут ему помочь в его работе. Его работа и работа его жены не так связаны, как это бывало раньше. Он добытчик, производитель, а жена и дети – потребители.

Из-за того, что дети не могут особо помогать, они становятся обузой в экономическом смысле. Это в паре с проблемой перенаселения обесценивает важность женской роли в качестве матери и жены. В то время как воспитание детей и забота о хозяйстве и земле были прямым, жизненно-важным женским вкладом в жизнь семьи и в выживание человеческой расы, сегодня же это не так. Когда-то члены семьи были партнерами по

семейным хозяйственным делам, сегодня мужчина зарабатывает всё, а женщина находится на содержании.

Вопрос не в том, чтобы женщины присоединились к работе мужей на фабриках и в компаниях. Вопрос в том, как вернуть традиционные принципы религии в технологическую эру, как найти новый баланс деятельности (кармы), которая удовлетворяла бы и мужскую и женскую дхарму.

Когда молодые люди женятся, я помогаю им, записывая их обеты друг другу. Он должен пообещать обеспечивать ее, защищать ее, дать ей полноценную стоящую жизнь. Она должна пообещать заботиться о нем, поддерживать дом, сделать дом храмом и воспитать хороших детей. Я прошу их уважать сферу другого, никогда не критиковать другого в уме и сделать религию главным фокусом совместной жизни. Я призываю невесту оставаться дома, быть немного стеснительной в том, чтобы выходить в мир.

Место матери внутри дома, а не на работе в миру. Если она дома весь день, это приносит любовь и безопасность детям, а мужу – чувствительность и стабильность. Воспитывая детей, она меняет ход истории.

Каким образом она это делает? Она воспитывает сильных, хороших и умных детей. Они вырастают и становятся прекрасными мужчинами и женщинами в общине, лидерами нации. Они становятся учителями, докторами, адвокатами, архитекторами, президентами и что крайне важно – духовными лидерами. Они станут учеными, телеведущими, изобретателями, первооткрывателями и поэтами, художниками и скульпторами и

творцами во всех измерениях жизни. Вот такие люди и меняют ход истории человечества. Эта великая сила – должным образом сформировать ум и характер своих детей – в руках матери, в ничьих больше.

Конечно, у нее есть и противоположная сила, проявляющаяся через пренебрежение – позволить своим детям расти самим по себе, на улице, где они учатся основам жизни. И такие дети тоже будут менять ход истории, но негативным образом. Они будут обычными мужчинами и женщинами или же упадут в ментальную или эмоциональную бездну, в которой проявляется низменная природа человека, станут образцами жесткости и

похоти, зависимости и преступности. Именно в юном возрасте через воспитание в любви и внимании или в пренебрежении закладывается направление для всего человечества – к великому потенциалу или как разложению. Мать – это первый учитель ребенка, и она одна формирует ум ребенка в эти годы, когда он всё впитывает. Так что очевидно, что старая поговорка правдива: "Рука, качающая колыблеь, правит миром".

Возьмем для примера мать, которая дома каждый день, утром и вечером, воспитывающая детей. Когда она качает колыбель, ее любовь и энергия льются на ребенка, который чувствует естественный покой и безопасность. У нее есть время на ребенка, время, чтобы петь сладкие колыбельные, чтобы утешить слезы, время, чтобы рассказать о людях, о мире, о разных тонкостях, время для беспричинных "телячьих нежностей". С другой стороны, у работающей матери нет времени на "экстра" нежности. Если ребенок

плачет, она из-за разочарований на работе может быть нетерпеливой по отношению к нему и ругаться на него, требуя, чтобы тот замолчал: "Я сказала тебе – тихо!", - она кричит. Ребенок еще толком языка не понимает. Но можно представить себе чувства этого беспомощного, нежного ребенка, который получает энергетический выстрел гнева и разочарованности. Куда ему деваться? Даже на руках у мамы не найти прибежища.

Какими будут следующие поколения, если дети растут в таких условиях? Они будут сильными и уверенными в себе? Будут ли они излучать доброту по отношению к другим, если сами были лишены оной? Будут ли они терпеливыми и понимающими? Нет. Доказано, что большинство людей, заключенных в тюрьмы, - это люди, которыми пренебрегали или которых избивали в детстве. Также доказано, что почти все родители,

которые плохо обращаются со своими детьми, сами были в таком же положении в своем детстве. Пока матери не станут заботиться о детях и любить их, общество будет наследовать целые поколения разочарованных взрослых, которые когда-то были разочарованными детьми. И эти люди будут править миром. Что же тогда случится? Они в свою очередь будут также воспитывать своих детей, потому что их собственный опыт был

единственным опытом водительства. Они будут думать, что пренебрегать – это нормально, что дети могут с раннего возраста быть сами по себе или же воспитываться няней. Это замкнутый круг: детство в пренебрежении ведет к горькой взрослой жизни, детство в любви и доверии ведет к счастливой, полной любви взрослой жизни.

Мы многому учимся у матерей. Это обучение не только в объяснениях, но и в том, как она сама живет.

Если она терпелива мы учимся терпению. Если она сердита и несчастна, мы учимся быть сердитыми и несчастными. Как замечательно, когда мать может дать пример своей жизнью детям. Она может многому научить их, дать им глубокое понимание мира вокруг и показать им базисные ценности и мировосприятие, которое будет поддерживать в течение всей жизни. Дар ее любви направлен напрямую на ребенка, а косвенно на все человечество. Разве не так? Пока ребенок не подрос, он не многому учится у отца, и так до 8-10 лет.

Расскажу вам грустную историю. У нас в библиотеке есть книга, описывающая план христиан, намеренных разрушить индуизм в Индии и Шри Ланке. Одной из основных тактик является выманивание женщин и дома на работу. Они знают, что духовная сила в доме создается женщиной-домохозяйкой. Они знают, что верная жена создает надежную среду в доме и семье, влияет на спокойствие мужа и прочность религии. Они знают, что

индуски являются ключом к вечности индуизма до тех пор, пока они в доме. Если женщина дома, если она счастлива и довольна, а дети воспитывается и обучаются должным образом, астральные сущности вокруг дома будут дружелюбны и благонастроены. Но если и он, и она вне дома, защитное силовое поле вокруг дома

тает, давая ход всем тонким сущностям. Дом, которым пренебрегают, становится обитаем низшими, демоническими существами. Их не видно, но они есть, их присутствие ощутимо. Все идет не так как надо в таком доме. Такой дом хочется покинуть, как только зайдешь туда. Дети впитывают эти вибрации, эти ощущения. Дети открыты и чувствительны физически к таким воздействиям, а средств защиты у них мало. Они

начинают беспокоиться, но никто понять не может по какой причине. Они могут плакать и даже кричать. Они могут постоянно не слушаться. А почему так происходит? Если нет позитивного, защитного силового поля религии, которое устанавливается матерью, то внутреннее состояние дома подвергается влиянию негативных, беспорядочных сил разного рода, особенно в современных перенаселенных городах, где так сильно

физическое влияние. Эти вибрации разрушают внутреннюю атмосферу в доме, а дети так чувствительны, что впитывают их.

Религия начинается дома под началом матери и в ее наставлениях. В храм мать ходит, чтобы стать сильнее. Вот почему индусы живут рядом с храмами. Они идут в храм, чтобы получить силу от шакти Божества, и возвращаются домой, поддерживая это настроение, в котором воспитывается стойкость следующего поколения и добродетельность новых граждан мира, которое несет мир миру. Есть старая тамильская поговорка, в которой говорится, что не стоит жить в городе, где нет храма.

Если ребенок плачет в колыбели, а няня кричит на него, не заботясь о его чувствах, а мама на работе – такой ребенок не кандидат по поддержанию мира на земле. Такой ребенок будет продолжать делать все таким же перепутанным образом, как это с ним происходит сегодня. Так что все это в руках матери, а не в руках отца. В руках же отца – позволить матери быть под руководством другого мужчины на работе.

Еще одно недавнее изменение повлияло на человечество так же, как две мировые войны, которые вынудили женщин покинуть свои дома. Когда появились автомобили, люди забыли о породе. Автомобиль сделал одну ужасную вещь: он заставил людей забыть как размножаться и как заботиться друг о друге. Когда у людей были лошади, последние были частью семьи. Люди должны были заботиться о лошадях, в процессе чего учились

заботе друг о друге. Лошадей нужно было также спаривать, в процессе чего люди понимали ценность разумного спаривания. В те дни часто говорили о "породистых, чистокровных" людях. Теперь такого выражения не услышишь. Люди больше не считают, что человек также вовлечен в естественный процесс размножения. Они забыли об этих важных законах, и это привело к недостатку дисциплины, к тому что тела беспорядочно создают новые тела. И кто в них живет, толком никто не знает. Вот что мы как общество

забыли, когда автомобиль заменил лошадь. Лошадь нужно было бы кормить, дрессировать, чистить, ставить в конюшню и спаривать. При спаривании для кобылицы подыскивался жеребец, а для жеребца - кобылица. Во внимание принимались качества лошадей, генетическая комбинация сознательно планировалась. Следовательно,

было естественно искать для своих детей достойных партнеров, а результатом были жизнерадостные, изобретательные, прилежные дети детей. Как цивилизация мы медленно забываем об этом, безразлично относясь к будущему детей, к их жизням и умам.

Телевидение только усугубило всё. Фактически, оно виртуально остановило должное образование ребенка в тех обществах, где принято часами смотреть телевизор каждый день. Вместо развивания любознательности во время путешествия по лесу или ползанью по дереву, вместо открытий чудес природы, искусства и музыки, вместо занятий спортом и хобби, дети ментально питаются телевизионными историями, переживая позитивные

или негативные состояния ума. Они становятся неизобретательными, пассивными, не учатся использовать свой ум.

Не все телевидение плохое. Что-то может быть полезно в обучении, но часы и часы ежедневного погружения не хороши для ментального и эмоционального развития ребенка. Детям нужно быть активными, нужно переживать разные состояния. Если мать дома, она разумно может выбирать то, что смотреть. Когда передача заканчивается, она может предложить им поиграть. Конечно, если ее нет, они будут смотреть все подряд. Телевидение – это самая бесчувственная деятельность, уводящая ум всё дальше от истинного Я. Думаю, вы согласитесь, что наши ценности, ценности Бхагават-Гиты и других священных писаний, не найти на телевидении. Вместо них, оно дает нашим детям брутальное и разбалансированное понимание жизни, которое искажает в их уме картину реальной жизни.

Это очень серьезные вопросы. Именно мать защищает своих детей от негативного воздействия, направляя их юные умы в определенное русло самовыражения.

Возьмем, к примеру, фермера, который выращивает скот, доит коров и коз. Он тяжело трудится. Он встает рано и заботится о своих животных. Он не достигнет успеха, еще и частично подрабатывая в овощном магазине в центре города. У него просто не получится. Эти животные нуждаются во внимании. Ни один здравомыслящий человек не стал бы заводить ферму с коровами, козами и курами, не заботясь о них, потому что животные нуждаются в помощи. Он остается там и заботится о своем деле. Он фермер, и такова его обязанность, он знает это. А что может быть важнее, чем ребенок? Он нуждается в 24-часовой заботе. Он учится ходить, говорить, думать. Он падает и нуждается в утешении. Он заболевает и нуждается в лечении, чтобы поправиться. Обязанность матери заключается в том, чтобы обеспечивать его этой заботой. Никто другой не станет делать это за нее. Никто другой просто не в состоянии сделать это за нее. Она привела этого ребенка в мир, и она должна подготовить его к позитивной и плодотворной жизни. Если фермер пренебрегает своими животными, он создает определенную карму. Животные страдают. Ферма страдает. Женщина, которая пренебрегает своей дхармой, которая проводит много времени вне дома и не заботится о физических, эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностях своих детей, также получает тяжелую карму. В глубине себя она знает об этом, но на нее могут оказывать влияние неблагоразумные люди или массовое движение, диктующее ей, что у нее только одна жизнь, и что она не сможет найти удовлетворение дома, а должна самовыражаться, выходить в свет, искать свой путь, свою удачу. Все вы слышали эти идеи. Я говорю вам, что они ложные. Они обрекают мать, слушающую их, на разочарование и распад семьи, которая становится жертвой отсутствия женщины. В конечном итоге, они приводят к ее собственному несчастью, потому что она отчаивается вследствие потери, которую понесла ее семья и она сама.

С точки зрения стран СНГ дом – это храм семьи, а жена и мать отвечают за воцарение духовной обстановки. Мужчина может войти в эту святую святых, но он не должен вносить туда весь мир. Он естесственным образом обретет в доме прибежище, если женщина выполняет свои обязанности. Он сможет вернуть себе спокойствие ума, восстановиться для следующего дня в тех стрессовых ситуациях, которыми полнится мир. В этот технический век мужчине необходимо такое прибежище. Он нуждается во внутреннем балансе в своей жизни. Когда он входит в эту святыню, видя, что у жены все в порядке, у ребенка все в порядке, он осознает, что у него тоже все в порядке. Он откладывает свой сознательный ум, который является ограниченным, внешним и несбалансированным состоянием ума. Он включает интуитивный ум. Он получает мгновенные интуитивные решения своих мирских проблем. Разве возможно не быть успешным в своей пуруша-дхарме во внешнем мире, заручившись поддержкой хорошей жены? Она по природе восприимчива и обладает интуицией. Она уравновешивает его разум, смягчает воздействие тех сил, что разрушают его нервную систему с утра до вечера. Она естесственным образом излучает воодушевление и любовь, выполняя стри-дхарму. Без этих уравновешивающих жизненных факторов мужчина становится слишком «внешним», слишком инстинктивным.

Если женщина работает, она не может обеспечить его этим балансом. Ей нужно начинать думать и действовать, как мужчина. Она должна стать немного тверже, создать защитные оболочки вокруг своих эмоций. Тогда дом лишается баланса женских и мужских сил. Рассмотрим, к примеру, ситуацию, в которой женщина спешит домой с работы, приходя на 15 минут раньше мужа. Она разочарована. Дети возвращаются от бабушки, или она отправляет няньку домой. Она суетится, чтобы приготовить что-нибудь до того, как он вернется домой, затем торопится привести себя в более менее приличный вид. Эмоционально истощенная, она пытается успокоиться, расслабиться и восстановить спокойствие. Ее тонкое тело истощено. Тонкие тела детей истощены. Муж входит в эту перевозбужденную обстановку – истощенный после нахождения во внешней среде – и все это тревожит его еще больше. Он с нетерпением ждал тихого вечера. Он чувствует себя заброшенным, разочарованным, и это даже приводит его в гнев, он теряет рассудок. Неудивительно, что он бъет жену и обижает детей. Он обезумевает. Он тревожится все больше и больше до тех пор, пока уже ничего не остается делать, кроме как уйти. Это просто неразрешимая ситуация. Даже больше, она не только не улучшится, но и будет чрезвычайно ухудшаться.

Ситуация, которую я только что описала, является одной из главных причин тому, что сейчас браки стали менее стабильными; там много семейных пар – мне сказали, что около 60-70% - испытывают трудности и разводятся. Люди никогда не вступают в брак с намерением развестись. Никогда. Но они вынуждены делать это. Если вы поднесете друг к другу два магнита, они притянутся. Но поверните один из магнитов, и они оттолкнутся. Та самая сила, которая свела людей, если с ней неправильно обращаться, разъединяет их, заставляя их ненавидеть друг друга. Они не могут уже друг другу в глаза смотреть. Потом, чтобы как-то помириться, они выходят вместе на обед, чтобы все обсудить – в некоторых изматывающих ситуациях они выезжают настолько далеко, насколько возможно – и попытаться помириться. Если это не помогает, они возвращаются домой, все еще разочарованные. Если бы они пошли в ближайший храм и поклонялись Божествам вместе, то все получилось бы. Они бы вернулись домой в другом состоянии ума и обнаружили бы, что их «вибрации» изменились. Почему это так помогает – пойти в храм? Потому что в храме есть Божество. Божество регулирует действие тонкой нервной системы, чтобы изменить воздействие ума и эмоций.

Дома мать подобна Божеству. В ней мощь всего дома. Ни в ком другом. Поэтому она должна там находиться. К ней нужно правильно относиться. Ей необходимо давать все, в чем она нуждается. Обязанностью мужчины является давать ей и ее детям все необходимое. Муж должен обеспечивать ее хорошими вещами: хорошим домом, который она превратит в семейный очаг, золотом, камнями и одеждой, золото должно свисать с ушей до тех пор, пока они не заболят, больше браслетов, больше различных мелочей, с которыми дома она чувствовала бы себя защищенной и счастливой. Взамен она обеспечивает его прибежищем, райским уголком, где он сможет восстановить свой внутренний мир, практиковать садхану и медитации и наслаждаться своей семьей. Поэтому, она приносит счастье и спокойствие ума своей семье, обществу и миру.

Совместная работа дома и в храме возвышает уровень культуры и религии в семье. Семья посещает храм, храм благословляет семью на их дальнейшие начинания. Мать возвращается домой. Она следит за тем, чтобы огонек масляной лампы горел в комнате на алтаре. Это так прекрасно. Все это происходит потому, что ее тонкое тело не терзается стрессом и напряжением мирской жизни, не осквернено мыслями других мужчин. Она живет не в тонком теле. Она живет в своем одухотворенном теле, полном любви, выполняя свою дхарму и продвигая саннидхью. Она рождена быть женщиной, и вот, как должна вести себя женщина. Если она не выполняет свои предписанные обязанности – а это означает долг по рождению – то она накапливает карму. Каждый раз, оставляя дом, чтобы отправиться на работу, она создает карму. Именно так. Эта карма отразится на ее тонком теле, тонком теле ее мужа и детей.

Христианская/иудейская/исламская идея человеческой жизни гласит: «Возьмите от жизни все, потому что, когда вы умрете - все закончится, поэтому ухватывайте все возможные в этой жизни удовольствия.» Эта идея внушила западной женщине представление, согласно которому она считает, что не получает того, что должна получать, будучи женщиной, и поэтому весь мир кажется ей вдвойне привлекательным, она все пробует и никогда не вернется назад: она не хочет ничего упустить. Итак, жить как мужчина – это очень и очень привлекательно. Она не хочет все время просидеть дома и ничего не повидать, никого не встретить, проходить через скуку создания семьи, заботиться о детях. Она хочет полной жизни, действуя в мире мужчин, потому что ей говорят, что она что-то упускает. Поэтому можно понять ее желание устроиться на работу, начать видеть и пробовать жизнь, мешаясь с людьми, встречая новых людей. Индийская женщина не ищет подобной жизни. Индийская женщина знает, что она рождена в женском теле – эта душа воплотилась на время в женском теле – чтобы исполнять дхарму, выполнять долг ради эволюции души. Это обязанность быть матерью, укреплять дом и семью, которые являются стержнем всего общеста. Она знает, что дома ее вознаграждают больше. Она знает, что все, что она упускает – это напряженная мужская работа и ответственность, что ее дхарма настолько же выдающаяся, как и у мужчины. Так как она знает обо всем этом, она выполняет свою дхарму радостно.

Сейчас вы можете интересоваться: «Если я не буду работать, как мы оплатим счета?» Истинная причина тому, что женщина работает – экономическая. Мировая экономика становится все более и более сложной, и первое решение всех денежных проблем, особенно на Западе, где семьи сейчас не настолько сильны, - это заставить женщину работать. Но это несчастливое решение. Жертв намного больше, чем вознаграждения. Много раз я говорила молодым женам оставаться дома со своими детьми. Они беспокоятся. Их мужья беспокоятся. Но если жена остается дома и работает над «укреплением» своего мужа, он очень скоро становится уверенным, креативным, энергичным. Он снова вдохновляется и всегда находит такой выход, чтобы все получилось. До тех пор, пока мать находится дома, все отлично. Чувствуется безопасность. Без чувства безопасности семья начинает распадаться. Просто подумайте, насколько небезопасно чувствует себя ребенок без матери. Когда мать дома, там воцаряется безопасность. До тех пор, пока мать находится дома, занимаясь всем тем, чем естесственным образом должна заниматься мать – ей даже не нужно читать книг о том, как этим заниматься – муж должен поддерживать дом. Он чувствует себя обязанным поддерживать дом.

Конечно, религия должна лежать в основе семьи, для того, чтобы семья была успешной. Если женщина оставляет дом ради мирской работы, она жертвует глубиной религии, религиозная жизнь ее семьи становится тогда просто социальным занятием. Это справедливо как для восточных, так и для западных религий. Пока мать находится дома, небесные полубоги парят в нем. Кого из вас дома растила мать? Что ж, думаю, вы понимаете, о чем я говорю. А что, если ее не бывало дома, когда вы были ребенком? Вы приходили домой, и ее не было дома? Вы должны были сами состряпать себе какую-нибудь еду в пустом доме. Вы не чувствовали особой заботы. Вы были одни в пустом доме, испуганно осматриваясь, не прячется ли кто-нибудь в шкафу. Вы не чувствовали это материнское чувство защиты. Когда мать в конце концов приходит домой, у нее в уме много других дел. Она устала. Она тяжело трудилась, а сейчас она должна работать еще больше. Она не думает о маленьком беспомощном ребенке, который не может позаботиться о себе. Она может, вернувшись домой, думать: «Я просто не могу забыть того красивого мужчину, которого я встретила в офисе. Он мне даже снится!.. У меня есть муж, и я не должна думать о подобных вещах, но...» И так далее. Впервые в этом доме начинают возникать ссоры. Что вы делаете? Беспокоитесь какое-то время. Немного плачете. Как только вы можете, вы начинаете стоять за себя. Вы изобретаете способы позаботиться о себе или даже выбраться из несчастливой ситуации как можно быстрее. Все заканчивается тем, что вы начинаете жить сами по себе в юном возрасте, еще недостаточно повзрослев для того, чтобы справиться с этим.

Индийская женщина знает, что она родились в женском теле, чтобы выполнять женскую дхарму, исполнять свои обязанности и не подражать мужчинам. Эта обязанность – быть матерью своим детям и женой своему мужу, на которого она должна смотреть, как на господина. Она охотно исполняет свои обязанности, точно так же, как и мужчина исполняет свои обязанности, определенные рождением в мужском теле. Женщину Индии обучают выполнять «стри-дхарму» еще с раннего возраста. Она старается найти способы выражать свои творческие способности дома. Она может писать стихи или стать художницей. Может, она обладает особым талантом шить, вышивать, ухаживать за садом или заниматься музыкой. Она может научиться ткать и шить одежду всей семье. Если необходимо, она может задействовать свои умения, чтобы пополнять семейный доход, не уходя из дома. Для индийской жены или матери существует так много способов полностью задействовать свою творческую энергию, в том числе, будучи достаточно креативной, не позволять своей жизни становиться скучной. У нее есть особое благословение, свободно позволяющее ей полностью погружаться в религию, изучать священные писания, петь бхаджаны и поддерживать внутреннюю силу своей личной духовной практики.

Также бывают ситуации, в которых жена работает на своего мужа дома. Это не идеально, но, по крайней мере, гораздо лучше, чем работать вовне под контролем другого мужчины. По меньшей мере, семья работает вместе ради единой цели, и мать заботится о ребенке, разрешая возникающие проблемы. Конечно, если домашняя ситуация не способствует близости матери и ребенка, то ее лучше избегать; например, если работа настолько требовательна, что мать всегда занята, не может играть с детьми, она (мать) становится напряженной и разочарованной. В ином случае, это позитивная ситуация. С точки зрения ребенка, мать дома. Она готова разрешить проблемы, приготовить бутерброды или сказать: «Пойди, сделай себе вкусный бутерброд». Она принесет пластырь, если он поцарапается. Она объяснит, почему трава зеленая, расскажет историю, обучит простому уроку: почему все происходит так, и не иначе. Мать дома, а это очень важно для маленького ребенка.

В наши дни мощная волна обрушивается на берега индуизма в Коломбо, Мадрасе, Бомбее, Нью-Дели, Куала Лумпур, Нью-Йорке, Сан Франциско и Лондоне. Я уже вижу ее приближение. Индийские женщины больше не чувствуют, что они должны придерживаться старинных традиций. Они меняют традиции. Они сейчас перенимают новые традиции. Сейчас женщины Индии ходят на работу, по крайней мере те, что живут в городах. Теперь они могут пренебрегать семьей. Им не нужно выполнять свою дхарму. Они говорят, что это старомодно. Мне говорили, что около 80% всех индусок, живущих на Западе, работают вне дома. Восемьдесят процентов! Люди, которые работали над тем, чтобы разрушить индуизм, хорошо постарались! Я даже не волнуюсь. Я знаю природу этих волн, и эта волна стихнет, как только достигнет аппогея, и ей на смену придет более могущественная сила традиций.

Давайте взглянем на мировые традиции. Вебстер [составитель словарей] определяет слово «традиция» как «история, верование, обычай или пословица, передаваемая от поколения к поколению, надолго утвердившийся обычай или практика, влияющая на неписанный закон». Все мы знаем природу мужчины, потому что мы – люди, живущие на этой земле. Мы непостоянные, переменчивые. Мы всегда жаждем испробовать чего-то нового. Перемены – это замечательная часть жизни, но в определенных пределах. Мы не должны быть слишком ограниченными, но строгими быть должны. Будьте строгими, не будучи ограниченными, и в жизни установится баланс между дисциплиной и свободой.

Традиции адаптируются к культуре и климату. Индуски, живущие на Западе, не смогут следовать всем традициям Востока. Но им стоит следовать достаточной части традиций, чтобы выполнять свою дхарму. Естественно, подстраиваться нужно медленно. И сельская женщина, живущая на Востоке, и городская леди, живущая в мегаполисе, обе выполняют дхарму. На Востоке сельские женщины и городские леди также выполняют свою дхарму.

Сегодняшие люди не отличаются от тех, что жили тысячелетия назад. Общество меняется, знание меняется, язык меняется. Но люди не меняются до такой степени. Это и служит причиной тому, что традиции не меняются слишком кардинально, или, если меняются, то медленно. Их все равно применяют. Они все равно действуют. Они заключают в себе мудрость, накопленную сотнями поколений. Мудрые всегда следуют путями мудрости, всегда следуют традициям. Означает ли это, что они не могут быть изобретательными? Нет. Означает ли это, что они не могут использовать свои ум и волю, чтобы продвигать себя и человечество? Нет. Означает ли это, что им нужно избегать творческого подхода, оригинальности, индивидуальности? Нет. Это просто означает, что они проявляют эти утонченные качества в контексте религиозной традиции, таким образом усиливая ее, а не разрушая. Традиции, выраженные в устной или другой форме, слишком ценны для того, чтобы избавляться от них и рушить их. Неписанные законы и обычаи – ничего лучшего для жителей этой планеты не существовало столетиями, и это было доказано. Мы не можем менять традиции. Мы не можем устроить собрание и вынести на рассмотрение подобное изменение.

Помедитируйте обо всем этом. Глубоко задумайтесь над естественным балансом женских и мужских энергий в мире и внутри себя. Вы откроете для себя новую ценностью женской роли и традиций, которые позволяют ей играть свою роль. В конце нашей сегодняшней беседы, я хотела бы попросить одного из Свами прочитать сообщение, которое он недавно получил от одной ортодоксальной женщины из Шри Ланки.

От современной индийской жены и матери:

Я жена-индуска, и я горжусь этим, черпая в этом радость. Я закончила Лондонский университет и была учительницей в женской школе до того, как вышла замуж в 1969 году.

Я принадлежу к ортодоксальной индийской семье, в возрасте 26 лет родители предложили выдать меня замуж. Мой будущий муж тоже воспитывался в ортодоксальной индийской семье, и ему было тогда 30 лет. После того, как наши родители обсудили все детали, у нас появилась возможность встретиться. Местом встречи был выбран храм Ганеши, в 7 утра. Как только мы оба переступили порог храма, зайдя с разных сторон, почти одновременно, храмовый колокольчик зазвенел, предвещая утреннюю пуджу. «Хорошее предзнаменование», - независимо друг от друга подумали мы оба. После окончания пуджи, моя мама представила нас друг другу. Вследствие врожденной стыдливости и определенного количества «страха» встречи с незнакомцем, я с трудом могла поднять глаза, чтобы разглядеть цвет того человека, который собирался стать господином моей жизни. Я слышала его речь и даже замечала, как он многозначно смотрит на меня время от времени. «Конфронтация» продолжалась около 10 минут, и мы расстались. Каждый из нас подтвердил выбор, так чутко сделанный родителями, и, короче говоря, со временем мы торжественно отпраздновали наш брак.

Со дня бракосочетания я перестала работать учителем, потому что мои обязанности домохозяйки оказались более почетными и ответственными. Мой муж зарабатывал достаточно, чтобы поддерживать семью, и мы стали обустраивать наш собственный дом. Я внесла некоторую часть денег, доставшуюся мне как приданое, это помогло нам обеспечить наш дом всем необходимым. Самый главный уголок нашего дома – это алтарная, где каждое утро начинается наша повседневная жизнь.

Я просыпаюсь в 5 утра, каждый день. Умывшись, я захожу в алтарную и убираю там. Остатки цветов со вчерашней пуджи убраны, парферналии начищены, пол орошен водой – и вот все готово для пуджи, проводимой моим мужем. Затем я подметаю на кухне и мою кастрюли и горшочки. Оставляю воду на плите до кипения и отправляюсь принимать омовение. Возвращаясь из ванной комнаты, я повторяю короткую молитву и собираю цветы для пуджи моего мужа. К этому времени на часах уже 6 утра, - в это время просыпается мой муж. Я захожу в спальню и жду его пробуждения, чтобы с утра поприветствовать его. Как только он встает, он проводит пол часа на прогулке и, возвращаясь в 6:30, наслаждается приятным купанием. Затем он совершает необходимые для пуджи приготовления. Я и сама могу это делать, но муж чувствует, что эти приготовления также являются составной частью пуджи. Ровно в 7 утра начинается пуджа. Мы с детьми присоединяемся (сейчас у нас трое детей: два мальчика и девочка). Муж проводит пуджу очень набожно и тщательно, наблюдать за ним – просто наслаждение. В 7:30 мы выходим из алтарной комнаты и идем завтракать. Я лично подаю своему господину и детям пищу, приготовленную моими собственными руками и готовлю двоих старших детей к школе. К 8:30 все трое уходят из дому, каждый на свою «миссию». Затем я убираю в доме, укладываю своего маленького трехлетнего сына спать, и к 9:30 я возвращаюсь на кухню готовить обед.

Вечером я красиво одеваюсь и готовлюсь к прогулке с мужем и детьми. Почти каждый день мы выезжаем, но иногда муж приходит домой уставший и предпочитает остаться дома. В 6 вечера я начинаю готовить ужин, в 7 часов мы вместе молимся в нашей алтарной. Ужинаем в 7:30, затем немного читаем, слушаем радио, общаемся и ложимся спать в 9:30. Таков мой распорядок дня на протяжении вот уже 11 лет, и я наслаждалась им каждую минуту.

В доме первое место я отдавала мужу. Я никогда не искала в нем никаких недостатков. Он так хорошо меня понимает, что он всегда добрый, любящий, нежный и сострадательный по отношению ко мне. Я стократно отвечаю ему взаимностью, и у нас все хорошо получается. Мой муж – секретарь в одной религиозной организации, я всячески воодушевляю его и помогаю ему по работе. Мои домашние обязанности полностью занимают меня, поэтому я не занимаюсь больше никакой деятельностью. Я поддерживаю главенство моего мужа в доме, поэтому жизнь идет очень гладко.

Обязанности жены (из фильма Махабхарата)

Когда царь Панду и царица Мадри ехали в лесу верхом на лошадях, они остановились, чтобы посетить мудреца Киндама. Среди всех других заданных мудрецу вопросов, царица Мадри поинтересовалась: «Каковы обязанности женщины как спутницы мужчины?»

Мудрец ответил: «Женщина – это осознание, вдохновление и энтузиазм мужчины. Она подобна Земле, в ее лоне находятся семена жизни. Она – душа всей семьи. Там, где уважают женщин, пребывает сам Бог. Того, кто не уважает женщин, нельзя считать человеком. Защищать женщину – это не просто обязанность мужчины. Это его моральный долг».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: