АНТРОПОЛОГИЗМ (антропологический принцип), философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления. Антропологический принцип в философии ввел и обосновал Л. Фейербах, у которого он стал основой критики немецкого классического идеализма. В России сторонником идей Фейербаха был Н. Г. Чернышевский. Антропологизм разрабатывался в различных философских концепциях (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, ряд представителей экзистенциализма). В мирском смысле слово антропологизм — составная часть философских учений о человеке. См. также Философская антропология.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле — учение о природе (сущности) человека; в узком — идеалистическое течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходило в значительной мере из идей философии жизни (В. Дильтей) и феноменологии Э. Гуссерля, в дальнейшем получили распространение идеи прагматизма (А. Гелен), «культурантропологии» (Э. Ротхаккер и др.), экзистенциализма, структурализма и др. Имеются также попытки эклектичного сочетания антропологического подхода с принципами марксизма (Ж. П. Сартр и др.).
К. Маркс выдвинул тезис о человеке как совокупности всех общественных отношений. Человек рассматривался не только как природное существо, но и как представитель определенных социально-экономических общностей. Признавая «родовую» сущность человека, марксизм связывал ее основу с характером трудовой деятельности. Только в определенных социально-экономических отношениях. в трудовой деятельности выявляется человеческая сущность. В теории коммунизма полное, всестороннее и свободное развитие каждого индивида объявляется самоцелью общества.
Марксизм связывает понимание сущности человека с общественными условиями его функционирования и развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
По определению Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
Обращаясь к социальной сущности человека, марксизм вместе с тем учитывает сложные взаимодействия социальных и биологических факторов и устанавливает примат первых.
Человек как биосоциальное существо не обладает «двойственной природой». Биологические факторы имеют важное значение, действуя, однако, в «снятом виде», через опосредствование и преобразование со стороны факторов социального порядка.
Индивидуальное и историческое развитие человека— процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества, «абсолютного движения становления».
Основные воззрения на природу человека
1. Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как «малый мир», микрокосмос. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроизводится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космоса. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хлопот. Мы — люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно недолжно быть слишком близко к нам. Ученые предсказывают, что Солнце в своем развитии достигнет стадии «красного гиганта» и поглотит Землю. Что будет с родом человеческим?
2. Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.
3. В средневековой философии главное размежевание проходит не столько между телом и душой человека, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Природа человека понимается как трехчастная: тело — душа — дух. Духовность человека состоит в его совести, совести с Богом, реализуется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.
Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантской концепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий христианства. Как известно, господствующая христианская церковь раскололась в 1054 году на восточную (православную) и западную (католическую).
В XVII веке из западной церкви выделилась протестантская.
Философский стиль православия восходит к Платону и Плотину, в нем много интуитивно-чувственного, подчеркивания единства истины, красоты и добра, без установления в этом триединстве, равно как в триединстве Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа, каких-либо приоритетов.
Философский стиль католицизма восходит к Аристотелю, Августину и Фоме Аквинскому. По сравнению с православием здесь больше рационального, человек понимается как субъект воли.
Философский стиль протестантизма основывается, по преимуществу, на нововременной философии с ее выделением личностного начала. С позиций православия Бог существует, ибо он существует, позиция протестантизма другая: Бог существует потому, что без него человеку плохо. «Во что веришь, то и имеешь»,— говорил основатель протестантизма М. Лютер.
4. В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Ясное содержание души — это сознание. Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту концепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превыше других познавательные способности, каковых у него три — рассудок, способность суждения, разум.
5. В Новое же время наряду с только что рассмотренной концепцией «хомо сапиенс» (человек разумный) господствующие высоты завоевывает концепция «хомо фабер» (человек деятельный). Главное в человеке — это реализация способности к действию. Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного человека состоит в его действиях, либо это действие, как у Маркса, Понимается в общественном смысле. Главное в обществе — труд (деятельность), а отдельный человек есть «атом» общества, в котором «пересекаются» всеобщественные отношения.
6. Последнее изобретение философии Нового времени — это «сверхчеловек» Ницше. Теперь разум понимается как болезнь, заблуждение, омертвляющее человека. Во главу угла ставится страсть, лидерство, вино, курение, буйство фантазии и импровизации, протест против послушания и вообще всякой хилости.
7. Философия XX века продолжает поиск подлинности человека. Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой человека опыт его сознания — образование эйдосов, понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни.
8. Герменевты считают, что истинность человека реализуется в его существовании в мире, понимании мира, преодолении потаенности вещи, слияния ее границ с границами человека, каковыми выступают его временность, забота, страх и реализуемая в этой связи активность.
9. Философы-аналитики видят в человеке существо, активно реализующее свои языковые способности. В сфере языка человек решает что, почему и как следует делать.
10. Согласно постмодернистам, человек — существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективного, тоталитарного. Человек может понять существующие общественные нормы лишь в том случае, если он постоянно от них отодвигается, иначе говоря, деконструирует их.
К уже рассмотренным интерпретациям природы человека можно отнести еще одну, которая привлекает внимание в течение всего XX века. Речь идет о философии бессознательного, развитой австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом.
О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе знакомые нам Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Но лишь Фрейд сумел придать представлениям о бессознательном практическое значение, они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Созданное, им учение называют психоанализом.
Главная идея Фрейда была довольно простой: человек — существо эротическое. Глубинная сущность человека — сексуальное влечение — либидо (позднее Фрейд будет много рассуждать о двух главных инстинктах, инстинкте жизни — эросе и инстинкте смерти — танатосе). Это влечение приходит в конфликт с сознанием, вынужденным реагировать на окружающую социальную среду с ее многочисленными запретами. Сексуальные влечения вытесняются из сознания, они становятся бессознательными, проявляясь в сновидениях, в различного рода нерациональных действиях, в неврозах. Путь избавления от неврозов — это анализ психики, сначала обнаруживают бессознательное (это делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если пациент способен на это, то бессознательное переводится в сознание. Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Доминирует именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все согласны с ними.
Если в процессе возникновения человека доминировала биологическая эволюция, то по мере его развития начинает преобладать значение социокультурных факторов и условий. На основе представлений подобного рода возникла евгеника —учение о наследственном здоровье человека, возможных методах влияния на эволюцию человечества для совершенствования его природы, устранении нежелательных биологических характеристик человека.
Основные принципы евгеники были сформулированы английским антропологом Ф. Гальтоном. Ставилась задача выявить все влияния, которым подвергается биологическая основа человека, основные направления воздействия на них, т.е. евгеника претендовала на выход из традиционной сферы биологических исследований, становясь дисциплиной интегрального характера.
В 20—30-х гг развивались современные представления о евгенике. С одной стороны, соответствующие исследования привели к попыткам обоснования расовой теории, а с другой стороны, способствовали созданию научных концепций, ориентированных на действительное «улучшение» природных свойств человека. Именно эти концепции плодотворно развивались в рамках отечественной генетической школы, стремящейся найти генетическую основу фундаментальных социокультурных понятий.
В 30—40-х гг активно развивалась «социальная этология», в рамках которой к социокультурным процессам применялась система закономерностей, присущих биологическим объектам.
Австрийский зоолог К.Лоренц, анализируя поведение животных в естественных условиях и экстраполируя соответствующие закономерности на человека, приходит к выводу, что «агрессия» является одним из генетически обусловленных его качеств.
Агрессивность в животном мире выполняет функции регулятивного механизма, посредством которого осуществляется «перераспределение» жизненно важных природных ресурсов между членами животного сообщества.
В этом контексте человек рассматривается как единственное существо из живых видов, представители которого уничтожают друг друга в массовом масштабе. Эта «гиперагрессивность» человеческого вида есть следствие «дисфункции» агрессивного поведения, игравшего существенную роль в эволюции животного мира и самого человека, ибо эволюционно выживали наиболее приспособленные виды. Возрастание социальной напряженности ведет к стрессам, немотивированной агрессивности и др.
Еще одним генетически обусловленным качеством человека объявляется эгоизм. При анализе эволюционного процесса при выявлении соотношения «эгоизм—альтруизм» подчас предпочтение отдается именно эгоистическим тенденциям.
Однако, в рамках других концепций, подчеркивается роль альтруизма в динамике эволюционного процесса, который, будучи включенным в процесс естественного отбора на групповом уровне, способствует, как утверждается, выживанию биологического вида.
Эти тенденции распространяются и на человека как биологическое существо.
Эксперименты второй половины XX в. предоставили немало нового материала о поведении современных человекообразных обезьян и возможностях их интеллекта.
Выяснилось, что высшие приматы обладают существенными коммуникационными возможностями, способны к элементам самосознания и др.
В связи с этим есть основания предполагать, что многое, относимое прежде исключительно к сфере человека, имеет определенные предпосылки в мире высших приматов.
Современные экологические исследования позволяют выявить в животном мире зачатки трудовой деятельности и разделения труда, элементы коммуникации, воспитание детенышей и т.п.
Очевидно, что соотношение биологического и социального в человеке по-прежнему является непростой для науки проблемой.
Важнейшим аспектом проблемы человека является выяснение его места и роли в природном универсуме. Под природой понимается совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культуры и цивилизации. Природа является объектом естествознания. Представления о природе как пространстве для развертывания человеческих сущностных сил были особенно актуальны в XIXв., когда успехи естествознания давали надежду на использование сил природы для удовлетворения потребностей человека. Научно-рационалистический подход к природе превращал ее в постоянный объект для усилий человека с целью выживания и обеспечения элементарного существования. Используя вещество и энергию природных объектов, человек в сущности постоянно боролся с природой, отстаивая свою жизнь, свое право на бытие. Экологический кризис, поставивший под вопрос выживание и дальнейшее развитие человечества, заставляет по-новому взглянуть на природу и ее эволюцию.
Выше говорилось о том, что у человека нет какой-то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то, и другое — исторически изменяющиеся его характеристики. Сказать, что человек по своей «природе» добр или зол, эгоистичен или альтруистичен, раб или царь, червь или частица Космоса, — значит выразить только частичное, абстрактное знание о нем. Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Эти понятия выражают коренное и неустранимое противоречие человеческого бытия.
Суть его — в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно — природе и обществу, телу и духу. Человек так или иначе решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования, экзистенции. По выражению А. Кестлера, человек — это «ошибка эволюции», ибо в его природную организацию «вмонтированы» взаимоисключающие тенденции. Так, вместе с добротой, это склонность к насилию, убийству себе подобных, чего нет в животном мире в заметных масштабах. Человек не просто агрессивен, но избыточо агрессивен, ибо биологические механизмы, сдерживающие агрессию, у него либо отсутствуют, либо неэффективны.
В большинстве культур Востока был очень рано освещен принцип индуизма «ахимса», т. е. непричинение зла всему живому и абсолютный отказ от убийства. Человек как бы выступал в двух обликах — «зверя» и «ангела», между которыми шла постоянная борьба. В разные эпохи выходил на первый план то один, то другой облик человека, но чаще он представлялся в виде существа, которое в муках рождается, в слезах растет, в страхе и тревоге проводит свои дни, в поте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, и ждут его черви в могиле. Он рождается, чтобы умирать, а между этими крайними точками лежит страдание, преодоление которого составило суть философской мысли Востока.
Одной из самых отличительных черт первобытной общины была забота о старых и больных сородичах, что необъяснимо с точки зрения биологической целесообразности. Человеческий род как бы нес на себе все более и более тяжкий груз нетрудоспособных людей. Как показывает история, там, где общество становилось на путь «устранения лишних ртов» и селекции людей по принципу выживания сильного, там рано или поздно наступала деградация. Немалое число гениев были в раннем детстве крайне слабыми, болезненными и явно нежизнеспособными. Показательно, что в суровой, мужественной Спарте тщедушных и хилых младенцев сбрасывали со скалы по законам Ликурга, а в изнеженных аристократических Афинах им сохраняли жизнь. Спарта не дала миру ни одного гения, кроме полководцев, а Афины на века прославили античность именами Сократа и Платона, Гиппократа и Аристотеля, Поликлета и Фидия. В этом своеобразный парадокс развития человечества, загадка его бытия и существования. Современная антропология подтверждает гипотезу, что в первобытном обществе выживали не самые сильные, а самые умные и заботливые.
Человек не имеет заранее определенной жесткой программы жизнедеятельности, а реализует себя в той или иной степени свободно, руководствуясь теми или иными нравственными запретами и предписаниями. Он способен различать добро и зло и принимать решения на основе ответственности за себя и других и своей совести.
Человек в своей деятельности выходит за рамки утилитарных потребностей, круг повседневных забот, преодолевая даже в самые трудные времена ограниченность своего существования. Человеческая жизнь не имеет какого-либо заранее заданного смысла, который, очевидно, нужно искать не в прошлом, не в ретроспекции, а в настоящем и будущем. Смысл создается человеком, творится им каждый миг и поэтому «живи так, как будто через пять минут умрешь».
Таков своеобразный фундамент человечности, заложенный еще на заре человеческого общества и развивающийся в ходе истории.
Деятельность - один из наиболее важных атрибутов бытия человека, непосредственно связанный с изменением внешнего мира и самого человека. Через деятельность раскрывается сущность человека. Деятельность может быть:
1) материальной (например, удовлетворение первичных потребностей человека в еде, питье, жилище);
2) духовной (в области религии, науки, искусства и т.д.);
3) общественной (общественные, семейные отношения и т. д.).
Перечисленные формы человеческой деятельности взаимосвязаны и обусловлены историческими условиями и индивидуальными особенностями конкретного человека, складываемыми из его мировоззрения, воспитания, образования, предпочтений. Так, к примеру духовная деятельность позволяет человеку не только вырабатывать отношение к общественным аспектам жизни, но и находить удовлетворение индивидуальных запросов.
Деятельность представляет собой процесс, включающий:
1) совокупность программ практической деятельности, вытекающих из целей этой деятельности;
2) саму деятельность. Любая деятельность подразумевает наличие или отсутствие предварительной подготовки, опыта и компетентности. В деятельности может сочетаться традиционность и новаторство. Гармоничное соотношение этих компонентов в цивилизации западного типа позволяет добиться высокого уровня динамики развития, стабилизации общественной жизни.
Деятельность является объектом изучения многих наук, в том числе и философии. Особую актуальность изучение процесса деятельности приобрело в XX в., что было связано с усложнением ее функций и ростом влияния ее результатов на человека. Многие гуманитарные науки современности, такие как социология, психология, политология, экономика, экология и др., стремятся использовать категориальный аппарат для осмысления данной проблемы и поиска новых аспектов ее проявления. Они используют деятельностный подход к изучению общественных и индивидуальных явлений.
Благодаря взаимодействию с данными науками в современной философии был значительно расширен категориальный язык описания и объяснения деятельности. В центре дискуссий вокруг процесса деятельности появились такие проблемы, как активность, поведение, практика, потенциальность творчества, соотношение репродукции и творчества, естественная и искусственная рациональная деятельность.