Цель изучения дисциплины - углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки по общепрофессиональным дисциплинам; всестороннее и последовательно овладеть основными видами профессионально-педагогической деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
- овладение основами психологического анализа ситуаций в процессе наблюдения за деятельностью учащихся и поведение людей в различных жизненных ситуациях;
- выработка умения применять полученные в теоретическом курсе знания по психологии для правильного оценивания индивидуальных особенностей личности и её поведения в различных жизненных ситуациях.
Изучение теоретического материала целесообразно осуществлять в следующей последовательности: начинать изучение дисциплины необходимо с введения в психологию жизненных ситуаций, анализа теоретических проблем трудных и экстремальных ситуаций. Далее изучается поведение и психологические характеристики человека в трудных и экстремальных ситуациях. Заканчивается изучение дисциплины изучением основ психологической помощи в преодолении последствий трудных и экстремальных ситуаций.
|
|
Самостоятельная работа включает изучение вопросов (см. п. 4.2.3. программы и УМК приложение № 3). При выполнении заданий для самостоятельной работы необходимо читать дополнительную литературу, и обращаются к источникам знаний из других областей наук (философии, социологии, культурологи, педагогики и др.).
В процессе совместной работы студента и преподавателя на практических занятиях осуществляется контроль знаний студентов: промежуточный и итоговый. Промежуточный контроль не имеет формальных ограничений. Он осуществляется по замыслу преподавателя и является его творчеством. Такой контроль осуществляется по результатам ответов и участию студентов в учебной дискуссии на практическом (семинарском) занятии. Учитываются результаты выполнения заданий для самостоятельной работы. В качестве форм такого контроля преподаватель может использовать: - оперативный контроль (на лекции). За 5 минут до конца лекции преподаватель задает студентам 2-3 вопроса по прочитанному материалу. Ответ предлагается дать в письменном виде. Замечания преподаватель делает на следующем занятии; - блицконтроль. По завершении темы, за 5 минут до окончания занятия, студентам предлагается написать слова, которые они запомнили из этой темы. Преподаватель проверяет (количество слов, их соответствие теме, ошибки) и на следующем занятии проводит анализ; - контрольное задание с письменным отчетом. Это может быть любое задание (перечислить, сравнить, составить или заполнить таблицу, решить исследовательскую задачу и др.) Все предложенные формы контроля – групповые. Итоговый контроль – это проверка конечного результата. По данной дисциплине студенты сдают зачет.
|
|
Зачет проводится после окончания темы или раздела и после окончания изучения курса дисциплины в период зачетно-экзаменационной сессии. Его основные функции – обучающая и контрольная. Поэтому вопросы к зачету являются максимально дробными, чтобы не были упущены различные элемента знаний. Формы зачета: 1) традиционная форма - вопрос-ответная (индивидуальная) (см. вопросы к зачету п.7.2.) и коллоквиум (см. пункт 7.1.– перечень контрольных вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение); опрос – интервью (по тезаурусу или вопросам, предполагающим краткий ответ) в присутствии всей группы по очереди; 2) мозговой штурм– групповая форма. Группа разбивается на подгруппы по 3-5 человек. Каждой группе дается карточка из 5-7 вопросов проблемного характера. Предлагается обсудить вопросы с использованием любых источников (лекции, учебники, монографии). Завершается зачет беседой группы с преподавателем, где преподаватель уточняет правильность ответов и качество усвоения каждым. 3) письменный отчет по материалам исследовательских заданий, включающий реферирование и конспектирование литературы; 5) контрольная домашняя работа – письменный вариант зачета (состоит из ответов на вопросы заданий, методического аппарата и плана исследования на тему, теста учебных достижений).
При подготовке к зачету студенту необходимо стремиться к обобщенности, логичности, знаниям теоретических и методологических основ психолого-педагогических исследований, методов и методик психодиагностики, персоналий, культуру речи.
Изучение дисциплины «Психологические основы безопасности» следует за дисциплинами по психологии (общей, социальной) и носит интегративный характер. При изучении «Психологические основы безопасности» студентам, важно усвоить какие психологические характеристики обеспечивают безопасное поведение человека. Изучение данной дисциплины позволяет глубже понять психологические феномены и теории и возможности их применения в практических ситуациях. При изучении дисциплины необходимо обратить внимание на изучение общих закономерностей функционирования психики в ситуациях различного типа. Знание общепсихологической теории и конкретных прикладных отраслей психологии, в частности социальной способствуют пониманию психологических условий эффективности жизнедеятельности человека. Изучение «Психологических основ безопасности» имеет практическое значение для овладения основными приемами оказания первой психологической помощи и «психологического сопровождения» личности в трудных жизненных, чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
На семинарских занятиях отрабатываются те вопросы, которые детально не рассматривались в лекциях. Семинарские занятия способствуют формированию умений использовать теоретические знания на практике для исследования и преобразования психологических фактов и тем самым психологически грамотно ориентироваться в практических ситуациях.
Выполнение студентами заданий для самостоятельной работы, включающих изучение, конспектирование и реферирование литературы, работу с терминологическим аппаратом науки, поиск ответов на контрольные вопросы, решение психологических задач и выполнение практических заданий в виде проектов способствует овладению не только готовыми знаниями, полученными на лекциях, но и знаниями, полученными в самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности.
Методические рекомендации по выполнению рефератов
|
|
Реферат представляет собой доклад на определенную тему, краткое изложение (обзор) содержания научной работы или книги. Это одна из начальных форм представления результатов научного исследования в письменном виде.
Рекомендации по его оформлению:
1. Объем реферата определяет сам референт. Оптимальным считается объем от 15 до 18 машинописных страниц.
2. Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы, который размещается на последней странице рукописи реферата (от 6 до 10 источников).
3. Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать бездумного списывания, сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.
4. Обычно темы рефератов студенты выбирают самостоятельно или по рекомендации преподавателя.
5. Алгоритм написания реферата включает следующие элементы:
- выбор темы реферата;
- описание и сравнение основных понятий, приводимых в реферате по сходству и контрасту с другими понятиями (синонимы и антонимы);
- перечисление методов, с помощью которых предполагается в дальнейшем провести исследование по теме реферата;
- описание примеров из жизни, литературы, телевидения и кино, которые раскрывают или подтверждают высказанные в реферате положения;
- выводы по теме исследования.
6. Значительно выигрывает реферат в том случае, если он завершается заключением или краткими выводами (обычно 3-4 вывода) по рассматриваемой проблеме. Здесь референт показывает свою эрудицию, умение анализировать и обобщать информацию. На последней странице реферата автор ставит свою подпись и дату завершения работы.
Приложение 7
Характеристика и эффективность использования в образовательном процессе инновационных методов, информационных и педагогических технологий
В преподавании дисциплины используются развивающие психолого-педагогические технологии, ориентированные на достижение следующих целей:
|
|
· актуализация профессионально-личностного потенциала;
· профессиональное развитие личности;
· формирование метапрофессиональных образований: обобщенных знаний, умений, навыков, действий, компетенций;
· приобретение опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
· обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса.
Реализация развивающих технологий в профессионально-образовательном процессе обеспечивается соблюдением следующих условий:
· мотивационное обеспечение субъектов, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе;
· наличие четкой заданной цели, т.е. представлении об ожидаемом результате;
· представление учебного материала в виде системы познавательных и практических задач, ситуаций, заданий, проектов, упражнений и др.;
· указание способов взаимодействия субъектов профессионально-образовательного пространства;
· обозначение границ правилосообразной и творческой деятельности педагогов;
· обеспечение открытости обучения профессиональному будущему, направленность на его предвосхищение.
Для реализации поставленных целей и создания необходимых условий обучения используются следующие технологии:
1. Развивающая психодиагностика – ориентирована на обогащение представлений студентов о себе; направлена на формирование аутокомпетентности, которая становится фактором самореализации профессионально-психологического потенциала личности. Поведение психодиагностики в процессе учебных занятий предусматривает активное участие членов группы в проектировании и обсуждении профессионально-психологического профиля личности, обработке полученных данных и их интерпретации. При проведении личностно-развивающей диагностики применяются диагностические техники: беседы, психологическое консультирование, доверительный контакт с группой. Обобщение результатов диагностики по группе в целом кладется в основу программы развития личности специалиста.
2. Метод проектов – ориентирован на приобретение знаний, умений и навыков, а также компетентности, компетенции и метапрофессиональных качеств в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Такой метод способствует самореализации личности студента путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Основная цель этого метода – интегрировать профессиональную подготовку обучаемых по разным учебным дисциплинам для установления прочных межпредметных связей и более тесного взаимодействия теории с практикой. Дидактическая ценность метода заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности студентов как основного средства их профессионального развития.
Проектное задание заключается в проектировании и создании какого-либо предмета профессиональной деятельности. Студенты выполняют проектное задание самостоятельно, используя литературу, методические пособия, консультируясь с преподавателем. По окончании работы над проектом производится проверка изученного материала. Позже результаты работы обсуждаются, определяются трудности и профессионально значимые характеристики работы.
3. Когнитивное конструирование – заключается в предоставлении обучаемому информации в знаково-символическом, наглядно - графическом виде (тексты книг, рисунки, схемы, чертежи, таблицы и др.) для решения учебно-познавательной задачи, выполнения практикоориентированного задания, а в отдельных случаях для усвоения нового учебного материала. Осуществляется с помощью направляющих текстов, дидактическая ценность которых заключается в ориентации на действенное усвоение знаний и формирование компетенций. В учебном процессе возможно использование трех типов учебно-познавательных ситуаций: 1) проблемные ситуации; 2) ситуации задачи; 3) ситуации понимания, запоминания и воспроизведения.