Объем продаж i-го предприятия на рынке : Совокупный объем продаж участников рынка

Количественные и качественные показатели рыночной власти

В странах Европейского Сообщества используются следующие критерии выделения рынка:

- показатель изменения выручки при изменении цены. Если, например, возросшая цена товара А привела к росту выручки, прибыли, то рынок ограничен только товаром А. При обратном изменении выручки следует, что существует близкий заменитель товара А. Т.е., динамика выручки и прибыли производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка. Этот критерий основывается на использовании показателя прямой ценовой эластичности.

- географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие, как взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные (местные) предпочтения, различия (существенные/несущественные) в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения.

Показатели структуры товарного рынка принято делить на количественные и качественные.

К количественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся:

- численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;

-доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;

-показатели рыночной концентрации.

Так как численность продавцов, действующих на данном товар­ном рынке, не дает возможности сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними (за исключением случаев, когда их количе­ство очень мало), целесообразней исследование долей фирм, действующих на рынке. Исследование рыночных до­лей конкурентов позволяет выявить распределение сил в конкурентной борьбе.

Рыночная доля отражает наиболее важные результаты конкурентной борьбы и показывает степень доминирова­ния предприятия на рынке и рассчитывается в боль­шинстве случаев как:

Доля i-го предприятия на рынке =

Объем продаж i-го предприятия на рынке: Совокупный объем продаж участников рынка

В современной экономике для определения типа рыночной структуры используются как минимум семь показателей (индекс концентрации, индекс относительной концентра­ции, индекс Херфиндаля-Хиршмана, коэффициент энтро­пии, дисперсия логарифмов рыночных долей, коэффици­ент Джини, индекс Холла-Тайдмона), в основе расчета которых лежит понятие доли предприятия на рынке.

В аналитических исследованиях предпочтение коэффициенту рыночной концентрации (CR). Рассчи­тывается как процентное отношение реализации (постав­ки) продукции определенным числом крупнейших продав­цов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень кон­центрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-I0), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.

С помощью показателей рыночной концентрации можно сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рын­ке, тем меньше значение соответствующих показателей.

К качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, относятся:

- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

- открытость рынка для межрегиональной и междуна­родной торговли.

Термин «барьеры входа» был впервые введен в 1956 году американским экономистом Джо Бэй­ном, который предложил классифицировать отраслевые рын­ки в зависимости от входа следующим образом:

1) легкий вход;

2) слабо затрудненный (предоставляемый);

3) сильно затрудненный (сдерживаемый);

4) блокированный.

Так как первый тип характерен для рынка близ­кого к совершенной конкуренции, а четвертый тип – для рынка чистой монополии, то в чистом виде практически не встречаются.

На рынках слабо затрудненных некоторые фирмы имеют не­значительные преимущества в отношении затрат, прояв­ляющиеся в минимальном повышении цен, по сравнению с издержками. Однако в долгосрочном плане таким фир­мам выгоднее допускать на рынок новые фирмы, чем воз­двигать входные барьеры.

Фирмам-лиде­paм на рынках сильно затрудненных выгоднее возводить входные барьеры и не допускать вхождение в отрасль новых фирм.

Входные барьеры делятся на стратегиче­ские и нестратегические (структурные), выступающие как воздействие внешней среды.

Стратегические барьеры могут формиро­вать лишь фирмы, обладающие ры­ночной властью, используя ценовую и неценовую стратегии поведения.

Установление такого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов носит название ценовой стратегии. Активная фирма, опасаясь входа на рынок потен­циальных конкурентов, сознательно снижает цену до уровня ниже цены, приносящей максимальную прибыль в краткосрочном периоде. Такой уровень цен называют запрети­тельным.

К неценовым стратегиям относят:

- дополнительное инвестирование в оборудование, нов этом случае перед активной фирмой стоит дилемма: что выгоднее, осуществлять до­полнительные инвестиции в оборудование или позволить новой фирме войти на рынок;

-устойчивые связи с другими участниками рынка;

-дифференциация продукта, т.к. расходы, связанные с увеличением торговых марок, исследованиями рынка возрастают мед­леннее, чем получаемая в результате этих действий при­быль.

Нестратегические барьеры включают административные (правительственные), граждан­ские и социально-экономические барьеры.

Административные (правительственные) барьеры­ -это ограничения на законодательном уровне, представленные, как правило, лицензированием, сертификацией, нормами кон­троля, квотами и т.п. Разновидностью административных барьеров являются организационно-экономические барьеры, которые представ­лены законодательными актами, определяющими инвес­тиционную, таможенную, налоговую, экономическую политику в целом в той или иной отрасли.

Большинство видов административного контроля мо­жет быть заменено гражданским, что обусловлено граж­данско-правовым характером взаимоотношений рыночных субъектов, призванных обеспечить увязку интересов правительства (государства), фирм (бизнеса) и граждан. В настоящее время многие аспекты про­фессиональной деятельности регулируются и контролиру­ются с помощью стандартов и правил, установленных граж­данскими объединениями.

Барьеры социально-эконо­мического характера включают:

1) емкость отраслевого рынка, т.е. уровень его насыщенности, платежеспособного спроса, активность иностранных конкурентов. Чем выше эти показатели, тем выше уровень входного барьера;

2) состояние рыночной инфраструктуры. Чем выше доля затрат на оплату этих рыночных институтов в цене или в общих издержках фирмы, тем выше уровень барьера;

3) капитальные затраты (минимальный уровень пер­воначальных инвестиций). Известно, что величина перво­начального капитала для вхождения на рынок для различ­ных отраслей неодинакова, это и обуславливает высоту входного барьера;

4) преимущества в уровне затрат. Считается, что сред­ние издержки фирмы уже действующей на рынке будут ниже средних издержек фирм, пытающихся войти на ры­нок, в связи с опытом работы на данном рынке (проведен­ные маркетинговые и научные исследования, сложившие­ся производственные связи и т.п.). Преимущества в уров­не затрат объясняется «эффектом масштаба».

В нашей стране вxoдные барьеры принято классифицировать по следующим признакам:

1.Экономические и организационные ограничения: государственная политика в области инвестиций, кре­дитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулиро­вания внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков; среднеотраслевая норма прибыли; сроки окупаемости капитальных вложений; неплатежи; наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства.

2. Административныe ограничения: наличие (отсут­ствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управле­ния всех уровней (лицензирование, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препятствия в отве­дении земельных участков, и т.п.);

З. Неразвитость pыночной инфраструктуры.

4. Влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке: выявляется степень использова­ния продавцами, объединенными в вертикальные структу­ры, всех преимуществ внутрикорпоративных связей и воз­действие этих отношений на конкурентов, не входящих в ­эти вертикальные структуры.

5. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов: анализируется ценовая и сбыто­вая стратегия ведущих продавцов, их политика в качестве держателей патентов, лицензий, торговых знаков и т.п.

6. Барьеры, связанные с эффектом масштаба.

7. Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Причинами различия в уров­нях затрат могут быть: неравенство стартовых условий функционирования на рынке, прежде всего имуществен­ное и ценовое; ограниченный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным сырьевым источникам, техно­логическое превосходство уже действующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов, доступная им более низкая процентная ставка на заемный капитал и т.п.

8. Экологические ограничения.

9. Ограничения по спросу, связанные с высокую насыщенностью рынкa товарами или низкой платежеспособностью поку­пателей.

10. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на то­варный рынок.

Факты редкого (или интен­сивного) появления на рынке новых продавцов за опреде­ленный период времени, относят к косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров. Если в результате анализа ситуации за последние 3-5 лет отмечается редкое появление на рынке новых продавцов, несмотря на высокую норму при­были, то это говорит о наличии высоких входных барье­ров. Вместе с тем, отсутствие в недавнем прошлом новых участ­ников не является окончательным свидетельством того, что доступ на рынок затруднен.

При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок могут быть использованы следующие критерии:

-своевременности (вхо­д на рынок может быть осуществлен в преде­лах двух лет с начала предварительного планирования до реализации значительного воздействия на рынок);

- вероятности (вход выгоден при ценах, которые предположительно будут действовать на рынке в соответствующий период времени, а их уро­вень будет гарантирован объемами поставок товара участ­никами рынка);

- достаточности входа на рынок новых субъектов (вход осуще­ствляется в масштабах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентных отношений между участниками рынка).

Ориентировочно степень открытости рынка для участия в межрегиональной и меж­дународной торговле можно оценить по доле импорт­ной продукции в общем объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке.

Этот показа­тель является одним из критериев для оценки состояния товарного рынка при решении вопросов, связанных с за­щитными мерами для отечественных товаропроизводите­лей. Существуют различные оценки угрожающей доли им­порта «агрессивного» импорта для национального рын­ка - от 10 до 35% по различным группам товаров.

В мировой практике для определения уровня входных и выходных барьеров применяют следующие статистиче­ские показатели:

1. Норма входа фирм на отраслевые рынки = Число вошедших за год на рынок фирм: Общее число действующих на рынке фирм на конец года

2. Норма проникновения новых фирм на действующий рынок = Объем выпуска (продаж) вошедших на рынок фирм: Общий объем выпуска продукции на рынке

3. Норма выхода = Число ушедших с рынка фирм за анализируемый период: Общее число действующих на рынке фирм на конец анализируемого периода

Кроме выше обозначенных к числу статистических показателей уровня входных и выходных барьеров можно также отнести: время достиже­ния новыми фирмами размеров уже действующих на рын­ке фирм; долю оставшихся на рынке фирм через некото­рый временной интервал; долю банкротств, поглощений и слияний сравнительно с новыми фирмами на рынке.

Из всего выше сказанного следует, что под барьерами «вхо­дa-выxoдa» понимают совокупность факторов, которые либо препятствуют фирме организовать прибыльное производ­ство на рынке, либо препятствуют выйти с рынка без су­щественных потерь.

Понятие «рыночной власти» основывается на сравнении анализируемых рынков с рынком со­вершенной конкуренции. Сравнение указанных рынков осуществляется посредством анализа взаимосвязи «предельные издержки – цена». Чем больше цена фирмы отклоняется от предельных издержек, тем больше рыночная власть фирмы, и, соответственно, несовершен­нее рассматриваемый рынок.Величина доходности капитала свидетельствует о рыночной власти фирмы.

Наиболее удален от рынка совершенной конкуренции рынок монополии, поэтому показатели, характеризующие рыночную власть фирмы, чаще называют показателями монопольной власти.

В основе этих показателей оценка либо экономи­ческой прибыли, либо разницы между ценой и предельны­ми издержками.

«Норма экономической при­были» или коэффициент Бейна, показывает экономическую прибыль, получаемую на рубль инвестированного капитала.

Другим показателем рыночной власти является индекс (коэффициент) Лернера. Его применение базирует­ся на использовании данных о предельных издержках фир­мы и эластичности спроса. Если эластичность спроса не зависит от цены, то индекс Лернера постоянен. Интервал значений индекса от нуля до единицы. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть фирмы. Следовательно, значение ин­декса, равное нулю, характеризует рынок совершенной кон­куренции, а равное единице - монополии.

Коэффициент Джеймса Тобина основан на сравнении рыночной стоимости активов фирмы (рыночная цена ее aкций) с вос­становительной стоимостью активов, равной сумме расхо­дов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени. Если оценка активов фирмы фондовым рынком выше их восстановительной стоимости, то коэффициент Тобина принимает значение выше единицы. В этом случае фирма либо получила, либо ожидает получить положительную экономическую прибыль. Исследования подтверждают, что фир­мы с высоким значением коэффициента обладают моно­польной рентой, т.е. или выпускают уникальные товары, или используют уникальное оборудование.

Коэффициент монопольной власти или коэффициент проникновения Папандреу, показывает в процентном отношении изменение объе­ма продаж данной фирмы при изменении цены конкурен­та на аналогичную продукцию на 1 %.

При наличии монопольной власти влияние на объем продаж фирмы изменения цены других конку­рентов весьма низкое. В практических расчетах коэф­фициент Папандреу используется крайне редко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: