Количественные и качественные показатели рыночной власти
В странах Европейского Сообщества используются следующие критерии выделения рынка:
- показатель изменения выручки при изменении цены. Если, например, возросшая цена товара А привела к росту выручки, прибыли, то рынок ограничен только товаром А. При обратном изменении выручки следует, что существует близкий заменитель товара А. Т.е., динамика выручки и прибыли производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка. Этот критерий основывается на использовании показателя прямой ценовой эластичности.
- географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие, как взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные (местные) предпочтения, различия (существенные/несущественные) в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения.
Показатели структуры товарного рынка принято делить на количественные и качественные.
К количественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся:
- численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;
-доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;
-показатели рыночной концентрации.
Так как численность продавцов, действующих на данном товарном рынке, не дает возможности сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними (за исключением случаев, когда их количество очень мало), целесообразней исследование долей фирм, действующих на рынке. Исследование рыночных долей конкурентов позволяет выявить распределение сил в конкурентной борьбе.
Рыночная доля отражает наиболее важные результаты конкурентной борьбы и показывает степень доминирования предприятия на рынке и рассчитывается в большинстве случаев как:
Доля i-го предприятия на рынке =
Объем продаж i-го предприятия на рынке: Совокупный объем продаж участников рынка
В современной экономике для определения типа рыночной структуры используются как минимум семь показателей (индекс концентрации, индекс относительной концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, коэффициент энтропии, дисперсия логарифмов рыночных долей, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмона), в основе расчета которых лежит понятие доли предприятия на рынке.
В аналитических исследованиях предпочтение коэффициенту рыночной концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-I0), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.
С помощью показателей рыночной концентрации можно сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей.
К качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, относятся:
- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
Термин «барьеры входа» был впервые введен в 1956 году американским экономистом Джо Бэйном, который предложил классифицировать отраслевые рынки в зависимости от входа следующим образом:
1) легкий вход;
2) слабо затрудненный (предоставляемый);
3) сильно затрудненный (сдерживаемый);
4) блокированный.
Так как первый тип характерен для рынка близкого к совершенной конкуренции, а четвертый тип – для рынка чистой монополии, то в чистом виде практически не встречаются.
На рынках слабо затрудненных некоторые фирмы имеют незначительные преимущества в отношении затрат, проявляющиеся в минимальном повышении цен, по сравнению с издержками. Однако в долгосрочном плане таким фирмам выгоднее допускать на рынок новые фирмы, чем воздвигать входные барьеры.
Фирмам-лидеpaм на рынках сильно затрудненных выгоднее возводить входные барьеры и не допускать вхождение в отрасль новых фирм.
Входные барьеры делятся на стратегические и нестратегические (структурные), выступающие как воздействие внешней среды.
Стратегические барьеры могут формировать лишь фирмы, обладающие рыночной властью, используя ценовую и неценовую стратегии поведения.
Установление такого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов носит название ценовой стратегии. Активная фирма, опасаясь входа на рынок потенциальных конкурентов, сознательно снижает цену до уровня ниже цены, приносящей максимальную прибыль в краткосрочном периоде. Такой уровень цен называют запретительным.
К неценовым стратегиям относят:
- дополнительное инвестирование в оборудование, нов этом случае перед активной фирмой стоит дилемма: что выгоднее, осуществлять дополнительные инвестиции в оборудование или позволить новой фирме войти на рынок;
-устойчивые связи с другими участниками рынка;
-дифференциация продукта, т.к. расходы, связанные с увеличением торговых марок, исследованиями рынка возрастают медленнее, чем получаемая в результате этих действий прибыль.
Нестратегические барьеры включают административные (правительственные), гражданские и социально-экономические барьеры.
Административные (правительственные) барьеры -это ограничения на законодательном уровне, представленные, как правило, лицензированием, сертификацией, нормами контроля, квотами и т.п. Разновидностью административных барьеров являются организационно-экономические барьеры, которые представлены законодательными актами, определяющими инвестиционную, таможенную, налоговую, экономическую политику в целом в той или иной отрасли.
Большинство видов административного контроля может быть заменено гражданским, что обусловлено гражданско-правовым характером взаимоотношений рыночных субъектов, призванных обеспечить увязку интересов правительства (государства), фирм (бизнеса) и граждан. В настоящее время многие аспекты профессиональной деятельности регулируются и контролируются с помощью стандартов и правил, установленных гражданскими объединениями.
Барьеры социально-экономического характера включают:
1) емкость отраслевого рынка, т.е. уровень его насыщенности, платежеспособного спроса, активность иностранных конкурентов. Чем выше эти показатели, тем выше уровень входного барьера;
2) состояние рыночной инфраструктуры. Чем выше доля затрат на оплату этих рыночных институтов в цене или в общих издержках фирмы, тем выше уровень барьера;
3) капитальные затраты (минимальный уровень первоначальных инвестиций). Известно, что величина первоначального капитала для вхождения на рынок для различных отраслей неодинакова, это и обуславливает высоту входного барьера;
4) преимущества в уровне затрат. Считается, что средние издержки фирмы уже действующей на рынке будут ниже средних издержек фирм, пытающихся войти на рынок, в связи с опытом работы на данном рынке (проведенные маркетинговые и научные исследования, сложившиеся производственные связи и т.п.). Преимущества в уровне затрат объясняется «эффектом масштаба».
В нашей стране вxoдные барьеры принято классифицировать по следующим признакам:
1.Экономические и организационные ограничения: государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков; среднеотраслевая норма прибыли; сроки окупаемости капитальных вложений; неплатежи; наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства.
2. Административныe ограничения: наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней (лицензирование, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препятствия в отведении земельных участков, и т.п.);
З. Неразвитость pыночной инфраструктуры.
4. Влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке: выявляется степень использования продавцами, объединенными в вертикальные структуры, всех преимуществ внутрикорпоративных связей и воздействие этих отношений на конкурентов, не входящих в эти вертикальные структуры.
5. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов: анализируется ценовая и сбытовая стратегия ведущих продавцов, их политика в качестве держателей патентов, лицензий, торговых знаков и т.п.
6. Барьеры, связанные с эффектом масштаба.
7. Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Причинами различия в уровнях затрат могут быть: неравенство стартовых условий функционирования на рынке, прежде всего имущественное и ценовое; ограниченный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным сырьевым источникам, технологическое превосходство уже действующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов, доступная им более низкая процентная ставка на заемный капитал и т.п.
8. Экологические ограничения.
9. Ограничения по спросу, связанные с высокую насыщенностью рынкa товарами или низкой платежеспособностью покупателей.
10. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.
Факты редкого (или интенсивного) появления на рынке новых продавцов за определенный период времени, относят к косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров. Если в результате анализа ситуации за последние 3-5 лет отмечается редкое появление на рынке новых продавцов, несмотря на высокую норму прибыли, то это говорит о наличии высоких входных барьеров. Вместе с тем, отсутствие в недавнем прошлом новых участников не является окончательным свидетельством того, что доступ на рынок затруднен.
При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок могут быть использованы следующие критерии:
-своевременности (вход на рынок может быть осуществлен в пределах двух лет с начала предварительного планирования до реализации значительного воздействия на рынок);
- вероятности (вход выгоден при ценах, которые предположительно будут действовать на рынке в соответствующий период времени, а их уровень будет гарантирован объемами поставок товара участниками рынка);
- достаточности входа на рынок новых субъектов (вход осуществляется в масштабах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентных отношений между участниками рынка).
Ориентировочно степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле можно оценить по доле импортной продукции в общем объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке.
Этот показатель является одним из критериев для оценки состояния товарного рынка при решении вопросов, связанных с защитными мерами для отечественных товаропроизводителей. Существуют различные оценки угрожающей доли импорта «агрессивного» импорта для национального рынка - от 10 до 35% по различным группам товаров.
В мировой практике для определения уровня входных и выходных барьеров применяют следующие статистические показатели:
1. Норма входа фирм на отраслевые рынки = Число вошедших за год на рынок фирм: Общее число действующих на рынке фирм на конец года
2. Норма проникновения новых фирм на действующий рынок = Объем выпуска (продаж) вошедших на рынок фирм: Общий объем выпуска продукции на рынке
3. Норма выхода = Число ушедших с рынка фирм за анализируемый период: Общее число действующих на рынке фирм на конец анализируемого периода
Кроме выше обозначенных к числу статистических показателей уровня входных и выходных барьеров можно также отнести: время достижения новыми фирмами размеров уже действующих на рынке фирм; долю оставшихся на рынке фирм через некоторый временной интервал; долю банкротств, поглощений и слияний сравнительно с новыми фирмами на рынке.
Из всего выше сказанного следует, что под барьерами «входa-выxoдa» понимают совокупность факторов, которые либо препятствуют фирме организовать прибыльное производство на рынке, либо препятствуют выйти с рынка без существенных потерь.
Понятие «рыночной власти» основывается на сравнении анализируемых рынков с рынком совершенной конкуренции. Сравнение указанных рынков осуществляется посредством анализа взаимосвязи «предельные издержки – цена». Чем больше цена фирмы отклоняется от предельных издержек, тем больше рыночная власть фирмы, и, соответственно, несовершеннее рассматриваемый рынок.Величина доходности капитала свидетельствует о рыночной власти фирмы.
Наиболее удален от рынка совершенной конкуренции рынок монополии, поэтому показатели, характеризующие рыночную власть фирмы, чаще называют показателями монопольной власти.
В основе этих показателей оценка либо экономической прибыли, либо разницы между ценой и предельными издержками.
«Норма экономической прибыли» или коэффициент Бейна, показывает экономическую прибыль, получаемую на рубль инвестированного капитала.
Другим показателем рыночной власти является индекс (коэффициент) Лернера. Его применение базируется на использовании данных о предельных издержках фирмы и эластичности спроса. Если эластичность спроса не зависит от цены, то индекс Лернера постоянен. Интервал значений индекса от нуля до единицы. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть фирмы. Следовательно, значение индекса, равное нулю, характеризует рынок совершенной конкуренции, а равное единице - монополии.
Коэффициент Джеймса Тобина основан на сравнении рыночной стоимости активов фирмы (рыночная цена ее aкций) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени. Если оценка активов фирмы фондовым рынком выше их восстановительной стоимости, то коэффициент Тобина принимает значение выше единицы. В этом случае фирма либо получила, либо ожидает получить положительную экономическую прибыль. Исследования подтверждают, что фирмы с высоким значением коэффициента обладают монопольной рентой, т.е. или выпускают уникальные товары, или используют уникальное оборудование.
Коэффициент монопольной власти или коэффициент проникновения Папандреу, показывает в процентном отношении изменение объема продаж данной фирмы при изменении цены конкурента на аналогичную продукцию на 1 %.
При наличии монопольной власти влияние на объем продаж фирмы изменения цены других конкурентов весьма низкое. В практических расчетах коэффициент Папандреу используется крайне редко.