Общее руководство к интерпретации рисунков

Характеристики рисунков детей

При интерпретации детских рисунков очень важно учитывать возрастные особенности и возможности, проявляющиеся на разных стадиях развития. Двухлетний ребенок обычно рисует каракули, если ему дают лист бумаги и карандаш. Его движения хаотичны и случайны. Он может рисовать точки и чёрточки, заполняя пустые места пространства, передвигаться по листу. Трехлетний ребенок уже рисует круги, петли, арки и линии. Пожалуй, это самая ранняя попытка изобразить знакомые ему объекты, но на листе это выражается в неузнаваемых формах, и он их может назвать — "мама", "папа". Четырёхлетний ребенок способен организовать петли и кружки в горизонтальной плоскости. Он может также добавлять линии к кружочкам, изображая ими руки или ноги человека. Ребёнку четырёх лет доступна только ориентация слева направо на листе. Пятилетний ребенок комбинирует круги, арки, линии для создания известных объектов. В этом возрасте большинство детей уже могут рисовать перекрёсты, т.е. пересекать горизонтальные линии вертикальными.
К шести годам ребенок уже способен к интегрированному рисунку и имеет отличный контроль над движениями (для того чтобы достаточно точно изобразить видимый мир). Он может строить изображения в наклонной плоскости, "выстраивать" вертикальные серии, а также с успехом ставить точки, которые не являются кругами. Как правило, лишь к 7-8 годам ребенок начинает хорошо предвидеть соотношения элементов для того, чтобы отображать движение в рисунке. До этого возраста рисунки, как правило, статичны, и фигуры не имеют никакого отношения друг к другу.
После 7 лет ребенок способен выполнять хорошо интегрированную картинку. К этому возрасту у него уже развита в достаточной мере образная и моторная регуляция, что позволяет ему перенести на бумагу образ, который у него есть в воображении.

Общее руководство к интерпретации рисунков

Существует ряд общих положений, которые необходимо учитывать в процессе интерпретации рисунков.
Безотносительно к содержанию рисунка, чрезвычайно важными и информативными являются такие показатели, как манера, характер изображений, качество линий. Все это имеет такое же значение, как и содержание рисунков. При анализе рисунков очень важно взглянуть на всю картинку в целом и сделать выводы относительно следующих характеристик.
Качество линий (нажим). Ровный, умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Необычайно сильный нажим, оставляющий следы на обратной стороне листа, является знаком большого напряжения и высокого энергетического уровня, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению сопротивления.
(Дубляж линий, небрежность, неаккуратность соединений, отрывки из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипность линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка. Очень лёгкие, слабые, поверхностные, отрывистые линии часто характерны для человека нерешительного, робкого, беззащитного. Это, скорее всего, указывает на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и самоуважения. В рисунках детей лёгкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личностных проявлениях или низкий уровень энергетики.
Размер. Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги. Необычно большие рисунки, занимающие практически весь лист, отражают либо агрессивность, либо экспансивность, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплёскивающийся вовне потенциал. Люди с чувством приниженности или неадекватности могут также выполнять рисунки большого размера в результате действия компенсаторного механизма. Когда это имеет место, в рисунке обычно можно обнаружить и другие признаки наличия конфликта и беззащитности.
Маленькие рисунки отражают чувство приниженности, робости, беззащитности и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности при взаимодействии с людьми. Маленькие фигурки могут также указывать на депрессивное и зажатое поведение в результате стресса.
Расположение рисунка на листе. Если рисунок занимает центральное положение вертикально расположенного листа, это указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность, особенно, если при этом на листе изображено ещё несколько фигур и они хорошо сбалансированы и пропорциональны друг другу. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью, с тенденцией к интеллектуализированию, иногда к сильному сдерживанию чувств, а также с тенденцией на то, что человек в своём поведении в основном руководствуется принципом реальности, что он искренне исповедует принцип "здесь и сейчас", что у рисующего высокая самооценка сположительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия (чем ближе к верхнему правому углу — тем выше). Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью — представлением, планированием и его осуществлением). Если рисунок расположен в левой части листа, то это указывает на возможное импульсивное поведение или стремление к немедленному, эмоциональному удовлетворению потребности. Это также может указывать на фиксированность на прошлом или переживание окончания определённого жизненного этапа. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью. Расположение в верхней части листа указывает на высокий уровень стремлений и активную фантазийную жизнь, на чрезвычайный оптимизм, который часто не оправдан. В этих рисункахрасположение в верхней части листа отражает высокий уровень достижений и высокий уровень энергии.
Расположение рисунка в нижней части листа указывает на чувство незащищённости, низкий уровень самооценки, неуверенность в себе, нерешительность, незаинтересованность в своём положении в социуме и в признании, возможны депрессивные тенденции, отсутствие стремления к самоутверждению. Использование нижнего угла может указывать на потребность в поддержке, связанную с чувством беззащитности и дефицитом самоуважения.


Упорядоченность рисунков. Люди с хорошей психологической организацией обычно рисуют целостные картины, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, или люди с низким интеллектуальным уровнем часто изображают несвязанные фигуры или фигуры, связи между которыми минимальны. Люди, страдающие серьёзными психическими расстройствами, (например, шизофренией), могут изображать на своих рисунках объекты в беспорядочной "базарной" манере, при которой фигуры расположены непривычно, нестандартно, необычно. В некоторых случаях, упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки и нумеруют элементы, особенно если их просят нарисовать несколько рисунков на одном листе, например в тестах "Пиктограмма" и "Нарисуй семью". Подобные способы упорядоченности материала демонстрируют люди, которые испытывают затруднения в отношении контроля и управления собственной жизнью, они склонны излишне ориентироваться на авторитеты и полагаться на внешнее руководство. Без внешней регламентации, внешних ограничений они чувствуют беспокойство и невозможность реализации своего потенциала. Если один из элементов рисунка "закапсулирован", это выражает желание испытуемого как бы удалить конфликтную часть из своей жизни путём установления "стены" вокруг проблемы таким образом, чтобы предотвратить дальнейшее столкновение с ней.
Симметрия в рисунке. Излишняя симметрия в рисунках создаёт ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на излишнее интеллектуализирование, а иногда на наличие навязчивостей (обсессивно-компульсивную симптоматику). Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испытывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцовыми. Выраженная асимметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищённости, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем и его поведение может характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонтанностью.
Стирание нарисованного. Стирание в рисунках связано с неуверенностью, нерешительностью и беспокойством. Как правило, эти люди не удовлетворены собой и испытывают огромное беспокойство. В случае, если стираний в рисунке слишком много, можно предположить также наличие обсессивно-компульсивных черт личности. Затертые места в рисунке указывают на то, что привлекает внимание испытуемого, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфликтной. Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в рисунках хорошо адаптированных людей, но им может быть свойственно некоторое беспокойство. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность в достижении. Как правило, в рисунках детей, у больных шизофренией и больных с органическими поражениями мозга стирания встречаются довольно редко.
Детали рисунка. Недостаток деталей в рисунке может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции ухода от действительности. Чрезмерная детализация может быть связана с ригидностью, чувством беспокойства и обсессивно-компульсивными тенденциями (навязчивостью). Очень эмоциональные и творческие люди также прорисовывают большое количество деталей. Люди испытывающие психотическое состояние, склонны создавать хаос, беспорядочность при изображении деталей в рисунке.
Прозрачность в рисунке. Когда человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающимися внутренними органами, за этим обычно скрывается соматическое расстройство, шизофрения или маниакальное состояние. Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно, имеют место вуайеристические или эксгибиционистские тенденции у взрослых людей, а также проблемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям рисунка. В отличие от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными.
Изображение и пропуск деталей в рисунке. Когда в рисунке много искажений или он определяет собой хаос, нагромождение деталей, то это отражает нарушение представления человека о реальности, что может быть связано с психотическими расстройствами. Отсутствие существенных деталей изображений может встречаться как в хаотичных, так и в хорошо интегрированных рисунках. В последнем случае отсутствующие существенные детали могут указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики.
Экспозиция рисунка. Рисунок, представленный как бы в проекции "взгляд снизу", отражает чувство отвержения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности, желание оградить свои контакты с людьми, устанавливать лишь один интерперсональный контакт (контакт с одним человеком) характерны для такого типа людей. Рисунки, представленные как "взгляд сверху", отражают чувства превосходства, возможно, возникающие при компенсации скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов. Очень удалённые дистанцированные рисунки отражают чувства недоступности и устремление к "уходу" из ситуации. Это может иметь место, когда какая-то определённая ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человек отрицает определённую область своей жизни. Рисунки, представленные в близкой проекции, отражают чувства теплоты в контактах и психологической доступности.
Тени в рисунках. Заштриховки, тени в рисунках обозначают беспокойство. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который несёт с собой конфликт и тревогу. Когда заштрихован весь рисунок, беспокойство может быть "свободно плавающим", то есть не связанным с какой-либо конкретной областью. В определённой степени затенения встречаются в рисунках адаптированных людей. Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие затенения может также указывать на расстройство характера.
Линия основания в рисунках. Прорисовки линии основания в рисунках типичны для людей, которые испытывают чувства нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности посредством создания твёрдого фундамента. Толщина и интенсивность прорисовки линии основания соответствуют нарастающей тяжести расстройства. Чаще всего линия основания рисуется под деревьями и значительно реже встречается в тесте "Дом-Дерево-Человек".
Наблюдение за ходом рисования. Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором даёт очень ценную информацию. После того, как дана инструкция, люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того, как выполнять задание, и пытаются справиться со своим беспокойством различными способами. Иногда следуют вопросы: "А что ещё должно быть на рисунке?" или "Нужно нарисовать дом, дерево и человека какого-то определённого типа?"
Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. Такой тип реакции встречается у тех, кто сомневается в своих художественных способностях. В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не следует выходить за рамки инструкции к заданию. Очень важно фиксировать все поведенческие реакции испытуемого. Люди, которые испытывают потребность в одобрении или трудности в выполнении неструктурированных заданий, часто задают много вопросов. Люди, которые чувствуют незащищённость и не уверены в своей компетентности, как правило, склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хорошим. Обычно большинство людей выполняют рисунок в течение 5минут, но встречаются и такие случаи, когда рисунок выполняют за одну минуту или, напротив, требуется более десяти минут. Объяснения этому могут быть найдены при рассмотрении личностных особенностей испытуемых. Так, например, если рисунок выполняется менее, чем за одну минуту, это может быть связано с сопротивлением, со стремлением к защитным реакциям, слабым контролем внутренних импульсов. В случаях, когда рисунок выполняется очень долго, за этим скрывается ригидность, навязчивость, стремление к излишней детализации или выраженная сильная потребность в поддержке.
Очень важно наблюдать и фиксировать последовательность изображений объектов на рисунке, особенно в тестах "Нарисуй семью". В зависимости от действия защитных психологических механизмов, ключевые фигуры, которые вызывают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо первыми, либо последними. При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре. Кроме того, имеют место и дополнительные знаки беспокойства, которые связаны с этой фигурой и проявляются в различных частях рисунка.
Акцентирование деталей в рисунках. Определёнными знаками, которые указывают на повышенное внимание к определённому образу или его части, могут быть: подчёркивание, стирание, более сильный или слабый нажим, использование цвета или небрежная или необычная подача. Такого рода акцентирование внутри одного рисунка отражает наличие психологического конфликта или беспокойства, возможно, соматические проблемы или болезни, локализованные в определенной части тела.
Значения цветов. Сознаём мы это или нет, цвета оказывают определённое воздействие на всю нашу жизнь. Цвет одежды, которую мы выбираем утром, не случаен — он нравится нам, и мы чувствуем его наиболее подходящим для себя в данный момент. Обычно мы интуитивно ищем тот цвет, в котором нуждаемся. Если утром мы чувствуем усталость, то она заставляет выбирать одежду тёплых и живых цветов: оранжевого, жёлтого, красного. Тонко чувствующие люди выбирают цвета наиболее точно. Обычно это женщины – мужчины теснее связаны с социальными рамками и подавляют в себе желание носить одежду того цвета, которого им хочется.
Специалисты по маркетингу отлично знают, как влияют цвета на клиентов. Например, в тех кафе, хозяева которых хотят, чтобы клиенты поменьше задерживались за едой и побыстрее освобождали стол, дабы пошло побольше посетителей, всегда много таких ярких красок, как жёлтая и красная. В то же время мягкие цветовые тона и приглушенный свет можно встретить в ресторанах, где хозяева заинтересованы подольше удерживать клиентов и поэтому создают уютную обстановку, в которой можно спокойно насладиться едой.
А если вы хотите умерить свой аппетит — надевайте, садясь за стол, фиолетовые очки. Блюда в фиолетовом цвете выглядят весьма неаппетитно. Бирюзовый цвет — это нечто такое, что соединяет внешние и внутренние стороны нашей жизни. Терапевтический эффект при применении этого цвета нередко проявляется в том, что возникает ощущение расслабления и "благоденствия". Простейший опыт поможет понять, как на вас действуют разные цвета. Надо повесить на окно разноцветные прозрачные полоски и смотреть сквозь каждую из них по несколько минут. Вскоре вы поймёте, какой именно цвет вам особенно приятен, а какой неприятен в эту минуту. Обычно только один цвет оказывается безусловно радующим и целебным.
Цвет в рисунках. Иногда рисуночные тесты выполняются простым карандашом, при этом не используются ни цветные мелки, ни цветные карандаши, ни фломастеры. Тем не менее, многие исследователи предпочитают использование цвета. Интерпретация цветовых решений особенно важна при расшифровке спонтанных рисунков. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет в наличии всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определённые чувства, настроения и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Но нужно быть очень осторожным при интерпретации конкретных образов, так как цвета очень многозначны. Более того, в обществе существует определённое соглашение по поводу определённых цветов. Конвенциональное использование цветов менее информативно, чем спонтанное. Использование красного цвета при изображении кирпича, печки, амбара даёт меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Понимание важности выбора цвета и его психологического значения даёт много дополнительной информации. Однако, одной лишь опоры на цветовое решение при интерпретации явно недостаточно. При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения.
Цвета делятся на основные: красный, синий и жёлтый, – и дополнительные: зелёный, оранжевый, фиолетовый.
Красный — цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, лёгких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции — все революционные флаги непременно красного цвета. Он делает ленивых более активными. Не случайно возле определённых заведений вывешивают красный фонарь, флегматичные дети при красном цвете лучше учатся. Этот цвет имеет большое витальное, жизненное значение. "Горение", чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное отреагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле и аффектации — всё это присуще красному цвету. Некоторые психологи рекомендуют при первом романтическом свидании никогда не выбирать за ужином бифштекс с кровью, иначе зарождающееся чувство может угаснуть. Этот ужин должен начинаться кушаньями мягких, пастельных тонов, как, например, зелёный салат. И уже потом можно перейти к блюдам более ярких цветов и закончить десертом — вазочкой клубники со взбитыми сливками. Красный цвет — наиболее бросающийся в глаза. Считается, что он стимулирует кровообращение. Ещё недавно, если ребёнок заболевал рожистым воспалением, то для стимулирования кровотока было принято закутывать детей в красную ткань. Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплёскиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда оранжевый указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с "борьбой жизни и смерти", наличие амбивалентных импульсов. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму. У людей, которые просыпаются уже усталыми и недовольными и слова не вымолвят, пока не выпьют чашку кофе, совершенно меняется настроение, стоит им хотя бы несколько минут после пробуждения посмотреть на мир сквозь оранжевое стекло.
Жёлтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, тенденции к интеллектуализированию, несдерживаемую экспансивность, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, "интеллектуальной" половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Жёлтый цвет меняет настроение чем-то недовольных людей.
Зелёный цвет – самый распространенный цвет в нашей европейской природе. Он действуетуспокаивающе, и поэтому прогулка среди зелени часто бывает необычайно целебна. Зелёный – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворённости, чувства безопасности. Он указывает на наличие желания настоять на своём, самоутверждение, желание доминировать.
Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Эти холодные цвета влияют на эндокринную систему, реакции на стресс, релаксацию, сексуальность, а также на систему защиты организма от аллергии и инфекций. Чересчур активные дети лучше учатся при синем цвете.
Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значениями фиолетового являются также стремление к духовному контакту, единению, он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации. Если надеть фиолетовые очки и отправиться в какое-нибудь многолюдное место, можете не сомневаться — никто даже не приблизится к вам. Сочетание жёлтого и фиолетового цвета рекомендуется применять в коллаже, который можно повесить над столом, где готовят уроки, – это повысит восприятие учебной информации.
Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.
Белый цвет — цвет пассивности, пустоты, деперсонализации или потери контакта с реальностью.
Серый цвет отражает невключённость, подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.
Черный цвет выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность и заблокированность, чувство неадекватности, самообесценивания, символизирует неизвестность. Если черный используется для проверки тени, то это может являться проекцией тёмных мыслей или страхов.
Работая психологом Витебского государственного детского социального приюта, С.И.Голосова ежедневно обращается к цвету и его восприятию ребёнком. Это цветовой тест Люшера, тест "Необычное животное", рисование на свободные темы. В летний период С.И.Голосова работает в детских оздоровительных лагерях в должности руководителя кружка изобразительной деятельности и имеет возможность сравнивать восприятие цвета детьми в разных жизненных ситуациях и в разные времена года. В процессе работы она заметила, что не только нарочитые эмоции благотворно влияют на весь организм, но и преднамеренное ограничение мрачного цвета также благотворно для человека. При поступлении ребенка в приют она предлагает рисовать необычное "Существо" (т.к. дети не всегда умеют рисовать животных и понятие животное ограничивает ребёнка узкими рамками). В выборе средств (карандаши, краски, пастель) и цвета ребенка не ограничивает. Иногда дети из неблагополучных семей испытывают страх перед карандашами вообще, так как никогда не держали их в руках. Должно пройти некоторое время, пока ребенок захочет пользоваться карандашами. При поступлении в приют дети, в основном пользуются простым карандашом, часто чёрным. Самый дефицитный карандаш в приюте — черный. Он исписывается очень быстро.
В 2004г. вприют поступили две сестры: Алла и Антонина. У них умер отец, а мать по причине злоупотребления алкоголем парализовало. Девочки рождены от повторного брака и были 6 и 7 ребёнком в семье. Старшие дети от первого брака матери проживали отдельно от неё, имели свои семьи и также страдали алкогольной зависимостью, были лишены родительских прав в отношении своих детей, Алла обучалась в общеобразовательной школе, имела неплохие оценки, Тоня обучалась во вспомогательной школе и также была прилежной ученицей. Смерть отца и определение в приют явилось сильным стрессом для девочек. В течение первого месяца пребывания в приюте девочки общались только между собой, иногда в случае необходимости — со взрослыми, но были немногословны. При разговоре отворачивались, закрывали рот рукой, в глаза не смотрели, разговаривали еле слышно.
После месячного пребывания в приюте сёстры согласились нарисовать "Необычное существо". Алла нарисовала рыдающее и бегущее в "прошлое" бесформенное существо в короне, назвала его принцессой, которая живёт "дома с семьёй, любит помогать по хозяйству, любит мать, сестру, братьев и мечтает о благополучии" (рис.2). Антонина рисовала "Смертьв маске и перевернутый вверх тормашками дом" (рис.3). Других комментариев она не давала. Основной цвет в работах девочек — серый. Через три месяца, в результате комплексной психолого-медико-педаго-гической помощи и простого человеческого участия всего коллектива приюта, на очередном занятии Тоня нарисовала своё настроение. Ни простым, ни чёрным карандашом она не пользовалась. Завершающим рисунком Антонины было очередное "Необычное существо", имя которому не давалось и никакой истории о нём не сочинялось, но всем своим видом "Существо" как бы говорит о разительных переменах, происшедших с девочкой (рис.4). Это приобретение чувства стабильности, уверенности в себе, повышение самооценки.
Спустя некоторое время, уходя из приюта в училище, Алла нарисовала русалку, взывающую о помощи. Русалка повёрнута спиной к зрителю (рис.5). Она нема и не может произнести ни слова, и только поднятые руки как бы говорят, что она просит помощи у людей на проплывающем мимо корабле. Алла назвала её "Плывущая по волнам". Психолог предложила подплыть к русалке спереди и заглянуть ей в лицо (рис.6), перевернув лист на изнаночную сторону. Предложила ответить на вопросы: Как она выглядит? О чем думает? О чем мечтает? Этой простой манипуляции оказалось достаточно, чтобы русалка заговорила о себе. Живёт она на поверхности моря, среди друзей и мечтает об исполнении желаний. Она любит мечтать, думать, вспоминать, всплывая на поверхность и греясь на солнышке. Она любит ВСЕХ. Живется ейто грустно, то весело — в зависимости от происходящего вокруг. Цель жизни — оставаться всегда на поверхности, достичь того, чего она достойна, прожить жизнь, чтобы быть примером другим и помогать людям, конечно, если это им нужно (рис.7). Страх — остаться одной и не достичь цели. Желает счастья другим людям и хочет, чтобы в этом мире была справедливость, мир и покой. Говоря всё от имени русалки, девочка улыбалась, глаза её искрились, она была открыта для общения.
Постепенно Алла преобразилась в лучшую сторону. Она с охотой записалась на видеокамеру в качестве гида, рассказывала о себе, о приюте. Придя в приют на юбилей (пятилетие), охотно давала интервью для "Новостей". Страх общения с новыми людьми уменьшился до минимума.
Используемые приёмы в процессе коррекционно-стимулирующей работы педагога-психолога Голосовой С.И. с детьми приюта после первичной диагностики с использованием цвета:
- манипуляции цветом (от негатива к позитиву), изменение предъявляемого действия в сторону позитива (ласковое слово, внимание, искусственное создание уникальности);
- вовремя заметить в работе искорку позитива, объявить ребёнку об этом как о свершившемся важном событии, информировать окружающих в утвердительной гипертрофированной форме;
- предлагать ребенку, у которого в рисунке преобладают тёмные тона, темы, связанные с положительно эмоционально окрашенными воспоминаниями, например: "Зима", "Новый год", "Праздник", "Летний отдых на море", "Полёт белой чайки" и т.д.
Каждый цвет соответствует сразу нескольким категориям (уровням). При этом для тонизации используется цвет той же категории. Например, красный — для тонизации тепла, на эмоциональном уровне — радости. Для "торможения" используют цвет подчиняющей категории: для торможения ветра (гнева) берут белый цвет, для торможения тепла и жара (радости и счастья) — чёрный; влажности (тревоги) — зелёный; сухости (печали) — красный и страха (холода) — жёлтый. В лечении используются цветные иглы, цветные фломастеры, семена, окрашенные в соответствующие цвета, пружинные кольца и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: