Утверждаю. Проректор по образовательной политике

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Рисунок»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

профилизации «Дизайн интерьера»

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Рисунок ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 13 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Авторы: старший преподаватель А.С. Чувашов
  канд. пед. наук, доцент Л.Е. Шмакова
     
     
     
     
Рецензент: канд. пед. наук, доцент А.В. Степанов

Одобрена на заседании кафедры дизайна интерьера. Протокол от «_____»_____________ 2011 г. № ______.

Заведующая кафедрой дизайна интерьера   В.П. Фалько

Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от «_____»_____________ 2011 г. № ______.

Председатель методической комиссии ИнИс   В.П. Фалько
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИнИс   А.Б. Костерина

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© А.С. Чувашов, Л.Е. Шмакова, 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства и широко распространенное средство выражения и представления проектно-композиционной деятельности специалистов в области дизайна.

Учебная дисциплина "Рисунок" изучает язык представления графической информации о трехмерных объектах различной сложности и методы отображения графической информации в двумерной графике для подготовки обучающихся к самостоятельной профессиональной работе.

Цели изучения дисциплины – ознакомить студента с методологическими, методическими и технологическими основами рисунка, обучить на уровне формирования знаний, умений и навыков основам графического моделирования в рамках специальности и специализации.

Для выполнения цели предполагается решить в учебном процессе следующие задачи:

- дать представление о рисунке как системе восприятия, анализа и преобразования действительности графическими средствами;

- ознакомить студентов с творчеством лучших отечественных и зарубежных мастеров рисунка разных направлений и школ;

- сформировать знания о сущности и особенностях отраслевых нормативных требований к подготовке будущих специалистов в области рисунка;

- сформировать умения и навыки графического моделирования интерьерной среды, самостоятельной учебной и творческой работы, графической культуры выполнения учебных и творческих работ.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Рисунок» относится к вариативной части (Б3) профессионального цикла данной профилизации.

Изучение курса рассчитано на два семестра (1 й и 2 й), поэтому входные знания по перечисленным выше разделам могут быть также разграничены на отдельные части и оцениваться по мере освоения базовых дисциплин в первом и втором семестрах.

Для изучения данной учебной дисциплины достаточно знаний, полученных в средней общеобразовательной школе и детских художественных школах или детских школах искусств.

По окончанию курса студент должен владеть знаниями, умениями и навыками в области рисунка, связанными как с теоретическими, так и с практическими основами данной учебной дисциплины, которая интегративно связана с последующими дисциплинами профилизации «Дизайн интерьера». Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· «Компьютерная графика»;

· «Компьютерное моделирование»;

· «Проектирование интерьера»;

· «Пластическое моделирование»;

· «Композиционное формообразование. Архитектоника объемных форм»;

· «Живопись»;

· «Художественное моделирование интерьера и предметной среды»;

· «Декоративная живопись. Технология аэрографии»;

· «Специальная графика. Сценарное моделирование».

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Рисунок» обеспечивает фундаментальную художественную подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего специалиста.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

· осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);

· владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);

профессиональные компетенции:

· способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32);

· готов к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34);

профильно- специализированные компетенции:

· Знает теоретические основы и владеет алгоритмами, средствами и приемами графического моделирования (ПСК 1):

Умеет находить композиционное, колористическое и стилевое решение, соответствующее художественно-проектному замыслу

Готов использовать принципы, законы и закономерности композиционного формообразования при решении стилистических задач в художественно-проектной деятельности;

· Владеет методами и технологиями (алгоритмами) решения художественно-проектных задач (ПСК 3):

Владеет алгоритмами, средствами и приемами формирования композиционных структур на основе художественно-проектного замысла, включающего тематический, функциональный, колористический и стилевой аспекты;

Способен планировать и сопровождать художественно-проектные разработки;

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· методологию и методику рисунка;

· конструктивную основу объемно-пространственной формы простых геометрических тел и сложных природных объектов;

· законы линейной и воздушной перспективы.

· правила распространения освещения на объемно-пространственную форму;

· законы, правила и средства выразительности композиции.

Уметь:

· гармонично компоновать изображение в формате изобразительного поля;

· видеть натуру цельно;

· анализировать и грамотно изображать пластическую структуру оъемной формы на плоскости;

· точно выдерживать тональное решение работы;

· выполнять рисование по памяти и по представлению.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· аналитическими и графическими методами решения художественных задач;

· методами пластического анализа и творческого преобразования форм растительного и животного мира;

· методами изображения человека на основе стаффажного подхода к нему, как объекту;

· линейного, тонального, стилевого анализа интерьера;

· индивидуальной графической манерой.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
лекции -   -
практические занятия - - -
семинарские занятия - - -
лабораторные работы      
другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа      
изучение теоретического курса - - -
курсовая работа - - -
домашние задания      
подготовка к экзамену - - -
Вид промежуточного контроля Зачет. Экзамен Зачет. Экзамен Зачет. Экзамен

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из 2-3-х гипсовых геометрических тел.     -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 1.
Продолжение таблицы 2
2. Тональный рисунок натюрморта из 2-3-х гипсовых геометрических тел.   2,3 -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 2,3.
3. Рисунок гипсовой розетки (конструкция, тон).   4,5,6 -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 4,5,6.
4. Тональный рисунок драпировки с отработкой штриха по форме складок.   7,8,9 -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 7,8,9.
5. Тональный рисунок элементов архитектурного ордера (капитель ионическая, дорическая).   10,11,12 -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 10,11,12.
6. Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из 3-4х бытовых предметов (с ясно выраженной геометрической основой)   13,14 -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 13,14.
7. Тональный рисунок натюрморта из 3-4х бытовых предметов (с ясно выраженной геометрической основой).   15,16 -   - Еженед Участие в практ. занятии – 15,16.
8. Изучение фитоформы (растений, деревьев, цветов) (10 листов формата А3)   Еженед - -   Еженед Домашние семестровые задания. Контр. работа.
9. Изучение зооформы (рыб, животных, птиц и т.д.) (10 листов формата А3)   Еженед - -   Еженед Домашние семестровые задания. Контр. работа.
10. Стилизация и/или конструктивный анализ биоформы (10 листов формата А3)   Еженед - -   Еженед Домашние семестровые задания. Контр. работа.
Итого за 1 семестр -       Зачет
 
11. Тональный рисунок натюрморта в интерьере   1,2,3 -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 1,2,3.
12. Линейный (с легким нанесением тона) рисунок архи-тектурного интерьера без предметного наполнения с одной точкой схода.     -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 4.
13. Тональный рисунок интерьера с одной точкой схода.     -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 5.
Окончание таблицы 2
14. Линейный (с легким нанесением тона) рисунок архитектурного интерьера без предметного наполнения с двумя точками схода.     -   - Еженед Участие в практ. занятии – 6.
15. Тональный рисунок интерьера с двумя точками схода.           Еженед Участие в практ. занятии – 7.
16. Линейный рисунок интерьера с предметным наполнением с одной точкой схода   8,9       Еженед Участие в практ. занятии – 8,9.
17. Линейный рисунок интерьера с предметным наполнением с двумя.   10,11 -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 10,11.
18. Тональный рисунок интерьера с предметным наполнением с одной точкой схода.   12,13 -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 12,13.
19. Тональный рисунок с предметным наполнением с двумя точками схода.   14,15 -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 14,15.
20. Линейно-конструктивный с легким тоном рисунок интерьера с лестницей, лестничным переходом   16,17 -   - Еженед. Участие в практ. занятии – 16,17.
21. Тональный рисунок интерьера в двух уровнях   18,19, -   - Еженед Участие в практ. занятии – 18,19,20.
22. Зарисовки мелкомасштабных предметов интерьера (10 листов формата А3)   Еженед - -   Еженед Домашние семестровые задания Контр. работа
23. Зарисовки крупномасштабных предметов интерьера (10 листов формата А3)   Еженед - -   Еженед Домашние семестровые задания Контр. работа
24. Зарисовки фигуры человека с переработкой в стаффажное изображение (10 листов формата А3)   Еженед - -   Еженед Домашние семестровые задания Контр. работа
Итого за 2 семестр -       Экзамен
 
  -        
 
                     

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании курса «Рисунок» используются следующие формы:

● лабораторные занятия, в рамках которых решаются задачи, обсуждаются вопросы теории рисунка и домашних заданий;

● тестирование по отдельным темам дисциплины на входном контроле;

● самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовка к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

● рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;

● консультирование студентов по вопросам учебного материала, решения задач, выполнения домашнего задания.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

1. Самостоятельная работа №1

а) альбом из десяти листов формата А3 с зарисовками фитоформы.

б) альбом из десяти листов формата А3 с зарисовками зооформы.

в) альбом из десяти листов формата А3 со стилизованными и/или конструктивными зарисовками биоформы.

2. Самостоятельная работа №2

а) альбом из десяти листов формата А3 с зарисовками мелкомасштабных предметов интерьера.

б) альбом из десяти листов формата А3 с зарисовками крупномасштабных предметов интерьера.

в) альбом из десяти листов формата А3 с зарисовками фигуры человека с переработкой в стаффажное изображение.

6.2. Задания к контрольной работе

Контрольная работа №1:

1) Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из 2-3-х гипсовых геометрических тел.

2) Тональный рисунок натюрморта из 2-3-х гипсовых геометрических тел.

3) Рисунок гипсовой розетки (конструкция, тон).

4) Тональный рисунок драпировки с отработкой штриха по форме складок.

5) Тональный рисунок элементов архитектурного ордера (капитель ионическая, дорическая).

6) Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из 3-4х бытовых предметов (с ясно выраженной геометрической основой).

7) Тональный рисунок натюрморта из 3-4х бытовых предметов (с ясно выраженной геометрической основой).

8) Изучение фитоформы.

9) Изучение зооформы.

10) Стилизация и/или конструктивный анализ биоформы.

Контрольная работа №2:

1) Тональный рисунок натюрморта в интерьере.

2) Линейный рисунок архитектурного интерьера без предметного наполнения с одной точкой схода.

3) Тональный рисунок интерьера с одной точкой схода.

4) Линейный рисунок архитектурного интерьера без предметного наполнения с двумя точками схода.

5) Тональный рисунок интерьера с двумя точками схода.

6) Линейный рисунок интерьера с предметным наполнением с одной точкой схода.

7) Линейный рисунок интерьера с предметным наполнением с двумя точками схода.

8) Тональный рисунок интерьера с предметным наполнением с одной точкой схода.

9) Тональный рисунок с предметным наполнением с двумя точками схода.

10) Линейно-конструктивный с легким тоном рисунок интерьера с лестницей, лестничным переходом.

11) Тональный рисунок интерьера в двух уровнях.

12) Зарисовки мелкомасштабных предметов интерьера.

13) Зарисовки крупномасштабных предметов интерьера.

14) Зарисовки фигуры человека с переработкой в стаффажное изображение.

6.3. Вопросы для подготовки к экзамену

1) Рисунок в системе изобразительного искусства

2) Основные положения изображения предметов в пространстве

3) Основные функции рисунка

4) Роль рисунка в изобразительном искусстве

5) Техника рисунка и материалы

6) Методика ведения работы над рисунком

7) Учебный рисунок. Его отличительные особенности

8) Академический рисунок. Его отличительные особенности

9) Декоративный рисунок. Его отличительные особенности

10) Творческий рисунок. Его отличительные особенности

11) Законы фронтальной перспективы

12) Законы угловой перспективы

13) Законы тональной перспективы

14) Конструктивный рисунок гипсовых тел

15) Специфика рисования с натуры предметов в пространстве

16) Определение основных осей

17) Правила изображения видимых и невидимых линий

18) Тональный рисунок гипсовых тел

19) Светотеневая моделировка формы

20) Способы выявления и передачи материала натуры в рисунке

21) Условия сохранения целостности картинной плоскости

22) Правильность построения на плоскости изображаемых объектов

23) Способы изображения драпировки

24) Закономерности образования складок

25) Классические произведения мастеров графики

26) Набросок. Функции, цели и задачи

27) Роль эскизов в изобразительном искусстве

28) Изобразительные возможности линий и пятна

29) Изображение (рисунок) биоформы

30) Рисунок растительной биоформы (фитоформы)

31) Рисунок зооформы

32) Понятие линейного рисунка

33) Понятие тонального рисунка

34) Композиция в рисунке

35) Мягкие материалы в рисунке (особенности использования)

36) Роль формата в рисунке

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.П. Бесчастнов.-М.: ВЛАДОС, 2008.-255с.

Дополнительная литература

Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.П. Бесчастнов.-М.: ВЛАДОС, 2005.-301с.

Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.П. Бесчастнов.-М.: ВЛАДОС, 2002.-271с.

Жабинский В.И. Рисунок [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.И. Жабинский. – М.: ИНФА-М. 2006.-256с.

Кирчер Ю.М. Рисунок и живопись [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю.М. Кирчер- М.: Высш. шк., 2005. -272с.

Ли Н.Г. Основы академического рисунка[Текст]: учебник / Н.Г. Ли. –М.: Эксмо, 2003.-479 с.

Лушников Б.В. Рисунок. изобразительно-выразительные средства [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б.В. Лушников, В.В. Перцов. – М.: ВЛАДОС, 2006. -240с.

Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Ростовцев и др. / Хрестоматия –М.: Просвещение, 1989. -207с.

Тихонов С.В Рисунок [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.В. Тихонов, В.Г. Демьянов, В.Б. Подрезков. –М.: Стройиздат, 1995.-312с.

Шорохов Е.В. Основы композиции [Текст]: / Е.В. Шорохов– М.: Просвещение, 1985. -303 с.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для процесса обучения потребуются: аудитория, оснащенная мольбертами и подиумами для натурных постановок, геометрические гипсовые тела, бумага, графитные карандаши, стирательные резинки, аналоги мастеров рисунка и иллюстрационные материалы.


 

Рабочая программа дисциплины

«Рисунок»

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: