Что нужно знать

Франц Шуберт

1. Страна, город, с которыми связаны жизнь и творчество Шуберта. Лихтенталь, Вена.

2. Направление в искусстве, определяющее творчество Шуберта.

3. Имена - Венцель Ружичка, Антонио Сальери,Франц Шобер, Вильгельм Мюллер, Иоганн Гете, Йозеф фон Шпаун, Иоганн Михаэль Фогль, Иоганн Эстерхази, Людвиг Рельштаб. (Кто это и их значение в жизни и творчестве Шуберта.)

4. Жанр, являющийся основным в творчестве Шуберта.

5. Сколько песен создано Шубертом?

6. Назовите известные вам песни.

7. На стихи каких поэтов сочинял свои песни Шуберт?

8. Что такое «баллада»?

9. В каком возрасте Шуберт сочинил балладу «Лесной царь», сделавшую его известным в музыкальных кругах?

10. Сколько действующих лиц в «Лесном царе? Сколько исполнителей?

11. «Вокальный цикл». Дайте определение.

12. Перечислите вокальные циклы Шуберта.

13. На стихи какого поэта написаны вокальные циклы Шуберта?

14. Вокальный цикл, составленный друзьями Шуберта после его смерти.

15. Что такое «Шубертиады»?

16. Сколько симфоний сочинил Шуберт?

17. Сколько частей в «Неоконченной» симфонии?

18. Почему композитор не завершил свою работу над симфонией?

19. Жанры фортепианной музыки Шуберта, их особенности.

20. Творчество какого композитора его восхищало и служило образцом, особенно в симфонической музыке?

Викторина

Песни - Форель, Серенада, Аве, Мария, баллада «Лесной царь»

Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» №1 «В путь», №14 «Охотник»,

№20 «Колыбельная ручья»

Вокальный цикл «Зимний путь» №24 «Шарманщик»

Музыкальный момент фа минор

Симфония №8 «Неоконченная» 1 ч. (Вступление, Г.П., П.П.)

Это интересно

Неоконченная симфония

Время создания симфонии си минор DV 759 («Неоконченной») - осень 1822 года. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце

, и Шуберт представил две её части в 1824 году.

Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил в концерте в 1865 году. (Прозвучали завершённые Шубертом первые две части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор.) Опубликована симфония была в 1866 году[13] в виде первых двух частей.

До сих пор неясны причины, по­чему Шуберт не завершил «Неоконченную» симфонию. По-видимому, он был намерен довести её до логического конца: первые две части были полностью закончены, а 3-я часть (в характере скерцо) осталась в набросках. Какие-либо эскизы к финалу отсутствуют (или они, возможно, утрачены).

Долгое время существовала точка зрения, что «Неоконченная» симфония — вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. В качестве сравнения говорили о сонатах Бетховена из двух частей и о том, что позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением[14]. Однако против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом первые две части написаны в разных, далёких друг от друга тональностях. (Такие случаи не встречались ни до, ни после него.)

В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда и российского композитора Антона Сафронова).

________________________________________________________________

В 1813 Шуберт познакомился с Терезой Гром. Дочь мануфактурщика, мягко говоря, не была красавицей – белесая, с выцветшими, как у многих блондинок бровями, со следами перенесенной оспы на лице. Она пела в церковном хоре, и как только музыка начинала звучать – Тереза преображалась из дурнушки в приметную девушку, озаренную внутренним светом. Шуберт не смог остаться равнодушным и в 1814 году решил жениться. Однако материальные затруднения помешали ему завести семью. Шуберт с грошовой зарплатой школьного учителя не устроил мать Терезы, а та, в свою очередь, не смогла пойти против родительской воли. Поплакав, она вышла замуж за кондитера.

__________________________________________________________________

Текст знаменитой Серенады принадлежит перу берлинского поэта и музыкального критика Людвига Рельштаба (1779 - 1860). С этим связан любопытный эпизод. Людвиг Рельштаб переслал Бетховену ряд своих стихотворений, рассчитывая, что композитор положит их на музыку. Последний, однако, лежал в это время на смертном одре. Шиндлер, секретарь Бетховена сообщает, что после смерти Бетховена он передал стихотворения Шуберту. По свидетельству русского поэта Н. П. Огарева, Рельштаб остался недоволен шубертовскими песнями на его тексты. Описывая встречу за ужином с Ф. Листом и Л. Рельштабом в 1842 году в Берлине, Огарев замечает: «За ужином был поэт Рельштаб – несносное существо. Сухой критик. "Вечерняя серенада" ("Ständchen") - его лучшее произведение. Он уверяет, что Шуберт испортил его стихи. Дурак нестерпимый». Но в мемуарах «Из моей жизни», изданных в 1861 году, Рельштаб не высказывает какого-либо порицания шубертовским песням. Возможно, сказалась возросшая известность песен Шуберта, с которой поэту пришлось считаться.

_______________________________________________________________

Продолжение следует….

Если вы нашли интересные факты о Шуберте, выкладывайте на странице. Информация будет перемещена сюда с указанием того, кто предоставил информацию)))


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: