ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ФРАНЦИИ
Контрольная работа
Выполнили:
Студенты 4-го курса
Стецюк Д.В.
Невский А.И.
Проверил:
Кудлай А.А.
Севастополь
Фра́нция
официальное название — государство в Западной Европе. Девиз Республики — «Свобода, Равенство, Братство», её принцип — правление народа, народом и для народа. Столица — город Париж. Название страны происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение и говорит на языке романской группы.
Франция является ядерной державой и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. С 1950-х годов Франция является одним из государств, участвующих в создании Европейского союза.
Население — 64,7 миллиона человек (январь 2010), в том числе около 90 процентов — граждане Франции. Верующие — преимущественно католики (свыше 76 процентов). Законодательный орган — двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание). Административно-территориальное деление: 27 регионов (22 метрополии и 5 заморских регионов), включающих 101 департамент (96 в метрополии и 5 заморских департаментов).
Общие сведения.
Основано | 843 (Верденский договор ) 1958 (Пятая республика) |
Официальный язык | Французский |
Столица | Париж |
Крупнейшие города | Париж, Марсель, Лион, Тулуза, Бордо,Лилль |
Форма правления | Президентско-парламентская республика |
Президент Премьер-министр | Франсуа Олланд Жан-Марк Эро |
Территория • Всего • % водной поверхн. | 48-я в мире 674 685 км²/547 030 км² 0,26 % |
Население • Оценка (2013) • Плотность | ▲65 951 611/63 460 000 чел. (21-е) 116 чел./км² |
ВВП • Итого (2011) • На душу населения | 2,216 трлн. $ (9-й) 33,832 $ |
ИРЧП (2013) | ▲ 0,893 (очень высокий) (20-й) |
Этнохороним | француз, француженка, французы |
Валюта | Евро (EUR, код 978) |
Интернет-домен | .fr |
Код ISO | FR |
Код МОК | FRA |
Телефонный код | +33 |
Часовые пояса | +1 |
Население:
Население Франции насчитывает около 65 млн чел. На континентальной территории Франции проживает 60 876 136 чел. По численности населения Франция занимает 20-е место среди 192 государств — членов ООН.
Плотность населения во Франции 108 человек на 1 км². По этому показателю Франция занимает 14-е место среди стран Евросоюза. Однако, так как почти две трети территории Франции заняты лугами, горами и лесами, на остальной территории плотность достигает 289 человек на 1 км².
Около 5 млн чел. имеют иностранное происхождение (иммигранты, либо иммигрантами были их родители, либо бабушки и дедушки), из них 2 млн имеют французское гражданство. На 1000 человек в среднем приходится 1,52 мигранта. От 5 до 6 млн жителей являются мусульманами.
Суммарный коэффициент рождаемости во Франции один из самых высоких в Европе — 2,01 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста. При этом наиболее высокая рождаемость наблюдается у иммигрантов (например, у китайцев и арабов).
Географическое положение:
Большая часть Франции расположена в Западной Европе, её материковая часть на северо-востоке граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке — со Швейцарией, на юго-востоке — с Монако и Италией, на юго-западе — с Испанией и Андоррой. Францию омывают четыре водных пространства (Ла-Манш, Атлантический океан, Северное море и Средиземное море). На западе и севере территория страны омывается Атлантическим океаном (Бискайским заливом и проливом Ла-Манш), на юге — Средиземным морем (Лионским заливом и Лигурийским морем). Протяженность морских границ составляет 5500 километров. Франция является самой крупной по территории страной Западной Европы: она занимает почти одну пятую часть территории Европейского Союза, имеет обширные морские пространства (эксклюзивная экономическая зона простирается на территории в 11 млн кв. км).
Также в состав государства входят остров Корсика в Средиземном море и более двадцати заморских департаментов и зависимых территорий. Общая площадь страны составляет 547 030 км² (674 685 км² вместе с заморскими владениями).
Климат:
Климат на европейской территории Франции умеренно морской, переходящий на востоке в умеренно-континентальный, а на южном побережье в субтропический. Всего можно выделить три типа климата: океанический (на западе), средиземноморский (на юге), континентальный (в центре и на востоке). Лето достаточно жаркое и сухое — средняя температура в июле достигает + 23—25 градусов, в то время как для зимних месяцев характерны дожди при температуре воздуха +7—8 °С
Основная доля осадков приходится на период с января по апрель, а их общее количество колеблется в пределах 600—1000 мм. На западных склонах гор этот показатель может достигать отметки в более чем 2000 мм.
Административное деление Франции:
Франция делится на 27 регионов (régions), из которых 22 находятся на европейском континенте, один (Корсика) — на острове Корсика, а ещё пять — заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет.
27 регионов разделяются на 101 департамент (départements), которые состоят из 342 округов (arrondissements) и 4039 кантонов (cantons). Основой Франции являются 36 682 коммуны (communes). Деление на департаменты и коммуны сравнимо с делением России на районы и городские/сельские образования.
Заморские владения Франции
Департамент Парижа состоит из единственной коммуны. Каждый из пяти заморских регионов (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон, Майотта) состоят из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) — специальный статус административно-территориального образования, отличающийся от других регионов метрополии (континентальной Франции). Имеет самостоятельные органы управления, не подчиняющиеся центру. В 2003 референдум об объединении 2 департаментов Корсики провалился. Все эти регионы являются частью Европейского союза.
Также можно сказать, что в состав Французской Республики входят:
1. Метрополия (разделена на 22 региона и 96 департаментов).
2. 5 заморских департамента (DOM): Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта.
3. 5 заморских территорий (TOM): Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен.
4. 3 территории, имеющие особый статус: Новая Каледония, Клипертон, Французские Южные и Антарктические территории.
Государственно - правовая система:
Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики, разд. 2). Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием. Конституция Французской республики несколько раз пересматривалась по следующим статьям:
· выборы Президента на основе всеобщего прямого голосования (1962 г.),
· введение нового раздела Конституции об уголовной ответственности членов правительства (1993 г.),
· введение единой сессии парламента и расширение компетенций референдума (1995 г.),
· принятие временных мер в отношении статуса Новой Каледонии (1998 г.),
· создание Экономического и Валютного Союза, равноправный доступ мужчин и женщин к выборным мандатам и выборным функциям, признание юридического права Международного Уголовного Суда (1999 г.),
· уменьшение срока президентского мандата с 7 до 5 лет (2000 г.),
· реформа об уголовной ответственности главы государства, закрепление Конституцией отмены смертной казни, реформа об автономии Новой Каледонии (2007 г.),
· реформа об обновлении государственного устройства и установления равновесия распределения властей (2008 г.).
Существует во Франции и Конституционный совет, который состоит из 9 членов и осуществляет контроль за правильностью проведения выборов и конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение.
Исполнительная власть:
В Пятой республике премьер-министр отвечает за текущую внутреннюю и экономическую политику, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным за политику правительства (статья 20). Премьер-министр руководит деятельностью правительства и обеспечивает исполнение законов (статья 21). Существует у премьер-министра собственный сайт: www.premier-ministre.gouv.fr.
Премьер-министр назначается президентом республики. Утверждения его кандидатуры Национальным собранием не требуется, так как Национальное собрание имеет право в любой момент объявить правительству вотум недоверия. Обычно премьер-министр представляет ту партию, которая имеет большинство мест в Национальном собрании. Премьер-министр составляет список министров своего кабинета и представляет его на утверждение президенту.
Премьер-министр инициирует принятие законов в Национальном Собрании и обеспечивает их выполнение, он же отвечает за национальную оборону. Премьер-министр контрассигнует акты президента, замещает его в качестве председателя в советах и комитетах, определённых статьей 15 Конституции.
С 17 мая 2007 года по 10 мая 2012 года правительство возглавлял Франсуа Фийон (член партии Союз за народное движение).
С 15 мая 2012 года правительство возглавляет Жан-Марк Эро.
Законодательная власть:
Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 — заморские территории, 5 — территорииФранцузского сообщества и 12 — французских граждан, проживающих за границей. Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года — на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется на половину. Последние выборы в Сенат состоялись в сентябре 2008 года. По итогам выборов, состоявшихся в сентябре 2008 года, 343 члена Сената распределяются следующим образом:
· Фракция «Союз за народное движение» (UMP): 151
· Социалистическая фракция: 116
· Фракция «Центристский Союз»: 29
· Коммунистическая, республиканская и гражданская фракция: 23
· Фракция «Европейское демократическое и социальное объединение»: 17
· Не состоящие ни в одной фракции: 7
Официальный сайт Сената Франции — www.senat.fr
По итогам выборов 10 и 17 июня 2007 года, Национальное собрание насчитывает 577 депутатов, распределяющихся таким образом:
· Фракция «Союз за народное Движение» (UMP): 314 (плюс 6 присоединившихся)
· Социалистическая радикальная и гражданская Фракция: 186 (плюс 18 присоединившихся)
· Левая демократическая и республиканская фракция: 24
· Новая центристская фракция: 20 (плюс 2 присоединившихся)
· Не состоящие ни в одной фракции: 7
Официальный сайт Национальной Ассемблеи: www.assemble-nationale.fr
Национальное собрание, депутаты которой избираются на основе прямого всеобщего голосования сроком на 5 лет, состоит из 577 депутатов, 555 из которых представляют метрополию, а 22 — заморские территории. Депутаты Национального собрания избираются прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок. Последние выборы депутатов Национальной Ассамблеи состоялись в июне 2007 года. Помимо своей функции — контроля за деятельностью правительства, обе палаты разрабатывают и принимают законы. В случае разногласий окончательное решение остаётся за Национальной Ассамблеей.
Судебная власть:
Судебная система Франции регламентируется в VIII разделе Конституции «О судебной власти». Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы. Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которые обеспечиваются рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важным принципом является равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования.[12]
Судебная система Франции многоступенчатая, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.
При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т. д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных (Cour d'assises). Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.
Высшая судебная инстанция - кассационный суд (Cour de cassation), состоящий из социальной, торговой, трёх гражданских и уголовной палаты, суды апелляционной инстанции - апелляционные суды (Cour d'appel), состоящие из социальных, торговых, гражданских, исправительных палат, и апелляционные суды присяжных (Cour d'assises d'appel), суды первой инстанции уголовной юстиции - исправительные суды (Tribunal correctionnel) и суды присяжных (Cour d'appel), суды первой инстанции гражданской инстанции - суды великой инстанции (Tribunal de grande instance), низшее звено судебной системы уголовной юстиции - полицейские суды (Tribunal de police), низшее звено судебной системы гражданской юстиции - суды инстанции (Tribunal d'instance), низшее звено судебной системы торговой юстиции - торговые суды (Tribunal de commerce), низшее звено судебной системы социальной юстиции - совет по трудовым спорам (Conseil de prud'hommes), высшая судебная инстанция административной юстиции - государственный совет (Conseil d'État), суды апелляционной инстанции административной юстиции - апелляционные административные суды (Cour administrative d'appel), суды первой инстанции административной юстиции - административные суды (Tribunal administratif). Высший контрольный орган - счётная палата (Cour des comptes), местные контрольные органы - областные счётные палаты (Chambre régionale des comptes), суд по делам импичмента президента - высший суд (Haute Cour), суд по делам импичмента министров - суд правосудия (Cour de justice).
Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает в себя генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, которые подчинены министру юстиции.
Образовательную подготовку судей осуществляет Национальная школа магистратуры (École nationale de la magistrature).
Внешняя политика:
В настоящее время Франция является одним из главных игроков в мировой политике, её бесспорно можно назвать «великой державой» современного мира, и это предположение базируется на следующих принципах:
1. Франция самостоятельно определяет свою внешнюю политику. Политическая самостоятельность основывается на военной силе (прежде всего на ядерном оружии);
2. Франция влияет на принятие международных политических решений через международные организации (благодаря статусу постоянного члена Совета Безопасности ООН, ведущей роли в ЕС и т. д.);
3. Франция пытается играть роль мирового идеологического лидера (объявляя себя «знаменосцем» принципов Французской революции в мировой политике и защитницей прав человека во всем мире);
4. Особая роль Франции в отдельных регионах мира (прежде всего в Африке);
5. Франция остаётся центром культурного притяжения для значительной части мирового сообщества.
Франция является одной из стран основательниц Европейского союза (с 1957) и сейчас играет активную роль в определении его политики.
Во Франции находятся штаб-квартиры таких организаций, как ЮНЕСКО (Париж), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Париж), Интерпола (Лион),Международного бюро мер и весов (МБМВ) (Севр).
Франция — член многих мировых и региональных международных организаций:
· Организации Объединённых Наций с 1945 г.;
· постоянный член Совета Безопасности ООН (то есть обладает правом вето);
· член ВТО (с 1995 г., до этого член ГАТТ);
· с 1964 г. член Группы десяти;
· страна-инициатор в Секретариате Тихоокеанского Сообщества;
· член Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка
· член Комиссии Индийского Океана;
· ассоциированный член Ассоциации Карибских Государств;
· Учредитель и ведущий участник Франкофонии с 1986 г.;
· в Совете Европы с 1949 года;
· член ОБСЕ;
· участник Большой восьмёрки.
Франция является сопредседателем Минской группы ОБСЕ — рабочего органа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Среди основных направлений внешней политики Франции можно выделить следующие:
· деятельность в рамках Европейского союза;
· политика в регионе Средиземноморья (Северная Африка и Ближний Восток);
· налаживание двусторонних отношений с отдельными странами;
· проведение политики в рамках организации Франкофонии;
· деятельность в НАТО.
Тем не менее, американский политик и социолог Збигнев Бжезинский подвергает критике сам факт «великодержавного» статуса Франции:
Франция намного слабее Германии в экономическом плане, тогда как её военная машина (как показала война в Персидском заливе в 1991 г.) не отличается высокой компетентностью. Она вполне годится для подавления внутренних переворотов в африканских государствах‑сателлитах, но не способна ни защитить Европу, ни распространить свое влияние далеко за пределы Европы. Франция – европейская держава среднего ранга, не более и не менее. |
Деятельность в НАТО
Франция была в составе НАТО (с 1949), но при президенте де Голле в 1966 году она вышла из военной части альянса, чтобы иметь возможность проводить свою независимую политику в сфере безопасности. В течение пребывания на посту президента Ж. Ширака фактическое участие Франции в оборонных структурах НАТО усилилось.
После того, как в мае 2007 года президентом стал Н. Саркози, Франция 4 апреля 2009 года вернулась в военную структуру Альянса. Полное возвращение Франции в военную структуру обусловлено поддержкой со стороны НАТО европейских оборонных инициатив — Европейской политики безопасности и обороны ЕС (ЕПБО), как части Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ). Согласно опросам, проведённым французским Институтом общественного мнения, в пользу «возвращения» страны в НАТО высказалось 58 % респондентов, 37 % выступили против этой инициативы правительства и только 5 % не определились с ответом.
Политика Франции в отношении НАТО, начиная с Ф. Миттерана, носила преемственный характер. В январе 1991 г. французские войска принимали участие в операции по освобождению Кувейта «Буря в пустыне». В 1999 г. Франция участвовала в военных операциях НАТО в Боснии и Косово. Франция принимала деятельное участие в урегулировании обострившегося в августе 2008 года грузино-осетинского конфликта. На встрече президентов России и Франции — Дмитрия Медведева и Николя Саркози — во время переговоров в Москве 12 августа 2008 года был подписан план урегулирования военного конфликта, получивший название План Медведева — Саркози.
Приложение 1. Общая характеристика государственно-политического устройства Израиля.
№ | Критерии | Характеристика |
Тип конституции. | ||
Форма правления | ||
Форма устройства | ||
Функции территориальных единиц | ||
Модель местного самоуправления | ||
Тип политического режима | ||
Тип избирательной системы | ||
Глава государства | ||
Законодательная власть | ||
Исполнительная власть | ||
Судебная власть | ||
Выводы |
Приложение № 2. Взаимодействие органов государственной власти и местного управления Израиля.