Прошлое и настоящее

Вот мы и подошли к рубежу XVIII и XIX вв. Именно к этому времени в Западной Европе, и прежде всего в Вели­кобритании, где полным ходом шла промышленная револю­ция, начали всерьез задумываться над необходимостью изу­чить внутренние области Африканского континента. Причем едва ли не в первую очередь — Западный Судан, «страну золота», и таинственный Томбукту, «царицу пустыни». Ведь до этого знакомство с Африкой ограничивалось прибрежны­ми европейскими фортами и их ближайшими окрестностями. Здесь проходила вся торговля, в особенности торговля рабами. Но крепнувший британский капитализм уже начал ощущать интерес к возможным новым рынкам сбыта и рын­кам сырья.

И вот в 1788 г. в Лондоне было создано Общество по исследованию внутренних областей Африки, а уже два года спустя, в ноябре 1790 г., отправился в путь от устья Гамбии и первый его избранник — майор Дэниэл Хаутон. Начиналась новая страница в истории Западного Судана, страница интересная, полная примеров исключительного му­жества и настойчивости. Но, как я уже говорил, это совсем другая история.

А в самом Судане жизнь шла своим чередом. Все так же люди занимались хозяйством, все так же строили города и деревни, все так же рожали и воспитывали детей. Многое сохранялось от прежних времен и в быту, и в общественной жизни. Но всегда одной из самых дорогих частей наследия оставалась память народа о делах его предков, об их славном историческом прошлом.

Во время борьбы за национальное освобождение от коло­ниального гнета, за политическую независимость напомина- ние о былом величии Ганы, Мали или Сонгай было в руках борцов против колониализма острейшим идейным оружием. Ведь не так уж важно, что Древняя Гана находилась на территории современных Сенегала, Мавритании и Мали, а нынешняя располагается за сотни километров оттуда, на побережье Гвинейского залива. Назвав бывшую английскую колонию Золотой Берег именем древней и славной державы, вернув бывшему Французскому Судану гордое имя Мали, африканцы ясно дали понять: Африка гордится своим прошлым и она намерена и впредь развивать славные традиции африканской государственности на новой, современной основе.

Основная литература

Арабские источники VII—X вв. по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.-Л., 1960.

Арабские источники X—XII вв. по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Л., 1965.

Арабские источники XII—XIII вв. по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Л., 1985.

Бюттнер Т. История Африки. М., 1981.

Ваккури Ю. Цивилизации долины Нигера: легенды и золото. М., 1988.

История Африки. Хрестоматия. М., 1979.

История Тропической Африки (с древнейших времен до 1800 г.). М., 1984.

Киселев Г.С. Хауса. Очерки этнической, социальной и политической истории. М., 1981.

Козлов С.Я. Фульбе Фута-Джаллона. Очерки этнической, политической и социальной истории. М., 1976.

Куббель Л.Е. Сонгайская держава. Опыт исследования социально-политического строя. М., 1974.

Лев Африканский. Африка — третья часть света. Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть. М., 1983.

Олъдерогге Д.А. Западный Судан в XV—XIX вв. Очерки истории и истории культуры. М.-Л., 1960.

Суданские хроники. М., 1984.

Сундьята. Мандингский эпос. М.-Л., 1963.

Сюрэ-Каналь Ж. Африка Западная и Центральная. География. Цивилизации. История. М., 1958.

Тарвердова Е.А. Распространение ислама в Западной Африке (XI—XVI вв.). М., 1967.

Bovill E. W. The Golden Trade of thé Moors. L., 1958.

Boubou Hama. L'Empire Songhay, ses ethnies, ses légendes et ses personnages historiques. P., 1974.

Cambridge History of Africa. Vol. II. Ed. J.D. Page. Cambridge, 1978.

Cambridge History of Africa. Vol. III. Ed. R. Oliver. Cambridge, 1977.

Cissoko S. M. Tombouctou et l'empire songhay: épanouissement du Soudan nigérien aux 15e-16e siècles. Dakar, 1975.

Dévisse J. Trade and Trade Routs in West Africa. — General History of Africa. Vol. III. P., UNESCO, 1988.

Dévisse J., Kobert-Chaleix D. et al. Tegdaoust III. Recherches sur Aoudaghost. P., 1983.

Dramani- Issifou Z.L'Afrique Noire dans les relations internationales au XVIe siècle.

Analyse de la crise entre le Maroc et le Songhaï. P., 1982. General History of Africa. Vol. IV: Africa from thé 12th to thé 16th Centuries.

Ed. D.T. Niane. P., UNESCO, 1985.

History of West Africa. Ed. J.F. Ade Ajayi, M. Crowder. Vol. I. L., 1971.

Ki-Zerbo J. Histoire de l'Afrique Noire. D'Hier à Demain. P., 1972.

Levtzion N. Ancient Ghana and Mali. L., 1980.

McIntosh R.J., Mclnlosh S.K. Prehistoric Investigations in thé Région of Jenne, Mali. Vol. 1—2. Oxf., 1980.

Mauny R. Les Siècles obscurs de L'Afrique Noire. Histoire et archéologie. P., 1970.

Mauny R. Tableau géographique de l'Ouest Africain au Moyen âge d'après les sources écrites, la tradition et l'archéologie. Dakar, 1961.

Robert D., Robert S.. Dévisse.J. Tegdaoust I. Recherches sur Aoudaghost. P., 1970.

Rouch J. Contribution à l'histoire des Songhay. Dakar, 1953.

Saad E.N. Social History of Timbuktu: thé Rôle of Muslim Scholars and Notables, 1400—1900. Cambridge, 1983.

Trimingham J.S. A History of Islam in West Africa. L. etc., 1962.

Trimingham J.S. The Influence of Islam on Africa. L. — N.Y., 1980.

Tymowski M. Le Développement et la régression chez les peuples de la bouche du Niger à l'époque précoloniale. Warszawa, 1974.

Vanacker CI, Tegdaoust II. Fouilles d'un guartier artisanal. P., 1979.

Malowisl M. Wielkie panstwa Sudanu Zachodniego w poz'nym sredniowieczu. Warszawa, 1964.

Оглавление

Н. Гиренко Несколько слов об авторе этой книги................... 3

Вместо предисловия................................................................... 6

Немного географии.................................................................. 10

Кто рассказывает нам о средневековом Судане..................... 15

Величие и падение Древней Ганы......................................... 25

«Страна золота» и гараманты................................................ 25

Сахель и Сахара — земледельцы и скотоводы...................... 28

Пути через пустыню................................................................ 34

Соль и золото.............................................................................. 39

Гана глазами очевидцев............................................................. 46

«Город Ганы»............................................................................ 51

Цари, купцы, невольники........................................................ 55

Судьба Аудагоста..................................................................... 63

Гана: классовое общество? Государство?............................. 67

Конец главы.............................................................................. 72

Великое Мали........................................................................... 77

Древний Мандинг и «царство Маллил»................................... 77

Люди Мандинга........................................................................... 78

Сундьята, сын Соголон............................................................. 85

После Сундьяты.......................................................................... 90

«Муса Мали — государь негров Гвинеи».............................. 97

Глазами очевидца.................................................................... 107

Ниани: маиса и «начальники рабов»....................................... 113

Говорит Ибн Баттута:

«Что я одобрил из поступков черных...»…………………… 119

«... И что мне из них не понравилось»: ислам в Мали............. 121

Бремя былой славы...................................................................... 129

Сонгайская держава..................................................................... 139

Наследники Мали...................................................................... 139

Историки Томбукту.................................................................... 147

Дья и ши: от пришельца из Йемена до «великого колдуна»..... 151

Итак, «великий колдун»................................................................. 155

Новый правитель, новая династия............................................ 164

Время великого устроителя..................................................... 168

«Описание Африки, третьей части света»......................... ….. 178

Основа хозяйства: крестьяне и рабы......................................... 184

Власть имущие: царевичи, сановники, факихи......................... 195

Несколько слов о цене величия................................................ 203

Преемники создателя династии............................................... 212

Сонгай в большом мире: гроза с севера.................................. 216

Крах........................................................................................... 221

После сонгаев........................................................................... 226

Прошлое и настоящее................................................................. 235

Основная литература.................................................................... 237


[1] Лот А. В поисках фресок Тассили. М., 1962.

[2] Правда, была предложена и другая интерпретация названия Уагаду, а именно — «Страна Уаго» (Уаго — название правившей в Древней Гане социальной верхушки).

[3] Правда, еще в начале нашего века, да и в 20—30-е годы некоторые весьма авторитетные ученые высказывали предположение, что описание ал-Идриси относится вовсе не к Бамбуку, а к внутренней дельте Ни­гера. И совсем недавно, в начале 80-х годов, американский археолог Сьюзен Макинтош, опираясь на данные своих раскопок именно в этом рай­оне, предложила вернуться к прежней и почти уже забытой, казалось бы, гипотезе.

[4] Средневековые арабоязычные авторы почти все известные им крупные реки Африканского континента (а Нигер особенно) отождествляли с Нилом. Окончательное решение вопроса об истоках и Нигера, и Нила принесли только экспедиции XIX в.

[5] 1067—1068 гг.

[6] Унция, 1/12 ритля, составляла в то время в Египте примерно 37,5 г; ритль (или ратль) в Северной Африке и Египте XI—XII вв. равнялся 437,5 г.

[7] Букв. «Дальний Запад» — так в арабской географической литературе обозначается территория Марокко.

[8] Здесь под Нилом имеется в виду верхнее течение Сенегала — река Бакой — в районе нынешнего малийского городка Кита.

[9] Ал-мурабитун — «жители рибата», т.е. пограничного укрепления на окраинах мусульманского мира (в европейской передаче — Алморавиды); так именовали последователей Абдаллаха ибн Ясина.

[10] Географический труд ал-Идриси был написан по поручению норманнско­го короля Сицилии Рожера II.

[11] Шибр {пяды - мера длины, равная примерно 22,5 см.

[12] С середины XIII в. правители Египта избирались из числа команди­ров войска, комплектовавшегося мамлюками — купленными рабами преимущественно тюркского происхождения.

[13] Кинтар как единица при взвешивании золота равнялся в среднем 42,33 кг. Всего, следовательно, Муса вез с собой почти 13 миллионов рублей золотом, если исходить из сегодняшнего золотого паритета рубля — сумма по тем временам колоссальная.

[14] Маликиты - один из четырех «законных» толков суннитского ислама (ханифиты. маликитм, шафииты и ханбалиты).

[15] Под величайшим султаном авторы хроники скорее всего подразуме­вали сонгайского правителя аскию ал-Хадж Мухаммеда I.

[16] Арабские географы средневековья исходили из предположения, что сушу со всех сторон окружает мировой океан — «Окружающее море»: в данном случае имеется в виду Атлантика.

[17] Самое название «Гвинея» возникло в европейском обиходе как искаже­ние названия «Джсннс» — названия старейшего из торговых городов Западного Судана.

[18] Имеется в виду столица Мали — Ниани.

[19] Правда, с таким взглядом на вещи согласны не все исследователи: предлагались и другие варианты размещения столицы, основанной Сундьятой, — например, ближе к золотоносному району к югу от реки Фалеме (или даже в верховьях Гамбии); или где-то на левом берегу самого Нигера между современными городами Бамако и Сегу. Но все же пока ни одна из этих точек зрения не может рассматриваться как бесспорная.

[20] Хатиб (араб.) - проповедник в мечети.

[21] Сунна (араб.) - один из источников мусульманского права: запись сообщений о поступках и суждениях по различным поводам, приписываемых основателю ислама пророку Мухаммеду.

[22] Рамадан - месяц поста, девятый месяц мусульманского лунного календаря.

[23] Т о м б у к т у-к ой — правитель города Томбукту.

[24] Т.е. «это вам на приобретение одежд, а это -- на покупку бичей и прочей упряжи».

[25] Варвария — Бербсрия, т.е. Северная Африка.

[26] 13.1Х.1398 — 20.1Х.1495.

[27] 21.1Х.1495 — 7.Х.1592.

[28] Величина канны варьировала от 2,065 м до 2.646 м; в Риме канна рав­нялась 2,234 м; видимо, имеется в виду она.

[29] Т.е. «оплачивал ими покупаемых лошадей».

[30] Сунну— кожаный мешок емкостью в 240—250 л.

[31] Фанфа — в данном случае «начальник рабов».

[32] Плеяды — звездное скопление в созвездии Стрельца.

[33] Каури — раковины моллюсков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: