Краткое содержание

Эпоха Средневековья обычно условно определяется как время от захвата Рима варварами в 476 г. до начала эпохи Возрождения, т.е. в Италии – до середины XVI в., в Северной Европе - до XVI в.

Философию мусульманского и христианского мира в эпоху Средневековья объединяют несколько факторов:

  • В обоих регионах развитие философии шло на базе античной философии. Особое влияние на средневековую философию оказали платонизм и аристотелизм.
  • Большинство философских учений представляло собой синтез философских идей с религиозными.
  • Философии отводилась роль «служанки богословия», и ее предназначение видели в рациональном обосновании религиозных идей.

Все это определило общность проблематики и подходов средневековой философии мусульманского и христианского мира. Центральными в эту эпоху были: проблема знания и веры и проблемы универсалий.

2. Проблема универсалий и проблема знания.

В переводе с латинского этот термин (universalia) обозначает общие понятия, то есть наиболее широкие, обобщающие большой класс предметов. Так, например, универсалиями являются понятия “человек”, “животное”, “растение”, “небесное тело” и многие другие. Вопрос заключался в том, существуют ли эти общие понятия реально, сами по себе, так же, как и вещи, или же они – всего лишь названия, и поэтому существуют только в качестве слов и не во внешнем мире, а в нашем уме.

Реалисты – это философы, считавшие универсалии существующими реально вне конкретных вещей. К реалистам можно отнести Ансельма Кентерберийского.

Номиналисты (от лат. «nomen» - имя) – это философы, считавшие, что вне конкретных вещей общее (универсалии) существуют только в словах (именах), которыми называются вещи определенного вида. Основоположником крайнего номинализма был Росцеллин. Сторонники умеренного номинализма Пьер Абеляр, Дунс Скот, Уильям Оккам.

Использование рациональных методов познания, характерных для античной философии, неизбежно приводило мыслителей к обнаружению ряда противоречий между результатами научных исследований и положениями религиозных учений, изложенных в Откровении. Отсюда и рождается проблема знания и веры, а именно: что выше – истины науки или истины религии?

Самым выдающимся философом периода расцвета схоластики и всего вообще Средневековья был итальянский религиозный мыслитель Фома Аквинский. В латинском языке его имя звучит как Томас, поэтому его учение получило название томизма. В настоящее время оно в обновленном виде является философской основой католицизма и одним из направлений современной философии и называется неотомизмом, есть возобновленным в новых условиях учением Фомы Аквинского.

Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла в учении Фомы своего апогея.

Контрольные вопросы:

1.Как решалась в философии Фомы Аквинского проблема соотношения веры и знания?

2.В чем суть спора между реализмом и номинализмом в средневековой философии?

3.В чем проявилось влияние идей средневековой философии на развитие русской религиозно-идеалистической философии начала ХХ века?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: