КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол | Содержание | Виды | Универсальные | Внутри- и меж- | Виды | Домашнее | Сроки | ||
урока | -во | образования | учебной | учебные | предметные | контроля | задание | проведения | |||
ча- | деятельности | действия | связи | План | Факт | ||||||
сов | |||||||||||
ВВЕДЕНИЕ | |||||||||||
Русская | Основные темы и | Репродуктивная: | Знать:основные | Литература: | Тезисный | Пользуясь | |||||
литература | проблемы русской | составление тезис- | темы и проблемы, | связь русской | план или кон- | «Словарём | |||||
XIX века в | литературы XIX в. | ного плана или | получившие разви- | классики с лите- | спект лекции | литературо- | |||||
контексте | (свобода,духовно- | конспекта лекции | тие в русской лите- | ратурой предше- | учителя | ведческих | |||||
мировой | нравственные ис- | учителя | ратуре XIX века; | ствующего пе- | терминов», | ||||||
культуры | кания человека, | понимать связь ху- | риода (нравст- | вспомнить | |||||||
обращение к наро- | дожественной ли- | венный эталон | определения | ||||||||
ду в поисках нрав- | тературы с обще- | человека и ие- | и характер- | ||||||||
ственного идеала, | ственными собы- | рархия духовных | ные черты | ||||||||
«праведничество», | тиями эпохи. | ценностей в | классицизма, | ||||||||
борьба с социаль- | Уметь:составлять | древнерусской | сентимента- | ||||||||
ной несправедли- | тезисный план или | литературе; про- | лизма, ро- | ||||||||
востью и угнетени- | конспект лекции | блемы воспита- | мантизма | ||||||||
ем человека). Ху- | учителя | ния, просвеще- | |||||||||
дожественные от- | ния и граждан- | ||||||||||
крытия русских пи- | ского служения в | ||||||||||
сателей-классиков | произведениях | ||||||||||
писателей клас- | |||||||||||
сицизма; психо- | |||||||||||
логизм сентимен- | |||||||||||
тальной прозы, | |||||||||||
её обращенность | |||||||||||
к духовному миру | |||||||||||
героя, его внут- | |||||||||||
реннему «Я»; | |||||||||||
человек в произ- | |||||||||||
ведениях роман- | |||||||||||
тизма и | |||||||||||
реализма) | |||||||||||
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | |||||||||||
Обзор русской литературы первой половины XIX века | Россия в первой половине XIX века. Классицизм,сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; работа со словарём литературоведческих терминов | Знатьосновные закономерности историко-литературного процесса; сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития. Уметьсоставлять тезисный план или конспект лекции учителя | История: исторический фон эпохи(«дней Александровых прекрасное начало», война 1812 года, восстание декабристов, Николаевская реакция, оживление вольнолюбивых настроений). Полемика западников и славянофилов о путях развития России | Работа со словарём, запись лекции учителя | Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Особенности пушкинского лирического героя» (на материале произведений, изученных ранее); выразительно читать стихотворения «Погасло дневное светило», «Элегия» | |||||
Художественные открытия лирики А.С. Пушкина | Краткий обзор жизни и творчества А.С. Пушкина. Романтическая лирика периода Южной и Михайловской ссылок. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека («Погасло дневное светило», «Элегия») | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение стихотворений. Исследовательская: анализ текста стихотворений,поиск в них черт романтического ви- | Знатьособенности романтической лирики Пушкина. Уметь:анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы, соотнося стихотворения с литературным направлением; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему | Литература: особенности русского романтизма: В.А. Жуковский, поэты «пушкинской плеяды» (Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский). Ответить на вопрос: чем близки Пушкину романтические произведения В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского? | Выразительное чтение стихотворений; индивидуальное сообщение об особенностях лирического героя А.С. Пушкина; ответы учащихся на проблемные вопросы: чем отличается романтическая лирика Пушкина периода Южной ссылки от сти- | Выразительно читать стихотворения «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пинде-монти». Возможно чтение наизусть отдельных стихотворений. Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Пушкин и декабристы» | |||||
дения мира; доклад «Особенности пушкинского лирического героя» | хотворений поэта, написанных в Михайловском; почему увлечение романтическими идеалами в зрелом творчестве поэта уступает место реализму? | ||||||||||
Эволюция темы свободы в творчестве А.С. Пушкина | «Чувства добрые» в пушкинской лирике, её гуманизм. Вольнолюбивые мотивы, политическое и философское осмысление поэтом темы свободы. Восприятие свободы как высшей жизненной ценности («Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пинде-монти») | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение стихотворений. Исследовательская: анализ текста стихотворений, индивидуальное сообщение «Пушкин и декабристы» | Знать: основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С. Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве; анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему | История: Пушкин и декабристы. Ответить на вопрос: какое отражение получили идеи участников «Союза благоденствия» в оде А.С. Пушкина «Вольность»? | Выразительное чтение стихотворений; индивидуальное сообщение о влиянии декабристских идей на творчество А.С. Пушкина. Ответы учащихся на проблемные вопросы: какую эволюцию претерпели вольнолюбивые мотивы в лирике А.С. Пушкина; как в творчестве поэта сочетаются элегический и одический романтизм? | Выразительно читать стихотворения «Подражания Корану», «Вновь я посетил», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Возможно чтение наизусть отдельных стихотворений | |||||
Религиозно-философская лирика А.С. Пушкина | «Вечные темы» и их философское осмысление в поэзии А.С. Пушкина (любовь и дружба, свобода и творчество, человек и природа, жизнь и смерть, смысл человеческого бытия). Анализ стихотворений «Подражания Корану», «Вновь я посетил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Сравнительный анализ текста молитвы преподобного Ефрема Сирина и стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны» | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение стихотворений. Исследовательская: анализ текста стихотворений, составление к ним религиозно-философского комментария | Знать, какое воплощение в творчестве Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению. Уметьанализировать и интерпретировать стихотворения с позиции их религиозно-философского осмысления; сравнивать художественные произведения и внетекстовые материалы; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения | Текст молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния, лю-боначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь» | Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ текста молитвы и стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны»; ответы учащихся на проблемный вопрос: почему от «чистого афеизма» молодых лет в конце жизни Пушкин приходит к осмыслению вечных истин? | Прочитать поэму «Медный всадник», ответить на вопрос: Какое развитие нашла в поэме тема «маленького человека»? | |||||
«Великое» и «малое» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» | Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Художественная символика поэмы. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста произведения. Репродуктивная: осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий и характеров. Продуктивная творческая: выразительное чтение эпизодов поэмы; устное словесное | Знатьидейно-художественные особенности поэмы «Медный всадник», понимать, в чём заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила в данном произведении тема «маленького человека»; каково значение творчества | История: преобразовательная деятельность Петра Первого. Литература: образ маленького человека в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и «Шинели» Н.В. Гоголя. Ответить на вопрос: почему именно Пушкин | Выразительное чтение; устное словесное рисование; сравнительный анализ; ответы на проблемные вопросы: в чём смысл представленного в произведении Пушкина контраста «мед- | Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова»; выразительно читать стихотворения «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне | |||||
рисование. Поисковая: установление ассоциативных связей художественного текста со скульптурными произведениями; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Исследовательская: сравнительный анализ тех произведений Пушкина и Гоголя,в которых нашёл воплощение образ «маленького человека» | Пушкина для русской и мировой культуры. Уметь анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль художественной символики в раскрытии идеи «Медного всадника»; сравнивать пушкинский «Медный всадник» и знаменитый памятник Петру Первому работы Фальконе, подчёркивая доминанту каждого образа | первым в русской литературе создал образ «маленького человека»? Скульптура: памятник Петру работы Фальконе (1782 г.). Вдохновенное лицо императора, созданное М. Калло. Ответить на вопросы: смогли ли авторы памятника Петру Первому передать величие личности русского императора? Близок ли «Медный всадник» Пушкина образу государя, созданному Фальконе? | ного всадника» и «маленького человека»; разрешим ли конфликт частного лица и державной власти? | с молитвою...»), «я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Возможно чтение наизусть отдельных стихотворений | |||||||
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова | Жизнь и творчество (обзор). Адресаты любовной лирики Лермонтова. Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви. Анализ стихотворений «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие стихотворений. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: установление ассоциативных связей художественного текста с произведениями живописи; самостоятельный | Знатьадресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; сравнивать художественные | Литература: любовная лирика А.С. Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновение...» и ДР-)-Ответить на вопрос: чем отличаются пушкинская и лермонтовская концепции любви? Изобразительное искусство: | Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ стихотворений; работа с внетекстовыми материалами (мемуарами, воспоминаниями, записками и т.д.); ответы на | Выразительно читать стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу.». | |||||
так пылко я люблю...». Противостояние «красоты блистания» и «огня угаснувших очей», пылкого порыва и охладелого сердца | поиск ответа на проблемные вопросы. Исследовательская: сравнительный анализ произведений Пушкина и Лермонтова о любви, подготовка индивидуального сообщения «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова» с помощью внетекстовых материалов | произведения Пушкина и Лермонтова о любви; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; находить нужную информацию в источниках разного типа,систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему | портреты Е.А. Сушковой (рис. М.Ю. Лермонтова на рукописи стих. «Стансы»), Н.Ф. Ивановой (рис. В.Ф. Бинкемана), В. Лопухиной в образе испанской монахини (акварель М.Ю. Лермонтова), Е. Бы-ховец. Ответить на вопрос: что объединяет женские образы,воплощённые на портретах, и в чём их различие? | проблемные вопросы:способен ли лирический герой Лермонтова сказать при расставании: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим...»? В чём причина трагического одиночества героя Лермонтова? | Возможно чтение наизусть отдельных стихотворений | ||||||
Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова | Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова: чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием в стихотворениях «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...». Углубление понятий о романтизме и реализме в | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие стихотворений, заучивание наизусть. Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений. Поисковая: установление ассоциативных связей художественного текста с произведениями живописи; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. | Знать основные мотивы лирики Лермонтова, понимать, в чём заключается своеобразие его художественного мира, как соотносятся в нём романтические и реалистические традиции. Уметьанализировать и интерпретировать стихотворения, выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения | Изобразительное искусство: «Эпизод сражения при Валерике» (рис. М.Ю. Лермонтова). Ответить на вопрос: какими красками Лермонтов-поэт и Лермонтов-художник рисует картину сражения? | Выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы: в чём заключается своеобразие художественного мира Лермонтова; какое воплощение нашли в его творчестве романтические и реалистиче- | Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект». Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Петербург в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя» | |||||
творчестве поэта, об их соотношении и взаимовлиянии | Исследовательская: анализ произведений, направленный на углубление понятий о реализме и романтизме, их соотношении и взаимовлиянии в творчестве М.Ю. Лермонтова | ские традиции? | |||||||||
Образ города в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» | Обзор жизни и творчества Н.В. Гоголя. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма,лирики и сатиры. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Репродуктивная: осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий, характеров, краткий пересказ отдельных эпизодов. Продуктивная творческая: устное словесное рисование «Прогулка по Невскому». Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование произведения. Исследовательская: сравнительный анализ произведений Гоголя и Пушкина, воспроизводящих образ Петербурга | Знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина, понимать, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносятся в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира. Уметьустно нарисовать картину Невского проспекта, владеть навыками краткого пересказа; анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции | Литература: образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина («Евгений Онегин»), в «Шинели» и «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. Ответить на вопрос: чем обусловлена двойственность образа Петербурга в произведениях русских писателей девятнадцатого века? | Устное словесное рисование; краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы: в чём заключается своеобразие Петербурга Н.В. Гоголя? Как в облике города сочетаются трагедийность и комизм, лирика и сатира? | Определить основную мысль сочинения по произведениям русской литературы первой половины XIX века, разработать его план, подобрать иллюстративный материал к пунктам плана (темы сочинений даются учителем заранее) | |||||
10- | Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX века | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров | Уметь определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор жанра сочинения | Текст сочинения. Формулировка основной мысли работы, сравнение черновых и беловых вариантов плана к сочинению | Найти материал в учебнике истории о социально-политической обстановке в России 1850-60 гг. XIX века | |||||
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | |||||||||||
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Герой времени в литературе 1850-60 гг. | Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860 г. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры. Осмысление национального характера как задача искусства в стихотворениях Н.А. Некрасова, музыке М. Мусорг- | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; возможно составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы | Знатьосновные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве 1850-60 гг. XIX века; особенности русской литературной критики данного периода. Пониматьсвязь процесса демократизации художественной литературы и культуры в целом с событиями эпохи. Уметьсоставлять синхронную историко-культурную таблицу | История: историческая обстановка в России 1850-60 гг. XIX века (Крымская война и смерть Николая Первого; противостояние либералов и демократов в общественной жизни страны; подготовка и проведение реформы 1861 года). Демократизация русского искусства, создание артели молодых художников во главе с И.Н. Крамским,положившей начало товариществу передвижников, и | Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы | Написать мини-сочинение «Как я представляю себе судьбу героя 50-60 гг. XIX века»? | |||||
ского («Сцена под Кромами» из оперы «Борис Годунов»), картинах И. Крамского («Портрет крестьянина»). «Эстетическая» (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), «реальная» (НА Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев), «органическая» (А. Григорьев) критика. Традиции и новаторство в русской поэзии | возникновение сообщества композиторов (Могучая кучка) | ||||||||||
Выбор пути. Обзор литературы 1870-1890 гг. XIX века | Пути развития России: время поисков направления движения общества. Достижения в области науки и культуры. Характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора в русской классике. Развитие русской философской лирики. Расцвет малых жанровых форм в последние десятилетия XIX века. Классическая русская литература и её мировое признание | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; возможно составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы. | Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе 1870-90 гг. XIX века. Пониматьсвязь развития художественной литературы и культуры в целом с общественными движениями эпохи. Уметьсоставлять синхронную таблицу | История: «хождение в народ» и вопрос о необходимости жертвы во имя людей. Вступление к поэме А. Блока «Возмездие» как точная характеристика эпохи 1880-х гг. Ответить на вопрос: каким образом общественные движения эпохи повлияли на развитие художественной литературы и культуры? | Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы | Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Создание русского национального театра» | |||||
«Колумб | Обзор жизни и | Репродуктивная: | Знатьосновные | Изобразитель- | Тезисный | Индивиду- | |||||
Замоскво- | творчества | составление тезис- | этапы творческого | ное искусство: | план или кон- | альное сооб- | |||||
речья». | А.Н. Островского. | ного плана или | пути А.Н. Остров- | портрет А.Н. | спект лекции | щение «Ис- | |||||
А.Н. Ост- | Роль драматурга в | конспекта лекции | ского, роль драма- | Островского кис- | учителя; | тория созда- | |||||
ровский - | создании русского | учителя, заслуши- | турга в создании | ти В.Г. Перова. | сравнитель- | ния пьесы | |||||
первоот- | национального те- | вание индивиду- | русского нацио- | Ответить на во- | ный анализ | А.Н. Остров- | |||||
крыватель | атра. Островский - | ального сообщения | нального театра. | прос: каким пред- | текста пьес с | ского «Гро- | |||||
нового | наследник | на тему «Создание | Уметь составлять | стаёт перед нами | фрагментами | за»; подгото- | |||||
пласта рус- | Д.И. Фонвизина, | русского нацио- | тезисный план или | драматург на | из спектаклей | вить выбо- | |||||
ской жизни | А.С.Грибоедова, | нального театра». | конспект лекции | портрете Перо- | и кинофиль- | рочный пере- | |||||
Н.В. Гоголя. Про- | Поисковая: уста- | учителя; выступать | ва? Почему ху- | мов, снятых | сказ на тему | ||||||
смотр фрагментов | новление ассоциа- | с сообщением на | дожник изобра- | по мотивам | «Нравы горо- | ||||||
из спектаклей и | тивных связей с | заданную тему; ус- | зил Островского | произведений | да Калинова» | ||||||
кинофильмов, сня- | кинофильмами и | танавливать ассо- | не в парадном | Островского | |||||||
тых по мотивам | спектаклями по мо- | циативные связи | мундире, а в до- | ||||||||
пьес А.Н. Остров- | тивам пьес Ост- | художественного | машнем халате? | ||||||||
ского | ровского | текста с произве- | Кино и театр: | ||||||||
дениями других | фрагменты из | ||||||||||
видов искусства | спектаклей и ки- | ||||||||||
(театр, кино) | нофильмов, сня- | ||||||||||
тых по произве- | |||||||||||
дениям драма- | |||||||||||
турга («Беспри- | |||||||||||
данница» Я. Про- | |||||||||||
тазанова, «Жес- | |||||||||||
токий романс» Э. | |||||||||||
Рязанова, «Же- | |||||||||||
нитьба Бальза- | |||||||||||
минова» К. Вои- | |||||||||||
нова и др.). | |||||||||||
Ответить на во- | |||||||||||
прос: удалось ли | |||||||||||
режиссерам и | |||||||||||
актёрам досто- | |||||||||||
верно воссоз- | |||||||||||
дать мир героев | |||||||||||
Островского? | |||||||||||
Один день в городе Калинове | Урок-«путешествие» по городу Калинову. История создания пьесы «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы,своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в «Грозе» i "... | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Репродуктивная: осмысление сюжета произведения,изображённых в нём событий, характеров, выборочный пересказ отдельных эпизодов. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование произведения. Исследовательская: анализ текста пьесы | Знатьисторию создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме. Уметьвладеть навыками краткого пересказа, позволяющего воссоздать образ города Калинова; анализировать и интерпретировать текст пьесы, выявляя способы выражения авторской позиции | Выборочный пересказ, комментированное чтение, анализ текста драмы; ответы на проблемные вопросы:почему произведения А.Н. Островского критик Н.А. Добролюбов назвал «пьесами жизни»? В чём, по вашему мнению, заключаются истоки самодурства как социального и психологического явления? | Определить основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины. Подготовить выразительное чтение монологов Катерины (действие второе явление 10 и действие 5 явление 4) | ||||||
«Отчего люди не летают так, как птицы?» (своеобразие внутреннего конфликта Катерины) | Своеобразие внутреннего конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полю- са калиновского мира - | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Репродуктивная: осмысление внутреннего конфликта произведения. Продуктивная творческая: выразительное чтение монологов Катерины, инсценирование эпизода свидания Катерины и Бориса. | Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как сочетаются в характере главной героини народнопоэтическое и религиозное; в чём заключается нравственная пробле- | Изобразительное искусство: иллюстрация СВ. Герасимова «Катерина» к драме А.Н. Островского «Гроза». Ответить на вопросы: в какой мере портрет Катерины совпал с вашими представлениями о героине пьесы? В чём иллюстрация | Выразительное чтение; инсценирование; анализ текста драмы; ответы на проблемные вопросы:что превалирует в поступках Катерины -«ум» или «сердце»? Почему возникает в её | Ответить на вопрос «Как соотносятся семейный и социальный конфликты в драме»? Подготовить чтение по ролям сцены покаяния Катерины (действие 4, явление 6). Ин-дивидуаль- | |||||
Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей текста пьесы и рисунка СВ. Герасимова. Исследовательская: анализ текста пьесы | матика «Грозы». Уметь сравнивать действующих лиц пьесы,отмечая их сходство и различие; выразительно читать монологи и диалоги, инсценировать эпизоды пьесы; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера | дополняет ваше понимание образа Катерины? | монологах образ вольной птицы? | ное сообщение об исполнении роли Катерины различными актрисами | |||||||
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» | Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), п ротест-озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеобразие протеста Катерины. Исполнение роли Катерины различными актрисами (Стрепетова, Ермолова, Федотова, Никулина-Косицкая, Тарасова) | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Репродуктивная: осмысление внешнего конфликта произведения, различных видов протеста против «тёмного царства»; сообщение о сценической истории пьесы, об исполнении роли Катерины различными актрисами. Продуктивная творческая: чтение по ролям. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Исследовательская: анализ текста пьесы | Знатьосновные этапы развития внешнего конфликта «Грозы», мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различные сценические интерпретации роли Катерины, сравнивать и сопоставлять их. Уметьчитать по ролям эпизоды пьесы; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера; найти информацию в источниках различного типа, систематизировать её и выступить с сообщением на заданную тему | Театр: история сценической постановки «Грозы». Ответить на вопрос: какая из художественных интерпретаций роли Катерины на русской сцене вам ближе всего? | Чтение по ролям;анализ текста драмы; индивидуальное сообщение «Сценические интерпретации роли Катерины»; ответы на проблемные вопросы: что значит антитеза понятий «воля»-«неволя» для героев пьесы «Гроза»? Как расценивать покаяние Катерины: как её смирение или как победу над ложью, над своим грехом? | Подумать над вопросами «В чём заключается символика названия драмы "Гроза"?»; «Почему Островский назвал пьесу драмой, а не трагедией»? Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Символика имён и фамилий в пьесах А.Н. Островского» | |||||
Драматургическое мастерство А.Н. Островского | 1, | Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н. Островского. Углубление понятий о драме как роде литературы. Жанровое своеобразие «Грозы», сочетание в ней драматического, лирического и трагического начал | Репродуктивная: сообщение о символике имён и фамилий в пьесах А.Н. Островского. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Исследовательская: анализ текста пьесы | Знать особенности символики пьесы, жанровое своеобразие «Грозы»; в чём заключается мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н. Островского. Уметьаргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; находить информацию в источниках различного типа,систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему | Анализ текста драмы; индивидуальное сообщение «Символика имён и фамилий в пьесах А.Н. Островского»; ответы на проблемные вопросы:в чём своеобразие жанра пьесы А.Н. Островского? Что изменила в «тёмном царстве» смерть Катерины? Какой след оставила «гроза» в Калинове? | Подготовить развёрнутый план статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» | |||||
«Гроза» в оценке русской критики | Анализ критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Обучение конспектированию статьи. Сравнительный анализ оценки образа Катерины Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым (выдержки из статьи «Мотивы русской драмы») | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста критической статьи, составление конспекта. Исследовательская: сравнительный анализ статей Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы» | Знать содержание критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Уметь составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера | Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»; ответ на проблемный вопрос: почему у Добролюбова и Писарева, критиков, принадлежащих к одному демократическому лагерю, воз- | Подготовиться к сочинению-рассуждению по драме «Гроза» (вспомнить особенности построения текста-рассуждения) | ||||||
никли столь разные трактовки образа Катерины? | |||||||||||
20-21 | Сочинение-рассуждение по драме А.Н. Островского «Гроза» | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения-рассуждения на заданную тему | Продуктивная творческая: написание сочинений-рассуждений | Знатьособенности рассуждения как типа речи. Уметьопределить основную мысль сочинения-рассуждения в соответствии с заданной темой; составить тезисный план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор цитат, необходимых для раскрытия пунктов тезисного плана сочинения; сформулировать вывод, соответствующий теме и содержанию сочинения-рассуждения | Русский язык: особенности построения текста-рассуждения (тезис, доказательство, вывод) | Текст сочинения-рассуждения | Подготовить заочное путешествие в усадьбу И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново | ||||
«Душа моя, все мысли мои в России». Урок-заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново | Путь писателя от «натуры чисто внешней» (А.И. Герцен) к «истинному сыну своего времени, который носит в своей груди все скорби и вопросы его» (В.Г. Белинский). История рода Лутови- | Исследовательская: создание сценария заочной экскурсии в Спас-ское-Лутовиново | Уметьнайти информацию в источниках различного типа,систематизировать её, выстроить зрительный ряд и выступить с сообщением на заданную тему | Альбомы, набор открыток, фотографии, слайды с видами Спасско-го-Лутовинова | Видеопрезентация заочной экскурсии, выступления экскурсоводов | Групповые задания: подобрать материал о представителях семейства Кирсановых - Аркадии, Николае и Павле Петровичах. На- | |||||
новых и Тургеневых. Детство писателя. Главный дом усадьбы: кабинет Тургенева, его библиотека. Гости усадьбы (А. Фет, М. Щепкин, П. Киреевский, И.Аксаков, М. Савина). Парк Спасского-Лутовинова. Панорама жизни русской деревни. Окрестности села: овраг Кобылий Верх, Бирюков колодец, Бежин луг, Колотовка, Льгов и др. Спасское и его жители в произведениях Тургенева | рисовать герб рода Кирсановых, подготовить его описание | ||||||||||
Русские дворяне Кирсановы | История создания романа «Отцы и дети», отражение в нём общественно-политической ситуации в России. Ориентировочная беседа, выясняющая уровень первичного восприятия учащимися текста романа (работа с портретами Кирсановых кисти художников П. Боклев-ского и К. Рудакова). Кирсановы как лучшие представи- | Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репродуктивная: выборочный пересказ отдельных эпизодов, связанных с изображением дворян Кирсановых. Продуктивная творческая: устное словесное рисование, защита гербов. Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями | Знатьисторию создания романа «Отцы и дети», прототипы главных героев произведения; в чём заключается своеобразие мировоззрения, характера и манеры поведения каждого из господ Кирсановых. Уметьотбирать материал для выборочного пересказа; осуществлять устное словесное рисование; ориентируясь на художе- | История: противостояние либералов и революционеров-демократов в конце 1850-х гг. Ответить на вопрос: чем было вызвано расхождение взглядов либералов и революционеров-демократов в конце 1850 гг., какие" проблемы вызвали особенно ожесточённые споры? Изобразитель- | Выборочный пересказ как результат групповой работы;анализ текста; устное словесное рисование; комментированное чтение; ответы на вопросы репродуктивного и проблемного характера: с какой целью писатель вво- | Сопоставить образы П.П. Кирсанова и Евгения Базарова. Результаты работы занести в сравнительную таблицу. Подготовить комментированное чтение 10 главы романа и сцены дуэли между Павлом Петрови- | |||||
тели русского дворянства: восторженный и романтический Аркадий, тонко чувствующий красоту природы, Николай Петрович -хранитель национальной русской культуры, Павел Петрович - поборник европейской цивилизации | живописи; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение эпизода первой встречи Базарова с Павлом Петровичем. Исследовательская: анализ текста романа | ственные детали текста, создавать эскизы гербов литературных героев; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера | ное искусство: портреты Н.П., П.П. и Аркадия Кирсановых работы художников П. Боклевского и К. Рудакова. Ответить на вопрос: кто из художников, по вашему мнению, точнее отразил характер господ Кирсановых? | дит в роман рассказ о семейной истории Кирсановых? Почему Тургенев сталкивает Базарова не с худшими, а с лучшими представителями дворянского общества? | чем и Базаровым | ||||||
Две дуэли: Павел Кирсанов против Евгения Базарова | Композиция романа. Сущность конфликта отцов и детей: «настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы» (И.С. Тургенев). Словесный поединок уездного аристократа и столичного нигилиста. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем. Авторская позиция и способы её выражения | Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репродуктивная: выборочный пересказ эпизодов,связанных с изображением конфликта отцов и детей. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение словесного поединка и дуэли Базарова с П.П. Кирсановым. Исследовательская: анализ текста романа | Знатьпричины и сущность конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем, способы выражения авторской позиции и уметь объяснять их роль в произведении Тургенева. Уметь сравнивать героев-антагонистов; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи | Выборочный пересказ; анализ текста; комментированное чтение; ответы на вопросы проблемного характера: согласны ли вы с мнением Тургенева,что Базаров «побивает отцов справа и слева»? Почему словесный поединок перерастает в дуэль между уездным аристократом и столичным нигилистом? В чём особенности этой дуэли? | Ответить на вопрос «В чём заключается сила и слабость нигилизма Базарова?» Подготовить комментированное чтение сцены объяснения Базарова и Одинцовой в Никольском | ||||||
Сила и | Черты личности, | Рецептивная: чте- | Знать: в чём за- | Естествозна- | Выборочный | Подобрать | |||||
слабость | мировоззрения Ба- | ние и восприятие | ключается сила и | ние: прогресс в | пересказ, | материал о | |||||
нигилизма | зарова. Отношение | текста. | слабость нигилиз- | области естест- | анализ тек- | взаимоотно- | |||||
Евгения | главного героя к | Репродуктивная: | ма Евгения База- | венных наук(ра- | ста, коммен- | шениях База- | |||||
Базарова | общественно- | выборочный пере- | рова; как герои ро- | боты Д.И. Мен- | тированное | рова и Арка- | |||||
политическим пре- | сказ эпизодов, свя- | мана проходят ис- | делеева, И.М. | чтение; отве- | дия. | ||||||
образованиям в | занных с изобра- | пытание любовью, | Сеченова и др.). | ты на вопро- | Подготовить | ||||||
России, к русскому | жением сильных и | какую роль данное | Ответить на во- | сы проблем- | краткий пере- | ||||||
народу, природе, | слабых сторон ни- | испытание сыграло | прос: чем был | ного характе- | сказ эпизода | ||||||
искусству, естест- | гилизма Ба
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|