Предмет: Русский язык
Класс: 2 «а»
УМК: «Школа 2100»
Тема: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.
Цель: развитие умений писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, графически обозначать её и подбирать проверочные слова.
Планируемые результаты:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Познавательные:
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | -Приветствие. Проверка рабочего места. | - Приветствие. Проверка рабочего места. | |
1. Проверка домашнего задания. Упр. 243 («Дидактический материал»). – В каком столбике записаны слова с изучаемой орфограммой-проверяемой буквой согласного в конце слова? – В каких из этих слов есть ещё одна орфограмма? – Как она называется? – Какие из слов 2-го столбика и пишутся, и произносятся одинаково? 2. Словарная работа. На карточке запись: Шуре сшили сарафан, Сшили дедушке кафтан, Сшили бабушке жакет, Сшили дядюшке жилет. (А. Стройло) – Прочитайте стихотворение. Выпишите слова, обозначающие одежду. Поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного. Её надо запомнить. – Как называется эта орфограмма? – Какие ещё слова, обозначающие одежду, с такой же орфограммой вы можете назвать? – А все эти слова можно объединить одним словом – гардероб. Запишите его. (Учитель диктует по слогам и записывает на доске.) Это слово пришло из Франции, означает «хранение платьев». – Прочитайте записанные слова три раза. Постарайтесь запомнить их правописание, придумайте для этого какую-либо ассоциацию на букву а-. (Сарафан, кафтан, жакет – в корне а – вот вам ответ.) | -Обувь, голубь. - Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. - В конце которых буквы глухих парных согласных: шарф, сноп, жираф, матрос - Непроверяемая буква безударного гласного в корне слова. - Платок, пальто. | ||
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | ||||||||||
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 4 1. Проверка домашнего задания. Упр. 243 («Дидактический материал»). – В каком столбике записаны слова с изучаемой орфограммой-проверяемой буквой согласного в конце слова? – В каких из этих слов есть ещё одна орфограмма? (Обувь, голубь.) – Как она называется? (Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.) – Какие из слов 2-го столбика и пишутся, и произносятся одинаково? (В конце которых буквы глухих парных согласных: шарф, сноп, жираф, матрос.) 2. Словарная работа. На слайде (доске) запись: Шуре сшили сарафан, Сшили дедушке кафтан, Сшили бабушке жакет, Сшили дядюшке жилет. (А. Стройло) – Прочитайте стихотворение. Выпишите слова, обозначающие одежду. Поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного. Её надо запомнить. – Как называется эта орфограмма? (Непроверяемая буква безударного гласного в корне слова.) – Какие ещё слова, обозначающие одежду, с такой же орфограммой вы можете назвать? (Платок, пальто.) – А все эти слова можно объединить одним словом – гардероб. Запишите его. (Учитель диктует по слогам и записывает на доске.) Это слово пришло из Франции, означает «хранение платьев». – Прочитайте записанные слова три раза. Постарайтесь запомнить их правописание, придумайте для этого какую-либо ассоциацию на букву а-. (Сарафан, кафтан, жакет – в корне а – вот вам ответ.) | Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. | ||||||||||
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | 1 3 3
– В каких из записанных слов есть орфограмма «Проверяемые буквы согласных в конце слова»? (Жакет, жилет, гардероб.)
– Докажите, что в этих словах нужно писать именно эти буквы – т или д.
– Сколько существует способов проверки написания букв согласных на конце слова?
– Какие из способов вы использовали при доказательстве выбора нужной буквы?
– Сформулируйте тему и составьте план действий на уроке. («Орфограмма-проверяемая буква согласного в конце слова».)
План действий (можно ключевые слова записать на доске в левой части):
1. Находить слова с этой орфограммой.
2. Подбирать проверочные слова.
3. Писать букву согласного в конце слова.
4. Обозначать (подчёркивать) орфограмму.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | ||||||||||
ΙΙΙ. Развитие умений – применение знания. | 1 2 4 3 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 242 – развивается умение писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, обозначать орфограмму и подбирать проверочные слова. Первые 1–2 примера записываются с комментарием, затем ученики работают самостоятельно. Проверка коллективная.
Упр. 244 – развивается умение подбирать однокоренные слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, выделять части слов, обозначать орфограмму.
Учащиеся выполняют его самостоятельно. Взаимопроверка.
Упр. 245 – развивается умение находить ошибки в подборе слов с орфограммой-буквой согласного в конце слова.
– Покажите в тетрадях цифрой, сколько слов Вова Колесников записал неправильно. Далее по вариантам:
I вариантзаписывает проверочные слова к словам первой строчки (парами).
II вариант– к словам второй строчки.
После выполнения несколько учеников читают записанные слова вместе с проверочными. Остальные слушают и дополняют, в случае расхождений – своими примерами.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Дополнительно: Максимум
Индивидуально выполняются упр. 247 и 248 («Дидактический материал»).
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||||||||||
ΙV. Итог урока. | – Чем занимались на уроке? Сравните с планом (ключевыми словами на доске). – Выполнили все пункты плана? 4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |||||||||||
V. Домашнее задание. | Упр. 243. |
Деятельность учеников:
- Наблюдать за произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.
- - Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)
Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне