Понятие регион», принципы и методы районирования

Естественно, что понятие регион является центральным в такой дисциплине, как экономика региона. По смыслу он близок к термину «район». Причем последний появился в русском языке раньше. Он был заимствован из французского и первоначально употреблялся в военном деле («укрепленный район»).

Мы будем употреблять оба этих термина как синонимы, имея в виду, что, во-первых, в науке все же чаще применяется понятие «регион», во-вторых, «район» часто употребляется или как обозначающий конкретную административную территорию, или в нечетком смысле («наш район», «не наш район»).

Под регионом мы будем понимать определенную территорию, которая отличается от других в том или ином отношении (административном, экономическом, социально-политическом, демографическом и др.) и обладает некоторой целостностью и взаимосвязанностью расположенных на ней структурных элементов.

Среди методов выделения регионов, или районирования, исходя из цели, выделяются познавательные и преобразовательные. Первое осуществляется для решения исследовательских задач, касающихся тех или иных качеств территории, распределения того или иного вида потенциала страны (экономического, демографического природного и т. д.). Второе - для решения определенных задач социально-экономического развития (например, выделение проблемных регионов с целью последующей разработки и реализации региональной программы).

По критерию районирования выделяют: административное, социально-экономическое, природно-экологическое, демографическое и другие.

Важное значение имеет выделение регионов по критерию характера социально-экономического развития. С этой точки зрения их можно разделить на следующие группы:

• моторные - отличаются сосредоточением крупных быстрорастущих отраслей, агломераций или экономических кластеров, относящихся к тем или иным (не обязательно моноотраслевым) видам деятельности;

•развитые - характеризуются уровнем развития выше среднего;

• слаборазвитые - характеризуются уровнем развития ниже среднего;

• кризисные - отличаются существенным снижением уровня экономической активности и (или) наличием острых социально-экономических или экологических проблем;

• депрессивные - характеризуются низкими темпами экономического роста и отсутствием перспектив социально-экономического развития. Часто это бывшие кризисные регионы;

• проблемные - их нельзя отнести ни к кризисным, ни к депрессивным, но они характеризуются наличием существенных социально-экономических, экологических или демографических проблем;

• неосвоенные - обладающие определенным потенциалом развития, который в настоящее время не используется.

Важнейшими характеристиками региона являются показатели плотности, размещения, связанности.

Плотность определяется как количество единиц того или иного ресурса или параметра на единицу территории (например, плотность транспортной сети, плотность населения и т. д.). Показатели размещения определяют степень концентрации, дифференциации или распределения определенных видов деятельности или населения (например, доля городского населения). Показатели связанности характеризуют интенсивность определенных потоков (материальных или миграционных).

Для характеристики внутри и межрегиональных связей часто имеют большое значение показатели расстояния между определенными элементами. В пространственной экономике, так же как и в региональной, оно не всегда измеряется в единицах длины. Часто более точной характеристикой расстояния (или «доступности») является время, необходимое для его преодоления, или транспортные издержки.

Существует несколько подходов к определению понятия «регион»:

территориальный подход, согласно которому регион – это всегда территория, но границы территориальных образований разные. Регион может формироваться как в рамках административно-территориальной единицы; объединять несколько территориальных единиц; являться частью административно-территориальных единиц; объединять территории нескольких стран или их часть;

экономический подход: территория – это основа всего существующего (жизни), базой которого является производство следовательно экономические цели. Этот подход определяет регион как часть народнохозяйственного комплекса страны, характеризующаяся завершенностью воспроизводственного процесса и в совокупности обеспечивая целостность национальной экономики;

социально-экономический подход появился тогда, когда стали связывать уровень жизни населения и результаты экономики региона. Согласно данному подходу регион – это социально-экономическая система, основные звенья которой (материальное производство и социальная сфера) сбалансированы. С другой стороны регион – это территориальное образование, имеющее собственное региональные органы управления и четко очерченные границы, в пределах которых воспроизводятся соц. и экономические процессы жизнеобеспечения населения. Кроме того регион – это система, образующая социальную общность;

административный подход уделяет внимание привязанности к границам.

Общетеоретический и конкретно-практический смысл термина «регион»

Можно также выделить два смысла термина регион: общетеоретический и конкретно-практический. В общетеоретическом смысле регион – это исторически сложившееся территориальное сообщество людей в составе большого общества, мезоуровень структуры и динамики общества, макроячейка его социокультурного пространства. Регион возникает на основе этнокультурной идентичности населения, заселившего данную территорию, существует и изменяется в результате деятельности его жителей, которые сконцентрированы в городских и сельских поселениях, связаны экономическими интересами (разделения труда, обмена) и социальной организацией (структурой, институтами). Структурно регион как сообщество людей находится между обществом как целым (социетальный уровень) и поселениями – городами и поселками, селами и деревнями, т.е. первичными территориальными общностями. В этом смысле указанное сообщество представляет мезоуровень большого общества и характеризуется сложной дифференциацией.

В конкретно-практическом смысле регион представляет собой территориальную единицу политико-административной, экономической и социально-культурной структуры страны. Он ограничен рамками территории и характеризуется своеобразием природных условий, этнорелигиозным составом населения, его традициями, специализацией производства и обмена товаров и услуг, количеством и структурой рабочих мест, социальной инфраструктурой, уровнем, качеством жизни различных слоев населения, организацией политико-административного управления. Регион - объект государственного управления и, вместе с тем, его субъект: региональные органы власти осуществляют контроль за деятельностью подведомственных организаций, регулирование политико-административной, социальной и производственной инфраструктуры региона. Региональные и местные структуры региона представляют собой местное самоуправление, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Таким образом, регион как территориальное образование, является достаточно сложной и сочетающей в себе множество аспектов системой, и определяет необходимость исследования основных форм региональной организации экономического пространства, что позволит сформулировать основные принципы функционирования региональных социально-экономических систем, возможные модели их структур, особенности их размещения и развития в рамках определенной территории.

Функции региона

Регион выполняет в экономике государства следующие функции:

институциональные (регион – это часть территории страны);

экономические, в частности, обеспечение экономической безопасности стран в целом и создание условий свободной деятельности в регионах (региональная функция спроса, региональная функция предложения, функция региональной активности, функция региональной специализации, функция регионального управления, хозяйственная функция региона, демографическая функция, социально-бытовая функция);

социальные;

экологические и пр.

В соответствии с антропосоциетальным подходом региону, как и обществу, свойственны четыре основные функции: жизнеобеспечивающая, духовно-интегрирующая, статусно-дифференцирующая, властно-регулирующая. Каждая функция осуществляется через соответствующую регионально-функциональную структуру, которая представляет собой совокупность социальных институтов, организаций, общностей, природных и созданных человеком ресурсов. Ее динамика предстает в виде взаимосвязанных пар процессов, обозначенных выше. Совокупность таких функций, структур и процессов образует непосредственную социокультурную среду жизнедеятельности человека и служит пространственной ячейкой общества как антропосоциетальной системы. Соответственно, функции, структуры и процессы территориального сообщества предстают в трех конфигурациях: одна обращена к самому региону как целому, другая – к человеку, третья – к обществу.

Функция жизнеобеспечения включает использование ресурсов территории и человеческого потенциала ее жителей для поддержания безопасности и целостности региона; удовлетворение жизненных потребностей индивида в пище, одежде, жилище, здоровье; в отношении к обществу она реализуется в виде налогов и других отчислений для безопасности и целостности общества. Эта функция осуществляется через жизнеобеспечивающий комплекс региона - деловые организации региона, но также домохозяйства, правоохранительные службы и многое другое.

Функция интеграции конкретизируется как поддержание порядка на территории региона, сеть коммуникаций (межличностных, транспортных, телефонных, Интернет и т.п.) между поселениями, домохозяйствами (соседские отношения) и внутри профессиональных групп со сходными занятиями; в отношении к человеку она предстает как совокупность ценностей и норм, правил и образцов поведения, одобряемых большинством жителей данного региона; вклад в интеграцию общества регион осуществляет легитимацией социетальных ценностей и норм, правил и образцов - формальных и неформальных, развитием позитивных взаимодействий с другими регионами. Коммуникативная структура имеет преимущественно символический характер и в целом может быть охарактеризована как культура региона; но сеть коммуникаций имеет и физические составляющие - транспорт, электронные каналы и др.

Функция дифференциации реализуется в социально-профессиональной и статусно-престижной структуре его жителей. Она конкретизируется в совокупности статусов и ролей, которые мотивируют активность людей, непосредственно побуждают их к действиям разнообразными способами: от конструктивных образцов развития до разрушительных антагонизмов. Основной структурой, через которую воплощается функция дифференциации, служит социальная стратификация населения региона.

Властно-регулятивная функция выступает как сочетание координации и контроля со стороны органов управления и самоуправления, благодаря чему поддерживается социальный порядок в регионе. Действия жителей региона подлежат положительным или негативным санкциям со стороны официальных органов управления, так и любого из жителей, придерживающегося традиций, обычаев, принятых в данном регионе или во всем обществе. Носителями данной функции служат структуры управления в масштабе региона, в деловых и общественных организациях, действующих в регионе, а также структуры муниципального и местного самоуправления, спонтанные институты социального контроля.

Социокультурные функции и структуры региона паритетны по своей природе и взаимосвязаны; в оптимальном состоянии они сбалансированы между собой. За их сбалансированность непосредственно ответственна властно-регулирующая структура.

Степень реализации функций зависит от следующих факторов:

уровень развития промышленного комплекса региона и страны; степень обеспечения природными ресурсами; обеспеченность и качество трудовых ресурсов;

наличие уникальных свойств региона, имеющих уникальную значимость;

социально-политическая стабильность в регионе;

финансовые возможности региона;

геополитическое положение региона.

Паритетность функций региона означает, что каждая функция имеет фундаментальное основание, не сводится к другим функциям и не выводится из них. Это исключает принятие какой-либо одной функции за определяющую, из которой выводятся остальные. Вместе с тем, взаимосвязанность функций включает разнонаправленные причинные зависимости между ними, в том числе изменяющие свое направление с изменением фазы эволюции региона или состояния окружающей его среды, общества. Такого рода релятивный детерминизм свойствен и взаимосвязям между функциональными структурами региона и способами их динамики, процессами.

Устойчивость и надежность функционирования отдельных элементов социально-экономической системы создает условия для формирования и прогрессивного развития целостного образования. Вместе с этим, проблема обеспечения национальных интересов государства в современных условиях подтверждает необходимость рассмотрения социально-экономических проблем через призму регионального развития, поскольку именно в регионах формируются основные элементы системы, обеспечивающие устойчивость национальной экономики и одновременно с этим, регионы являются центрами, в которых аккумулируются основные социально-экономические проблемы общества. Таким образом, роль региона как основного территориального образования, формирующего систему национальной экономики, предопределяет необходимость глубокого изучения особенностей функционирования и развития региона как формы организации экономического пространства.

Формы государственной поддержки регионов

Основными формами государственной поддержки регионов являются:

трансферты, направленные в местные бюджеты из государственного бюджета с целью выравнивания бюджетной обеспеченности регионов;

дополнительные финансовые поддержки депрессивных регионов;

субсидии (могут быть предоставлены отдельным регионам: для переселения граждан из закрывающихся городов, поселков; для строительства жилья переселенцев.);

содействие развитию социальной сферы региона.

Выбор конкретного направления поддержки определяется условиями развития региона, выхода его из кризиса. В одних случаях целесообразно помочь в строительстве транспортной магистрали, связав тем самым регион с общим рынком, в других – создать правовые условия и направить государственные средства в освоение природных ресурсов региона и т.д.

По степени универсальности и широте воздействия инструменты регионального регулирования делятся на 2 группы:

Общеэкономические регуляторы (макроинструменты), воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях. Для стимулирования экономического роста и поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы. Цель – поднять конкурентоспособность определенных регионов на национальных и внешних рынках.

Регуляторы адресного воздействия. Они применяются для непосредственного воздействия на деятельность субъектов региональной экономики. Существуют два главных направления воздействия:

на труд (переподготовка кадров, выделяются субсидии и целевые кредиты для создания нового рабочего места. При рассасывании безработицы – компенсация части затрат на переезд, ссуды на новое жилье);

на капитал – инвестиционные гранты (субсидии, скидки). Они предоставляются на инвестиции в конкретные объекты, способствующие экономическому развитию региона (особенно инновационная деятельность).

Политика стимулирования устойчивого развития региона должна учитывать социальные, экономические и экологические потребности региона и определять последующее продвижение в вопросе стимулирования устойчивого развития региона в ближайшей перспективе. Поэтому политика стимулирования устойчивого развития региона должна быть организационно обоснованным набором стимулирующих мероприятий, направленных на улучшение существующего состояния, свойственного региональным социо-эколого-экономическим системам в кратко- и долгосрочном периоде.

Основное содержание отбора политики стимулирования устойчивого развития регионов заключается в следующем: чем низшие показатели уровня стимулирования устойчивого развития региона и уровня устойчивого развития региона, тем интенсивнее нужно применять мероприятия стимулирующего влияния. Выбор политики стимулирования устойчивого развития регионов должен учитывать уровень стимулирования устойчивого развития регионов, а также уровень устойчивого развития регионов на современном этапе. Учет уровня стимулирования устойчивого развития регионов позволит узнать, как проводилось стимулирование устойчивого развития регионов, и использовались ли достаточно эффективные инструменты стимулирования. Уровень устойчивого развития регионов позволит выяснить, насколько развитыми есть регионы той или иной страны в социальном, экономическом и экологическом плане, а главнее всего – на сколько достигнутый уровень устойчивого развития регионов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: