Критический идеализм

Автор Антонио Менегетти

Критическим идеализмом я называю определенный тип психологического поведения подростков, который закладывает основание для любой последующей психологической девиации личности. Именно на этой базе монитор отклонения, или постоянная психологическая ошибка сознания, устанавливается, стабилизируется и окончательно определяет характер субъекта.

а) Как проявляется критический идеализм? Подросток достигает определенной критической способности мышления в том возрасте (13-16 лет), когда его физическое становление с точки зрения биологической функции в основном завершено, мир взрослых начинает по-особому присматривается к нему и выстраивать диалог по-новому, а подросток на практике познает многие аспекты повседневной жизни.

В этот период молодой субъект наблюдает не столько за своими товарищами по интересам, сколько за родителями, учителями, бабушками, дедушками и т.п.

Эти некогда мифические, идеальные, образцовые люди начинают вызывать у него сомнения, он смотрит на них критически, видит их лимиты, порой они кажутся ему немного смешными и очень ограниченными.

Тем временем у молодого человека формируется сознательный перфекционизм. Он думает: «Я совершенен, они – хорошие родители, преподаватели и т.п., но, по правде говоря, у них много ограничений. Сейчас я действовать не могу, но наступит завтра, когда приду я, и тогда весь мир узнает!».

В сущности, подросток уклоняется от обязанности выстраивать себя и идти на соответствующие жертвы, критикуя ошибки взрослых.

Почему я назвал такое поведение «критическим идеализмом»? Потому что молодой человек смотрит на себя как на олицетворение совершенства, доказательством которого для него служит также способность критиковать, благодаря чему он мыслит о себе в категориях высшей степени. На практике же за волей к критике стоит уход и поиск алиби в случаях конкретной ответственности.

У некоторых критический идеализм наступает в 12-13 лет, кто-то достигает состояния «совершенства» к 18-19 годам, хотя по своему опыту знаю некоторые случаи с 6-7 летними детьми.

У тех, кто раньше других приходит к идеальному критическому идеализму, наблюдаются ухудшенные варианты шизофренических отклонений во взрослом возрасте, поскольку подобные субъекты не учатся ответственному и зрелому управлению собой в многочисленных жизненных ситуациях в будущем.

В сущности, ошибка заключается в следующем. Субъект замещает свое обязательство по саморазвитию рациональной критикой недостатков других людей.

б) Как возникает ошибка или, точнее, самообман?

- Подросток переживает определенное состояние очевидности, при котором накапливаются первые подобные знания, то есть когда критикуемые им взрослые объективно проблематичны, несовершенны; большая часть подмеченных недостатков реальна. Такая ситуация формирует у молодого человека безосновательную уверенность и чувство превосходства*. Ошибки, ограничения, проблемы взрослых усиливают безосновательное чувство превосходства у подростка.

Проблема состоит в том, что, например, подросток, который учит в лицее древнегреческий язык, видит в учителе интроверта и прочее, но не это должно его волновать, ведь он ходит в лицей учить язык древних греков, а не изучать преподавателя. Однако происходит так, что ученик испытывает презрение к учителю и отмахивается от инструмента, который может пригодится ему в один прекрасный день. То же происходит и в отношении менеджера предприятия, на котором работает молодой человек, и хозяина магазина, у которого он проходит производственную практику. Взрослые, пусть даже испорченные, могут передавать рабочие и социальные инструменты, то есть технические знания, которыми молодой человек однажды сможет воспользоваться и достичь лучшего качества.

Рассмотрим еще один пример. Однажды прехорошенькая женщина пожаловалась на то, что все ее проблемы с работой вызваны отсутствием определенного диплома об образовании. Она связывала этот факт с тем, что на одном из экзаменов в университете преподаватель стал заглядываться на ее грудь, из-за чего она рассердилась и не ответила на его вопросы. В дальнейшем она так и не закончила курс. Факт в том, что грудь – это нечто красивое, но экзамен – не то место, где ее «выставляют напоказ».

Необходимо умело выбирать витрину для продажи своих достоинств, а не устраивать бесконечные распродажи по сниженным ценам. К примеру, женские ножки могут быть как выражение сексапильности, так и инструментом власти – все зависит от умения обладательницы управлять своим телом в целях делах, власти, первенства, то есть от того, насколько женщина умеет обозначать свое присутствие и тем самым «продавать» свою харизму. Таким способом, пока девушка растет, она с течением лет обретает зрелость качеств и достигает первенства жизни, которое сопряжено с историческим первенством. Добродетели (ум, воля и т.д.) необходимы не для того, чтобы стать «святой», а для непрерывного воплощения власти и удовольствия в практическом, объективном смысле. Зачастую девушка думает: «Сейчас я молода, красива, моя жизнь налажена, и завтра она будет идти своим чередом….», но молодость проходит, а девушка так ничего и не создала. Есть другой тип девушек, которые ищут богатого мужчину, этакого маленького будущего олигарха, чтобы «устроить свою жизнь». Начнем с того, что настоящий олигарх меняет своих женщин и содержит всех своих детей. Но проблема в другом: почему девушки не думают сами стать олигархами? Чего им не хватает? Ведь, вооружившись смелостью и умом, можно выстроить все, что захочешь.

- Состояние биологического превосходства в дальнейшем подразумевает безвозмездность благосостояния, но также и отсутствие развития. Молодой человек словно говорит сам себе: «Я и так лучший, мне больше не нужно ничего делать, осталось дождаться момента, когда я стану командовать. Я не буду больше утруждать себя, ведь я и так впереди, более того, лучше не напрягаться, а то разница с другими станет слишком уж очевидной, а это опасно ». Опираясь на подобное безосновательное удовлетворение, молодой человек перестает упражняться в собственном росте и стабилизирует сознание на уровне памяти. После чего субъект приспосабливается к определенной музыке, товарищу, партнеру, спорту, путешествиям, чтению каких-то газет или романов и т.д., а внутри верит, что уже достиг полноты, что в определенном смысле уже «состоялся».

- Третьим элементом игры становится вознаграждение подростка со стороны взрослых – родителей, родственников, некоторых учителей, которые любят его не таким, какой он есть, а таким, какой он им нужен. Множество взрослых компенсирует собственную фрустрацию через любовь к подрастающему поколению, которое олицетворяет надежду на будущее. Очень часто родители готовят дочь или сына к той роли, в которой сами потерпели неудачу. Они словно заново получают шанс прожить молодость. Однако в таком случае форма усиливается и препятствует объективной аналитической оценке молодым человеком своей повседневной реальности.

Такое чаще всего случается с детьми, у которых происходит раннее развитие ума и красоты. Взрослые используют таких детей, и нередко в доме можно услышать, к примеру, что если так сказал этот ребенок, то это правда, потому что он умный и пр. Потихоньку ребенок становится «всеведущим» настолько, что для него пропадает смысл ходить в школу, набираться опыта и т.п.

В сущности, идеализм такого типа основан на двух аспектах:

1) отзвуке высшее объективной виртуальности, которой наделен подросток;

2) действии механизма защиты, в частности, компенсации. За идеализмом, поощрением, безосновательным и преждевременным успехом, который приписывает себе подросток, он прячет то, чего не возводит ежедневно. Иными словами, он занимается самоутешением и чем больше проигрывает, тем больше усиливает свой идеализм.

в) Каковы последствия критического идеализма?

Во-первых, молодой человек ничего не делает, поскольку его время еще не настало, он еще не может командовать. К тому же считая себя лучше других, он не прикладывает усилий к самообразованию. Такой человек адаптируется к посредственному, социальному сознанию, а годы идут, и когда субъект достигает возраста 20-26 лет, уже слишком поздно. Человек еще не отдает себе в этом отчет, но когда он пытается заполучить реальность мира или общества, поскольку, наконец, достиг нужного возраста, то оказывается, что он не умеет делать лучше других, ни одного дела.

В состоянии критического идеализма молодой человек дает волю своей лени, он критикует других и пребывает в заблуждении, что он – самый умный, что ему по плечу в любой момент получить любой диплом или освоить любую специальность. Но он не знает о том, что нейроны без соответствующей тренировки преждевременно стареют и теряют гибкость. В результате, когда нужен диплом об образовании, признание, знание определенного иностранного языка и т.п., молодой человек оказывается неспособным, и тогда ему остается лишь подхватывать песни социального протеста*.

По сути, субъект проявляет простодушие, которое затем стремиться компенсировать высокомерием, молчанием, уходом в себя, самонадеянностью и пр. Все молодые люди выступают с обвинениями в адрес взрослых и общества, то есть ожесточаются против других за то, что сами же создали против себя.

К этому всему прибавляются и первые биологические ошибки молодого человека, который в свое время стали приговором для критикуемых им взрослых, - доступный секс, безответственный брак, ошибки в выборе друзей и ситуаций.

Эти экзистенциальные ограничения играют на руку монитору отклонения, социальному «Сверх-Я», а сравнение с другими провоцирует у молодого человека депрессию. Он оглядывается вокруг и видит, что множество других людей делают лучше него то, на что он считает себя способным. Если же молодому человеку посчастливилось встретить на своем пути выдающегося человека (не важно – мужчину или женщину), который может дать ему благоприятную возможность развития, он «провалит» свой шанс*.

В конце концов первоначальное идеалистическое превосходство оборачивается для будущего существования молодого человека, и ему будет сложно наверстать упущенные в процессе «отсутствия роста» годы, потребуется больше жертв, смирения, работы.

Большинство же утрачивает даже сознательную способность сопостовлять себя с другими. В таких случаях ситуация еще более тяжелая, поскольку субъект даже не осознает, что он потратил зря столько лет и так себя и не создал. Когда он начинает действовать, строить отношения, организовывать встречи, то вместо того, чтобы использовать развитые стратегии, он все время возвращается к усвоенным в детстве или в раннем пубертатном периоде поведенческим моделям. Его надменность становится защитной компенсацией.

В действительности, молодой человек сам создал свою «клетку» на основании того ограничения, которое он выбрал и укрепил, и отныне это ограничение будет характеризовать всю его жизнь.

Критический идеализм: осведомленность, изначально сформированная у молодого человека и позволяющая ему смотреть на других свысока, в последующем делает его низшим по отношению к жизни.

Величие молодого человека заключается не в том, что он превзошел своих родителей, а в том, что он реализовал себя. И в этом каждый из нас одинок. Субъекту нужен ум, чтобы с пользой задействовать всех остальных. Истинным долгом становится воплощение в реальности своего проекта. Для подростка еще не настало время всеобщего понимания и восхваления. Но великое время славы наступит, только если молодой человек заложит соответствующие предпосылки, если хорошенько вложится в свое сегодня и в каждый завтрашний день. Успеху требуется полноценная самоотдача. Мы ведем речь об успехе, который начнет проявляться после 30 лет и будет крепнуть с каждым днем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: