Методика выполнения лабораторной работы №4 «Изучение протоколов IP-телефонии и сценариев совершения звонков с использованием программных софтфонов Linphone и Ekiga»

Методика выполнения лабораторной работы №4 «Изучение протоколов IP-телефонии и сценариев совершения звонков с использованием программных софтфонов Linphone и Ekiga»

Рассмотренные в лабораторных работах 2 и 3 программные софтфоны могут совершать лишь телефонные (голосовые) звонки через IP-сеть. Но существуют и другие софтфоны, позволяющие совершать видеозвонки по IP-сетям.

Целью данной лабораторной работы является изучение программных софтфонов Linphone и Ekiga, позволяющих осуществлять видеозвонки.

Методика выполнения лабораторной работы №4 «Изучение протоколов IP-телефонии и сценариев совершения звонков с использованием программных софтфонов Linphone и Ekiga»

Основными процедурами при использовании данных софтфонов также являются регистрация, базовый вызов в двух доступных режимах - в режиме «точка-точка» и с регистрацией на SIP-сервере, а также дополнительные услуги. Сценарии обмена сообщениями при рассмотрении трейсов в Wireshark будут аналогичными сценариям сообщений лабораторных 2 и 3, поэтому на них подробно останавливаться нет необходимости. Особое внимание следует обратить на саму процедуру регистрации и возможности видеозвонков. Вызов будет осуществляться с Linphone на Ekiga или с Ekiga на Linphone.

Работа выполняется по вариантам: 1 вариант будет работать с софтфоном Linphone, 2 вариант – с Ekiga. Вызовы будут осуществляться между этими вариантами.

Как и в предыдущих работах перед началом выполнения практической работы необходимо настроить звуковые устройства.

Задание 1. Базовый вызов в режиме «точка-точка» (без участия SIP-сервера).

1. Настроить терминалы Linphone и Ekiga на РМ 1,2 для работы в режиме без регистрации на SIP-сервере («точка-точка»).

1.1 Настройка терминала Linphone.

Запуск программы осуществляется двойным щелчком левой кнопки мыши по соответствующему ярлыку на рабочем столе. Откроется главное окно программы (Рисунок 107).

Рисунок 107 - Главное окно программного софтфона Linphone

Главное окно содержит:

· Строку меню, расположенную в верхней части окна;

· Поле для ввода имени вызываемого абонента и кнопки управления соединением: Start Call (Вызов) – кнопка с изображение зеленой трубки, расположенная слева от поля ввода имени вызываемого абонента, и кнопка Terminate Call – кнопка с изображение красной трубки, расположенная справа от поля ввода имени вызываемого абонента;

· Панель списка контактов пользователя (Contact List);

· Панель набора номера (Keypad);

· Панель статуса пользователя (My current identity);

· В нижней части окна располагается панель состояния пользователя.

В случае если активирован режим видеовызова, то появляется окно Linphone Video. Изменить режим вызова (аудиовызов, видеовызов) можно с помощью меню Modes.

При запуске приложения на софтфоне активируется последний используемый профиль. Имя текущего профиля отображается в панели статуса пользователя. Изменить текущий профиль пользователя можно либо, выбрав доступный профиль из списка в панели статуса пользователя (My current identity), либо создать новый с помощью меню Linphone -> Preferences->Manage SIP Accounts Главного окна (Рисунок 108).

Рисунок 108 - Окно профилей пользователя

Окно профилей пользователя Manage SIP Accounts отображает все доступные профили пользователя, а также позволяет редактировать, удалять, создавать новые профили. В случае если софтфон будет работать без SIP-сервера (в режиме «точка-точка») для создания профиля пользователя необходимо заполнить поля только раздела Default identity:

· Your username - указывается имя пользователя, которое будет отображаться в заголовке From в запросах протокола SIP, отправляемых софтфоном. Для совершения видеозвонков на каждом РМ предполагается свой номер вида – 12х (где х номер рабочего места).

· Your resulting SIP address – указывается полный адрес пользователя в формате sip:имя пользователя@IP-адрес пользователя.

Закрыть окно с помощью кнопки "CLOSE", расположенной в правом нижнем углу. Новый профиль пользователя создан.

1.2 Настройка терминала Ekiga.

Запуск программы осуществляется двойным щелчком левой кнопки мыши по соответствующему ярлыку на рабочем столе. Откроется главное окно программы (Рисунок 109).

Рисунок 109 - Главное окно программного софтфона Ekiga

Главное окно содержит:

· Строку меню, расположенную в верхней части окна;

· Поле для ввода имени вызываемого абонента и кнопки управления соединением: Call (Вызов), Аnswer (Ответ).

· В левой части окна расположены: панель контактов (Contacts), панель набора номера (Dialpad), панель истории вызовов (Call history).

· В правой части окна расположена панель состояния вызова (Call Panel), в которой отображается имя пользователя, с которым организован сеанс связи, длительность сеанса связи, а в случае видеовызова еще и изображение собеседника.

· В нижней части окна располагается панель статуса пользователя.

При запуске приложения на софтфоне активируется последний используемый профиль. Имя текущего профиля отображается в панели статуса пользователя. Доступ к окну настройки профиля пользователя осуществляется через меню Edit -> Accounts Главного окна (Рисунок 110).

Рисунок 110 - Окно профилей пользователей

Создание нового профиля: меню Accounts ->Add a SIP Account окна Accounts и в появившемся окне Edit Account необходимо заполнить следующие поля (Рисунок 111):

· Name - указывается имя пользователя, которое будет отображаться в заголовке From в запросах протокола SIP, отправляемых софтфоном. Для совершения видеозвонков на каждом РМ предполагается свой номер вида – 12х (где х номер рабочего места).

· Registrar – в случае, если софтфон будет работать без SIP-сервера (в режиме «точка-точка»), в поле Registrar вводится IP-адрес рабочего места (компьютера), на котором установлено это приложение.

· User – имя пользователя.

· Authentication User – логин пользователя.

· Password – пароль (в случае если он требуется).

· Timeout – время регистрации пользователя на SIP-сервере.

Рисунок 111 - Окно настройки профиля пользователя

2. Установить соединение от абонента РМ 1 к абоненту РМ 2, ответ абонента РМ 2, разговор, отбой абонента РМ 1; затем соединение от абонента РМ 2 к абоненту РМ 1, ответ абонента РМ 1, разговор, отбой абонента РМ 2.

Терминал Ekiga

Для осуществления исходящего вызова с терминала Ekiga необходимо ввести данные вызываемого абонента в поле для ввода имени вызываемого абонента, затем нажать на находящуюся слева кнопку Вызов (кнопка с изображением зеленой телефонной трубки). При установлении соединения в режиме «точка-точка» следует вводить адрес вызываемого абонента в формате: Имя@IP-адрес, где Имя – имя вызываемого абонента или номер вызываемого абонента, IP-адрес – IP-адрес вызываемого абонента.

Альтернативным является пункт Call в меню Chat. После ответа вызываемого абонента, панель состояния вызова отображает имя вызываемого пользователя, длительность сеанса связи, используемый тип кодека и в случае видеовызова изображение пользователя (в случае если у вызываемого абонента установлена видеокамера) (Рисунок 112). Для разрушения соединения на любом этапе (отбой вызывающего абонента) необходимо нажать кнопку Hung up (Разъединение) (кнопка с изображением красной телефонной трубки), расположенную справа от поля ввода телефонного номера, либо в меню Chat выбрать пункт Hung up.

Рисунок 112 - Окно программного софтфона Ekiga при установленном вызове

При поступлении входящего вызова появляется всплывающее окно «Call from» содержащее кнопки «Accept» (Принять вызов), «Reject» (Отбой).

Терминал Linphone

Для организации вызова необходимо ввести номер вызываемого абонента (или зарегистрированное имя пользователя) в строке ввода, затем нажать на находящуюся слева кнопку Start Call (Вызов). При установлении соединения в режиме «точка-точка» следует вводить адрес вызываемого абонента в формате: sip:Имя@IP-адрес, где Имя – имя вызываемого абонента или номер вызываемого абонента, IP-адрес – IP-адрес вызываемого абонента.

После ответа вызываемого абонента, панель состояния пользователя отображает имя вызываемого пользователя, а в случае видеовызова изображение пользователя появляется в окне Linphone Video (в случае если у вызываемого абонента установлена видеокамера и активирован режим видеовызова). Для завершения разговора или прекращения установления исходящего соединения следует нажать кнопку Terminate Call (Разъединение).

При поступлении входящего вызова появляется всплывающее окно Incoming Call, содержащее кнопки «Accept» (Принять вызов), «Decline» (Отбой).

Задание 2. Анализ дополнительных услуг.

Совершить вызовы с терминалов в режиме «точка-точка» с использованием дополнительных услуг.

1. Рассмотреть на терминале Ekiga возможности дополнительных услуг.

Удержание вызова

Для постановки удаленного пользователя на удержание вызова во время разговора следует в меню Chat выбрать пункт Hold. Для снятия удаленного пользователя с удержания необходимо в меню Chat выбрать пункт Retrieve Call.

Перевод вызова во время разговора

Перевод вызова во время разговора осуществляется путем выбора в меню Chat пункта Transfer Call. В появившемся окне необходимо ввести номер пользователя, на которого переводится вызов.

2. Рассмотреть на терминале Linphone возможности дополнительных услуг.

Функция «Не беспокоить»

Опцию «Не беспокоить» (Do not disturb) можно активировать из списка панели статуса пользователя (My current identity) позицию «Do not disturb».

Задание 3. Базовый вызов через SIP-сервер.

1. Регистрация пользователя на SIP-сервере.

Процедура регистрации в базе данных сервера IP PBX Asterisk подробно описана в лабораторной работе №2. При заполнении формы ввода данных необходимо отметить следующие особенности:

· В поле «Номер абонента (name)» использовать номер вида 12х (где х – номер рабочего места);

· В поле «поддержка видеовызовов» – yes.

2. Запустить Wireshark (локально) и задать необходимый интерфейс.

3. Настроить терминал РМ 1, 2 в режим работы с регистрацией на SIP-сервере.

3.1 Настройка терминала Linphone.

Создать новый профиль можно с помощью меню Linphone -> Preferences->Manage SIP Accounts Главного окна.

В случае если софтфон будет работать с регистрацией на SIP-сервере для создания профиля пользователя необходимо нажать кнопку Add раздела Proxy accounts и в появившемся окне заполнить следующие поля:

· Your SIP identity – указывается имя пользователя в формате sip:имя пользователя@IP-адрес SIP-сервера13;

· SIP Proxy address – указывается адрес пользователя в формате sip:имя пользователя@IP-адрес SIP-сервера;

· Registration duration – указывается время регистрации пользователя в сети;

· для регистрации пользователя при запуске софтфона необходимо установить «галочку» в поле Register at startup.

После заполнения всех полей необходимо нажать кнопку OK. В появившемся окне Manage SIP Accounts в поле Account раздела Proxy Accounts будет содержаться созданный профиль (Рисунок 113). Закрыть окно с помощью кнопки "CLOSE" в правом нижнем углу.

Рисунок 113 - Список доступных профилей

3.2 Настройка терминала Ekiga.

Доступ к окну настройки профиля пользователя осуществляется через

меню Edit -> Accounts Главного окна.

Создание нового профиля: меню Accounts ->Add a SIP Account окна Accounts и в появившемся окне Edit Account необходимо заполнить следующие поля:

· Name - указывается имя пользователя, которое будет отображаться в заголовке From в запросах протокола SIP, отправляемых софтфоном.

· Registrar – в случае организации вызовов через SIP-сервер указывается имя/адрес SIP-сервера, который будет обслуживать вызовы.

· User – имя пользователя.

· Authentication User – логин пользователя.

· Password – пароль (в случае если он требуется).

· Timeout – время регистрации пользователя на SIP-сервере.

4. Совершить базовый вызов с РМ1 на РМ2, затем наоборот.

Для терминала Ekiga - при установлении соединения в режиме с регистрацией на SIP-сервере необходимо вводить данные в поле ввода имени в формате: Имя@IP-адрес, где Имя – имя вызываемого абонента или номер вызываемого абонента, зарегистрированный на SIP-cсервере, а IP-адрес – IP-адрес SIP-сервера.

Для терминала Linphone – в строке ввода при установлении соединения в режиме с регистрацией на SIP-сервере достаточно вводить только зарегистрированное имя пользователя (имя вызываемого абонента или номер вызываемого абонента).

5. По трейсам определить параметры мультимедийной сессии и выявить отличие в параметрах аудиосессии и видеосессии.

Параметры мультимедийной сессии содержатся в теле сообщений INVITE и 200ОК в формате протокола SDP. Для просмотра тела сообщения следует в окне детального просмотра раскрыть строку Message Body (нажатием на кнопку «+» сбоку), затем раскрыть строку Session Description Protocol.

Строка тела сообщения «Media Description, Name and Address» имеет формат: тип передаваемой информации (аудио или видео); номер порта для обработки медиаинформации; транспортный протокол для передачи медиаинформации; поддерживаемые кодеки (кодируются числами, каждому типу кодека соответствует определенное число, например: 3 – кодек GSM); дополнительные параметры (также кодируются числами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: