Класс
Лабораторная работа №4
Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой
Цель: сформировать представление о модификационной изменчивости, методах ее изучения и закономерностях; научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую.
Оборудование: 10-20 экземпляров листьев одного растения, линейка.
Ход работы
Й уровни (1-8 баллов)
1. Рассмотрите листья одного вида растений, сравните их и измерьте их длину (вариант 1) и ширину (вариант 2).
2. Найдите размах модификационной изменчивости (норму реакции) по каждому признаку (длина и ширина листьев) и запишите максимальную и минимальную варианту ν для каждого из них.
3. Составьте вариационные ряды: в верхнем ряду запишите ряд чисел варианты ν, отображающих последовательное изменение признака (длины и ширины листьев), а под этим рядом – второй ряд чисел р, показывающей частоту встречаемости признака число листьев с одинаковой длиной и шириной.
4. Составьте вариационную кривую – график зависимости между изменением признака и частотой его встречаемости.
5. Определите среднее значение признака (длины и ширины листьев).
6. Ответьте на дополнительный вопрос.
Отчет о выполнении лабораторной работы
Балла
Оформите записи варианты
ν:____________________________________________
Балла
Составьте вариационный ряд:
ν (варианта) | ||||||||||
р(кол-во экз.) |
Баллов
Составьте вариационную кривую
р
ν
Баллов
Определите среднюю величину признака по формуле
М = ∑ (ν • р)/ n,
где ν – варианта; р – частота встречаемости; n – общее число вариант; ∑ – знак суммирования.
й уровень (9-10 баллов)
Ответьте на один из вопросов по выбору учителя
1. Объясните, почему на птицефабрике световой день у кур-несушек искусственно продлевается до 20 ч, а у петушков-бройлеров – до 6ч.
2. Если примулу, которая в обычных условиях имеет красные цветки, перенести в оранжерею с температурой 30-35° и повышенной влажностью, новые цветки на этом растении будут уже белыми. Если его вернуть в условия низкой температуры (15-20°С), то оно вновь начнет цвести красными цветками. Чем это можно объяснить?