Индивидуализация и дифференциация в учебном процессе

Ориентация современного процесса обучения на развитие личности ученика, его творческой индивидуальности, создание условий для саморазвития актуализирует проблему индивидуализации и дифференциации обучения.

Педагогическая целесообразность дифференциации обучения младших школьников вытекает из разных уровней самоорганизации учебной деятельности и познавательной активности учащихся, неодинаковых учебных возможностей и необходимости развивать их индивидуальные задатки и способности. Достаточно часто на практике встречается употребление понятий "индивидуализация" и "дифференциация", которые рассматриваются в качестве синонимов.

В "Российской педагогической энциклопедии" индивидуализация обучения определяется как: " организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения".

С этой же позиции дает определение индивидуализации А.А. Кирсанов Он определяет понятие индивидуализации учебной деятельности как "систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих цели деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность каждого ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения " [ ].

Вместе с тем понятие "дифференциация" зачастую рассматривается в более узком смысле, а именно как разделение школы на потоки, иногда даже на формирование специальных школ и классов. В условиях массовой общеобразовательной школы дифференциация обучения младших школьников возможна лишь на основе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной деятельности.

Различные варианты использования этих понятий можно встретить и в зарубежной педагогике. В США понятием "индивидуализация"' обычно охватываются любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуализированное обучение иногда рассматривается как стратегия обучения. Это проявляется в следующих вариантах: I) от минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимого обучения; 2) варьирование темпа учения, целей обучения, методов обучения, учебного материала, требуемого уровня успеваемости; 3) использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала или же отдельными учащимися. К этим же возможностям добавляются еще так называемые административные стратегии - это формирование различных групп на основании общих признаков учащихся. Понятие индивидуализации здесь используется очень широко.

Во французской педагогике под индивидуализацией понимается, прежде всего, совершенствование самостоятельной работы учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями. Если учащиеся в классе самостоятельно работают над выполнением одних и тех же заданий, то это считается индивидуальной работой; если же задания подобраны для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, то мы имеем дело с индивидуализацией.

В немецкой педагогике понятия "индивидуализация" и "дифференциация" почти синонимичны, что в нашей педагогике считается нецелесообразным, поскольку это приводит к неопределенности этих понятий.

Педагог-ученый И.Э. Унт [ ] считает, что '"индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются".

И.Э. Унт разграничивает индивидуализацию и дифференциацию. По ее мнению под дифференциацией следует понимать "учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам ".

Как видно в контексте индивидуализации обучения понятие "дифференциация" исходит из особенностей индивида, его личностных качеств. Но это понятие используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учебной работы дифференциация осуществляется по возрастному, половому и другим признакам.

Необходимость индивидуализации и дифференциации обучения обусловлена индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат учения. К ним относятся уровень знаний, умений и навыков, учебные умения и способности. Кроме того, у учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика и которые учитываются в индивидуальных случаях. К тому же необходимо учитывать достигнутый учеником уровень развития, для того чтобы обеспечить его продвижение вперед.

С учетом названных особенностей И.Э. Унт выдвинула следующие, соответствующие образовательной, развивающей и воспитывающей функциям процесса обучения, специфические цели индивидуализации:

- обучающая цель - средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить абсолютное и относительное отставание отдельных учеников, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей;

- развивающая цель индивидуализации - формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития, сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка;

- воспитывающая цель индивидуализации - улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся, а также воспитание чувства долга и ответственности.

Используемые на практике варианты индивидуализации она подразделяет на три основных:

1. дифференциация обучения, то есть группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам. Так создаются относительно гомогенные (однородные) группы (классы, школы);

2. внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы;

3. прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно (акселерация), или замедленно (ретардация).

В отечественной школе до сих пор распространено два типа сравнительно гомогенных классов (школ): 1) созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений; 2) сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния развития (на основании дефектов в общем умственном развитии и состоянии здоровья учащихся). Для детей с отстающим и аномальным развитием создаются коррекционные школы, коррекционные классы, классы выравнивания (когда учащиеся не выдерживают темп учения по состоянию здоровья).

Учителю легче работать в гомогенных классах, так как во многом отпадает необходимость во внутриклассной индивидуализации, и можно выбрать такой учебный материал, который соответствует уровню всего класса. Но у гомогенных классов есть противники. Они считают, что для всех учащихся значительно полезнее, если класс состоит из учащихся с различным уровнем способностей и подготовленности (гетерогенный класс). В таком случае сильные ученики станут служить примером для более слабых, они будут помогать в повышении общего уровня класса и сделают работу в классе более интересной; своей подготовленностью обогатят знания всего класса. Кроме того,(в гомогенных классах) учащиеся неизбежно узнают, в каком классе они учатся. У сильных учащихся при этом появляется чувство превосходства над другими, а учащиеся, обучающиеся в более слабых классах, приобретают комплекс неполноценности, у них падает учебная мотивация и низкая успеваемость превращается в норму.

Обучение в гомогенных классах дает эффект при некоторых дополнительных условиях, важнейшими из которых являются: компетентность учителя, его ориентация на развитие учащихся и наличие учебных материалов и специальных программ, учитывающих индивидуальные особенности учащихся. Поэтому внутриклассная индивидуализация нужна и в гомогенных классах.

Особое внимание привлекает прохождение учебного или школьного курса в индивидуально различном темпе. Этот способ получил название вертикального дифференцирования.

Ретардация, или прохождение школьного курса в замедленном темпе, используется при повторении курса, а также в коррекционных школах, где в дополнение к необходимости приспосабливаться к дефектам детей учебная работа проводится в замедленном темпе, сопровождаясь при этом упрощением учебных программ. Акселерация (ускорение темпа обучения) пока мало используется в начальной школе. В практике работы школ используются следующие виды акселерации: 1) раннее поступление в школу; 2) экстернат (окончание какого-либо класса экстерном со сдачей итоговых экзаменов за этот класс); 3) формирование школ и классов с ускоренным обучением; 4) акселерация по отдельным предметам или группам предметов;

При раннем поступлении в школу детей принимают не на основании их возраста, а на основании их школьной зрелости (умственная, социальная, эмоциональная и физическая зрелость) и психологической готовности к обучению.

Экстернат - организационно наиболее удобный вид акселерации для школы. Рекомендуется только особо одаренным учащимся.

Школы и классы с ускоренным обучением создаются на уровне как начальной, так и средней школы. Они предназначены для более сильных по умственным способностям учащихся.

С целью ускоренного прохождения отдельных предметов или групп предметов для особо способных учащихся (имеющих специальные способности в какой-то конкретной области) создаются специальные группы, которые обучаются отдельно в ускоренном темпе. Остальные предметы эти учащиеся изучают вместе со сверстниками в обычном темпе. Освободившееся время используется ими для изучения какого-либо дополнительного курса.

Следующей формой индивидуализации является внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация обучения.

Чем более гетерогенный (разнородный) класс, тем больше необходимости во внутриклассной индивидуализации учебной работы. Индивидуализация в таком классе может происходить во всех трех формах классной работы: фронтальной, групповой и индивидуальной.

Индивидуализация фронтальной работы возможна при опросе учащихся, а также в процессе применения следующих приемов: использование различных уровней рассказа в устном изложении учителя, то есть учитель в начале упрощает свой материал, а затем усложняет его; применение учебной беседы, в ходе которой учеников провоцируют на выдвижение проблем и демонстрацию своих дополнительных, внепрограммных знаний; учет индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии и т.д.

И.Э. Унт отмечает, что в зарубежной педагогике в качестве основной возможности индивидуализации при фронтальной работе выделяется учебная беседа. Различаются два ее вида: 1) связанная учебная беседа, которая происходит под строгим руководством учителя, и которая связана с определенной учебной темой; 2) свободная учебная беседа, тема которой слабо связана с программным учебным материалом. В беседе ученику дается возможность свободно выразить свои мысли, связанные с его личным опытом и интересами.

Ряд возможностей индивидуализации представляет и групповая работа. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе всем классом. У него появляется больше возможностей действовать в соответствии со своей индивидуальностью. В беседе внутри группы он может высказывать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, которые структурированы определенным образом. Сюда, прежде всего, относятся группы, которые сформированы учителем на основании уровня развития учащихся (обычно уровня знаний и/или умственных способностей). В таких случаях более сильной группе предоставляются и более сложные задания, а более слабой - задания полегче. Группа может быть сформирована и на основе пожеланий самих учащихся. В таком случае совместно работают ученики со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создает особо благоприятные условия для проявления личностных качеств. Кроме того, здесь можно предложить группам задания по выбору.

Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путем группировки учащихся внутри класса по различным признакам. Эта форма индивидуализации универсальна, так как ее можно использовать и в гомогенных классах (классы бывают гомогенными лишь относительно).

В практике работы учителей используются разные комбинации индивидуализации учебной деятельности учащихся.

Одной из основных возможностей в этом отношении является создание постоянных или временных относительно гомогенных групп по какому-либо предмету или его разделу, причем учащиеся, составляющие эти группы, по остальным предметам занимаются в своих обычных классах (предметные кружки, обычные уроки).

3) система ABC, состоящая из гомогенных потоков (А, В и С) составленных на основе успеваемости по математике, русскому и иностранному языку, иногда и по родному языку. Остальные предметы изучаются в обычных гетерогенных группах. Учебный материал разделен на две части: основной материал для всех и дополнительный материал для сильных. Таким образом, учащимся потока А дается основной материал плюс еще материал для более глубокого изучения; учащимся потока В - основной материал в полном объеме и потока С - основной материал в сокращенном и упрощенном виде. Примерно, каждые полгода на основании успеваемости происходит переформирование потоков.

Индивидуализация обучения предусматривает предварительное изучение особенностей учащихся, их типологизацию (группировку), подбор оптимальных заданий, организацию непосредственной работы с учащимися, диагностику ее результатов, переформирование групп и т.д.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключаются специфические цели индивидуализации и дифференциации обучения?

2. Укажите формы индивидуализации и дифференциации обучения

3. В чем состоит необходимость индивидуализации и дифференциации обучения в современной школе?

4. Как влияют индивидуальные особенности психического развития на познавательную деятельность и успеваемость школьников?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: