Шаталова А.Д

Философская рецензия на художественный фильм «Военный ныряльщик»

Режиссер: Джорож Тиллман-мл.

В главных ролях: Роберт Де Ниро, Куба Гудинг-мл.

год: 2000

страна: США

«Историю творят те, кто нарушает правила»

Впервые, фильм «Военный ныряльщик» я посмотрела в 7 классе. Он произвел на меня неизгладимое впечатление и оказал большое влияние на формирование моей личности.

Основная идея фильма как нельзя лучше заключена в слогане – Историю творят те, кто нарушают правила.

Фильм основан на реальных событиях. События происходят в послевоенных Соединенных Штатах Америки 1950-х годах. Сюжет рассказывает нам о карьере темнокожего водолаза Карла Брашира, и о тех препятствиях, которые пришлось преодолеть ему на пути к своей мечте.

Фильм начинается с рассказа о детстве главного героя. Отец с вечными мозолями на руках, при этом голодающая семья. Отец не хотел сыну такой же участи как себе, поэтому взял с него обещание не жить, так как он. Мальчику приходилось помогать отцу в поле и тратить мало времени на учебу. Там не было моря. У маленького мальчика и не могло появиться мечты. Мечты стать водолазом.

Бердяев Николай Александрович, представитель экзистенциализма, считал, что единственный источник творчества (а мечты и постановка цели – это творчество) – это свобода.

Поднимается проблема, крайне актуальная и болезненная в США – это гражданские права, еще только совсем недавно переставшими быть рабами (до 1865 г.), афроамериканцев.

Собственно говоря, отмена рабства, все равно не дала равенства. В Америке было четкое разделение на «черных» и «белых». Соответственно было деление рабочих мест: более престижные – для «белых», а «черная работа» – для «черных». Доходило вплоть до того, что были раздельные школы, церкви, магазины, бары, туалеты и даже пункты приема донорской крови. Расизм процветал.

Болезненная страница истории США раскрыта в этом и многих других американских фильмах (например, Прислуга).

Повзрослевший Карл пошел в ВМФ США, лишь бы избежать уготованной ему судьбы, всю жизнь горбатится на земле, которую никогда не сможет назвать своей.

Пропаганда ВМФ обещала золотые горы, но чернокожему на флоте, где процветала расовая дискриминация, уготована судьба кока. Единожды рискнув дерзнуть, выразив свою свободу, молодой человек получает уважение вполне демократичного командира. Там же, на корабле, происходит случай знакомящий его со вторым главным героем: Биллом Сандэй – старший мичман (самое высокое звание, до которого можно дослужиться без военного образования, по фильму; на самом деле такого звания в ВМФ США нет). И вместе с этим знакомством Карл обретает мечту и цель в своей жизни. Теперь он знает, чего хочет добиться – стать военным ныряльщиком и дослужиться до старшего мичмана.

Благодаря благосклонности командира, главный герой получает направление в школу водолазов, где его учителем и наставником становится тот самый Сандэй.

Билл – человек своеобразный. В нем удивительным образом сочетается отвага, честь, патриотизм, любовь к родине, с наисквернейшим характером, строптивостью и цинизмом. Некогда успешный военный ныряльщик с высокими ценностями, понижен в должности, из-за инцидента на корабле, а так же рубцы на легких которые ставят крест на его карьере, отсюда депрессия, алкоголизм, практически развалившийся брак.

Он, так же как и все, убежден в том, что неграм не место на флоте. И не стесняясь, в свойственной только ему манере, говорит об этом.

Еще Ницше писал что, циники, признают в себе «животное, пошлость», при этом возможно цинизм-это единственный способ высказать некоторую честность.

Но со временем, приглядевшись к новичку, Билл начинает видеть себя в нем. Нет, не таким, какой он сейчас, а другим, совсем еще молодым, с идеализированными взглядами на мир, на людей. Старший мичман начинает испытывать непреодолимую симпатию этому темнокожему парню и в то же время понимает, что жизни на флоте нему не дадут.

Карл подвергается унижениям и насмешкам со стороны сослуживцев и руководства школы. Амбициозный герой проходит все испытания не сломавшись, а еще более утверждается в своей решимости достигнуть поставленной цели. Кроме того, попутно он решает возникшие у него проблемы с общими школьными знаниями, тем самым, знакомясь с девушкой, не менее целеустремленной и крайне обаятельной.

В общем, сцены одна за другой сменяются: и бессонные ночи в библиотеке в целях сдать экзамен, и спасение товарища, и поединок с Биллом в баре, смерть отца, слова которого направили его по жизненному пути. И, наконец, выпускной экзамен.

Карл не должен сдать экзамен, потому что так решило руководство в лице пожилого, некогда весьма успешного военного, со странностями. Не бывать первого негра-водолаза, по крайней мере, при нем! Сцена выпускного экзамена, где Карл проводит под водой более девяти часов, в поисках элементов узла рассыпавшихся по всему дну производит, по истине, ошеломляющий эффект. И вот долгожданная цель достигнута.

Экзамен сдан, а значит, путь в большую жизнь открыт.

На этом два героя расходятся по жизни. Билл пытается научиться жить без погружений, алкоголя и драк. Карл двигается к своей цели не без трудностей, к которым он уже привык. Однако судьба вновь сводит этих двух людей.

Карл получает травму ноги при погружении и врачи вместе с руководством отправляют его в отставку. Об этом узнает старший мичман, находящийся в это время на лечении в клинике. И вот оно! Билл понимает, что тот «целеустремленный парень», который так нравился ему умрет в Карле, как умер когда-то в нем самом. Мичман прекрасно понимает, что значит жизнь без цели, без любимого дела, без смысла жизни.

Он не может допустить этого. И, о чудо! Ни жена, ни уговоры, ни угрозы не могли вывести его из состояния длительного запоя, а вот страх потерять еще одну «живую душу» привел его в чувства. Он подает идею Карлу, как вернутся к службе.

Карл принимает решение, в котором его не поддержала семья. Он ампутирует «не пригодную для службы» ногу, что бы использовать протез и вернутся к службе. Начинается долгое и упорное восстановление, к сожалению, в одиночестве, без семьи. Однако на помощь приходит мичман. Они вместе занимаются «возвращением к жизни».

Последняя сцена в фильме, где Карлу нужно сделать несколько шагов в водолазном костюме перед военным судом, тем самым доказать свою пригодность к службе и вернутся в строй, безусловно, отличное завершение фильма.

Еще одна трудность на пути к цели преодолена. Еще одна… наверняка, далеко не последняя,… но самая желанная, самая ценная!

Основной идеей фильма является путь к мечте. Создание себя как личности. Поиск смысла жизни.

Весь фильм пронизан философией экзистенциализма. Мы можем увидеть некоторые принципы этой концепции:

1. Существование предшествует сущности. Свою сущность человек приобретает по ходу существования. Человек делает сам себя. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни.

Этот принцип наиболее ярко отражен в фильме. И является основным тезисом. Данный принцип применим к обоим главным героям, и отражает их жизненные позиции как нельзя лучше. Карл строил свою жизнь, не останавливаясь перед трудностями, шел к своей цели. Был простым сыном наемного работника, а стал старшим мичманом ВМФ США. Со вторым героем немного сложнее. Билл, создав себя как личность, сломался под натиском проблем, и уже не надеялся «подняться с колен», однако ему представилась возможность встретиться с человеком, который напомнил ему о его сущности. Напомнил ему, как обрести себя.

2. Существование человека – это свободное существование. Свобода подразумевается не только как «свобода духа», но и как «свобода выбора», которую никто не может отнять у человека.

Как уже было написано ранее, в 50-х годах 20 века в США процветала расовая дискриминация. Именно с этой проблемой пришлось столкнуться Карлу. Темнокожему герою пришлось доказывать свое право на «свободу выбора» и ему это удалось. Да! Не без труда. Однако молодой человек доказал право на свободу духа и свободу выбора. Что касается Била, то ярким проявлением этого признака экзистенциализма, являются практически все его поступки: случай на корабле, после которого герой не смог больше погружаться, поединок в баре, зачет экзамена Карлу и многое другое. Вся его жизнь – это свобода выбора! Зачастую зная все минусы, сделанного им выбора он поступал так, как считал правильным, а не так как говорили ему командир, жена и иногда даже простой здравый смысл.

3. Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих.

Этот принцип так же присутствует в данном фильме. Однако он отражен во взаимоотношениях главных героев со своими спутницами жизни. В фильме поднимается проблема очень сложных связей между мужчиной и женщиной, между мужем и женой. Возникает вопрос. Вот тот человек, который создает себя как личность. Как отражаются его поступки на близких людях? Да и вообще на людях в целом. Ведь после того как Карл стал первым темнокожим водолазом, а позже и первым водолазом с физическим недостатком. Ведь все это повлияло на судьбы темнокожих пришедших в ВМФ после него. Пускай не сразу, пускай со временем! Но все же!

4. Временное и конечное существование. Человеческое существование – это бытие, обращенное в смерть.

Особенно остро герои чувствуют это принцип. Им приходится непросто. Билл узнает о рубцах на легких, и врачи запрещают ему нырять. Здесь возникает острый конфликт. С одной стороны, сознание близости смерти подстегивает к развитию, с другой страх перед смертью автоматически перечеркивает весь смысл жизни, главную любовь этого человека. Отсюда идут страшные внутренние мучения, неоднозначно выливающиеся в пьяные потасовки. Спасение приходит в лице другого главного героя. Билл находит способ выплеска своих амбиций. Он всячески помогает Карлу, когда он оказывается в подобной ситуации. Еще Аристотель говорил, что цель нравственных поступков заключена в самом человеке и направлена на его самосовершенствование.

Что же касается Карла, то когда с ним происходит несчастный случай, и мужчина оказывается на грани отчаяния и депрессии, то близость потери своей мечты, возможности самосовершенствования, подстегивает его к судорожному поиску вариантов решения. И случай оказывается, к нему благосклонен.

Как мы видим, два героя непрерывно связанны в этом фильме не только сюжетом, но и философским смыслом. Два человека, две судьбы, два характера. Они работают и на контрасте и на схожести.

Стоит отдать должное игре актеров. Думаю без столь ярких и запоминающихся образов созданных Де Ниро и Гудингом-мл. фильм не получился бы настолько эффектным.

Возможно, многие скажут еще один патриотический бред на грани фантастики, откровенная пропаганда США. Допустим. Но стоит рассмотреть фильм немного под другим углом, и он заиграет новыми красками. Истории двух людей таких разных и одновременно таких похожих не может оставить равнодушным. На мой взгляд, каждый человек черпает для себя из любого фильма то, что ему действительно необходимо.

Этот фильм повлиял на мои жизненные взгляды. Для меня – фильм «сыграл в копилку», я посмотрела его в таком возрасте, что называется «в то время, и в том месте». Научилась принимать трудности и искать пути их преодоления. Осознала, что из любой ситуации можно найти выход, нужно только лучше присмотреться. Все в жизни работает на создание моей личности. Нужно это принимать и пользоваться Могу с уверенностью заявить, фильм повлиял на то, как сложилась моя жизнь на данный момент.

Пожалуй, не стану рекламировать фильм. Не каждому он покажется столь же интересным, как мне. Однако повторюсь, каждый черпает из фильмов что-то именно для себя, только для себя одного. А вдруг я чего-то не разглядела?!....


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: