В книге А.И. Савенкова «У колыбели гения» выделяется несколько видов одаренности.
• При общей интеллектуальной одаренности ребенка отличают:
– быстрота мышления;
– наблюдательность;
– исключительная память;
– умение легко и свободно излагать свои мысли;
– исключительная способность к решению любых задач;
– он хорошо схватывает абстрактные понятия.
• Академическая одаренность, проявляющаяся в сфере:
– чтения – у ребенка это основное занятие; у него богатый словарный запас, выраженный интерес к написанию букв, цифр, имен;
– математики – у ребенка большой интерес к измерениям, вычислениям, необыкновенное понимание математических отношений; эти дети часто применяют математические навыки в процессе занятий, не имеющих отношения к математике;
– естествознания – у ребенка проявляются интерес к классификации природных объектов, понимание причинно-следственных связей.
• Художественная одаренность (в области изобразительной деятельности) характеризуется тем, что ребенок:
|
|
– проявляет большой интерес к визуальной информации, легко запоминает увиденное во всех деталях;
– осознанно строит композицию рисунков, работы отмечены печатью индивидуальности;
– оригинален в выборе сюжетов, в рисунках нет однообразия. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций;
– становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь;
– способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.;
– любит использовать новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
– охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых;
– обращается к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроения;
– любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
– может дать собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести понравившееся в рисунке, скульптуре, самодельной игрушке.
• В сфере музыкальной деятельности ребенок:
– проявляет большой интерес к музыкальным занятиям;
– чутко реагирует на характер и настроение музыки, узнает мелодии по первым тактам;
– хорошо поет;
– в игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств;
– любит музыкальные записи;
– стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
|
|
– хорошо играет на каком-нибудь инструменте; – > в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
– сочиняет собственные оригинальные мелодии.
• В литературной деятельности:
– любит сочинять (писать) рассказы или стихи;
– может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
– рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
– придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное;
– выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства;
– умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
– склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
– умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
• В артистической деятельности:
– легко входит в роль какого-либо персонажа; человека, животного и др.;
– интересуется актерской игрой;
– меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
– разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
– склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
– стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;
– с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
– любит игры-драматизации.
• Техническая одаренность характеризуется тем, что ребенок:
– интересуется механизмами и машинами;
– может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
– любит разбираться в причинах поломок и «капризах» механизмов, любит загадочные головоломки и вопросы на «поиск»;
– любит рисовать чертежи и схемы механизмов;
– читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
– любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом;
– проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
– быстро и легко осваивает компьютер.
• Лидерская одаренность проявляется в том, что ребенок:
– легко приспосабливается к новым ситуациям;
– инициативен в общении со сверстниками, имеет тенденцию руководить другими;
– сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
– легко общается с детьми и со взрослыми;
– улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное;
– часто руководит играми и занятиями других детей;
– склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;
– другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
– обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
• Психомоторная (двигательная, спортивная) одаренность проявляется в том, что ребенок:
– энергичен, нуждается в большом объеме движений;
– проявляет интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
– обладает хорошей зрительно-моторной координацией и широким диапазоном движений;
– прекрасно владеет телом при маневрировании, ловок, движется легко, грациозно;
– любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
|
|
– часто выигрывает в разных спортивных соревнованиях;
– бегает быстрее всех в детском саду, в классе;
– любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
– предпочитает проводить свободное время в подвижных играх;
– физически выносливее сверстников.
• Творческая одаренность (креативность) выражается в том, что ребенок:
– пытлив и любознателен;
– с головой уходит в интересующее его занятие;
– обладает высоким энергетическим уровнем;
– изобретателен во всем – в играх, занятиях и т. п.;
– высказывает оригинальные идеи;
– решает задачи нетрадиционным путем.
Признаки интеллектуальной и творческой одаренности разнообразны. Особенностями одаренных в этих сферах детей являются:
• опережение сверстников в развитии речи и мышления;
• обладание значительной памятью; раннее начало чтения; способность к длительной сосредоточенности;
• широкая любознательность; исследовательская активность;
• самостоятельный выбор занятий;
• ранняя увлеченность;
• преданность любимым занятиям.
У таких детей обычно позитивно думающие родители, особенно мать. Они часто обучаются сверх программы. Наиболее отличает одаренных детей от прочих стремление познать и преобразовать окружающий мир, доминирование познавательной потребности, ее «ненасыщаемость», проявление оригинальности, нестандартности, непохожести, неожиданности в решениях; способность к прогнозированию, предвосхищению.
К личностным коррелятам креативности относятся:
1) особенности восприятия ребенка – целостность, «свежесть», самостоятельность, способность видеть то, чего не видят другие;
2) внимание – длительное, устойчивое (часто это является причиной мнимой рассеянности);
3) мышление – понимание главного, существенного, беглость, гибкость, оригинальность, открытость. Наиболее привлекательны для ребенка неопределенные, беспорядочно-сложные объекты, из которых он самостоятельно выбирает необходимые ему (кубики, мозаика);
|
|
4) память – запоминание легкое, прочное, быстрое, если связано с интересом, но легкое забывание того, что считается второстепенным; богатство ассоциаций; воображение – яркое, образное, нестереотипное;
5) интеллект – самостоятельное нахождение задач и способов решения, инициативность, выдумка;
6) эмоции – высокая эмоциональная возбудимость, стремление к доминированию, риску, независимости, нарушению порядка, прилив стенических эмоций. Эмоциональные корреляты креативности наиболее показательны, без них собственно креативность не наблюдается;
7) воля – саморегуляция, целеустремленность, самоконтроль, упорство, осознанность действий;
8) личностные характеристики – отклонение от шаблона в поведении, оригинальность, энергичность, находчивость, непосредственность, чувство гордости;
9) мотивационные характеристики – стремление к самому процессу творчества, к сотрудничеству, развитость эстетических чувств, речевая активность и т. п.