Качественный анализ рисков

Приложение Б

КАРТА РИСКОВ

Столбцы (2-5). Здесь необходимо указать наименование риска, конкретное событие и вид риска в соответствии с приведенной классификацией рисков. Каждое событие (риск) должно однозначно соответствовать одной из групп риска. Например:

· Наименование риска (2) — Конкуренты;

· Событие (4) — Появление новых конкурентов на рынке;

· Вид риска (5) — Стратегические риски.

Описание риска (6) должно включать определение риска с указанием факторов, причин и/или событий, обусловливающих вероятность проявления данного риска, а также обоснование возможных последствий.

Причины (7). Более подробный перечень причин, обусловливающих наступление данного события. Отсутствие контроля или методов воздействия на риск причинами не является.

Последствия (8). Более подробный перечень возможных последствий от наступления рискового события, выраженных в конкретных денежных потерях, потерях времени, качества, потерях репутации, доли рынка и т. д.

Качественный анализ рисков

Данный этап предполагает составление обновлённого реестра рисков и построение второй версии карты рисков на основании:

· анкет-интервью;

· описания содержания проекта;

· плана управления проектом;

· первой версии карты рисков.

Вторая версия карты рисков дополняет первую общей оценкой выявленных рисков.

Общая оценка риска (9-11). Риск оценивается по двум параметрам: вероятность и последствия. На первом этапе риск оценивается до применения методов воздействия на риск. Оценка риска до воздействия является общей оценкой.

Вероятность (9) наступления рискового события оценивается в виде коэффициента, значение которого определяется экспертным методом в соответствии с табл. 1.

Последствия (10). В данном столбце необходимо указать коэффициент существенности последствий наступления рисковых событий в течение выполнения работ по данному проекту с предположением того, что данный риск не управляется и не контролируется. Значение коэффициента определяется экспертным методом, в соответствии с таблицами 1-2.

Оценка (11) риска рассчитывается как произведение коэффициента вероятности на коэффициент последствий и показывает общую оценку риска с предположением того, что данный риск не управляется и не контролируется.

После заполнения столбцов (1-11) карты рисков при необходимости для дальнейшего анализа и выявления наиболее важных рисков можно разбить получившуюся карту рисков на несколько карт. Отдельно для рисков, влияющих на стоимость, отдельно — для рисков, влияющих на время или на содержание.

Можно составить новую версию карты рисков с расположением рисков по приоритетности влияния на проект, по срочности реагирования на риски, сгруппировать для выявления трендов.

В ходе планирования реагирования на риски необходимо заполнить следующую часть карты рисков.

Владелец процесса управления данным риском (12) — лицо, отвечающее за оценку, контроль и управление данным риском, т. е. мотивированное на его снижение и располагающее достаточными полномочиями для воздействия на него.

Воздействие на риск (13). Здесь дается описание конкретных методов воздействия на риск, применяемых владельцем риска или другими подразделениями. Любое мероприятие или функция, способствующая снижению вероятности или последствий наступления рискового события, может быть рассмотрена как метод воздействия.

Стратегиями реагирования на негативные риски (угрозы) являются уклонение, передача или снижение рискоа.

Стратегиями реагирования на позитивные риски (благоприятные возможности) являются использование, совместное использование и усиление.

Стоимость воздействия (14). Экспертная оценка стоимости применяемых методов воздействия на риск. Рекомендуется использовать следующую шкалу: высокая, средняя и низкая стоимость воздействия, выраженную в денежном эквиваленте.

Документы, регламентирующие процессы управления риском (15). Утвержденные внутренние документы, регламентирующие тем или иным образом процессы управления риском: выявление, оценку, анализ, контроль или воздействие. К таким документам может относиться любой документ, в котором прямо или косвенно регламентирован процесс, позволяющий тем или иным образом снизить оценку данного риска.

Остаточная оценка риска (16-18). Оценивается по аналогии с общим риском по двум параметрам: вероятность и последствия.

Вероятность (16) наступления рискового события с учетом того, что данный риск управляется и контролируется, т. е. после воздействия указанных выше методов управления. Оценивается экспертным методом в соответствии со шкалой идентичной оценки вероятности на предыдущем этапе.

Последствие (17) наступления рискового события с учетом того, что данный риск управляется и контролируется, т. е. после воздействия методов управления. Оценивается экспертным методом в соответствии со шкалой идентичной оценки последствий на предыдущем этапе.

Оценка (18) — остаточная оценка риска с предположением того, что данный риск управляется и контролируется, т. е. после воздействия методов управления. Рассчитывается как произведение вероятности на последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: