Подготовка переговоров
Цели:
1. Определи реальный максимум в переговорах.
2. Определи необходимый минимум в переговорах.
3.Когда приходится вести переговоры на несколько задач, расставь приоритеты, рассчитай время.
4.Определи, какими целями ты можешь пожертвовать, ради достижения более значимых целей.
Приемы воздействия:
1.Устанавливай доверие: дружелюбный тон, демонстрируй уважение, уклоняйся от конфронтации, исключи из лексикона слово «нет», начинай с отвлеченных тем, найди общее, что вас объединяет с оппонентом.
2.Подыграй чувствам. Нащупай скрытые чувства оппонента и подыграй им.
3.Плавно направляй ход переговоров. Действуй в располагающей к сотрудничеству манере: спрашивай, проси совета.
4. Незаметно меняй все местами: скажи, что понимаешь, и уже учел в своих предложениях высказанные моменты. Если выстроишь свои аргументы по замечаниям клиента, ты дашь ему именно то, что он ищет.
Этапы ведения переговоров
· уточнение интересов и позиций сторон
|
|
· обсуждение, предполагающее выработку возможных вариантов решения проблемы
· достижение соглашения.
Умение слушать лежит в основе любых переговоров. Часто оппоненты уверены, что они адекватно поймут друг друга, не прилагая особых усилий. Однако слушание — это весьма непростое искусство.
Умение убеждать необходимо для того, чтобы добиться согласия оппонента с высказываемой точкой зрения. Характерной особенностью убеждения является то, что оно обращено, прежде всего, к разуму человека и осуществляется посредством аргументации, т. е. системы утверждений, предназначенных для обоснования или опровержения какого-либо мнения.
Умение задавать вопросы — важная составляющая эффективного обсуждения предложений сторон. Верно поставленный вопрос позволяет уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительную информацию, активизировать процесс обсуждения, направить дискуссию в нужное русло.
Если переговоры заходят в тупик
В этом случае есть два варианта развития событий. А именно:
· Уход из-за стола переговоров.
В случае реализации этого варианта важно учитывать ряд аспектов:
o прерывать переговоры следует лишь после тщательного анализа и оценки ситуации
o не стоит завершать переговоры в тот момент, когда вы рассержены и повинуетесь мгновенному импульсу
o следует четко изложить оппоненту суть разногласий, вынудивших вас пойти на решительный шаг
o никогда не сжигайте мосты. Большинство взаимодействий носят не разовый, а повторяющийся характер. Таковыми являются отношения государств на международной арене, сторонников противоборствующих партий в парламенте, партнеров по бизнесу, руководителей и подчиненных, родственные отношения и т.д.
|
|
o если вы считаете, что возобновление переговоров имеет смысл, сообщите об этом оппоненту
o если первый шаг навстречу сделал ваш оппонент, оцените его поступок по достоинству и не отвергайте с порога его предложений.
· Поиск позитивного выхода из сложившейся ситуации. Этот вариант предполагает продолжение переговоров. В этом случае весьма эффективным может быть использование чисто технического средства — объявление перерыва на переговорах. Это дает возможность участникам проанализировать ход переговоров, оценить положение дел, провести консультации внутри своей делегации или с кем-либо со стороны, снизить эмоциональный накал атмосферы на переговорах, продумать возможные варианты выхода их тупиковой ситуации.
При работе над соглашением участникам переговоров предстоит сделать окончательный выбор, который должен находиться в зоне допустимых для обеих сторон решений. Допустимые решения предполагают меру того, на что в принципе оппоненты могут согласиться.
Область, в рамках которой возможно достижение соглашения, называется переговорным пространством.