Православный фашизм в современной России

(по материалам СМИ)

Православный фашизм – это не столько яркая газетная метафора, сколько, к сожалению, один из феноменов современной российской действительности, имеющий свои причинно-следственные связи, попытку разобраться в которых мы предпримем в данном эссе.

Рассмотрим в качестве кейса взрыв на Черкизовском рынке в 2006 году членами группы «Спас». Напомним, что в результате взрыва самодельной бомбы (более 1 кг в тротиловом эквиваленте) погибло 12 человек, 55 человек получили травмы. Стоит упомянуть, что военно-спортивный клуб "Спас", организатор теракта, является боевой группой при Российском общенациональном союзе (РОНС) - организации, «которой многие отводят руководящую роль в военно-патриотическом движении» по определению газеты «МК»[1].В ходе расследования это дело было объединено с уголовными делами о еще нескольких взрывах в Москве и убийством 17-летнего студента, совершенном на станции метро "Пушкинская".

Не вникая в тяжбы судебных разбирательств, хочется остановиться на опубликованном в СМИ дневнике одного из исполнителей преступления Ильи Тихомирова.

«17 июля 2005 года
В лагере марш-бросок, спуск на альпснаряжении. После поехали к Николе на дачу в Орехово-Зуево. Там я сдал на уровень, получил по ребрам и уже три дня не могу двигаться. Вчера при попытке сделать бомбу с хлором я отравился и чуть не умер. Сегодня мне как-то не очень. (Так выглядела сдача экзамена для боевиков "Спаса". Первое задание - убийство собаки, второе задание - диверсия путем взрыва, третье задание - убийство человека. По крайней мере, так рассказывали о своей "учебе" в организации Илья Тихомиров и второй террорист Олег Костарев. - Прим. МК)

28 октября
4 декабря выборы по всей стране, и я впервые иду на избирательный участок как избиратель (как наблюдатель уже был). Есть мысль кинуть в урну сверточек из гидропирита и анальгина. И тогда, через примерно 2 часа, смесь самовоспламенится.

Разгон сатанистов в прошлый раз не состоялся. 10 бутылок с зажигательной смесью были выброшены, моя "киса" (взрывчатое вещество) разделена, частью взорвана на Яузе.

Есть замыслы устроить в Москве подрыв мусульманских = чурекских машин, палаток и магазинов с кафешками. Ночью, группами по 3-4 человека, без главных и организаторов, но по сговору во времени и месте, ранее намеченном. (Этот план был претворен в жизнь весной - летом 2006 года. Была взорвана одна машина на северо-востоке столицы, неподалеку от дома Королева. На автомобиле был нарисован некий мусульманский символ, и это их разозлило. Еще несколько машин Королев выбирал среди автолюбителей – выходцев из кавказских республик. На авто террористы опробовали взрывчатые вещества, изготовленные Тихомировым. При этих взрывах никто не пострадал. – Прим. МК).

Июля

Сейчас я планирую провести крупномасштабную террористическую акцию. Цель - убить несколько сотен врагов и остановить приток иммигрантов.

Средство - бригады по 2-3 человека с замаскированными шприцами. В метро в час пик травить чурок. Как яд хочу проверить… Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных! И т.д.»[2].

Публикация дневника террориста вызвала оживленную дискуссию в интернете, в ходе которой за подобной националистской философией на русской почве абсолютно обосновано закрепляется определение «православного фашизма»:

«ИгорьД:

…После прочтения дневника православного террориста становится очевидным то, что в России существует православный фашизм – агрессивная идеология нетерпимости, основанная на православной доктрине и оформленная в реальное политическое движение…

В сознании и жизни 20-летнего террориста совершенно естественным образом сосуществовали православные идеи и ритуалы с человеконенавистническими мыслями и практикой.»[3]

Заголовки статей говорят сами за себя «Фашиствующие священники и молящиеся фашисты: Россия близка к участи Веймарской Республики», в сообщениях СМИ так называемая «православная общественность» стоит в одном ряду со скинхедами и экстремистами, выложены свидетельства того, как православные священники благословляют скинхедов на пикеты гей-клубов (и фактически на убийство людей). Диапазон организаций с философией православного национализма/фашизма достаточно широк – от организаций, непосредственно находящихся «под крылом» РПЦ, до никакого отношения к Русской Православной Церкви не имеющих союзов и сект. Позиция церкви колеблется от молчаливого или явного согласия до игнорирования фактов. Таким образом, и так достаточно сомнительный имидж РПЦ (особенно как организации на современном этапе) и её высокопоставленных членов, оказывается объектом интернет-троллинга как фактически единственного способа повлиять по крайней мере на СМИ.

Посмотрим на позицию Русской Православной Церкви по отношению к действиям «черносотенцев современности» более подробно. Наряду с сообщениями о помощи пострадавшим из официальных источников простой интернет-браузинг приводит нас к обсуждениям в соцсетях (главным образом, Живой Журнал), а также на православных ресурсах, где людьми с различным отношением к православию отмечается, что вместо проповеди терпимости и Христовой любви, представителями РПЦ пропагандируются идеи превосходства русских и православных перед другими этносами и религиями. Эта идея не нова, она заложена в самой формуле православия как единственной истинной религии. Однако направление деятельности некоторых организаций, находящихся под непосредственной эгидой РПЦ, вызывают глубокое недоумение.

Одной из таких организаций является «Союз Православных Хоругвеносцев» созданный в 1992 году по благословению приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Перечислю несколько сюжетов с участием Союза, по каждому из которых в сети доступно множество видео и печатных материалов, велись и ведутся дискуссии. Первый сюжет связан с активным использованием футболок и флагов с лозунгом «Православие или смерть!», решением суда признанным экстремистским. На своем сайте отдельная лента новостей посвящена вопросу использования этой и другой псевдорусской символики, включая свастику. Приведены положительные отзывы о лозунге как известных представителей РПЦ, так и общественных деятелей и артистов. (Где лозунг интерпретируется в качестве духовной смерти для неверующих).

Члены Союза бурно реагируют на общественную жизнь – устраивают погромы гей-клубов, жгут постеры певицы Мадонны (или как они её называют «старухи-ведьми Луизы Чикконе») и творят прочие богоугодные дела. Удивительный фото и видеорепортаж о том, как члены Союза, облачась в черные капюшоны в лесу (или на даче) протыкают копьями, стрелами, ножами и т.д. изображения обнаженных моделей, целясь в эрогенные зоны – сомнительное развлечение с точки зрения психиатрии. (Эти материалы были выложены самими членами союза).

Также члены союза открыто говорят, что их кумиром является Дракула (что переводится как «дракон» или «дьявол»), сам же их внешний вид напоминает в лучшем случае банду байкеров.

Встречаются и ещё более абсурдные псевдоправославные организации (на сей раз не имеющие никакого отношения к РПЦ), такие как «Русская Катакомбная Церковь истинно-православных христиан», возглавляемая неким Амвросием Сиверсом. Секта прославилась тем, что канонизировала Адольфа Гитлера и прочих нацистских палачей. Он именуется "св. Атаульфом Хитлером (Берлинским)", есть соответствующая икона...

Отдельно стоит упомянуть такой феномен российской действительности, как «православные скинхеды». Поскольку по официальным данным в Москве скинхедов больше нет, статистика может быть только приблизительной, однако в сети приводятся данные, что около 20% скинхедов считают себя православными (при этом, как правило, находясь в явной оппозиции к РПЦ).

Как выяснилось, отклонения в сторону неприкрытого национализма (в том числе с очень жестокой расправой с «неверными») были свойственны Русской Православной буквально с момента её зарождения. Начало этой печальной истории положили выходцы из Новгорода ещё в XIII-XIV вв., насаждавшие христианство среди нерусских народов Вятского края. «Священники, по признанию митрополита, перемучили много людей, переморили, в воду пометали, сжигали в избах мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли», - повествует советский историк-религиовед Е.Ф. Грекулов[4].

Насилие совершалось над татарами в Казани, где «христианизация» началась в XVI в. Митрополит Филофей Лещинский уничтожал в Сибири нехристианские кладбища вогулов и остяков, угрожал смертью в случае отказа от перехода в православие. Та же история коснулась и башкиров, и чувашей, марийцев, карелов, народы Севера. Вплоть до XIX века принудительное крещение было средством русификации и колонизации. Многочисленные свидетельства напрямую говорят о том, как высокопоставленные деятели церкви видели свою миссию не только в уничтожении чужой религии, но и чужой национальности. В высшей степени презрительное отношение к нерусским народам процветало повсюду – от Карелии до Екатеринбурга.

Поразительные факты поддержки РПЦ фашистского режима Гитлера мы находим в XX веке. Текст «декларации» митрополита Анастасия (Грибановского), опубликованный в газете «Церковная жизнь» (1938 г. №5-6). Совместно с папой римским Пием XI митрополит Анастасий «благословили» Гитлера на войну с Россией:

«Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего освободителя, постоянно возносит к Богу молитвы о том, чтобы Он сохранил Вас, руководил Вами и даровал Вам свою всесильную помощь. Ваш подвиг за германский народ и величие германской Империи сделал Вас примером, достойным подражания, и образцом того, как надо любить свой народ и свою родину, как надо стоять за свои национальные сокровища и вечные ценности»[5].

Проявления жестокости к иноверцам свойственны не только православию, нельзя сказать, что это специфическая особенность этой религии. Однако сейчас, в эпоху глобализирующегося мира, вопросы расовой и этнической толерантности/дискриминации приобретают особенно острый, отчасти нерешаемый, дискуссионный характер. Религия (и идея религиозного и этнического превосходства) с момента её возникновения используется как инструмент политического влияния. Однако в современном мире в связи с огромными миграционными потоками выбор между толерантностью, грозящей потерей идентичности, или консерватизмом, чреватым проявлениями внутренней и внешней агрессии, становится не только невозможно решить в общем виде, этот выбор порой сложно сделать и на уровне частного случая. Европейские страны уже наткнулись на «грабли толерантности» (которая, кстати, является для современной Европы традиционной), неоднозначная ситуация происходит в России. Сосуществование различных религий и культурных традиций становится в современном мире не только неизбежным, примеры искусственной консервации уже показали свою, в том числе экономическую, несостоятельность. Вместо того, чтобы «сгладить углы» накопившихся к обществе противоречий, правительство первым делом пытается ввести уголовное наказание за «оскорбление чувств верующих», хотя с понятийным аппаратом и критериями этих самых оскорбленных чувств больше вопросов, чем ответов.

В очевидной неизбежности возникновения подобных противоречий в современной России, болезненных формах утверждения собственной идентичности, все же хочется верить, что в обществе есть потенция снизить градус накала по крайней мере до того, чтобы обойтись без человеческих жертв и чтобы формы выражения своей позиции не носили настолько болезненно-абсурдный характер. Представляется, что Русская Православная Церковь должна принять в этой связи максимально активную и адекватную позицию и донести её до своих членов.

Источники:

1. Московский Комсомолец № 24617 от 11 ноября 2007 г. http://www.mk.ru/editions/daily/article/2007/11/11/70681-ot-spasa-net-spasu.html

2. http://kuraev.ru

3. Студентов-террористов выдал дневник. Александр Жеглов // Газета "Коммерсантъ", №140 (3716), 08.08.2007 http://kommersant.ru/doc/793804

4. Погромы с участием православных на гей-параде (видео) https://www.youtube.com/watch?v=jebj1acRlsg

5. Арестакес Симаворян, Ваграм Овян. РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // http://noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=5118

6. Союз Православных Хоругвеносцев http://www.pycckie.org/

7. Свобода слова» Православные хоругвеносцы (33 фото) http://www.perunica.ru/svoboda/4596-pravoslavnye-horugvenoscy-33-foto.html

8. О лжеепископе Сиверсе-Смирнове, криптооккультистах, сектантах-"азефах" "Опричного братства". Политрасследование - перепечатка материалов. http://buro.belarusforum.net/t26-topic

9. Скинхеды: откуда ноги растут? // «Нескучный сад» №6 2006 http://www.nsad.ru/articles/skinhedy-otkuda-nogi-rastut

10. Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России / Грекулов Ефим Федорович; АН СССР; отв. ред. А. И. Клибанов. — Москва: Наука, 1964

11. РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И СВОБОДА СОВЕСТИ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ВОПРОСА. Л.И. Сосковец // Социально-экономические и гуманитарные науки http://www.duskyrobin.com/tpu/2004-02-00038.pdf


[1] Московский Комсомолец № 24617 от 11 ноября 2007 г.

http://www.mk.ru/editions/daily/article/2007/11/11/70681-ot-spasa-net-spasu.html

[2] Опубликован дневник главного подозреваемого по делу о взрыве на Черкизовском рынке

http://www.newsru.ru/russia/14dec2006/tihomirov.html

[3]Форум сайта http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=134191.35;imode

[4] Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России / Грекулов Ефим Федорович; АН СССР; отв. ред. А. И. Клибанов. — Москва: Наука, 1964

[5] Письмо митрополита Адольфу Гитлеру 1938г. http://voisvet.ru/hristianstvo/119-pismo-mitropolita-adolfu-gitleru-1938g.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: