Философские проблемы науки и техники

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО И ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Философские проблемы науки и техники

Магистерская программа «Химическая технология производства реагентов для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности»

г. Казань – 2011 г.

Тесты для входного контроля знаний:

Тест №1

Объективность истины означает:… 2) Относительность истины означает… 3) Конкретность истины означает… А) независимость содержания знания от человека, Б) неполноту, незавершенность знания, В) зависимость содержания знания от обстоятельств его получения, места и времени.

Тест №2

Абсолютность истины означает… А) справедливость для любой эпохи, Б) ее полноту и окончательность, В) норматив познания, Г) реальное содержание знания.

Тест №3

Что означает эпистеме?

Тест № 4

1) Классическая эпистемология была сформулирована в трудах, а 2) неклассическая эпистемология в работах – А) Блура, Б) Декарта, В) Канта, Г) Фуллера, Д) Гегеля, Е) Голдмана, Ж) Бэкона.

Тест №5

Как влияет на знание социальная коммуникация?

Тест №6

Принципами классической эпистемологии являются: критицизм, наукоцентризм и фундаментализм, а неклассической эпистемологии - …?

Тест №7

Выберите инвариантные критерии научности знания: 1) объективность, 2) наличие познавательного метода, 3) преемственность, 4) системность, 5) фальсифицируемость, 6) верифицируемость, 7) истинность.

Тест №8

1) Верификация знания – это …2) Фальсифицируемость знания - это… 3) парадигмальность знания – это…: А) признание теоретических достижений, которые обеспечивают дальнейшие пути развития науки, Б) критикуемость знания, В) проверяемость знания на опыте.

Тест № 9

Кто из философов отвергал рациональный характер науки и считал, что наука – это идеология? 1) К. Поппер, 2) П. Фейерабенд, 3) И. Лакатос, 4) Т. Кун.

Тест №10

В чем заключается проблема истины в естественных науках?

Тест №11

Почему знание технических наук является абстрактным и приближенным?

Тест №12

Что означает научно – технический прогресс?

Тест №13

Почему сегодня научно – технического прогресс называют технико – технологическим?

Тест №14

Выберите по смыслу тенденции технико – технологической стадии научно – технического прогресса: А) приоритет естественно – научному знанию в развитии общества, Б) приоритет технике и технологиям в развитии общества, В) возможны точные прогнозы развития науки и техники, Г) непредсказуемость развития науки и техники, Д) изменение окружающей среды, Е) равновесие человека с окружающей средой, Ж) экономический рост всего общества, З) экономический рост отдельных стран.

Тест №15

Управление научно – техническим прогрессом означает:

А) научно – техническую политику, Б) гуманитарную коррекцию инженерной деятельности, В) изменение природной среды, Г) подчинение науки и техники рыночным отношением, Д) социальную оценку техники.

Тест №16

Социальная оценка техники – это рекомендации по применению и оценке техники и технологий, которые вырабатываются: А) организациями федерального уровня власти, Б) организациями регионального уровня власти, В) независимыми общественными организациями.

Тест №17

Почему нет социальной оценки техники в России?

Тест №18

Концепция устойчивого развития общества предполагает: А) переход на ресурсосберегающие технологии, Б) восстановление биоты с помощью техники и технологий, В) экономический рост всех стран, Г) экономический рост отдельных стран, Д) «экологические границы» между странами.

Тест №19

Можно ли с помощью техники и технологий восстановить биоту? Почему?

Тест №20

К какому сценарному подходу может привести неконтролируемое использование техники и технологий? А) стихийное неуправляемое развитие общества, Б) ультратоталитаризм, В) устойчивое развитие общества.

Тест №21

Что такое технофилия и технофобия?

Тест №22

1) Наука о сущем – это …, а 2) наука о должном – это.. А) этика, Б) естествознание.

Тест №23

Найдите соотношение науки и этики, характеризующее постнеклассическую науку: 1) наука этически нейтральна, 2) этика и наука расходятся, 2) этика и наука сближаются.

Тест №24

Проблема добра и зла коренится: А) в технике и технологиях, Б) в самом человеке.

Тест №25

Выберите ценности, относящиеся 1) к техногенной цивилизации, 2) к традиционной цивилизации:

А) научная рациональность, Б) опора в познании на традицию, В) индивидуализм, Г) вера в науку, в разум и прогресс, Д) следование опыту предков и традициям, Е) идея гармонии человека и природы, Ж) принцип «у – вэй», недеяния, З) человек – это деятель, преобразователь природы, И) природа – это неисчерпаемый ресурс для человека.

Тест №26

Какая цивилизация использует представление о прогрессе, связанное с циклическим временем? А) техногенная цивилизация, Б) традиционная цивилизация.

Тест №27

Найдите соответствие между понятием и его содержанием: 1) техника – это…, 2) технология – это…, 3) техносфера – это …А) знание, 2) деятельность, 3) вещь, артефакт, 4) искусственная среда обитания.

Тест №28

Выберите реалистичную точку зрения на соотношение науки и техники: 1) техника – это прикладная наука, 2) наука и техника – это автономные области знания, но скоординированные друг с другом, 3) наука развивается благодаря техническим изобретениям, 4) большую часть своей истории техника была мало связана с наукой. Их соединение происходит только в середине 19 в.

Тест №29

Рациональное обобщение техники – это: А) теоретическое обобщение отдельных областей технического знания, Б) эмпирическое описание техники, 3) обобщение технического опыта с помощью здравого смысла.

Тест №30

Расставьте этапы рационализации техники в исторической последовательности: 1) появление системотехники, 2) обучение ремеслам, 3) появление технических теорий, 4) систематизация знаний о производствах.

Тест №31

Какие сложные технические системы создает системотехника? Приведите три примера.

Тест №32

К онтологическим проблемам науки относятся:

1) способы получения знаний, 2) логическое обоснование языка науки, 3) описание науки как социального института, 4) обоснование норм и ценностей науки, 5) связь научного знания с производством.

Тест №33

Научная рациональность – это: 1) разумность бытия, мышления и познания, 2) способ построения образа науки и ее методологических стандартов, 3) непротиворечивость научных знаний, 4) непротиворечивость мира в целом.

Тест №34

Назовите четыре вненаучные формы знания.

Тест №35

Отделите друг от друга следующие формы знания: 1) мифология, 2) искусство, 3) наука, 4) философия, 5) религия, 6) обыденное знание. А) начинает с чувственных образов и восходит к идее, Б) представляет собой сплав рационального и чувственного, В) выражает здравый смысл, Г) акцент на веру, а не на доказательство с помощью фактов, Д) обладает теоретико – рациональной формой, Е) опирается на логику и опыт.

Тест №36

Найдите соответствие между функциями философии в науке и их содержанием: 1) мировоззренческая функция, 2) методологическая функция, 3) гносеологическая функция, 4) систематизирующая функция, 5) эвристическая функция.

А) поиск общих закономерностей познания, Б) создание научных картин мира, В) создание языка теории на основе философских категорий, Г) формирование методов и принципов познания, Д) поиск нового в науке.

Тест №37

Можно ли строго разграничить знание и веру? Почему?

Тест №38

В чем заключается соотношение философии и науки?

Тест №39

Формирование научно – технических дисциплин и инженерной деятельности происходит в: 1) эпоху Возрождения, 2) Новое время, 3) середине 19 в., 4) Новейшее время.

Тест №40

1) Классическая концепция истины заключается в том, что…, 2)а неклассическая концепция истины - …. А) истина – это простота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность знания. Б) истина – это соответствие знаний действительности.

Тест №41

1) Онтологическое понимание истины состоит в том, что…, а 2) гносеологическое понимание истины заключается в том, что -: А) истина – это характеристика знания, которая принадлежит субъекту, Б) истина – это бытие.

Тест №42

Можно ли отождествлять истину и знание? Почему?

Тест № 43

1) Конвенциональная концепция истины – это…, 2) прагматическая концепция истины – это…, 3) когерентная концепция истины – это …А) полезность знания, ведущая к успеху, Б) согласованность между законами, теориям, внутри законов и теорий, В) результат соглашения между учеными.

Тест №44

Технические объекты – это: 1) естественные системы, 2) искусственные системы, 3) естественно – искусственные системы.

Тест №45

Выберите по смыслу: цель познания 1) естественных наук - …, цель познания 2) технических наук - ….. А) практическая, Б) духовно – познавательная.

Тест №46

Почему сегодня технические науки являются самостоятельной областью знания?

Тест №47

Выберите методы теоретического познания, относящиеся к техническим наукам: 1) логико – аксиоматический метод, 2) системный анализ, 3) гипотетико – дедуктивный метод, 4) системный подход, 5) индуктивный метод, 6) моделирование.

Тест №48

Наиболее идеализированными являются: А) естественные науки, Б) технические науки.

Тест №49

Выберите критерии оценки знания для: 1) фундаментальных наук, 2) прикладных наук: А) достоверность, Б) технологичность, В) точность, Г) полнота описания объекта, Д) энергоемкость, Е) адекватность объекту, Ж) материалоемкость, З) надежность.

Тест №50

Выберите инвариантные критерии научного знания: А) системность, Б) объективность, В) наличие познавательного метода, Г) верифицируемость, Д) фальсифицирауемость.

Тесты для текущего контроля знаний:

Тест №1

Какие области технического знания Вы знаете? Назовите три области технического знания.

Тест №2

По какому правилу создается концептуальный аппарат технического знания?

Тест №3

Естественные науки являются по сравнению с техническими науками: А) более абстрактными, Б) менее абстрактными, В) более онтологичными, Г) менее онтологичными.

Тест №4

Какие виды эмпирического знания технических наук Вы знаете? Приведите три примера.

Тест №5

Найдите соответствие между: 1) структурными схемами, 2) поточными схемами, 3) функциональными схемами технической теории и их содержанием: А) отображают физические, химические, биологические, информационные процессы в техническом устройстве, Б) представляют собой математические уравнения для описания процесса, В) отображают расположение блоков, звеньев, пар, цепей.

Тест №6

Расставьте в определенной последовательности этапы создания технической теории путем анализа схем:

А) формирование функциональной схемы, Б) постановка инженерной задачи создания технической системы, В) создание структурной схемы, Г) создание поточной схемы.

Тест №7

Ведущую роль в технической теории играют: А) функциональные схемы, Б) поточные схемы, В) структурные схемы.

Тест №8

Почему техническая теория является более приближенной и менее точной по сравнению с естественнонаучной?

Тест №58

В технических науках эксперимент заменен на…

Тест №9

Выберите правильные значения понятий: 1) метод познания, 2) принцип познания, 3) методология: А) система гибких правил, регулятивов, норм, предписаний для познания и преобразования действительности, Б) учение о путях познавательной деятельности, 3) идея, выражающая принцип организации вещи.

Тест №10

Какие методы познания носят универсальный характер? А) общенаучные, Б) частнонаучные, В) философские.

Тест №11

Общенаучные методы определяют в познании: А) абстрактно – общее, Б) абстрактно – конкретное, В) конкретное.

Тест №12

Назовите четыре общенаучных метода познания.

Тест №13

Выберите философские методы познания из перечисленных: А) системный подход, Б) диалектический метод, В) интуитивный метод, Г) вероятностно – статистический метод, Д) метафизический метод, Е) метод аналогии, Ж) метод аналогии, З) герменевтический метод.

Тест №14

Найдите соответствие между субъектно – предметными формами познания и их содержанием: 1) объект познания – это…, 2) предмет познания – это..., 3) средства познания – это…, 4) результат познания – это …. А) любой фрагмент мира (духовный или материальный), Б) приборы, инструменты, язык теории, методы познания, знаковые средства, В) концептуальный аппарат, Г) ученый, коллектив ученых.

Тест №15

Какая методология носит обязательный, предписывающий характер? А) дескриптивная, Б) нормативная.

Тест №16

Позитивизм как философское направление характеризуется следующими чертами: А) рационализмом, Б) эмпиризмом, В) связью с метафизикой, Г) отвержением метафизики, Д) сведением философии к обобщению выводов из частных наук, Е) приоритетом естественных наук над гуманитарными, Ж) приоритетом гуманитарных наук над естественными.

Тест №17

Родоначальником позитивизма был: А) И. Кант, Б) О. Конт, В) К. Поппер.

Тест №18

Индуктивная логика Милля обосновывала: А) математические гипотезы, Б) причинно – следственные связи в опытных науках, В) физические идеализации.

Тест №19

Что такое математическая гипотеза и кто первый разработал ее в области топологии?

Тест №20

Каким путем создается математическая гипотеза? Выберите правильный ответ: 1) сначала создается теоретическое описание явления и потом осуществляется его математизация, 2) сразу создается математический аппарат и под него подводится теоретическое описание явления.

Тест №21

Расставьте по смыслу этапы формирования математической гипотезы в естествознании: А) корреляция между физическими величинами в старой и новой областях знания, Б) трансляция математических уравнений из старой смежной области знания в новую, В) замена старых коэффициентов в математических уравнениях на новые, и построение на их основе новых уравнений, описывающих новые процессы, Г) ищется аналогия между физическими процессами в старой и новой областях знания, Д) опытная проверка новых уравнений.

Тест №22

Почему вторая волна позитивизма называлась эмпириокритицизмом?

Тест №23

Какие философские понятия, по мнению эмпириокритиков, необходимо было убрать из языка науки?

Тест №24

Эмпириокритики считали, что наука должна познавать не субстанции, а …

Тест №25

Автором учения о тождестве психического и физического был: А) Авенариус, Б) Мах, В) Пуанкаре.

Тест №26

Проблема эмпирической осмысленности научных утверждений была поставлена в: А) позитивизме, Б) неопозитивизме, В) постпозитивизме.

Тест №27

Может ли эмпирическое знание обладать всеобщностью и необходимостью? Почему?

Тест №28

Можно ли разработать безотказно работающие правила творчества? Почему?

Тест №29

В чем заключается логика открытия нового?

Тест №30

Альтшуллер считал, что существует два типа открытий в науке: 1) открытие новых явлений и 2) открытие закономерностей.

Выберите по смыслу, какие методы относятся к этим типам открытий: А) поиск аномалий и белых пятен, оценка их с новой точки зрения, Б) наращивание большого количества фактов до тех пор, пока не появится закономерность, В) вводятся новые гипотезы, Г) открытие нового путем комбинирования старого.

Тест №31

Назовите три эвристических приема в исследовательской и изобретательской деятельности.

Тест №32

В чем заключается метод мозгового штурма?

Тест №33

Дополните эвристические постулаты по смыслу:

1) класс изобретательских задач бесконечен, а класс методов изобретения….

2) метод поиска решения кроме объективной стороны содержит…

3) изобретательская задача может решаться с помощью как осознанного метода, так и ….

Тест №34

Назовите источники научно – технической информации.

Тест №35

Расставьте по смыслу этапы научно – исследовательской работы: А) экспериментальные исследования, Б) формулировка темы исследования, В) теоретические исследования, Г) формулировка целей и задач исследования, Д) анализ и оформление научного исследования, Е) внедрение и эффективность научного исследования.

Тест №36

Назовите модели развития науки 1) Поппера, 2) Лакатоса, 3) Куна: А) методология исследовательских программ, 2) перманентная революция, 3) теория научных революций.

Тест №37

Существуют ли факты сами по себе? Почему?

Тест №38

Что означает протокольное предложение?

Тест №39

Какие суждения образуют язык теории?

Тест №40

Почему неопозитивистская программа ясности и точности языка науки потерпела крушение?

Тест №41

Чем отличается эксперимент от наблюдения?

Тест №42

Выберите методы эмпирического познания: А) моделирование, Б) измерение, В) индукция, Г) эксперимент, Д) аналогия, Е) идеализация, Ж) наблюдение.

Тест №43

Найдите соответствие формально - логических методов их содержанию: 1) анализ, 2) синтез, 3) обобщение, 4) абстрагирование, 5) индукция, 6) дедукция, 7) идеализация.

А) отвлечение от несущественных свойств объекта с удержанием существенных свойств в мысли, Б) образование абстрактных объектов, не существующих в действительности, В) разложение целого на части и познание каждой из частей в отдельности, Г) движение мысли от единичного к общему, Д) объединение частей в органичное целое, Е) установление общих свойств и признаков предметов.

Тест №44

В основе метода моделирования лежит: А) функциональный подход, Б) аналогия, В) системный подход.

Тест №45

Выберите правильный ответ. В теоретической химии для конструирования понятий применяются следующие методы познания: А) логико – аксиоматический, Б) формализация, В) индукция, Г) аналогия, Д) идеализация.

Тест №46

В чем состоит отличие теоретического знания от эмпирического?

Тест №47

Расставьте в определенной последовательности этапы создания технической теории путем синтеза схем:

А) создание модели технического устройства, Б) разработка конструктивной схемы устройства, В) стыковка параметров модели с инженерными расчетами и социальными, экономическими и экологическими требованиями.

Тест №49

Что означает синтез и анализ схем?

Тест №50

Что такое аппроксимация в технической теории?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: