Восхождение к индивидуальности. Содержание

Орлов Ю. М.

Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.

Книга посвящена проблемам самосовершенствования, основанного на самопознании. В ней популярно излагаются сведения о психологии личности, социальной психологии, характерологии, психологии эмоций и чувств (обиды, вины, стыда, зависти, гордости, любви и др.), необходимые для усвоения принципов саморегуляции и управления собственным поведением.

Книга, основанная на опыте психологического консультирования семей, подростков, родителей, является переработкой книги автора «Самопознание и самовоспитание характера», вышедшей в свет в 1987 году и вызвавшей большой интерес читателей.

© Орлов Ю. М., 1991

ББК 38.8

O-66

ISBN 5-09-003075-8

Содержание

Содержание

От автора

Часть первая. Самопознание

О чертах характера

Я познаю самого себя

Что такое черта характера?

Наименование черт

Для чего нам нужно знать черты характера?

Какие черты следует вырабатывать в себе?

Как устроены черты характера?

Как влияет на нас ситуация, в которой мы действуем?

Как порождается образ?

Набор черт или нечто большее?

Две группы черт

О привычках и воле

«Человек привычки»

«Человек воли»

«Человек нравственный»

Слабоволие как реакция на эмоциональные барьеры

Слабоволие как реакция на внутренний конфликт

Слабоволие, проявляющееся в упрямстве

Слабоволие как реакция на кризис в жизни

О потребностях, мотивах и действиях

Я и мои потребности

Анатомия желания

От чего зависит удовлетворение потребности?

Две стороны потребности

Идея потребности

Образное выражение потребности

Мотивационное выражение потребностей

Направляющая сила мотива

Потребность, желание, действие

Техника удовлетворения потребности

Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении

О сознании и самосознании

Как работает мое сознание?

Самовоспитание как «расширение» сознания

Как я сознаю самого себя?

Как устроено наше самосознание?

Как работает психологическая защита?

О познании своих эмоций

Удовольствие и неудовольствие. Приятное и неприятное

Новое мышление об эмоциях

Эмоции, возникающие в общении с другим человеком

Как устроена обида?

Вина

Стыд

Зависть и тщеславие, гордость

Эмоции за других

Наименование эмоций

Боль

Страх

Часть вторая. Самовоспитание

Зачем это нужно?

Цели самосовершенствования

Достижение согласия с самим собой как цель самовоспитания

Достижение гармонии с окружением

Устранение плохих привычек

Контроль своих потребностей

Развитие способностей

Овладение саногенным мышлением

Восхождение к индивидуальности

Восхождение к индивидуальности — расширение смысла жизни

Движение к индивидуальности через последовательность внутренних рождений

Управление собой и другими

Парадигма насильственного управления

Парадигма ненасильственного управления

Насилие явное и скрытое

Условия парадигмы насильственного управления

Соотношение парадигм управления в поведении

По пути самосовершенствования

Как начать новую жизнь?

Отчего трудно и отчего легко?

Необходимое возвращение к первой части

Кое-что о психических механизмах

Как мы научаемся?

Как происходит отучивание?

Схема угашения плохих привычек

Работа с плохими привычками

Как бросить курить?

Как быть с другими плохими привычками?

Выработка хороших привычек

Как сделать так, чтобы это мне понравилось?

Как извлечь пользу из радости?

Как я учился бегать

Как соблюдать диету?

Как извлечь пользу из страданий?

Поведение и псевдоповедение

Развитие способностей и психических процессов

Я развиваю свои способности

Я развиваю память

Учусь управлять своим воображением

Черты патогенного мышления

Основные черты саногенного мышления

Значение общения в самовоспитании

Виды потребностей в общении

Факторы, дезорганизующие общение

Отработка техники общения

Организация самовоспитания

Постановка целей самовоспитания

Найди наставника

Моральная поддержка окружения

Соревнование

Самообязательство

Самоприказ

Стимулы-орудия

Еще раз напоминаем об извлечении пользы из радостей и неприятностей

О результатах деятельности

Подведение итогов самосовершенствования

Усвоение саногенного мышления

Размышление об обиде

Комментарий к размышлению об обиде

Проигрывание эмоции

Размышление о страхе смерти

От автора 3

Часть первая. Самопознание. О чертах характера 12

Я познаю самого себя. — Что такое черта характера? — Наименование черт. — Для чего нам нужно знать черты характера? — Какие черты следует вырабатывать в себе? — Как устроены черты характера? — Как влияет на нас ситуация, в которой мы действуем? — Как порождается образ? — Набор черт или нечто большее? — Две группы черт.

О привычках и воле 33

«Человек привычки». — «Человек воли». — «Человек нравственный». — Слабоволие как реакция на эмоциональные барьеры. — Слабоволие как реакция на внутренний конфликт. — Слабоволие, проявляющееся в упрямстве. — Слабоволие как реакция на кризис в жизни.

О потребностях, мотивах и действиях 52

Я и мои потребности. — Анатомия желания. — От чего зависит удовлетворение потребности?— Две стороны потребности. — Идея потребности.— Образное выражение потребности.— Мотивационное выражение потребностей — Направляющая сила мотива.— Потребность, желание, действие.—Техника удовлетворения потребности.— Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении.

О сознании и самосознании 73

Как работает мое сознание? — Самовоспитание как «расширение» сознания. — Как я сознаю самого себя? — Как устроено наше самосознание? — Как работает психологическая защита?

О познании своих эмоций 104

Удовольствие и неудовольствие. Приятное и неприятное. — Новое мышление об эмоциях. — Эмоции, возникающие в общении с другим человеком. — Как устроена обида? — Вина.— Стыд. — Зависть и тщеславие, гордость. — Эмоции за других. — Наименование эмоций. — Боль. — Страх. (287:)

Часть вторая. Самовоспитание: Зачем это нужно? 133

Цели самосовершенствования.—Достижение согласия с самим собой как цель самовоспитания.—Достижение гармонии с окружением.—Устранение плохих привычек.— Контроль своих потребностей.— Развитие способностей.— Овладение саногенным мышлением.— Восхождение к индивидуальности.— Восхождение к индивидуальности — расширение смысла жизни.—Движение к индивидуальности через последовательность внутренних рождений.

Управление собой и другими 156

Парадигма насильственного управления.— Парадигма ненасильственного управления,— Насилие явное и скрытое.— Условия парадигмы насильственного управления.— Соотношение парадигм управления в поведении.— По пути самосовершенствования.— Как начать новую жизнь?— Отчего трудно и отчего легко?

Необходимое возвращение к первой части 176

Кое-что о психических механизмах.— Как мы научаемся?— Как происходит отучивание?— Схема угашения плохих привычек.

Работа с плохими привычками 187

Как бросить курить?— Как быть с другими плохими привычками?

Выработка хороших привычек 198

Как сделать так, чтобы это мне нравилось?—Как извлечь пользу из радости? — Как я учился бегать — Как соблюдать диету? — Как извлечь пользу из страданий?—Поведение и псевдоповедение.

Развитие способностей и психических процессов 222

Я развиваю свои способности. — Я развиваю память. — Учусь управлять своим воображением.— Черты патогенного мышления. — Основные черты саногенного мышления.— Значение общения в самовоспитании. — Виды потребностей в общении. — Факторы, дезорганизующие общение.— Отработка техники общения.

Организация самовоспитания 256

Постановка целей самовоспитания.—Найди наставника.—Моральная поддержка окружения.— Соревнование.— Самообязательство.— Самоприказ.— Стимулы-орудия.— Еще раз напоминаем об извлечении пользы из радостей и неприятностей.—О результатах деятельности.—Подведение итогов самосовершенствования.

Усвоение саногенного мышления 266

Размышление об обиде.— Комментарий к размышлению об обиде,— Проигрывание эмоции.— Размышление о страхе смерти.

(3:)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: