Каждое занятие проходит в форме игры, которая способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста

Страница музруководителя

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем (т.е. музыкальным руководителем) дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат.

Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Можно перефразировать слова М. Горького о литературе - "Детям следует играть музыку так же, как и взрослым, только лучше". Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, в искусстве и жизни.

Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию, как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности, т.е. талантливый в чем-то одном ребенок, творчески проявит и во многом другом. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, - учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и незаметно быстро и правильно начинают говорить. На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения, саморегулировать поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией, громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус. На своих музыкальных занятиях я пытаюсь заинтересовать малышей раскрыть красоту музыки, дать возможность ее почувствовать и научить самовыражаться в разных видах музыкальной деятельности. Знакомлю детей с музыкальной игровой деятельностью на фронтальных занятиях и развлечениях. Все это проходит как в музыкальном зале, так и в группах, где есть пианино. Музыкальная деятельность малышей - это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него - и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Так на слушание музыки идет восприятие музыкальных произведений, развитие слуха и голоса. В пении осваиваются элементарные певческие навыки, песенное творчество. Пение способствует развитию и укреплению легких, голосового аппарата, выработке правильной осанки.

В музыкально-ритмической деятельности ставится задача в соединении навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа. Дети на музыкальных занятиях выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, улавливают настроение музыкального произведения и передают в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, динамику - усиление и ослабление звучности, характер мелодии; строение произведения, художественного образа. Во время выполнения движения педагог должен постоянно обращать внимание на точность выполнения движения и осанку детей.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности детей. Дети с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах, т.к. это не требует особой подготовки, специальных навыков и доступно практически каждому ребенку. В ходе игры решаются задачи воспитания, чувство единения, развитие музыкальных способностей (чувство ритма, звуковысотного и тембрового слуха, формирование интереса к инструментальному творчеству). В музыкально-дидактических играх закрепляются навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких, как ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии и т.д. Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.

Каждое занятие проходит в форме игры, которая способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста.

Игра - это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей. В народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках. Короткие фразы, мелодия находится в пределах до-соль первой октавы, что отвечает педагогическим требованиям детей раннего возраста. В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствует эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером - все это являются огромным развивающим потенциалом. В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в "Ладушки", "Сорока-ворона", "Коза рогатая", "По кочкам, по кочкам" и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры "Кулачки", "Дружно поднимаем ручки" помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.

Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: