Информация о проведении школьного и регионального этапа «Президентских спортивных состязаний», «Президентских спортивных игр школьников»

Соколов А. М., заведующий отделением развития системы физкультурно-спортивного воспитания и туризма ОГБОУДОД «Областной центр дополнительного образования детей»

Здравия желаю, уважаемые коллеги, педагоги и их начальники!

Второй раз принимаю участие в педагогической конференции. Мне предложено озвучить информацию о проведении Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» в Томской области. Приветствую всех тех, кто настроен серьёзно поработать в команде областных организаторов.

Вижу, что «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» ныне составляют событийный каркас вертикально-интегрированной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, системы выявления уровня физической подготовленности обучающихся в возрасте 5-11 классов общеобразовательных учреждений.

В рамках «Президентских состязаний» и «Президентских спортивных игр» на территории Томской области проводятся старты на школьном, муниципальном и региональном уровне, и наши лучшие команды-победители участвуют во всероссийских финалах во всероссийских детских центрах «Океан» и «Орлёнок». Томская область по результатам ежегодных всероссийских финалов занимает ведущие позиции в рейтинге регионов, от 4 до 17 места в строчках сводных протоколов, по отдельным дисциплинам выходя на уровень призеров и победителей (по годам, примеры).

Прежде чем перейти к проблематике темы назовем достигнутые результаты.

Президентские состязания. Рассмотрим и сравним данные о проведении школьного этапа:

· по количеству обучающихся общеобразовательных учреждений, участвующих в школьном этапе Президентских состязаний

· по количеству общеобразовательных учреждений, принявших участие в школьном этапе

Таблица 1. Сравнительные данные по участию в школьном этапе Президентских состязаний 2010-2013 г. (по количеству участвующих в школьном этапе)

По годам Всего обучающихся Приняло участие в школьном этапе ПС % обучающихся, участвующих в ПС Примечание
2010-2011        
2011-2012       + 13%
2012-2013       +19%

Таблица 2. Сравнительные данные по участию в школьном этапе Президентских состязаний 2010-2013 г. (по количеству образовательных учреждений)

По годам Всего ОУ Приняло участие ОУ в школьном этапе ПС % участвующих ОУ в ПС Примечание
2010-2011        
2011-2012        
2012-2013       +3%

Таблица 3. Сведения по Сибирскому федеральному округу об участии Томской области в школьном этапе Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» в 2012-2013 учебном году (по количеству участвующих в школьном этапе)

Территория Всего обучающихся Приняло участие в школьном этапе ПС % обучающихся, участвующих в ПС Примечание
1. Республика Алтай        
2. Забайкальский край        
3. Алтайский край        
4. Томская область       4 место
5. Новосибирская область        
6. Иркутская область        
7. Республика Хакасия        
8. Республика Бурятия        
9. Республика Тыва        
10. Омская область        
11. Кемеровская область        
12. Красноярский край        
ИТОГО:        

Таблица 4. Сведения по Сибирскому федеральному округу об участии Томской области в школьном этапе Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» в 2012-2013 учебном году (по количеству образовательных учреждений)

Территория Всего ОУ Приняло участие ОУ в школьном этапе ПС % участвующих ОУ в ПС Примечание
1. Республика Бурятия        
2. Забайкальский край        
3. Алтайский край        
4. Иркутская область        
5. Республика Алтай        
6. Омская область        
7. Томская область       7 место
8. Новосибирская область        
9. Республика Хакасия        
10. Республика Тыва        
11. Красноярский край        
12. Кемеровская область        
ИТОГО:        

Выводы: Сейчас в сравнении с другими регионами в СФО сейчас Томская область занимает 4 место по охвату обучающихся и 7 место по охвату ОУ в Томской области. Увеличение охвата обучающихся возможно за счёт увеличения количества муниципалитетов слабо проявляющих себя в этой работе, а увеличение количества участников сдерживается тем, что малокомплектные школы не участвуют даже в школьном этапе, как не соответствующие требованиям положения.

Президентские спортивные игры. Из 343 общеобразовательных школ, указываемых в отчётности 160 приняло участие в школьном этапе «Президентских спортивных игр»: Из 40562 обучающихся 5-11 классов участвовало в 2012-2013 учебном году: лёгкая атлетика, игровые виды спорта (волейбол, стритбол, например), пулевая стрельба, лыжная подготовка, кроссы.

Из них, уже на областном этапе «Президентских спортивных игр»:

· 12 территорий были представлены 12 командами в 320 человек.

· в региональный зачёт 3-7 июня 2013 года проведены соревнования по 4 видам: плавание, стритбол, волейбол, лёгкая атлетика.

Региональный этап организовывали совместно два областных департамента - департамент образования и департамент по молодёжной политике, физической культуре и спорту, а также Областной центр дополнительного образования детей, при поддержке ТГПУ.

Результаты соревнований в общекомандном зачёте:

· 1 место - Северск

· 2 место - Томск

· 3 место - Колпашево

По итогам каждого этапа «Президентских состязаний» и «Президентских спортивных игр» проводятся мониторинг проведения этапов состязаний, результаты которого передаются на самый верх, в Москву. И это радует, что «элита» общества проявила заинтересованность в здоровье своего российского многонационального народа и вопрос находится на контроле, что вселяет некий позитив.

И вопрос с контроля не снимается, даже наблюдается дальнейшее развитие. Кроме сведе`ния воедино и заполнения устоявшихся форм мониторинговых отчётов по школьному, муниципальному и региональному этапам и проведения самих этапов состязаний Российская Федерация в 2013 году предприняла следующий шаг. Запущен выборочный мониторинг физкультурных тестов «Спортивного многоборья», где в формате Excel необходимо было предоставить сами результаты тестов по школьному этапу, по факту сами первичные протоколы общеобразовательных учреждений. Что мы получили по запросу о выборочном мониторинге школьного этапа? Нам предоставлено 20 файлов от 20 общеобразовательных учреждений Томской области из 14 территорий Томской области. Мы благодарны за оперативный отклик и предоставление данных в нужном формате:

1. Александровский район (1 учреждение)

2. Асиновский район (2 учреждения, СОШ № 1, 5)

3. Бакчарский район (3 учреждения)

4. Верхнекетский район (1 учреждение)

5. Зырянский район (1 учреждение)

6. Каргасокский район (1 учреждение)

7. Колпашевский район (1 учреждение)

8. Молчановский район (1 учреждение)

9. Парабельский район (1 учреждение)

10. Томский район (1 учреждение)

11. Чаинский район (1 учреждение)

12. Шегарский район (1 учреждение)

а также

13. Город Стрежевой

и

14. Город Северск

Соответственно, не предоставили информацию и не приняли участие в выборочном мониторинге результатов школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников 5 территорий Томской области - Тегульдетский, Кривошеинский, Первомайский районы, город Томск и город Кедровый.[1] Вопрос организация физкультурно-спортивного воспитания обучающихся школьного возраста в муниципальных образованиях Томской области, основной контингент которых сосредоточено всё-таки в общеобразовательных учреждениях, по-моему, должен стоять на контроле как в управленческих структурах (от заместителя главы администрации по социальным вопросам) до профильных подразделений местных администраций в сфере образования и спорта. К этим специалистам должны быть приданы методические службы профильных учреждений физкультурно-спортивной направленности, а что касается непосредственного ведения дел по организации «Президентских состязаний» и «Президентских спортивных игр» должны быть определены конкретные ответственные специалисты. Тогда в связке управленцев, организаторов воспитательной работы с обучающимися и специалистов по физической культуре сможем решать поставленные перед обществом задачи: воспитать здоровых, физически развитых детей, способных защищать нашу родину.

А пока, в результате нашей с вами совместной деятельности выявлены проблемы, которые нужно учиться переводить в категорию «задачи» для выхода на более высокий уровень развития. Проведение последних «Президентских спортивных игр» еще раз подтвердило: наши обучающиеся не умеют плавать, а соответственно и защитники они никакие. Просьбы убрать этот вид состязаний из регионального этапа не уместны в рамках Всероссийских спортивных игр школьников, а значит нужно решать вопрос, как и где нашим школьникам учиться плавать, в закрытых помещениях или в открытых водоёмах тоже. Необходимо ставить вопросы перед коллегами и начальниками о строительстве спортсооружений, как отдельных бассейнов, так и школьных бассейнов. Тогда девиз «Ни одной новой школы без бассейна», во всяком случае, в райцентрах - наш девиз. Принимаем? Исходя из этой жизненной необходимости и нужно действовать всем сообразно. Как? Входить в государственные программы развития физической культуры и спорта, программы модернизации образования, инициировать формирование проектов, программ массового обучения «Научись плавать!»: Есть опыт в городе Томске общественной организации «ЗОВ» - опыт организации такого всеобуча на базе существующих бассейнов с привлечением тренеров ДЮСШ в их свободное время. В своё время они так и не получили своих слов благодарности от педагогической общественности и управленцев.

Там, где уже есть свои бассейны - в городе Томске, в Стрежевом, и там где они строятся (в Асино и Белом Яру) стоит инициировать формирование таких программ, проектов всеобуча по плаванию, в том числе с участием МЧС, их спасательных подразделений. Стоит напомнить, что понимание этой проблемы низкой инфраструктурной обеспеченностью системы физической культуры в Томской области уже есть на всероссийском и областном уровне. В рейтинге регионов Томская область уже однажды заняла своё низкое, 70 место по развитию физической культуры.

Тем не менее, Министерство спорта и Минобразования совместным письмом от 19:12:2012 года на имя губернаторов по итогам 2012 года отметили Томскую область в числе лучших среди городских классов-команд в зачёте «Президентских состязаний» (письмо опубликовано 24.12.2012 г. на сайте Федеральной ДЮСШ).

Среди произносимых сегодня на столь представительном педагогическом совещании крупных решаемых, значимых вопросов мы стараемся услышать друг друга, и расставляем приоритеты. После их выстраивания многое в случае взаимопонимания и активного сотрудничества решается в рабочем порядке.

Что пока не решаемо в рабочем порядке? По этому году представителями территорий отмечено, что те условия проживания детей в местах проведения соревнований и крупных массовых мероприятий оставляют желать лучшего. Это и от бедности образования, от того самого остаточного принципа. По итогам проведения регионального этапа всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» делается вывод: необходимо расти и нести затраты на улучшение условий проживания. В какой форме? То ли на приобретение коечного фонда, выделение и оборудование помещений, то ли на строительство гостиничного фонда в районах. Доводы за сохранение старого порядка - «17 лет спали на полу и никто не возмущался», «нам другого не дано», увы, уже с трудом воспринимаются участниками педагогического процесса. Решили по-военному. Пока вопрос взаимоувязывания объектов спортивной инфраструктуры с обеспеченностью более современными местами проживания участников не решён - приходится участников финала спортивных игр школьников (спартакиады) и сами старты рассредоточить по многим населённым пунктам в разных районах и городах. И пока не удастся вместе с управленцами, кураторами образования, спорта определить, как и с какими вложениями решить этот вопрос, проведение региональных этапов с большим числом участников будет испытывать трудности, будет изменение расписания физкультурно-спортивных стартов, игр на 2013-2014 год по всем видам спорта, вплоть до изменения мест проведения соревнований, с переносом части стартов в другие территории. Эту работу по планированию календарей мы должны провести вместе.

По этому пункту замечу, что прибытие спортсменов в населённый пункт это не только организаторские хлопоты, но и трудовая занятость людей в месте их проживания, получение гарантированных доходов от туризма, связанного с проведением спортивного события. Именно поэтому мы считаем, что «вскочивший» вопрос позволит дать толчок в развитии местного коммерческого туризма и гостиничного сервиса. Но, не стоит забывать, что исторически оправданной и приемлемой формой частичного решения вопроса с привлечением бюджетных средств (заглянем в историю) является создание детских туристско-эскскурсионных туристских баз в составе центров детско-юношеского туризма, домов творчества юных и молодёжи. Например, Областной центр дополнительного образования детей в городе Томске сохранил детскую турбазу с небольшим гостиничным фондом. Прокатные фонды таких турбаз могут содержать еще некоторое количество раскладных койко-мест, при наличии помещений для их хранения. Такой районный мобильный фонд возможно разворачивать в образовательных учреждениях районов на время областных финалов. Такую подсказку даёт нам наша собственная история.

Начав с Президентских состязаний и игр, должен дополнить событийный каркас нашей деятельности другим компонентом системы физкультурно-спортивного воспитания обучающихся - созданием и организацией деятельности школьных физкультурно-спортивных клубов: Цель их создания - увеличение охвата физкультурным воспитанием школьников во внеурочное время, формирование спортивного актива школьников вокруг школы и через это оздоровление граждан. Несмотря на то, что эта работа ведётся на местах с переменным успехом, да и бесконечные организационные преобразования на всероссийском уровне вносят сумятицу, этот пласт работы является одним из наших резервов. Спортивные школьные залы и школьные стадионы должны использоваться по-максимуму. Приведу информацию о состоянии дел в этом направлении: в 7 из 20 муниципальных образованиях Томской области начата работа по созданию спортивных клубов: в Александровском, Верхнекетском, Кривошеинском, Каргасокском, Асиновском и Шегарском районах, в городе Стрежевом. Уже создано 18 физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных школ, в которых систематически занимается в группах не менее 600 детей и подростков. На этих школьных площадках организуется деятельность спортивных секций и детских дворовых команд. Физкультурно-спортивным клубам в перспективе отводится большая роль в организации и проведении самого массового школьного этапа соревнований. В программу их деятельности входят «Президентские состязания», спартакиады (игры школьников), а также военно-спортивные игры «Защита», «Зарничка» и виды традиционные для каждой отдельной территории. В 2012 году мы провели сравнительный анализ активности по созданию спортивных клубов (таблица 1). Тем не менее, в 13 из 20 территорий Томской области отсутствует работа по увеличению охвата систематическими физкультурными занятиями за счёт школьных спортклубов. Прошу специалистов обратить на это внимание. В целях облегчения работы по данному направлению в ОЦДОД регулярно нарабатывают методические материалы, рекомендации, обобщающие опыт и направляют их в муниципальные образования. Вывод: При условии неспешной сосредоточенной работы по развитию сети школьных клубов наряду с другими организационно-управленческими мерами спортивно-оздоровительная работа в общеобразовательных учреждениях даст необходимый результат - воспитание здорового человека.

В постановке работы по физкультурно-спортивному воспитанию на местах определяющее значение имеют лидеры, на которых стоит ориентироваться, изучать их опыт работы. Назовём их.

При проведении осенью 2012 года открытого публичного Всероссийского конкурса на лучшее образовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт, «Олимпиада начинается в школе» в номинации «Лучшая средняя общеобразовательная школа» из нескольких сот тысяч общеобразовательных школ призёром признано муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каргасокская СОШ №2» (с.Каргасок). То обстоятельство, что Каргасок уже был призёром «Президентских состязаний» в 2012 году позволяет говорить о «каргасокской физкультурной аномалии». С сожалением, восприняли информацию в 2013 году об отказе от участия уже подготовленной делегации школьников в «Президентских спортивных играх». Надеемся, что Каргасок в дальнейшем подтвердит системность в физкультурно-спортивном воспитании обучающихся, и тогда, возможно, созреет вопрос проведения подобного совещания или коллегии уже в Каргаске.

Учитывая, что «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» проводятся в соответствии с указом Президента РФ и вносят большой вклад в развитие физической культуры и массового школьного спорта в Российской Федерации, деятельность организаторов состязаний и игр должна быть иметь хорошее организационное и методическое сопровождение, необходимые кадры на местах, так и на региональном уровне. Отдел развития системы физкультурно-спортивного воспитания и туризма, созданный в духе времени директором ОЦДОД Сафроновым Сергеем Николаевичем, попал в мэйнстрим, в основной поток развития и доказал необходимость своего существования для реализации социальных и педагогических инициатив.

Кстати, мы ожидаем, что вскоре появится положение о проведении второго публичного всероссийского конкурса на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт, «Олимпиада начинается в школе». Так будьте готовы осенью обобщить и представить свой опыт работы и поделиться им с другими через конкурс. Для успешного участия необходимо сейчас разработать и принять программу развития физической культуры в образовательном учреждении[2]. Необходимое методическое обеспечение в этом деле, примеры, структуру программы отдел развития системы физкультурно-спортивного воспитания и туризма предоставит.

А в рамках нынешнего совещания ждём от вас конструктивные предложения по планированию на 2013 год, желаем успешно поработать вместе.


[1] А ведь эти районы, таким образом, не подтвердили наличием первичных протоколов сам факт проведения школьного этапа. В рамках мониторинга необходимо было лишь перевести в электронный вид результаты и обезличить обучающихся, заменив фамилии, имена цифрами по списку журнала.

[2] У кого это еще не сделано, а у будущих победителей всероссийского конкурса на лучшее образовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт, «Олимпиада начинается в школе» наверняка такие программы уже наработаны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: