Идея общественного воспитания в работах А.С. Симонович

Симонович, Водовозова, Кондрати

Аделаида Семеновна Симонович (1840—1933) была участни­цей общественно-педагогического движения 60-х годов XIX в., видным деятелем дошкольного воспитания. Она пропагандировала идею общественного дошкольного воспитания детей, редактиро­вала журнал «Детский сад» и опубликовала ряд работ по воспитанию детей дошкольного возраста. В 1866 г. А.С. Симонович открыла в Петербурге платный детский сад, где вела опытную работу. Она работала в тесном содружестве со своим мужем вра­чом Я. М. Симоновичем (1840—1883), который был соредактором журнала «Детский сад» и автором ряда статей по дошкольному воспитанию В детском саду А. С. Симонович все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение прос­торных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для нгр и занятий детей на воздухе.

Следуя идее народности воспитания К. Д. Ушинского, Симоно­вичи стремились приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они ввели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопрово­ждались русскими народными песнями. Изменились и строитель­ные занятия: старшие дети строили избу из заранее подготовлен­ных небольших бревен (крупный строительный материал) и затем играли в этой избе. Строительные занятия, по свидетельству многих посетителей детского, сада, очень увлекали детей, проходи­ли дружно, оживленно, воспитывали у них чувство взаимопомощи и товарищества.

В ходе практической работы с детьми Симонович отказалась от точного следования методике Фребеля и на других занятиях. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятии по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т. д.

В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста А. С. Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими. Симонович заметила, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать* устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2—3 чело­века). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях; почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка» рисование, само­стоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. А. С. Си­монович пришла к выводу, что в детском саду надо иметь достаточ­ный запас различных материалов для детской деятельности, что детей с раннего возраста надо приучать к дружелюбию, к уступ­чивости и взаимопомощи. Занятия в старшей группе, с пяти-шестилетними детьми, которой руководил Я.М. Симонович, имели природоведческий уклон. Я.М. Симонович проводил понятные детям физические опы­ты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т. д., во время которых дети наблюдали природу, изменения; происходящие в ней. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием раз­ных предметов — растений, камешков и т. п. На последующих за­нятиях Я. М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые ово­щи, наблюдали за обитателями сада — птицами, насекомыми, мышами и т. д., изучали их повадки. Я. М. Симонович организовывал также с детьми экскурсии в ближайшие мастерские (сапож­ную, слесарную и др.), рассказывал им о родине. Все занятия проходили оживленно, весело, интересно, давали детям элементар­ные знания, подготовляли их к школьному обучению.

Характерной особенностью детского сада Симонович было отсутствие в нем религиозного воспитания детей. В журнале «Дет­ский сад» не было напечатано ни одной статьи на религиозные темы. Из-за недостатка средств в 1869 г. детский сад был закрыт, а издание журнала «Детский сад» передано в другие руки.

В период 1866—1869 гг. А. С. и Я. М. Симоновичи вели большую общественно-педагогическую работу: участвовали в работе Комис­сии детских садов при С.-Петербургском педагогическом собрании, выступали с докладами по вопросам дошкольного воспитания, ока­зывали методическую помощь воспитательницам детских садов разных городов, например Воронежа. В этом городе при активном участии известного педагога Н.Ф. Бунакова в 1868 г. был открыт детский сад, тесно связанный с элементарной школой.

С 1870 г. Симоновичи переехали на Кавказ. В этом году А. С. Симонович открыла в Тифлисе платный детский сад и элемен­тарную школу, которые просуществовали до 1874 г. Там воспиты­валось и обучалось 60 детей в возрасте от 4 до 14 лет — грузины, армяне, русские. Плату за детей бедных родителей вносили благо­творительные организации..

В целях пропаганды идеи общественного воспитания и неко­торой помощи практическим работникам первых детских садов в России А. С. Симонович издала в 1874 г. книгу «Практические за­метки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей» (т. I и, II), состоящую частью из исправленных и дополнен­ных статей, печатавшихся в журнале «Детский сад» в период 1866—1869гг. и частью написанных специально для этого издания. В 1907 г. ею была выпущена книга «Детский сад» (практическое руководство для детских садов)— переработанное издание выше­упомянутого сборника. Педагогическая деятельность А.С. Симо­нович продолжалась более сорока лет; она умерла в глубокой ста­рости, уже при Советской власти.

Елизавета Николаевна Водовозова (1844—1923), ученица и последовательница К. Д. Ушинского. внесла значительный вклад в теорию дошкольного воспитания, главным образом семейного. Главная цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова,— это «воспитывать человека — будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества».

Вслед за К.Д. Ушинским она считала, что воспитатель, воспи­тание и обучение играют ведущую роль во всестороннем раз­витии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способ­ностей Е.Н Водовозова утверждала, что правильно органи­зованное воспитание является наиболее плодотворным фактором. Е.Н. Водовозова требовала от воспитателей и родителей проявления гуманного отношения к детям. Воспитание ребенка — живое, творческое, дело; без 'педагогических знаний', без само­воспитания, без любви к детям оно будет малоуспешным, утвер­ждала она.

Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесто­ронним: «Физическое, нравственное и- умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов»

Воспитание, указывала Е.Н. Водовозова, должно начинаться с колыбели. Следуя указаниям К. Д. Ушинского, она рекомендовала начинать «разумную подготовку» детей к школьному обучению уже в дошкольные годы. Эта подготовка должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их. сил и способностей, в пробуждении у них интереса к учению. Необходимо предложить ребенку разумную деятельность, соответствующую его возрасту, которая бы всесторонне развивала его чувства Е. Н Водовозова сокрушалась о том, что «до сих пор не выработано по этому предмету совершенно твердой системы».

В основу своей системы семейного и общественного воспи­тания детей дошкольного возраста Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Она писала: «Наши детские сады должны быть созданы на народной, русской почве. Мне заметят, что для этого всякому воспитателю придется изучать народ. Но кто привык думать по-русски, сочувствовать всему, в чем выражаются лучшие стороны живого народного ума, тому это будет не трудно». Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу родине.

Исходя из идеи народности воспитания, Е.Н. Водовозова занималась отбором материала для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании.детей русского фольклора — в этом ее большая заслуга.

Е.Н. Водовозова придавала важное значение физическому воспитанию детей. Е.Н. Водовозова первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста. Она правильно указывала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно. Поступки ребенка «большей частью — верное зеркало его умственного кругозора». Лучше всего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений. Водовозова стремилась подойти к решению проблемы нрав­ственного воспитания человека с общественной стороны. Орга­низованная воспитательная среда, известная систематичность и последовательность в развитии ума и воли ребенка, трудовое воспитание, воспитание чувства любви к Родине составляют, по ее мнению, основу нравственного воспитания детей. Воспита­телям надо быть гуманными с детьми, говорила она, проявлять внимание к их нуждам, потребностям, их природным побужде­ниям, признавать за маленькими развивающимися существами право на некоторую самостоятельность и инициативу.

Она придавала большое значение постановке трудового вое питания детей как одной из сторон нравственного воспитания. Оно сближает детей с трудовым народом. Следует как можно раньше Начинать воспитывать у детей деятельную любовь к людям труда, чувства, связывающие детей с народом, развивать у них «теплое участие и горячую привязанность к ближнему», писала она. «Необходимо указать детям образцы трудовой жизни,, которой живут миллионы людей. Детям, приученным с первых лет презирать праздность, любить и уважать простой труд, не придется объяснять того, что и под сермягой труда и под рубищем бьется такое же человеческое сердце, как и под тончайшим сукном». Следуя учению К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозова выявляла психологические основы умственного воспитания. Одной из сос­тавных частей -умственного воспитания Водовозова считала своевременное н правильное развитие органов чувств. Это достигается разными упражнениями. Важное значение в развитии органов чувств имеют игры и занятия детей. Е. Н. Водовозова дала практические указания родителям и воспитателям, как надо развивать зрение, слух детей, развивать у них наблю­дательность, возбуждать их любознательность и приучать за­мечать признаки и качества предметов. Она считала необходимым также научить детей наблюдать близкие им явления общест­венной жизни, понимать взаимоотношения людей, замечать, как трудно живется людям труда. Е.Н. Водовозова выступала против преждевременного обучения детей грамоте, письму, счету и иностранным языкам. Зато большое значение она придавала пробуждению у ребенка самостоятельной мысли. Этому должны содействовать разные занятия: беседы, рассказывание, особенно — самостоятельные опыты детей. В процессе этих занятий детей знакомят с приз­наками и свойствами предметов, дети же сами делают сравнения, умозаключения, что способствует также развитию их речи. Водовозова разработала программу практических наблюдений детей в окружающей жизни и в природе (по временам года), серию опытов, помогающих развитию деятельности и мышле­ния детей.

Как и К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова выступила в защиту сказок, особенно народных. Сказка, которая опирается на богатые детские наблюдения и знания, развивает детскую фантазию, содействует обогащению речи детей, помогает им в живых, простых образах запомнить народные выражения, обороты речи, содействует нравственному воспитанию. Но сказки надо умело объяснять, считала Водовозова, иначе они могут принести более вреда, чем пользы; при отсутствии объяснения дети останавливают свое внимание на их фантастической, форме, могут увлечься одной иной воображения.

Евгения Ивановна Конради (1838—1898) известная писательница-публицист, участница борьбы передовых русских людей за равноправие женщин, за высшее женское образование, уделила в своих произведениях большое внимание вопросам воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Общественно-педагогические взгляды Е. И. Конради были проникнуты демократизмом, гуманизмом, активным патрио­тическим стремлением перестроить систему воспитания н образо­вания молодого поколения, в частности систему семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Первая статья Конради по дошкольному воспитанию назы­валась «Что такое детские сады и при каких условиях может быть прок от них». В ней писательница вскрыла философско-идеалистические и националистические основы учения Фребеля о воспитании детей.

Конради показала, что фребелевская система дошкольного воспитания отличается чрезмерным дидактизмом, строгой фор­мальной систематизацией игр и занятий, убивающей само­деятельность ребенка. Разобрав систему дошкольного воспитания Фребеля, Е. И. Кон­ради сделала такие выводы: 1) «система дошкольного воспи­тания Фребеля безусловно и в том виде, как он ее излагает, вполне принята.быть не может»; 2) идея детского сада заслу­живает внимания и практического осуществления в России. В работе с детьми воспитательница должна отдавать преиму­щество элементарным знаниям из естествознания, разностороннее и самое плодотворное влияние которых на развитие ума, чувства, памяти, фантазии не в состоянии заменить ни изу­чение языков, ни упражнения в сочетании чисел и геометри­ческих фигур; 3) воспитательницами русских детских садов должны быть русские, серьезно и многосторонне образованные женщины, умеющие творчески использовать идеи и указания опытных людей и применять свои методы и приемы воспита­тельно-образовательной работы с детьми.

В 1868 г. Конради выступила также с критикой отдельных статей журнала «Детский сад», в которых она находила яркие проявления «педагогической дрессуры» детей, «новых усовер­шенствований воспитательной машины» (естественные наказания, поучительные подвижные игры, фребелевские ручные работы и т. д.).

Центральным вопросом педагогики Конради считала определение цели воспитания и образования детей. Она указывала, что абстрактный идеал воспитания человека, выдвинутый Н. И. Пироговым, лишен социального содержания, что требо­вание гармонического развития личности ребенка весьма неопределенно.

Исходя из учения русских революционных демократов об общественных задачах воспитания, Конради доказывала, что решающую роль в определении цели воспитания играют общест­венные требования и интересы.Е. И. Конради чрезвычайно наглядно показала, как в разные периоды развития общества менялось понятие нравственного человека, как в условиях современной ей буржуазно-монархи­ческой России угнеталась личность человека, как эти условия принуждают людей жить в антагонизме с обществом. Конради считала, что полное сочетание общественных требований и индивидуальных стремлений личности —дело будущего,.когда общество будет заинтересовано в полноценном, всестороннем развитии личности, а стеснения и ограничения, налагаемые обществом на эгоистические стремления индивида, будут спо­собствовать развитию его социальных качеств.

Е. И. Конради правильно указывала, что современная ей общественная жизнь, а также система воспитания детей в семье и образовательных учреждениях не способствуют расцвету сил и способностей детей, формированию у них качеств, необходимых для блага общества. Она выступила как. против принуди­тельной, авторитарной системы воспитания, так и против новых методов игр и занятий, которые обезличивали, механизировали личность детей, а также- против «свободного воспитания».

Основу педагогической теории Е. И. Конради составляет внимательное, любовное отношение родителей и воспитателей к детям, учет их индивидуальных особенностей, а также само­стоятельных проявлений детьми своих мыслей, чувств, поступков: Роль родителей и воспитателей, по мнению Конради, заклю­чается в том, чтобы, изучив особенности детей, направлять их к высоким и благородным целям, подготавливать к будущей деятельности на благо родины.

Главное место в воспитании будущего полезного члена об­щества Е. И. Конради отводила нравственному воспитанию — воспитанию у детей нравственного сознания и чувства, которые заставляют в деятельности на благо других видеть собствен­ное счастье.

Большое внимание Е. И. Конради уделяла разработке вопросов умственного воспитания детей дошкольного возраста. Главной задачей умственного воспитания дошкольников, по ее мнению, является не просто накопление ими знаний, но и развитие их мыслительных способностей, привитие детям навыков и привы­чек к умственному труду, подготовка к школьному обучению.

Возражая против преждевременного и формально система­тизированного учения, которое еще не по силам детям дошколь­ного возраста, Конради подчеркивала в то же время важное значение самообучения детей. Дошкольники очень любозна­тельны, любят задавать вопросы. Надо использовать это в целях их умственного развития и формирования интересов. Не­обходимо только уметь различать, чем вызваны детские вопросы, и отвечать лишь на те из них, которые действительно продик­тованы любознательностью, а не стремлением детей поболтать со взрослыми, указывала Конради. Беседы, связанные с детскими вопросами, если они проводятся продуманно, могут стать одним из важных средств расширения кругозора детей, уточнения их знаний. Отвечать на детские вопросы — дело нелегкое, оно требует от воспитателя постоянной работы по. самообразованию. Конради придавала большое значение умственным занятиям, раз­вивающим творческую инициативу детей.

Игру Конради считала свободным видом детской деятель­ности, имеющим важное значение для всестороннего развития личности ребенка. Она обстоятельно критиковала строго систе­матизированные дидактические игры, проводившиеся по мето­дическим разработкам А. С. Симонович и Е. Н. Водовозовой. Вместо ознакомления с действительными явлениями и предме­тами природы, разными видами человеческого труда в непос­редственной жизни дети ограничиваются в имитационных играх простым подражанием тем или иным действиям, движениям людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: