Некоторые фигуры и тропы

Стилистические фигуры - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

- Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, а служащий для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, привлекает внимание слушателей.

- Антитеза – противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Противопоставленные понятия лучше выявляют свою специфику на фоне друг друга (например, «Война и мир», «стихи и проза, лед и пламень...»)

- Оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в одно целое. («Живой труп», «Оптимистическая трагедия», «Ужасно красиво»).

- Повторы

анафора – единоначалие, повтор в начале предложения: «Из двух спорящих один всегда не прав. Из двух спорящих не прав тот, кто умнее»;

эпифора – повтор в конце фразы: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н.В. Гоголь).

- Ассонанс – нарочитое повторение гласных звуков: «Ах, быстро молодость моя // Звездой падучею мелькнула. // Но ты, пора любви минула». А. С. Пушкин. (Повтор «у»).

- Аллитерация - звуковой повтор согласных, напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин), «Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» (К. Бальмонт).

- Инверсия – намеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности. «Швейцара мимо он стрелой // Взлетел по каменным ступеням» (А.С. Пушкин)

- Градация – расположение слов, выражений, образов по возрастающей или убывающей значимости, за счет чего происходит нагнетание необходимых автору смыслов. «Не жалею, не зову, не плачу» (С. Есенин)

- Эллипсис – пропуск в речи структурно необходимого языкового элемента, слов или предложений, которые легко подразумеваются, угадываются. «День в тёмную ночь влюблён, // В зиму весна влюблена, // Жизнь – в смерть… // А ты?... Ты в меня!» (Г. Гейне)

Тропы (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления.

- Метафора - скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…).

- Сравнение – сопоставление двух понятий с целью более яркой и наглядной характеристики одного из них. В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно».«Буря мглою небо кроет, // Вихри снежные крутя; // То как зверь она завоет, // То заплачет, как дитя…» (А.С. Пушкин)

- Метонимия – перенос наименования по смежности, т.е. сближение по местоположению, времени, причинно-следственным связям и т.п.; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле. Например, «съесть целую тарелку», «лес шумит» (шумят деревья). «Театр уж полон, ложи блещут; // Партер и кресла, всё кипит...» (А.С. Пушкин)

- Синекдоха – в основе этого тропа лежит соотношение части и целого, название части вместо целого или наоборот.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

(М. В. Лермонтов)

- Аллегория – иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи жизненных образов: хитрость изображается в виде лисы, Фемида – символ правосудия с завязанными глазами (беспристрастие) и весами в руках.

- Перифраза – замена одного слова описательным выражением: «город на Неве» - Петербург; «черное золото» - нефть.

- Гипербола - преувеличение – количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей. Например, «пойти на край света», «раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский).

- Литота – противоположность гиперболе; преуменьшение. Например, «мужичок с ноготок».

- Эпитет – образное определение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: