Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова» (техникум)
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА, «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ», ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Преподаватель Солодкова Татьяна Михайловна
Цель: Сформировать представление об эпохе Возрождения, создавшей новую культуру, главной ценностью которой был человек. Развитие монологической речи учащихся, умения составлять тезисы, обобщать делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Воспитание уважения к творчеству великих деятелей культуры, понимания главных нравственных ценностей.
Задачи:
образовательная: дать общую характеристику историческому периоду – Эпоха Возрождения; создать условия для изучения и повторения учащимися произведений великих мастеров эпохи Возрождения Италии, Нидерландов, Германии 15 – 16 веков;
|
|
понять отличительную особенность произведений итальянского Возрождения и Сев. Европы по отношению к личности Человека;
сопоставить проявления гуманизма в произведениях искусства, отражающих интерес к Человеку, его делам, воспевание духовной и физической красоты итальянского Возрождения и Сев. Европы;
развивающая: развивать способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров;
развитие творческих способностей в поисково – исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;
развивать интерес к историческим событиям.
развивать интерес к работам философов и поэтов и их взглядами на изменения, происходившие в разных странах
развивать умение сопоставлять события разных эпох.
развивать умение самостоятельно добывать знания по заданной теме.
воспитательная: воспитание художественного вкуса; выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно – ценностные ориентиры; воспитание умения через прошлое оценивать настоящее; воспитание осознания значения образования для любого человека.
Тип урока: ПМПЗ /педагогическая мастерская построения знаний/
Используемые учебники и учебные пособия
СД «Мировая художественная культура», СД «История искусств», энциклопедия для детей т. 7 «Искусство» Аванта +,1997г.
Используемая методическая литература
Границкая А. С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе: кн. для учителя / А. С. Границкая. — М.: Просвещение, 1991.
Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития / С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев. — СПб.: Скифия, 2002.
|
|
Заир-Бек С. И. Учим детей мыслить критически / С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская. — СПб.: Скифия, 2002.
Иваньшина Е. В. Критическое мышление на уроках естествознания // Естествознание в школе / Е. В. Иваньшина, И. В. Муштавинская. — 2004. — № 3. — С. 35—39
Педагогические мастерские: Франция — Россия / под ред. Э. С. Соколовой; сост. И. А. Мухина, Н. И. Белова. — М.: Новая школа, 1997
Педагогические мастерские: теория и практика / сост. И. А. Мухина, Н. И. Белова. — СПб.: изд. при поддержке Программы PHARE и TACIS «За демократию», 1998.
Дорога к согласию / сост. и ред. Н. И. Белова. — СПб.: Корифей, 1999.
Используемое оборудование.
Мультимедийный компьютер
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, репродукций
Музыкальный центр с возможностью воспроизведения компакт-дисков и магнитных записей
Видеомагнитофон
Используемые ЦОР: Слайд – презентация урока: «Эпоха Возрождения», «Охота на ведьм» (1,2ч.)
Интернет – ресурсы: ArtLib – Библиотека изобразительных искусств.
http://www.artlib.ru
World Art: Art in all display – Мировое искусство: живопись, литература, анимация, кино, архитектура. Хорошо классифицированный, объемный каталог произведений искусстваhttp://www.world-art.ru
Ход занятия.
1.Вступление. Преподаватель дает краткую характеристику эпохе, очерчивает проблемы времени, предлагает студентам найти ответы на следующие вопросы Учащиеся делятся на 3 группы
2. Напомнить учащимся (из курса истории) значение Эпохи Возрождения для перехода к новому этапу развития человеческого общества. Работа студентов со справочным материалом; заполнение таблиц; выступление с обзором по теме (1 оратор от каждой группы). Обмен материалами
3. Знакомство с работой …..Работа с текстом, обсуждение.
4. Знакомство с поэзией русского поэта В. Брюсова и его взглядом, с позиции своего времени, на события, происходившие в мире.
Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение вкультуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различныеформы возрожденческого антропоцентризма. Именно в нем и происходит формирование основ новоевропейскогочувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающейсобственную ценность, активно действующей и испытывающей потребность всвободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервыестановится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этотграндиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новыйспособ мировидения формируется в Италии в первой половине XV в.Происходит утверждение человеческой личности в культуре. Впервые произошлообособление этой личности, выделение ее из мира. В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированныеи начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс небыл еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздоменьше распространяясь на другие вещи мира. Результатом стало перемещение человека в центр материального мира,постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, аследовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращениесамого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первойполовины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность какактивное, деятельное начало. В связи с этим была остро поставлена проблема достоинства человека,утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно вматериальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей сталопонятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек. В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материальногоначала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип —«hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человекпроизводитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкуюафористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.
|
|
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран…
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
|
|
Чтобы лучше понять, чем знаменит этот век, что внес он в развитие мировой культуры, обратимся к сонетам Валерия Брюсова «Светоч мысли». Так он назвал сонеты, в которых проследил, как человек открывал для себя тайны природы, постигал законы мироздания, познавал себя. Познакомимся с сонетом Валерия Брюсова «Возрождение».
Во все века жила, затаена,
И жажда светлых, благостных веселий.
Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь запели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь - весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Те плыли за Колумбом в даль Америк,
Те с Кортецом несли на чуждый брег
Крест, чтоб с ним меч победно пронести.
Стремились все- открыть, изобрести,
Найти, создать… Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.