Ату - Дьявол

"Я часть той силы,

Что вечно зла желая,
Творит благое. (Мефистофель о себе)

Ох уж этот дьявол! Именно его, вездесущее присутствие в колоде, в свое время стало причиной восприятия колоды как "инструмента дьявола". Но человек остается всего лишь человеком и даже на иконах, раз за разом мы находим изображения с вымаранными и выскобленными фрагментами, где должны были быть изображены Демоны или Дьявол. Примитивное сознание действует по принципу "если не вижу значит не существует".

(Картина с выскобленным демоном на иконе)

Кстати говоря вот вам наглядная иллюстрация специфики русского коллективного бессознательного. Ни в одной европейской стране, такой привычки не было, ни одна европейская картина не была испорчена подобным образом - более того - страшные демоны и горгульи украшали средневековые соборы, в том числе знаменитый собор парижской богоматери. Мир где теневые образы естественно включены в структуру как хронители, куда более психически здоров, устойчив и осознан.

Враг которого видишь перед собой опасен, но у тебя есть шанс постоять за себя. Но к тому что за спиной ты остаешься бессилен. Поэтому любая серьезная психологическая или духовная работа начинается с осознавания, принятия и взаимодействия с тем что находится в тени.

Дьявол - образ собирательный. Чтобы понять 15ый аркан нам нужно очень серьезно рассмотреть те концепты которые традиционно связывались с этим арканом. Мы уже говорили что Боги одного цикла, становятся демонами другого. Поэтому и в атрибутах Дьявола мы видим то Пана, то Аполлона (Губитель Аполлион), то Вотана. Если посмотреть средневековую демонологию - то и демоны тоже бывшие боги - Астарот это переиначивание имени финикийской богини Астарты, БаалЗебуб это давно забытый Баал Зебуб, а демон Аполион не кто иной как светоностный Аполлон. И тем не менее, не смотря на то что Дьявол вобрал множество образов, за века он выработал свою собственную иконографию скрывающую вполне конкретные архетипические идеи.

В этой лекции мы, сравнивая разные изображения и концепции чем же на самом деле является архетип Дьявола. И так ли страшен черт как его малютки. Малюток кстати тут двое как и в Иерофанте и они часто изображаются с подпаленными хвостами.

Исследуя 15ый Аркан в классических колодах и Книге Тота нам надо сосредоточится на двух фундаментальных идеях. Первая идея лежит на поверхности - идея Дьявола как носителя архетипического зла. Понятие зла очень относительно и субъективно. На уровне объективного космоса зла нет, поскольку все противостоящие силы оказываются частью единства на более высоком уровне. И тем не менее, мы не можем отвергнуть идею зла вовсе, поскольку она является одной из архетипических идей формирующих нашу культуру.

Вторая важная идея - представленная в Таро Кроули представляет дьявола как выразителя мощной природной, фаллической, проникающей силы. Не нужно долго всматриваться в карту, чтобы увидеть в ней Фаллос, с глазом. Таким образом, дьявол оказывается связан с воспроизводящей, агрессивной, мужской сексуальностью.

Пожалуйста посмотрите на самое древнее изображение дьявола в таро. Это чрезвычайно интересный взгляд, позднее нам не встретится ничего подобного.

Рога, крылья, мохнатость - все при нем как обычно. Но в первую очередь взгляд оказывается прикован к его второй голове которая изображается непосредственно в области где вообще то должен был быть Фаллос.

Современному взгляду может показаться что речь идет о эвфемизме или сокрытии. Дескать целомудренные средневековые художники, подразумевали Фаллос, но поскольку рисовать фаллос это неприлично - на его место нарисовали голову. Это очень соблазнительная точка зрения но она не верна. Потому что здесь, в пространстве 15го Аркана Фаллос и есть голова. И эти две головы противопоставлены друг другу. Есть такой пошлый анекдот - мужчина не может думать двумя головами сразу. Голова-фаллос - это не просто Фаллос - это если угодно, второй центр желания противостоящий первому.

Интересно, что образ зла часто связан с двухголовостью. Например двухглавый змей Сисиютль у американских индейцев. Или вершина антииерархии древа жизни - Таумиэль - две чудовищные головы которые постоянно пытаются поглотить друг друга. Само слово Дьявол содержит в себе идею дуальности, двойственности, диады (на следующих картах это будет видно более наглядно).

Поэтому образ головы вместо члена - это не смягчение а наоборот - обострение, акцентирования ужаса, художник изображающий дьявола таким образом, как бы кричит о состоянии мучительной раздвоенности между рациональным (голова) и сексуальным (вторая голова) центром, который изображается как вторая голова и приковывает внимание в первую очередь. Классический Дьявол как бы указывает нам на ужас раздвоенности - "Хорошего хочу но не делаю, дурного не хочу но делаю". Это типично средневековое состояние острой конфронтации между телесным и духовным, рациональным и хтоническим, инстинктивным и разумным.

Здесь интересно проанализировать само происхождение слово "Дьявол" от греческого Diabolos разделять. Обратите внимание что антонимом Diabolos было Simbolos - соединять. Дьявольское разделяет, символическое соединяет. Символ противостоящий дьяволу и выражающий волю к соединению представлен в аркане 14 - Искусство. Разделение на которое нам указывает самое первое изображение Дьявола - это разделение внутри человека, разделение на эго и тень, желаемое и отвергаемое. В Книге закона сказано - "Не проводи различия ибо так приходит вред" и "Ноль равно двум" - как будто Кроули с самого начала использует "противоядия" против возможностей излишних разделений.

Следует обратить внимания на то, что ни в одной из древних космологий, зло, дьявол не обладало полной автономией. Даже в самой дуалистической модели мира - Зороастрийской, чудовищный Ариман появляется из сомнения Ахура Мацзы. Трагедия раскола начинается с сомнения бога в самом себе. Существую ли я? Прекрасно ли то что я создаю? Если я есть все, есть ли что то кроме меня? Первичное совершенство нарушается не внешним вторжением, а внутренним сомнением. С этой точки зрения, даже поздняя христианская идея "Восстания Люцифера" является лишь поэтической проекцией этого сомнения бога в самом себе - ведь даже согласно многим религиозным текстам - Ангелы это лишь посланники, то есть выразители воли всевышнего, в отличии от человека не обладающие душой. Следовательно восстание Ангела - это зримое выражение внутреннего конфликта в структуре божества.

Таким образом, Дьявол является лишь символическим выражением раскола. Этот же раскол мы можем видеть в карте Уайта - первичный андрогин оказывается разделен на мужедемона и женедемона, хвосты (эвфемизм фаллоса) которых охвачены огнем, то есть страстью.

ТАким образом, основное значение этой карты - страсть, является компенсаторным по отношению к основной идеи. Страсть, здесь выражает скорей отчаянное стремление восстановить статус кво, она возникает как результат разделения, разрыва, утраты способности к символизации и излишне конкретного восприятия реальности.

Лоб дьявола венчает перевернутая пентаграмма - которая считается символом демонического порабощения духа материей. Однако правда в том, что каждый символ имеет несколько аспектов и та же самая перевернутая пентаграмма у ранних христиан служила символом одухотворения материи, благовещания. Так на монетах первого христианского императора - Константина изображалась именно перевернутая пентаграмма а Андрей Рублев рисовал Христа на её фоне. Перевернутые пентаграммы встречаются на средневековых соборах и церквях. Впрочем не стоит впадать в другую крайность утверждая исключительно благое значение этого символа - даже Алистер Кроули называвший перевернутую пентаграмму "пентаграммой благодати" использует её изображения в теневом смысле на пятерке чаш и пятерке мечей.

Эти факты с такой легкостью игнорируются современными оккультистами, которые в большинстве своем не способны понять и принять бинарную природу любого символа. Потребность в определенности и однозначности, как и склонность "выскабливать" пугающие изображения дьявола и смерти на иконах - симптом неисправимой инфантильности и незрелости.

Алистер Кроули, предлагает свое изображение аркана Дьявол - в котором наглядно изображен фаллос с тестикулами в которых содержаться зародыши новой жизни.

В комментарии, Кроули пишет что "Дьявол это всего лишь средневековая маска Пана", который как известно выражал мужскую репродуктивную силу. Однако так ли прост и благ Пан сам по себе, как это может видеть недалекий почитатель пасторальных идиллий эпохи просвещения. Фраза "Всего лишь маска Пана" может звучать как "на самом деле он безобиден как пан с пастушками. Однако мало кто знает что для греков Пан был далеко не столь беспроблемным. Например слово "Паника" этимологически происходит от имени Пана. Неконтролируемый, стихийный ужас, который может обуревать странника в лесу - безошибочно указывает на присутствие пана. Страх - человеческое чувство, обычно имеет объект, но ужас, паника принадлежит к сверхчеловеческому и максимально невыразимому объекту - указывает нам на присутствие Пана. Показательно что приставка "пан" означает "все" то есть невыразимую тотальность и единство бытия, которое ужасом обрушивается на созерцателя. Потому - пантеизм - это религия Пана.

Основное и определяющее значение этой карты - Одержимость. Захваченность. Неистовство. Это может быть неистовство сексуального вожделения, когда весь мир сводится одной женщине, или неистовство войны, когда единственный смысл - это уничтожение врага. При этом одержимость напрочь отключает какое либо реальное восприятие целого. Поэтически говоря - одержимость - это когда монета заслоняет солнце.

В средневековой теологии описывается множество способов которыми демоны одерживают людей - в легкой форме это может быть захваченность какой то одной страстью - жадностью, алчностью, честолюбием, вожделением. Но в крайнем своем проявлении одержимость это безумие. Все мы видели голливудские фильмы про "одержимых демоном". Но если вы хотите понять суть, экзистенцию одержимости - не смотрите голливудские фантазии. Лучше посмотрите фильм Ежи Кавалеровича "Мать Иоанна от Ангелов". Возможно тогда символика этой карты вам станет немного более ясна. Формально в фильме одержима Иоанна, но на самом деле - во власти одержимости там находятся все - в этом и уникальность удивительной кинематографической работы Кавалеровича.

Одержимость - это не метафора - это очень точное психологическое описание состояния как бы изнутри процесса. Карл Густав Юнг очень точно подмечает что в за века изменились название "то что мы раньше называли демонами сейчас стало неврозами". Даже методы борьбы с одержимостью схожы - узнать имя демона, то есть дать наименование синдрому, комплексу, откуда он происходит - значит узнать его природу.

Дьявол как и Вожделение безусловно связан с сексуально. Но надо понимать что под сексуальностью мы понимаем очень сложный комплекс архетипических явлений. Стараниями Фрейда понятие "сексуальности" существенно расширено за пределы того что непосредственно связано с половым актом. И совершенно разные архетипические силы могут быть связаны с этим. Скажем, Императрица это природная репродуктивная сила, которая не мудрствуя лукаво направлена на одну цель - зачатие новой жизни. Центральный с нашей точки зрения архетип сексуальности - одиннадцатый аркан раскрывает нам священное или магическое измерение сексуальности, в то время как в арканах Смерть и Дьявол раскрывается её демоническое, хтоническое начало. При чем если в Смерти это больше связано с темным женским (черная луна) то Дьявол - это темное мужское - Инкуб, Черное солнце, Демонический любовник. Здесь можно вспомнить апокрифическую книгу Товит в котором демон Асмодей одержал Сару и все её мужья умирали после первой брачной ночи, пока его не изгнал Товия наставляемый архангелом Рафаэлем.

"Когда мы даём название «сексуальность» тому что некогда воспринималось как хтоническое 6oжecтво, или говорим о «галлюцинациях» вместо откровения, и когда боги небес и подземного мира признаются доминантами человеческого бессознательного это означает что в человеческую психику опустился огромный участок внешнего мира " пишет Юнгианский аналитик Эрих Нойманн.

Понятие одержимости - гораздо древнее чем христианство. В книге "Зло в волшебных сказках" Мария Луиза Фон Франц рассказывает что даже в первобытных племенах, далеких от какой либо высокой теологии, понятие зла было неразрывно связано с одержимостью. В этой книге она приводит любопытную сказку про двух братьев, один из которых оказался одержим духами. В первую очередь его одержимость проявляется в том, что он не заметив сжигает свои ноги на костре. Это психологически очень верно - в состоянии одержимости, реальные контуры и границы оказываются как бы размыты, растворены, вплоть до потери ощущения тела.

Состояние стоящее за этим арканом, прекрасно передал Стивен Кинг в своем романе "Длинный путь". Забег из ста человек, где схождение с дистанции означает смерть и до финала дойдет только один. Вот если вы сможете прочувствовать что должен переживать участник забега, какая немыслимая одержимость финишем должна захватить его сознание, так что все остальное, кроме заветной финишной ленты просто не существует - вы поймете что такое Одержимость по 15ому Аркану.

Метафора длинного пути интересна тем, что это то что проходит сперматозоид на пути к яйцеклетке. Только в отличии от романа Кинга здесь соревнуются не сотна, а миллионы витальных единиц. Сексуальность Дьявола - это не только вожделение одного тела к другому. Это пиковая разрядка, оргазм в результате которого биологией прописана безумная гонка, длинный путь по которому миллионы сперматозоидов устремляются к яйцеклетке. Если вы представите какая неистовая витальность стоит за этим моментом выбросом семени, тогда вы поймете почему секс у всех народов считался сакральным и лиминальным действом, а символизм секса и смерти оказывался сведен вместе.

В большинстве источников, дьявол связан с архетипом гордыни или как это называется в психологии - состоянию Эго-Инфляции. Гордыня - не очень удачный термин, поскольку он подразумевает личный выбор, сознательную волю ко злу, которую можно одолеть посредством дисциплины сознания, самоконтроля и смирения. Но состояние инфляции не может быть личным выбором. Одержимость - более точное слово. Никто не скажет - сегодня я впаду в инфляцию. Скорей инфляция это своего рода "психическая инфекция" которую отдельный человек и весь народ рискуют "подхватить" оказавшись на сквозняке славы и холодной вершине триумфа.

С этой точки зрения, Дьявол оказывается странным образом переплетен с такими арканами как Колесничий и Иерофант. Победив, герой рискует стать жертвой инфляции - но стоит впасть в инфляцию и тогда сфинксы понесут колесницу в бездну а ученики восстанут и создадут свою ересь. Обратите внимание на структурное сходство этих карт в Марсельской и Уайтовской колоде. Каждая из этих карт триадична - триадичности - Колесничий и два Сфинкса, Дьявол и два демона, Иерофант и два ученика. Триада указывает на фаллическую силу, но не скомпенсированная четвертым - эта сила очень легко может впасть в опасную односторонность.

Античная цивилизация, поставившая в основу своей культуры принципы "ничего сверх меры" и "познай себя" никогда не забывала об опасности одержимости демоническим Hubrys. Избыточность всегда пресекается, попытавшийся сковать священный Босфор Ксеркс погибает от армии греков, а Беллерофон попытавшийся взлететь к богам на Олимп оказывается сброшен крылатым конем. Если говорить на языке образов Таро - за Дьяволом неизбежно следует Башня.

До сих пор мы рассматривали в основном негативную сторону одержимости. Но как это не покажется странным одержимость - это не всегда плохо. Удобный, уютный, ограниченный и управляемый мир, внутри аркана Искусства кажется куда более привлекательным чем безумная одержимость демоническим, но лишь первое впечатление. Ограниченность оборачивается стагнацией. Покой - скукой. Удобство - пресыщением. Совершенство - это лишь этап на пути к целостности.

Дьявол это великий разрушитель, который ставит индивидов и группы перед Вызовом, ответ на который всегда означает трансгрессию в запретное и неизвестное. В этом отношении функция Дьявола может совпадать с Арканом Влюбленные, главной идеей которого является выход за границу биологической обусловленности. В некотором смысле, дьявол и влюбленные являются полярными - во влюбленных Герой преодолевает ограничение инстинктивного и природного ради культурного и сознательного, в то время как в Дьяволе происходит обратное - сознанательное и культурное - пройдя свой путь от откровения к образу отжившего канона, преодолевается через природное и биологическое.

Когда мы говорим о Дьяволе, как о некоей сущности противопоставленной Богу, мы часто упускаем его первое предназначение - это быть уполномоченным прокурором, наместником божества, "тем кто противится".

Самые ранние мифологии изображают Дьявола своего рода прогрессором человечества. В образе Азазеля - он спускается к людям, берет в жены дочерей человеческих и передает сокровенные знания. Азазель обучает людей астрологии, астрономии, косметике, но самое главное - он обучает их "видеть позади себя". Что скрывается за этой странной фразой Апокрифа Еноха остается только догадываться. История? Создание зеркал? Магическая интуиция? Способность к психологической рефлексии? Благодаря вторжению дьявола в человеческое пространство, человек из счастливого животного превращается в свободного человека. Книга Еноха - этот первый текст содержащий описание "грехопадения ангелов" открывает нам Азазеля как некий аналог Прометея - прогрессор, который за свое усилие оказывается жестоко наказан тем что его детей Яхве убивает на его глазах.

Азазель - великий Козел отпущения. Образ Козла на 15ом Аркане отсылает нас к мифологеме Азазеля который в конечном счете становится "демоном пустыни". В ежегодном ритуале, иудеи брали козла, возложив на него все грехи народа изгоняли его в пустыню. Дьявол это "козел отпущения" и "козел шабаша", которому магически соответствует знак Козерога.

Козерог - это знак в котором в своей обители находится Сатурн - планета считающаяся самой опасной планетой. Средневековые астрологи называли Сатурн "Великим несчастьем" в то время как Юпитер был "Великим счастьем". Сатурн - это суровая планета времени, скорби, старости и смерти. Металл Сатурна - свинец и до сих пор мы слышим отголосок герметической космогонии в таких словосочетаниях как "свинцовая тоска" или "свинцовая тяжесть".

Гойя Сатурн пожирающий своих детей.

Однако следует обратить внимание что празднования Сатурна - Сатурналии проходили весьма не похоже на то как мог бы предположить непосвященный. Сатурналия - это вовсе не чинное шествие старцев (senex - символ Сатурна) в черных (цвет Сатурна) одеждах. Нет - сатурналия это время когда на поверхность выпускался хаос, безумие, оргия и шабаш. Время сатурналий в римской империи - это время одной сплошной оргии и смешения ролей - господа прислуживали своим рабам. Эти оргии происходили в начале вхождения солнца в дом Козерога – дом холода, когда только самая грубая и первобытная сила могла оживить замерзающий мир.

Архетип сатурналии не имеет ничего общего с радостными дионисийскими мистериями солнца, хотя внешне они могут иметь определенные сходства. Сатурналии гораздо ближе образ пира во время чумы, когда последний импульс жизни стремится выплеснуться в оставшиеся минуты перед неизбежной смертью. Перед смертью позволено все – наркотики, содомия, оргия, ибо через это изливается жизнь в своей последней капле.

Французы называют оргазм маленькой смертью. Эта близость сексуального и смертельного, подмеченная в этой метафоре, имеет свое проявление в двух арканах – тринадцатом и пятнадцатом. Смерть и Дьявол, нун и айн являются взаимодополняющими архетипами, в коих сексуальное связано со смертью, но если Смерть относится к женскому началу как эротизм смерти соблазняющей, очаровывающей и растворяющей, то эротизм дьявола имеет иную природу – это грубая мужская энергия, в последнем порыве на бешеной скорости мчащаяся к экстазу саморазрушения.

Посмотрите на самое древнее изображение сотворенное рукой человека. Это наскальная живопись которая обнаружена в пещерах Ласко во Франции

Что вы видите? Охотник (его копье выпало из руки) с эрректированным членом оказывается ранен буйволом. Обратите внимание на странность - вместо человеческой головы у него птичья голова. Ученые очень много спорят о значении этого символа, но для нас здесь все очевидно. Охотник уже мертв. Его душа отлетела после прямого удара рогами чудовищного буйвола. Он мертвец и первобытный человек пытается передать это состояние двумя признаками выделив его из ряда остальных охотников - птичья голова и возбужденный фаллос. И то и другое связывается с лиминальной зоной, пограничьем между жизнью и смертью. То что охотник изображен с птичьей головой - означает ровным счетом тоже самое что средневековые, похожие на птиц души, отлетающие от мертвого тела.

И одновременно - разведенные руки охотника как будто говорят о экстазе мгновения. В лиминальной зоне он - бог.

Архетип 15го аркана - это не воин и не солдат. Это берсерк. Одиночка. Террорист смертник решившийся на последюю атаку. Он знает что он умрет. И эта неизбежность смерти, превращает все его существо в один напряженный возбужденный фаллос. В Таро Тота дьявол изображается как фаллос - это очень точно символически, в этом нет пошлости, с какой ухмыляются те кто первый раз видят эту карту. Психологическая правда здесь в том что одержимый "некто с возбужденным фаллосом" а некто превратившийся в один возбужденный фаллос, который на пике своего возбуждения готов излить семя своей жизни.

Потому Дьявол связан с архетипом мятежника, бунтовщика, который даже не рассчитывает на победу. Его бунт – это бунт одиночки, заведомо обреченного на гибель, но эта гибель для него является одновременно кульминационной точкой экстаза. Поэтому это - одержимость. Дьяволу близок сатурнический принцип античной трагедии, к подлинному пониманию которого обратился и Ницше. Ницше первым увидел за внешней трагичности финальной гибели героя, дионисийское иступление, опыт предельного наполнения жизнью, который на пике переходит в смерть.

Посмотрите на 15ый Кефлан Книги Лжей:

Мощно и прямо воздвигнута Воля моя — Пирамида огня, чья вершина растворяется в Небе. На ней я сжег труп желаний своих.

Мощно и прямо воздвигнут ФАЛЛОС Воли моей. Семя его есть То, что несу я в себе от Вечности; и оно растворяется в Теле нашей Владычицы Звезд.

Я — не я; я — всего лишь полый тростник, низводящий Огонь с Небес.

Мощно и дивно простерта Слабость сия, Небесная синь, влекущая меня в Свое Лоно, сей Свод, что укрывает и поглощает Меня.

Это и есть та Ночь, в которой я растворяюсь, та Любовь, чрез которую я — больше не я.

Это и метафора возбуждения, и метафора смерти и метафора полного и окончательного освобождения, растворения в любви.

Обратившись к каббалистическим соответствиям мы узнаем что Дьявол - соответствует букве Айн, что означает Глаз или Око. На самом Аркане сам увенчанный венком козел (обратите внимание что венком в античности увенчивали козлов предназначавшихся в жертву божеству так что его дальнейшая судьба представляется очевидной) изображен с третьим глазом во лбу - это как будто усиливает и акцентирует символику глаза. Кроули проводил эту параллель случайно - так в одном из ритуалов написанных Кроули - Либер Самех есть строки "Сатана, ты есть Око, ты есть вожделение".

Ассоциации фаллос, дьявол, глаз - принадлежат далеко не только Кроули. В одном из самых ранних детских снов, Карл Густав Юнг увидел впечатляющую картину: вот как он сам это описывает:

я отодвинул занавес и увидел в тусклом свете прямоугольную палату, метров в десять длиной, с каменным сводчатым потолком. Пол тоже был выложен каменными плитами, а в центре его лежал красный ковер. Там, на возвышении, стоял богато изукрашенный золотой трон. Я не уверен, но на сиденье, кажется, лежала красная подушка. Это был действительно величественный трон — сказочный королевский трон. На нем что-то стояло, что я поначалу принял за ствол дерева (около 4 — 5 м высотой и 0,5 м толщиной). Этот ствол доходил почти до потолка, и очень напоминал странную массу — сплав кожи и голого мяса; все венчало нечто вроде головы без лица и волос, на макушке которой располагался один глаз, устремленный неподвижно вверх.

Помещение довольно хорошо освещалась, хотя там не было ни окон, ни другого видимого источника света. От головы же полукругом исходило яркое свечение. То, что стояло на троне, не двигалось, но у меня возникло чувство, что оно в любой момент может соскользнуть и, как червяк, поползти ко мне. Я застыл в ужасе. В этот момент снаружи, сверху, послышался голос моей матери. Она воскликнула: «Взгляни, это же людоед!»

Впоследствии символическая связка Ока и Глаза оказывается у Юнга развита в одном из видений описанных в Красной Книге:

Я оказался в мрачном склепе, пол которого был покрыт влажными каменными плитами. Посредине стоял столб, с которого свисали веревки и топоры. У основания столба находилось ужасное змееобразное переплетение человеческих тел. Сначала я заметил фигуру юной девушки с прекрасными красно-золотыми волосами: под ней был наполовину скрыт человек дьявольской наружности, голова его была откинута назад, тонкая струйка крови стекала со лба. Два похожих демона бросились к ногам

девушки и телу на полу. На лицах у них было нечеловеческое выражение — это живое зло — их мускулы были тугими и мощными, а тела лоснились, как змеи. Они лежали без движения. Девушка держала руку над глазом человека, скрытого под ней — он был могущественнейшим из троих — рука ее крепко сжимала удочку, которую она направляла в глаз дьявола.

Я прервался, обливаясь холодным потом. Они хотели замучить девушку до смерти, но она защитилась силой крайнего отчаяния и сумела проткнуть глаз дьявола маленьким крючком. Если бы он шевельнулся, она вырвала бы его глаз последним рывком. Ужас парализовал меня; что случится, если он шевельнется? Голос говорил:

«Злой не может принести жертву, он не может пожертвовать глазом, победа с тем, кто может пожертвовать»

Видение исчезло. Я увидел, как душа пала во власть бездонного зла.

Сила зла несомненна, и мы не без оснований его боимся. Здесь не помогут ни молитвы, ни благочестивые слова, ни магические речи. Когда грубая сила приходит за тобой, ничто не поможет. Как только зло безжалостно овладевает тобой, ни отец, ни мать, ни правда, ни стена, ни башня, ни броня, ни защитные силы не помогут тебе. Бессильно и безнадежно ты падаешь в руки высшей силы зла. В этой битве ты совершенно один. Поскольку я хотел родить моего Бога, я также хотел зла. Тот, кто хочет создать вечную полноту, также создает вечную пустоту302. Нельзя предпринять одного без другого. Но если ты хочешь спастись от зла, ты не создашь Бога, все, что ты делаешь, прохладно и серо. Я хотел моего Бога ради благодати и бесчестья. А значит, я хотел и моего зла. Но я хотел, чтобы мой Бог был могучим и превзошел пределы счастья и блеска. Только таким я люблю моего Бога.

И блеск его красоты также заставил меня испробовать самое дно Ада. Нет ничего более важного для зла, чем его глаз, ибо только через его глаз пустота может завладеть блестящей полнотой. Из-за того, что пустоте не хватает полноты, она жаждет ее и ее сияющей силы. И она пьет ее при помощи своего глаза, который способен воспринять красоту и незапятнанное сияние полноты. Пустота бедна, и если у нее не будет глаза, ее положение безнадежно. Он видит прекраснейшее и хочет поглотить его, чтобы испортить. Дьявол знает, что прекрасно, и потому он — тень красоты и следует за ней повсюду, ожидая момента, когда прекрасное и благодатное пытается дать жизнь Богу.

Схожие идеи мы можем наблюдать и у Жоржа Батая в его Истории глаза, где глаз, оказывается также связан с Фаллосом и Солнцем.

Давайте попробуем понять - что же значит для нас глаз. Во первых нам надо сразу обозначить один важный момент - символика глаза в одинаковой степени актуальна для двух больших арканов - Дьявола (где козел имеет третий глаз а путь называется Айн) и Башни - где именно открытое око Бога разрушается гарнизон. Поэтому к символике глаза нам придется вернуться еще по крайней мере один раз. Крайне любопытно, что эти два аркана находятся в непосредственной близости, словно правый и левый глаза Гора.

Кроули сближает Око и Вожделение. В самом деле - именно глаз, взгляд является главным "эрогенным" органом. Магнетический взгляд, правильно направленный на объект притягивает эротически задолго до непосредственного перехода к делу. Глаз - это врата через которые внешний образ попадает во внутреннее пространство. Как орган зрения, глаз символизирует с одной стороны способность осознавать (жить значит видеть) а с другой - попадать под очарование внешних объектов. Именно в точке глаза происходит встреча двух субъектов.

Глаз как и лоно оказывается вратами. Независимо от пола, через глаза в наше я проникают образы мира и овладевают нами, вызывая желание овладеть ими. Именно поэтому глаз - это символ трансгрессии, нарушения границ. Дальнейший анализ символа Глаза мы продолжим в следующей главе, где символ глаза также актуален, а пока подведем итоги.

Дьявол - это не зло в чистом виде. Даже одержимость порой может освободить от слишком узких границ привычного мира, заставив соприкоснуться с неведомым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: