-Ребята, что бы научиться управлять своим голосом, нужно знать привила пения.
-Правило № 1. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Как приятно смотреть на мальчиков и девочек с красивой осанкой.
Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой.
Учитель выразительно читает текст:
Кистеня.
Если хочешь сидя петь.
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей.
Ноги в пол упри сильней.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно.
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.
-Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.
-Правило № 2. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.
-Правило№3. Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос.
|
|
-Сначала давайте выполним дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика
1. «Дышим тихо и плавно». Медленный вдох с расширением грудной клетки, задержать дыхание, выдох через нос (5-6 раз). Стоя, сидя.
2. «Воздушный шар». Дышим животом (нижнее дыхание) повторить (5-10 раз). Медленный плавный вдох, живот надувается. Медленный выдох.
3. «Воздушный шар в грудной клетке» (реберное среднее) 5-10раз
Руки лежат на ребрах, медленно выдохнуть. Клетка сжата, медленно вдыхать через нос, грудная клетка расширяется. На выдохе зажимается, плечи и живот не двигаются. Сидя, стоя.
4. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание) 4-8 раз
Рука лежит на ключице.
Артикуляционная гимнастика (ПожиленкоЕ.А.)
Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо эта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).
Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Строчка. Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
Пение распевки «Андрей-воробей».
|
|
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок,
Не тупи носок!
Пригодится носок
Клевать колосок!
После такой разминки мы готовы к пению.
Я предлагаю вам выучить песню Л. Книппера «Почему медведь зимой спит».
Послушайте:
а) Сегодня мы рассмотрим пример исполнительского развития музыки. Для этого разучим песню Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Прослушайте эту песню. Во время слушанья вы должны будете определить сколько в этой песне куплетов, и определить особенность исполнения каждого куплета. (Слушанье песни)
Текст песни
Слова А. Коваленкова
Музыка Л. Книппер
1 куплет
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шёл медведь к себе домой
В тёплой шубе меховой.
Шёл он шёл к своей берлоге
По просёлочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
2 куплет
Подняла лисица крик.
Зашумел тёмный лес,
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»
3 куплет
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной.
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.
б) разучивание песни
- Понравилась ли вам песня? О чем она? Одинаково ли звучали куплеты? (ответы детей).
- Правильно, мелодия куплетов одна и та же, но поются они по-разному в зависимости от текста куплетов. В первом куплете нарисована картина спокойного леса. Медведь тихо идет домой, в свою берлогу, таким же тихим, спокойным должно быть и исполнение (разучивание песни по строчкам и исполнение первого куплета детьми)
- Во втором куплете – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Как должна звучать музыка? (Быстро, взволнованно, шумно).
-Послушайте ещё раз второй куплет. (разучивание песни по строчкам, исполнение).
-А в третьем куплете медведь залез в берлогу, заснул, и в лесу стало спокойнее, чем в первом куплете. Послушайте, как я исполню 3 куплет. А теперь разучим его. (Разучивание песни по строчкам и исполнение 3 куплета. Исполнение детьми всей песни с передачей характера каждого куплета.)
- Итак, можно ли сказать, что в музыке есть развитие? Почему? Как развивалась музыка от куплета к куплету? (Ответы детей.)
-Эта песня является ярким примером исполнительского развития музыки. Композитор сочинил одинаковую мелодию для трех куплетов, но исполнение песни вами внесло в нее развитие, движение, изменение характера.
Финальное исполнение выученной песни.
в) слушанье музыкального произведения
- Но немаловажное значение в развитии музыки принадлежит композитору. Увидим мы это на примере произведения В. Каретникова «В зимнем лесу». -- Произведение «В зимнем лесу» написано для симфонического оркестра. Но, прежде чем послушать его, вспомните, что вы знаете о симфоническом оркестре (ответы детей). Что вы знаете о тембрах музыкальных инструментов (ответы детей, слушанье музыкального произведения).
-Изменяется ли настроение музыки на протяжении всего произведения? Что использует композитор для этого? (Ответы детей)
- Какие музыкальные инструменты вы узнали? (Ответы детей)
- Послушаем еще раз произведение (Повторное слушанье)
-Какое развитие музыки прослеживается в произведении? (Изменение мелодии, темпа и динамики, контрастное сопоставление частей, чтобы нарисовать картины разной зимы – серой, холодной, мрачной и солнечной, яркой, морозной).