Тема 7. «Философия и наука: проблема самоопределения философии в Новоевропейской культуре»

Вопросник:
1. Роль науки в новоевропейской культуре.

1. Становление науки в новоевропейской культуре.

Научная революция и ее роль в перестройке важнейших принципов научного мышления.

Изменение представлений человека о его взаимосвязи с природой привело к формированию опытной науки. Человек должен представить себя активным началом в исследовании природы, это связано с зарождением идеи экспериментального исследования в культуре Нового времени. Были возрождены основные натуралистические книги Аристотеля. Усилился интерес к естественнонаучным идеям.
Гроссетест (научные интересы: оптика, математика, астрономия). Использует методы фальсификации (используется там где нет еще никакой рациональной теории и естествоиспытатель должен произвести отбор гипотез) и верификации (предполагает установление зависимости путем наблюдений и проверку их в изолирующем эксперименте). Начинает развиваться противопоставление чисто математической теории и физико-метафизической. Математика описывает явления в чистом виде и ничего не говорит о том, почему это происходит именно так. Ответ на этот вопрос дает метафизика.
Бэкон. Схоластике противопоставлял программу практического назначения знания, с помощью которого человек может добиться своего могущества и улучшения жизни. Математика считается достоверной и несомненной. Но для лучшего понимания необходим опыт. Выделяются два основных способа познания – доказательство и опыт. Вводит понятие “опытная наука”. При этом ни Р. Гроссетест, ни Р.Бэкон не сомневаются в основах христианского мировоззрения. Поэтому нельзя говорить об “экспериментальной науке” в современном понимании. Речь идет только о необходимости опытного постижения божественных истин.
Реализация данных идей предполагало создание экспериментальной техники. Для этого требовались материальные ресурсы, которые появились в эпоху Возрождения. В данную эпоху увеличилось число инженеров, ученых-практиков. Но идея описания явлений языком математики развивалась медленно, т.к. её судьба зависела от эффективности применения в повседневной жизни. В это время меняется роль человека в мире. Зарождается новый тип мышления, связанный с приобретением автономности от церкви и религии. Индивид становится самодостаточным. Возникает экспериментально-математическое естествознание.
Н. Кузанский. Вводит методологический принцип совпадения противоположностей единого и бесконечного, максимального и минимального. Предположительный характер всякого человеческого знания. Уравнивает в правах науки, основанные на опыте и доказательствах. Механические средства измерения уравниваются в правах с математическим доказательством. Он приходит к выводу, что Земля не является центром Вселенной.
Научная революция и ее роль в перестройке важнейших принципов научного мышления.
Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, получили название научных революций. Главными компонентами основания науки являются идеалы и методы, научная картина мира, философские идеи и принципы. Перестройка оснований науки, сопровождающаяся научными революциями, может явиться, во-первых, результатом внутридисциплинарного развития, в ходе которого возникают проблемы неразрешимые в рамках данной научной дисциплины. Например, в ходе своего развития наука сталкивается с новыми типами объектов. которые не вписываются в существующую картину мира, и их познание требует новых познавательных средств. Это ведет к пересмотру основании науки. Во-вторых, научные революции возможны благодаря междисциплинарным взаимодействиям, основанным на переносе идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую, что приводит часто к открытию явлений и законов, которые до этой не попадали в сферу научного поиска. В зависимости от того.

Какой компонент основания науки перестраивается, различают две разновидности научной революции:
а) идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается;
б) одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания.
1я НР (17в) сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием норм и идеалов классического естествознания.
2я НР (кон.18 – нач.19вв) окончилась окончательным становлением классического естествознания, но способствовала началу пересмотра норм научного познания.
3я НР (кон.19-сер.20вв.): появление неклассического естествознания;
4я НР (кон.20в.) постнеклассическая наука привела к пересмотру всех компонентов классической науки. НР приводит к смене типов научной рациональности.
НР открывает новые горизонты развития личности и общества. Научные революции связаны с ослаблением ограниченности познаний человека о природе. Знание позволяет использовать силы природы в своих целях. Научные революции являются предвестниками технических революций. Технические революции приводят к ослаблению ограниченности физических возможностей.

2. Философия эмпиризма.

2. Философия эмпиризма.

Ведущая идея. Центральной проблемой новоевропейской философии является проблема обоснования знания. Научное знание рассматривается как результат эмпирического опыта. Для философии эмпиризма характерно рассмотрение чувственного опыта как основания мыслей и действий человека. Поиск методов научного познания, индукция как основной метод познания.

Важно знать. Исторические реалии и культурные процессы, подготовившие возникновение новой парадигмы философского мышления. Становление гносеологической парадигмы философского мышления, философия и наука: научное знание как способ достижения истины. Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона, проект великого восстановления наук и его значение для современного научного знания: знание как сила и власть (научное знание как инструмент покорения сущего – Хайдеггер). На основе данных принципов определите цели и задачи науки. Критическая программа Бэкона, учение об идолах, индукция как метод эмпирического познания.

Философские достижения и проблемы эмпиризма в философии Т. Гоббса и Д. Локка. Как эти авторы определяют статус разума и чувственного опыта? Почему в философии Гоббса эмпиризм получает наименование «сенсуализм»? В чем заключаются сильные и слабые стороны эмпиризма в толковании знания и познания. Почему традиция эмпиризма и сенсуализма приводит к субъективному идеализму (Дж. Беркли) и скептицизму (Д. Юм)?

3. Философия рационализма.

3. Философия рационализма.

Ведущая идея. Знание в рационалистической традиции рассматривается как результат деятельности человеческого разума. Принцип сogito (теоретический разум) как фундамент научной рациональности. Мысль, усилие мысли, представляется в рационализме онтологическим основанием существования человека как мыслящего и осознающего себя субъекта.

Важно знать. Место методического сомнения в онтологии Декарта. Почему акт сомнения, акт мысли становится основанием существования субъекта: cogito ergo sum? В ходе рассмотрения данной проблемы обратите внимание на то, что в онтологии Декарта Я открывается как мыслящее и осознающее себя – Я знает, опознает себя в опыте мысли – «res cogitans» (мыслящая вещь). Для онтологии Декарта характерен своеобразный дуализм, связанный с тем, что философ выделяет два типа субстанции – «res cogitans» (субстанция мыслящая) и «res extensa» (субстанция протяженная).

Понятие онтологического дуализма. Обращаясь к тексту Декарта «Первоначала философии», отметьте те фрагменты, где автор дает определение субстанциям.

Рассмотрев онтологию Декарта, целесообразно обратиться к его гносеологии. Здесь важно отметить роль Бога в процессе познания. Почему Декарт утверждает, что Бог не может нас обманывать, почему Бог, абсолютное бытие, есть условие познаваемости мира? Попытайтесь объяснить смысл данного утверждения. Обратившись к «Рассуждению о методе», обозначьте, как автор формулирует правила для руководства ума. Обратите внимание на сущность дедукции как метода рационального познания. Определите роль и место врожденных идей в процессе познания. Почему для того, чтобы познавать, необходимо уже иметь некое знание?

Традиция рационализма после Декарта связана, в первую очередь,
с именами Спинозы и Лейбница. Философия Спинозы. Онтология: бытие как абсолютная единая субстанция, бытие как Бог. В чем заключается принцип онтологического монизма? Пантеизм Спинозы. В чем различие позиций пантеизма и креационизма? Модусы и атрибуты субстанции, протяженность и мышление как два основных атрибута субстанции.

Философия Лейбница. Онтологический плюрализм: бытие как субстанция, понятие монады. Постарайтесь понять, почему, осмысляя мир, философ обращается к идее плюральности, множественности бытия. Монада как умопостигаемое, духовное начало, типы монад. Бог как абсолютная монада. Подумайте, в чем заключается сходство понимания бытия
у двух крупных представителей европейского рационализма – Декарта и Лейбница?

Концепция онтологического оптимизма. Почему человеческий мир есть наилучший из возможных миров? Сравнивая линию рационализма и линию эмпиризма, обратите внимание на то, в чем сильные стороны рационализма и в чем его слабости.

Задания:

1. Раскрыть философский смысл понятий «эмпиризм», «рационализм».

1. «Эмпиризм» - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, а всякое знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Тем самым эмпиризм выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума (как это представляется в рамках рационализма), а из опыта.

· Идеалистический эмпиризм – ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая при этом, что в основе опыта лежит объективный мир (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус).

· Материалистический эмпиризм – источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, П.‑А. Гольбах, К.‑А. Гельвеций).

«Рационализм» -это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посред­ством разума, который выступает его источником и критерием истин­ности.

Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает на­личие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т. е. преувеличивает роль одного из них.

Величайшей заслугой немецкого идеализма стало понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек (исследова­тель-Робинзон), а общество в целом.

Представление о социальной (об­щественной) природе познания в немецкой философии содержалось в философии Канта и, в особенности, у Гегеля. За кантовским «трансцен­дентальным субъектом» и гегелевским представлением об «объектив­ном духе» скрывалась глубочайшая идея о том, что познает не отдель­ный человек, а все общество в лице индивидуального исследователя. В философии Маркса социальная природа познания была представ­лена в материалистической интерпретации: «бытие определяет созна­ние», следовательно, способ осознания мира человеком зависит от рорм его социальной и экономической жизни.

Ступе­нями чувственного познания являются ощущения, восприятия, пред­ставления. Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кис­лый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимают­ся нами все качества яблока). Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памя­ти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосред­ственного воздействия на внешние чувства человека.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чув­ственного опыта недостаточно.

Задачу обобщения информации, полу­ченной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.

Рациональное (от лат. гайо — разум) познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключе­ния. Элементарной единицей рационального мышления является по­нятие.

Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выра­жается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент — это понятие, обозначающее любого человека, обучающего­ся в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индиви­дуальных различий: возраста, пола, специальности и т. п.).

Следующая ступень рационального познания — суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между пред­метами и их свойствами.

Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например: «Все уча­щиеся в университете — студенты».

2. Обьяснить проблематичность понимания «опыта» и «разума» в познании.

2. Опыт:

1. Понятие “опыт” в теории познания не отрицается как в эмпирическом, рациональном, так и в духовном уровнях.

2. Идет дифференциация духовного опыта на гностический, религиозный, мистический с различными вариациями в зависимости от предмета исследования и метода.

3. К любому опыту познания у личности должна быть своя предрасположенность (интенция, сдвинутость).

4. Личность создает свою систему познания и постижения себя, Бытия, Бога.

5. Опыт рассматривается как уровень овладения знаниями, превышающими их современное состояние.

6. Опыт становится формой отношения между личностью и объектом (Богом, Сатаной, человеком...). Это ориентирует личность на праведность или сатанизм, извращенность психики.

7. Опыт может рассматриваться как познание законов и манипулирование ими в различных вариантах (магизм, оккультизм, колдовство...).

8. Опыт может быть заблуждением, тогда личность приобретает печальную судьбу сумасшедшего.

Роль разума в познании.
Кант называет еще одну сферу интеллектуальной деятельности, высшую ее форму – это разум.

Разум – высшая контрольная и направляющая инстанция, и, в отличие от рассудка, который является сферой науки, - это сфера философии и диалектики. Диалектика по Канту - логика видимости. Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии, принимать кажущееся за действительное.

Кант уточняет понятие видимость – это иллюзия, которой никак нельзя избежать.

Нам кажется, что солнце движется по небосводу, это видят все, но на самом деле Земля вращается вокруг Солнца. Явление и видимость – разные понятия. Труднее дело обстоит с трансцендентальной, философской видимостью, когда высказываются суждения о вещах, лежащих за пределами возможного опыта.

Задача критики – внести ясность.

Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями, а с идеями. Идея, это такое понятие, которому в созерцании не может быть дан адекватный предмет.

Разум непосредственно направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для деятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы, которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям.

Он выполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок к определенной цели, ставит перед ним задачи. Разум очищает и систематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику, идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение.

В теоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочный категориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения, входящие за пределы опыта.

Теоретические идеи, по Канту, образуют систему, выведенную из трех возможный вариантов отношения к реальности: во-первых отношение к субъекту, во-вторых отношение к объекту, в-третьих – к тому и другому вместе, то есть ко всем вещам.

Отсюда возникают три класса идей: о душе, о мире, о Боге.

Кант считает, что как раз в области идей разум нуждается в самой основательной проверке и самокритике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: